Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Анонсы

Дата Анонс
25.04.2024 25 апреля запланирован выездной прием жителей Ставропольского района
26.04.2024 26 апреля в селе Александровка Большеглушицкого района состоится выездной прием граждан и будет организовано оказание бесплатной юридической помощи
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по видеоматериалу «Как воровали голоса на выборах в Самарской области. Фильм-расследование Михаила Матвеева»

Выборы

21 декабря 2016 года состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по видеоматериалу «Как воровали голоса на выборах в Самарской области. Фильм-расследование Михаила Матвеева», размещенному в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посвященное подведению итогов проверки.

В состав рабочей группы вошли секретарь Избирательной комиссии Самарской области Н.В.Таран, члены Избирательной комиссии Самарской области Н.В.Драчева и Н.В.Рогожин, сотрудники аппарата Избирательной комиссии Самарской области, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Л.В.Долонько. 

Депутатом Самарской Губернской Думы М.Н. Матвеевым в соответствующем обращении, поступившем в Избирательную комиссию Самарской области, было поставлено 7 вопросов, по результатам рассмотрения которых рабочей группой было установлено следующее.

1. По вопросу «допуска председателем комиссии Л.Я. Алтуховым и фактическим организатором процесса голосования на избирательном участке Л.И. Алтуховой к работе с избирательными документами постороннего лица, которое сделало отметки на 224 бюллетенях».

Требования по изготовлению, передаче и использованию избирательных бюллетеней установлены статьей 63 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). В соответствии с пунктом 16 указанной нормы Федерального закона на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

Согласно пункту 11 статьи 68 Федерального закона избирательные бюллетени, изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования являются бюллетенями неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются, Такие бюллетени отделяются при сортировке от остальных бюллетеней и в дальнейшем упаковываются и опечатываются отдельно. 

Видеозапись с камер видеонаблюдения, установленных на избирательном участке, позволяет подтвердить осуществление какой-то записи в правом верхнем углу избирательных бюллетеней (в месте для проставления подписей двух членов участковой комиссии и печати участковой комиссии), а не в квадратах, расположенных напротив сведений о кандидатах, избирательных объединениях. 

Статус лица, которое в данном случае осуществляло работу с избирательными бюллетенями подтвердить документально не представилось возможным, по причине нахождения избирательных документов УИК в СУ СК России по Самарской области. Между тем, показания членов УИК о том, что этим лицом является член УИК с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Н.Б. Колесниковой Т.Н. Баннова, не подвергаются сомнению.

Права члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (далее - ЧПСГ) установлены пунктами 22 и 23 статьи 29 Федерального закона, положения которых исключают право ЧПСГ на подписание и выдачу избирательных бюллетеней. 

Таким образом, усматривается незаблаговременное заверение избирательных бюллетеней подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и перепоручение данной избирательной процедуры ЧПСГ непосредственно перед началом времени голосования, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по подготовке ко дню голосования избирательных документов строгой отчетности со стороны председателя, секретаря УИК, а также члена УИК с правом решающего голоса Л.И. Алтуховой, повлекшей за собой нарушение требований пункта 16 статьи 63 Федерального закона. 

2. По вопросу «недопуска наблюдателей в помещение УИК до начала процедуры голосования, препятствование наблюдателям находиться в ходе голосования в помещении для голосования».

 В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1,2 указанной статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 

Порядок назначения наблюдателей урегулирован положениями пунктов 7,7.1 и 8 статьи 30 Федерального закона. Права наблюдателя закреплены пунктом 9 статьи 30 Федерального закона. 

Видеозапись с камер видеонаблюдения не позволяет установить нарушения прав наблюдателей на избирательном участке № 2506, связанные с недопущением их в помещение УИК до начала процедуры голосования и отказом в регистрации наблюдателей.

Просмотр видеозаписи во временной промежуток 07.20.00 – 07.24.20 показал, что Л.И. Алтуховой вносятся сведения о наблюдателе, прибывшем на избирательный участок. 

Вопрос о регистрации в качестве наблюдателя возник лишь в отношении Я.В. Крючкова, который прибыл в помещение для голосования 07.31 (по записи с камер видеонаблюдения, здесь и далее время указано московское) и которому Л.,И. Алтухова отказывает в регистрации по причине отсутствия сведений о нем в списке наблюдателей, что следует из его разговора с Л.И. Алтуховой. 

Иных нарушений прав наблюдателей по результатам просмотра видеозаписи установить не представляется возможным.

Жалоб на действия УИК, связанные с указанными М.Н. Матвеевым фактами, от лиц, присутствующих на избирательном участке № 2506 в качестве наблюдателей, ни в УИК, ни в ТИК, ни в Избирательную комиссию Самарской области не поступало. Между тем, в соответствии с подпунктом «з» пункта 9 статьи 30 Федерального закона наблюдатель обладает самостоятельным правом на обжалование в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действий (бездействия) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд. Актов судебных органов об удалении с избирательного участка № 2506 наблюдателей не имеется. 

Между тем, изученная видеозапись процесса голосования и подсчета голосов избирателей, свидетельствует о том, что места, выделенные для размещения наблюдателей, в поле обзора камер видеонаблюдения не находились, что свидетельствует о том, что организация деятельности УИК, связанная с обеспечением гласности избирательного процесса, осуществлена не па должном уровне. Из пояснений председателя УИК А.Я. Алтухова следует, что места, выделенные для наблюдателей, находились у входа в помещение для голосования, Учитывая расположение самого входа в помещение для голосования, усматривается, что размещение наблюдателей у входа в помещение для голосования не позволяло им с указанного ракурса держать в поле зрения одновременно места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, а также технические средства подсчета голосов. Увеличенные формы протоколов об итогах голосования вывешены на значительно удаленном от мест для наблюдателей расстоянии. Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении УИК положений пункта 11 статьи 61 Федерального закона, согласно которому помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей, а также пункта 9 указанной статьи Федерального закона, которым установлено, что в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, которая должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. 

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.2 статьи 64 Федерального закона при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться наблюдатели, которые вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов, 

Видеозапись позволяет установить, что на протяжении дня голосования член УИК Л.И. Алтухова предлагала наблюдателям покинуть помещение для голосования по различным причинам, что могло спровоцировать (послужить предпосылкой) нарушение прав указанных лиц. 
Нельзя отрицать, что вышеуказанным нарушениям способствует недостаточная площадь помещения для голосования, что визуально подтверждается видеозаписью с камер видеонаблюдения. 

Таким образом, усматривается неудовлетворительная работа УИК по оборудованию помещения для голосования, а также необходимость обращения к главе местной администрации, в целях выделения УИК № 2506 другого помещения, обеспечивающего возможность его оборудования в строгом соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.

3. По вопросу «нарушения членами комиссии тайны голосования и вмешательство в волеизъявление избирателей, включая заполнение бюллетеней за избирателей».

В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Федерального закона каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. 

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте !О указанной статьи (пункт 8 статьи 64 Федерального закона). В случае, сели избиратель, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю (пункт 10 статьи 64 Федерального закона). 

Из пояснений УИК, а также по результатам просмотра видеозаписи установлено, что избирателю, прибывшему на избирательный участок в 8.10 действительно требовалась помощь в проведении голосования, это следует из его диалога с членами УИК. Избиратель неоднократно повторяет, что он не видит. Л.И., Алтухова уточняет, является ли он инвалидом, предлагает ему прочесть текст бюллетеня, на что он отвечает, что определился с выбором за «ЛДПР»: «Всю жизнь голосовал за Жирнновского» - утверждает избиратель. Л.И. Алтухова демонстрирует памятку для наблюдателей. Член УИК оказывает помощь избирателю в заполнении одного избирательного бюллетеня сначала вне места для тайного голосования, потом сопровождает его в кабину для тайного голосования и находится в кабине для тайного голосования вместе с ним. Видеозапись позволяет подтвердить допущенные со стороны члена УИК нарушения пунктов 4, 8 и !0 статьи 64 Федерального закона. При этом, какого-либо давления на избирателя, в целях принуждения его к голосованию вопреки его воли со стороны УИК, иных лиц не установлено. 

В кадрах видеозаписи А.Я. Алтухов находился в кабине для голосования вместе с избирателем. 

В 8.47.40 предположительно наблюдатель от Политической партии СПРАВКДЛИВАЯ РОССИЯ оказывает помощь избирателю а заполнении избирательного бюллетеня вне места для тайного голосования. Л.И. Алтухова принимает участие в данном процессе, предположительно, разъясняя порядок голосования. При этом, Л.И. Алтухова не показывает избирателю, где поставить отметку в избирательном бюллетене, как утверждает М.Н. Матвеев в пользу кандидата М.Г. Сидухиной. 

В ходе голосования часть избирателей осуществляла голосование вне мест для тайного голосования - кабин для тайного голосования и ширм, что свидетельствует а неудовлетворительной организации работы по обеспечению условий голосования. 

Таким образом, усматриваются нарушения членами УИК требований пунктов 4, 8 и 10 статьи 64 Федерального закона, пункта 2,4 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением ПИК России от 06.07.2011 № 19/204-6.

Также Рабочая группа отмечает, что в ходе голосования председатель УИК А.Я. Алтуховым и членом УИК, оператором КОИБ-2010 С.П. Андреевым неоднократно осуществлялось опускание заполненных избирателями избирательных бюллетеней в КОИБ-2010, а также в стационарный ящик для голосования за избирателей, что противоречит требованиям пункта 11 статьи 64 Федерального закона, пункта 2.6 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 06.07.2011 № 19/204-6. 

4. По вопросу «Появления переносных ящиков (выносные урны) для голосования с бюллетенями вне процедуры их законного использования»

В соответствии с пунктом 8 статьи 66 необходимое для обеспечения голосования вне помещения для голосования количество переносных ящиков определяется  в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка. УИК подтверждает использование трех переносных ящиков для проведения голосования избирателей вне помещения для голосования. В данном случае использование трех переносных ящиков является правомерным, поскольку на территории избирательного участка № 2506 по состоянию на 1 июля 2016 года было зарегистрировано более 1 000 избирателей. 
Видеозапись с камер видеонаблюдения позволяет установить, что в 8.36.05 для голосования вне помещения для голосования из помещения для голосования отправляется первый переносной ящик для голосования, в 11.21.10 - второй переносной ящик для голосования. Просматривается, что указанные переносные ящики являются прозрачными, были опечатаны (опломбированы) и на момент отправления из помещения для голосования без содержимого. Отправление третьего переносного ящика камерами видеонаблюдения не зафиксировано. С помощью камер видеонаблюдения не удалось зафиксировать наличие третьего переносного ящика для голосования в помещении для голосования до начала голосования, а также в ходе голосования, процедуру опечатывания (опломбирования) всех используемых переносных ящиков в присутствии лиц, обеспечивающих гласность избирательного процесса. 
Установить лиц, которые проводили голосование вне помещения для голосования с переносными ящиками, а также в полном объеме соблюдение УИК порядка голосования вне помещения для голосования по видеозаписи также не представляется возможным. Вся избирательная документация, касающаяся обеспечения УИК процедуры голосования вне помещения для голосования, в настоящее время находится в СУ СК России па Самарской области. Из пояснения УИК следует, что с каждым переносным ящиком для голосования поочередно проводили голосование вне помещения для голосования член УИК и наблюдатели. При этом, второй и третий ящики для голосования и необходимые для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные документы доставлял группе для выездного голосования водитель, предоставляющий УИК услуги по управлению транспортным средством по гражданско-правовому договору. Между тем, в соответствии с пунктом 9 статьи б6 Федерального закона члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Таким образом, усматриваются случаи выдачи избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования на избирательном участке М 250б не членам УИК с правом решающего голоса, а постороннему лицу. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 66 Федерального закона председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении. При просмотре видеозаписи установлено, что указанное требование Федерального закона не было выполнено председателем УИК, Соответствующее извещение прозвучало только от члена УИК Л.И, Алтуховой н только перед выездом (выходом) группы для проведения голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования № 1 в 08.18.32, то есть менее чем за 30 минут до предстоящего отправления, что лишило наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса, находившихся на избирательном участке в день голосования, в полной мере реализовать право присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков № 2 и № 3, 

В 19.23.10 по времени видеозаписи в помещение для голосования висели трн заполненных переносных ящика для голосования. 

Согласно данным протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования УИК по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва вне помещения для голосования проголосовало 64 избирателя. По данным протоколов № 1 и № 2 об итогах голосования УИК по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва проголосовало 64 избирателя. 

Таким образом, усматриваются нарушения УИК порядка организации и проведения голосования вне помещения для голосования, предусмотренные положениями статьи 66 Федерального закона. 

 5. По вопросу «вбросов бюллетеней Андреевым С,П, при содействии А.Я. Алтухова и Л.И. Алтуховой»

 В 13,12.56 С.П. Андреев, который является членом УИК с правом решающего голоса и администратором КОИБ-2010, что подтверждается ведомостью № 63-03 от 02.09,2016 о проведении обучения членов участковых избирательных комиссий с решающим правом голоса операторов КОИБ-2010 при подготовке к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года, подходит к столу, за котором сидит Л.И. Алтухова и достает какие-то листы. Распознать, что данными листами являются избирательные бюллетени по видеоизображению с камер видеонаблюдения не представляется возможным. Листы размещаются С.И. Андреевым на краю стола, рядом со стационарной урной для голосования. В 13.15.02 С.П. Андреев в отсутствии избирателей пропускает через КОИБ- 2010 один лист. Из пояснений УИК следует, что это чистый лист, который был опущен в КОИБ-2010 по технической причине - КОИБ-2010 выдавал команду «ограничен функционал». Между тем, с данными доводами согласиться нельзя, поскольку если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные пунктом 2.4 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 06.07.2011 № 19/204-6, такие бюллетени, классифицируются КОИБ-2010 как бюллетени неустановленной формы и сканирующим устройством не принимаются, а возвращаются обратно в приемный лоток. Таким образом, техническая возможность пропустить чистый лист бумаги через сканирующее устройство КОИБ-2010 отсутствует. 

13.16.35, 14.43.42, 15.03.56, 15.07.50 никаких действий, на которые указывает М,Н. Матвеев, не осуществлялось, 

Просмотр видеозаписи с избирательного участка позволяет также предположить то, что по времени записи 15,03.22, 15.06.50 С.П. Андреев осуществил действия по опусканию, предположительно, избирательных бюллетеней в неустановленном количестве в стационарный ящик для голосования. Установить надежность приспособления, обеспечивающего закрытие доступа к прорези стационарного ящика, визуально не представляется возможным. Стационарный ящик в данное время располагается за КОИБ-2010, вне доступа прямого обзора наблюдателей и камер видеонаблюдения. 

Таким образом, усматривается необходимость в порядке компетенции обратиться в правоохранительные органы в целях проверки указанных фактов и в случае необходимости установления и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения требований действующего избирательного законодательства.

6. По вопросу «вброса Алтуховым А.Я. десяти бюллетеней вместо четырех, полученных им как избирателем.

Просмотр видеозаписи показал, что в 13.45 А.Я. Алтухов (председатель УИК) действительно получает избирательные бюллетени, количество которых визуально установить не представляется возможным, и проходит в кабину для тайного голосования. В 13.47.27 он выходит из кабины для тайного голосования, подходит к столу выдачи избирательных бюллетеней, далее, не задерживаясь, перемещается к КОИБ-2010 н начинает опускать в него предположительно избирательные бюллетени, при этом соответствующие действия осуществляются им 10 раз. Данное обстоятельство объясняется УИК тем, что А.Я. Алтухов опускал в КОИБ-2010 вместе с заполненными им лично также и заполненные Л.И. Алтуховой избирательные бюллетени (итого восемь избирательных бюллетеней). 
Однако в ходе просмотра видеозаписи указанные доводы не нашли своего подтверждения. Кроме того, из пояснений, представленных УИК, следует, что А.Я. Алтухов н Л.И. Алтухова голосовали на избирательном участке № 2506 по открепительным удостоверениям, Данный факт в ходе проверки подтвердился. Согласно данным, содержащимся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», и А.Я. Алтухов и Ю.И. Алтухова зарегистрированы по месту проживания на территории Самарского одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва, что исключало возможность осуществить голосование на избирательном участке № 2506, который входит в территорию железнодорожного одномандатного избирательного округа № 3, ввиду отсутствия у А.Я. Алтухова и Л.И. Алтуховой активного избирательного права на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по железнодорожному одномандатному избирательному округу № 3. Таким образом, указанным избирателям по открепительным удостоверениям могло быть выдано только по три избирательных бюллетеня каждому - для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по федеральному избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 153 «Самарская область - Самарский одномандатный избирательный округ»; для голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по общеобластному избирательному округу. 

Установить достоверно обстоятельства, связанные с выдачей А.Я. Алтухову десяти избирательных бюллетени, по видеозаписи не представляется возможным. 

Таким образом, усматривается предположение в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.22 КоАП РФ (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня) - выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя; получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя. Привлечение к административной ответственности по указанной статье осуществляют должностные лица органов внутренних дел (полиции). 

Иные обстоятельства, связанные с вбросом избирательных бюллетеней А.Я. Алтуховым, установить не представляется возможным. Также усматривается необходимость в порядке компетенции обратиться в правоохранительные органы в целях проверки указанных фактов и в случае необходимости установления и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения требований действующего избирательного законодательства. 

7. По вопросу «вброса неизвестным мужчиной в серой куртке с пакетом при содействии членов комиссии, выдававших бюллетени, восьми бюллетеней вместо четырех. 

Просмотр видеозаписи с камер видеонаблюдения показывает, что в 12.03,50 избиратель, которым следуя пояснениям УИК является муж члена УИК Г.М, Дерий, А.А. Дерий находится у стола выдачи избирательных бюллетеней, предположительно получая избирательные бюллетени. 12.05.45 он осуществляет заполнение избирательных бюллетеней около КОИБ-2010 (вне места для тайного голосования) и 12.07.37 А.Я. Алтухов начинает опускать их в КОИБ-2010. В результате указанных действий в КОИЬ-2010 указанным гражданином опущено четыре избирательных бюллетеня. В 12.08.08 указанный гражданин возвращается к столу выдачи избирательных бюллетеней, предположительно получает избирательные бюллетени и направляется в место для тайного голосования (ширму). Далее голосует в КОИБ-2010 в 12.10.50, опуская четыре избирательных бюллетеня. То обстоятельство, что в данном случае КОИБ-2010 принял избирательные бюллетени, доказывает тот факт, что в КОИБ-2010 н в первый и во второй раз указанным УИК гражданином были опущены именно избирательные бюллетени установленной формы. 

Из видеозаписи следует, что избирательные бюллетени А,А. Дерий выдавались членом УИК с правом решающего голоса Г.М. Дорий. Таким образом, усматривается предположение в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.22 КоАП РФ (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня) - выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя; получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя. Привлечение к административной, ответственности по указанной статье осуществляют должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Между тем, предпосылок применения незаконной избирательной технологии в данном случае не усматривается. 

Также в ходе проведения проверки Рабочая группа дополнительно установила, что тестирование КОИБ-2010 в день голосования камерами видеонаблюдения не зафиксировано. Увеличенные формы протоколов об итогах голосования на избирательном участке при подсчете голосов избирателей не заполнялись, что является нарушением требований пункта 9 статьи 61 и пункта 1 статьи 68 Федерального закона. В составе УИК 11 членов с правом решающего голоса, Между тем протоколы об итогах голосования № 1 и № 2 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также протоколы № 1 и № 2 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва подписаны 8 членами УИК. Сведений об отсутствующих членов УИК в протоколах отсутствуют, что является нарушением требований пункта 27 статьи 68 Федерального закона. 

Вместе с тем, оценка последствий допущенных УИК нарушений с позиции их влияния на установление действительной воли избирателей в настоящее время не относится к компетенции избирательных комиссий, поскольку согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Указанные М.Н. Матвеевым факты были предметом рассмотрения Железнодорожного районного суда города Самары по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва М.Н. Матвеева об отмене решения УИК об итогах голосования и проведении повторного подсчета голосов избирателей. Решением суда от 23 ноября 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения, в связи с тем, что судом не установлено нарушений требований избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей. Суд пришел к выводу, что материалами дела не подтверждены факты нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался заявитель, а также факты бездействия, связанного с необеспечением реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов, допущенного членами УИК и ее председателем. Судом в качестве доказательств исследовалась также видеозапись процесса голосования на избирательном участке № 2506, приобщенная к материалам дела ТИК по судебному запросу. 

Действия, связанные с фальсификацией образуют состав уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 142 и 142.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, установление которых и привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию Избирательной комиссии Самарской области, 

По результатам проверки Рабочая группа решила: 

1. За неоднократные нарушения требований действующего избирательного законодательства по подготовке и проведению голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва подведению итогов голосования на избирательном участке № 2506, обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации рекомендовать членам участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2506 в обязательном порядке - председателю УИК А.Я. Алтухову, заместителю председателя УИК О.В. Батаевой, секретарю УИК С.И. Бирюковой, членам УИК с правом решающего голоса Л.И. Алтуховой, С.П. Андрееву незамедлительно подать в ТИК заявления в письменной форме о сложении полномочий членов УИК с правом решающего голоса.

2. Рекомендовать Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Самары Самарской области: 

2.1. Взять на особый контроль выполнение УИК вышеизложенных рекомендаций н в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства принять решение о прекращении полномочий соответствующих членов УИК с правом решающего голоса и исключению их из состава УИК. 

2.2. Назначить в состав УИК взамен выбывших новых членов УИК с правом решающего голоса из резерва составов участковых комиссий, а также назначить ее председателя. 
2.3. Указать на необходимость усиления подготовки составов нижестоящих избирательных комиссий к проведению выборов, повышения уровня эффективности мероприятий по правовому обучению организаторов выборов и ответственности за соблюдением законодательства Российской Федерации о выборах в ходе реализации полномочий участковых комиссий по подготовке и проведению выборов. 

2.4. Разработать и представить в Избирательную комиссию Самарской области план мероприятий по практическому обучению членов нижестоящих участковых избирательных комиссий по проведению основных избирательных процедур, связанных, прежде всего, с организацией и проведением голосования в день голосования, голосования вне помещения для голосования, в том числе осуществлением взаимодействия членов УИК с наблюдателями, иными лицами, обеспечивающими гласность избирательного процесса, подведением итогов голосования и составлением протокола об итогах голосования и т.д., в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства. 

3. Направить в порядке компетенции результаты проведенной проверки в ГУ МВД России по Самарской области, СУ СК России по Самарской области, Главе городского округа Самара О.Б. Фурсову, а также в Прокуратуру Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "30 декабря 2016"

30 декабря 2016


Поздравление О.Д. Гальцовой с Новым годом и Рождеством

30 декабря 2016


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03