443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
2012 год в сознании большинства жителей Самарской области – это выборы Президента Российской Федерации и смена политического руководства региона. Это – вступление в ВТО и напряженное ожидание очередного экономического кризиса. Это – подъем гражданской активности и разочарование отсутствием духоподъемных, прорывных идей. Это – требования от власти правды в отношениях с обществом (будь то выборы или расследование резонансных дел) и безрассудная враждебность по мировоззренческим вопросам, вытекавшим из отношения к закону «Димы Яковлева», к Болотной и к «болотным», к выходке «Pussi Riot» и их уголовному преследованию, к религии в школах. Это – и громкие коррупционные дела от «Оборонсервиса» в масштабе страны до ЧП муниципального масштаба с Департаментом управления имуществом городского округа Самара. Это – героическая борьба с незаконными киосками и их фантастическое «восстание из пепла»; провалы на дорогах и прорывы теплотрасс. Это – многочисленные запреты, ограничения, ужесточения в самых разных сферах правоотношений, возрождение статьи «клевета» в Уголовном кодексе РФ и непрекращающиеся проверки общественных организаций, которых и без того считали нелояльными к власти, а теперь и вовсе объявили «иностранными агентами».
Какое отношение все это имеет к правам человека? Самое прямое. Президент РФ и Губернатор Самарской области – это гаранты соблюдения конституционных прав на территории страны и на территории субъекта Российской Федерации соответственно. От их политической воли, управленческих подходов, отношения к людям и правозащитным институтам зависит, как на самом деле будут реализованы права и законные интересы населения. А от гражданской активности зависят и доведение значимой информации до первых лиц, и влияние на качество управленческих решений.
«Двойные стандарты» следствия – это нарушение личных прав человека на неприкосновенность личности и свободу передвижения, и в резонансных делах правоохранителям стоит видеть не обывательский интерес к жареным фактам, а добиться честного и непредвзятого расследования. Уж если на глазах у всего общества вершится несправедливость, то на что рассчитывать простым гражданам, чьи беды остались не заметными для СМИ?
За фундаментальными математическими расчетами расстояний от пикетчиков до объектов стоит вопрос о подлинной свободе собраний для одних и «страх Манежной» для других.
За бесконечными налоговыми проверками и трогательной заботой об огнетушителях в офисах некоммерческих организаций кроятся неуклюжие попытки исполнителей угадать политическую волю и пригрозить не встроенной в вертикаль общественности, а по сути, - создание препятствий гражданам в их праве на свободу объединений.
Но для многих людей и права человека, и итоги 2012 года несли в себе совсем другое и гораздо более приземленное значение. Сотрудники завода – банкрота ЗАО «Рейд-1», некогда производящего приборы для атомных подводных лодок, остались без зарплаты – для них право на справедливое вознаграждение за труд осталось пустым звуком.
Фермер из Кураповки Богатовского района лишился цеха по переработке молока, пока местные власти и правоохранительные органы равнодушно взирали на конфликт сельчан – теперь они вряд ли поверят в право на защиту со стороны государства.
Жителям села Узюково Ставропольского района в морозные ноябрьские дни пригрозили отключением электричества – единственного источника тепла в здании бывшего дома колхозника, где они вынуждены проживать из-за отсутствия другого жилья и бездействия местной администрации – право на жилище, видимо, не для них.
Разрушенная плотина в Дубовке Красноармейского района и безразличие глав поселения и района – явления, несовместимые с правом на благоприятную окружающую среду.
Пожилой чете пенсионеров – инвалидов из Кошкинского района, потерявших сына в период его службы в армии, Министерство обороны РФ отказало в пособиях, страховых выплатах и пенсии по случаю потери кормильца, «забыв» исключить солдата из списков личного состава воинской части – и все красивые слова о праве на жизнь и о праве на социальное обеспечение остались для них только на бумаге.
С позиций защиты прав человека одинаково важны и системные проблемы, и базовые конституционные права, и право отдельной личности перед махиной всего государственного механизма. Внимание к жалобам не зависит от того, обратился ли к нам один человек или тысячный коллектив предприятия, а отношение к заявителям, разумеется, не зависит от их социального статуса, будь то вахтер или коммерсант, пенсионер или генерал.
Но какова дистанция между властью и населением, можно судить по тому, как часто письма к Уполномоченному начинаются словами, от которых сжимается сердце: «Извините, что отвлекаю Вас от важных дел, но мне больше не к кому обратиться». И, прежде чем заняться разрешением правовых и жизненных коллизий, в которые попали наши заявители, нередко приходится сначала «закапывать пропасть», объясняя и людям, и должностным лицам, что именно этот конкретный вопрос – самый важный, и что обратившийся человек – не юродивый проситель, а личность, гражданин и налогоплательщик, которому государство обязано, а не наоборот.
Губернатор Самарской области Меркушкин Н.И. с переживанием подчеркивает сложившуюся отчужденность власти от рядовых граждан, влекущую социальную апатию, унизительную, полуфеодальную неготовность разговаривать с властью на равных и недоверие ко всему.
Люди не верят продавцу в магазине, начальнику на работе, офицеру ДПС, законам, судьям, прессе, власти. Но есть еще один фактор этого недоверия. Стоит активной части общества начать говорить о проблемах, как со стороны власти раздаются сакраментальные окрики: «Не надо раскачивать лодку!», «не надо спекулировать на трудностях». Страх оказаться в списках «иностранных агентов, подрывающих устои» вынуждает людей быть скромнее в их требованиях к власти и «не высовываться».
Но что объединяет «болотных», «несогласных» и «иностранных агентов», с их креативной исключительностью, и фермера из Кураповки, и абсолютно бесправного жителя из не ведомого большой стране Узюково? Та же всеобъемлющая несправедливость: несправедливость чиновничьего произвола и равнодушия, несправедливость кичливого пренебрежения олигархической верхушкой бизнеса своей страной (областью, районом, селом) и несправедливость крайнего имущественного неравенства.
Слово «справедливость» просто утратило свой житейский смысл. Между вчерашними одноклассниками и коллегами – пропасть по уровню жизни и по отношению к ней. Когда на вопрос «Стали ли мы лучше жить?» люди цитируют: «…нет, но мы стали БОЛЕЕ ЛУЧШЕ одеваться» - они с горечью оценивают общественные реалии, близкие к социально-нравственной катастрофе.
«К сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа как работа людей абсолютно независимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной. Говорю это не для красного словца, говорю это абсолютно серьезно. И считаю, что вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав наших граждан…», - это слова Президента России Путина В.В. на встрече с уполномоченными по правам человека 16 августа 2012 года.
Как обычно, больше всего в 2012 году люди жаловались на нарушение их жилищных прав. Безнадежные жилищные очереди, рост тарифов и монументальные руины ветхого жилья. А в это время из бюджета уплывают миллиарды: только по проверкам Счетной палаты Самарской области в 2012 году выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере региона почти на 2,4 млрд. рублей[1].
При этом коррупция чаще всего оценивается в категориях угрозы безопасности государства, тогда как, по сути, и в первую очередь, это – угроза правам человека.
По-прежнему, много проблем в системе уголовной юстиции. Традиционно осужденные просят отменить приговоры, но в 2012 году возросло и количество жалоб на нарушение их социальных прав в части расчета пенсий, пособий и заработной платы.
Обращают на себя внимание жалобы, связанные с игнорированием и прямыми нарушениями публичных интересов жителей сельских поселений.
Сохраняются причины и предпосылки нарушений права на благоприятную окружающую среду и права на собственность в силу отсутствия системных подходов к развитию застроенных территорий в крупных городах.
Статистика обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области, поступивших в 2012 году |
|||||
№ п/п |
Наименование права |
Количество |
Доля от общего числа |
||
Письменные и электронные |
Устные |
Итого |
|||
1. |
Право на жилище |
529 |
251 |
780 |
23,18% |
2. |
Права человека в местах принудительного содержания |
379 |
103 |
482 |
14,32% |
3. |
Право на гражданство Российской Федерации, свободу передвижения и выбор места жительства |
130 |
13 |
143 |
4,25% |
4. |
Права человека в судебной системе |
129 |
131 |
260 |
7,73% |
5. |
Право на социальную защиту |
122 |
84 |
206 |
6,12% |
6. |
Право на собственность |
147 |
118 |
265 |
7,88% |
7. |
Право на труд |
92 |
78 |
170 |
5,05% |
8. |
Права человека в системе правоохранительных органов |
236 |
100 |
336 |
9,99% |
9. |
Право на благоприятную окружающую среду |
97 |
50 |
147 |
4,37% |
10. |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
70 |
41 |
111 |
3,30% |
11. |
Право на обращение в органы власти |
38 |
36 |
74 |
2,20% |
12. |
Право на образование |
26 |
9 |
35 |
1,04% |
13. |
Права человека в Вооруженных Силах Российской Федерации |
15 |
2 |
17 |
0,51% |
14. |
Право избирать и быть избранным |
5 |
1 |
6 |
0,18% |
15. |
Право на доступ к информации и свободу слова |
4 |
2 |
6 |
0,18% |
16. |
Право на свободу собраний |
3 |
2 |
5 |
0,15% |
17. |
Иные |
104 |
218 |
322 |
9,57% |
18. |
Итого |
2126 |
1239 |
3365 |
100% |
Кроме того, Уполномоченным по правам человека и сотрудниками его аппарата проведено 4 системных выездных приема граждан в муниципальных образованиях, 3 тематических приема граждан и 68 выездных проверок в муниципальные образования с посещением социальных объектов, органов внутренних дел и учреждений исполнения наказаний. Еще более 3 000 консультаций были даны специалистами аппарата при обращении по каналам связи.
Насколько успешными оказались процессы восстановления прав заявителей, обратившихся в аппарат Уполномоченного по правам человека? В 2012 году по обращениям Уполномоченного по правам человека в Самарской области в интересах граждан уполномоченными органами было возбуждено 10 уголовных дел (в 2011 году – 3), привлечено к административной ответственности 46 лиц (в 2011 году – 33), к дисциплинарной ответственности – 24 должностных лица (в 2011 году – 9), отменено 81 незаконное решение должностных лиц (в 2011 году – 17), внесено 67 представлений и 3 протеста органами прокуратуры, 50 предписаний об устранении нарушений, направлено в суд 159 заявлений, вынесено 4 судебных решения с учетом мнения Уполномоченного.
Но хочу обратить внимание, что не этими количественными показателями характеризуется деятельность Уполномоченного по правам человека и его аппарата, а разрешением правовых проблем и конфликтных ситуаций по сути. С учетом того, что содержание почти каждого из обращений предполагает работу по различным сферам правоотношений и взаимодействие с несколькими ведомствами, формализация отчетных показателей не отражает всей полноты картины. Более того, мы также работаем с заявителями, чьи жалобы не являются обоснованными: даже если человеку «не положено» что-либо по закону, ему, как правило, все равно требуется помощь и моральная поддержка. Поэтому изыскиваем иные способы помощи, в том числе, «негосударственные», обращаясь и за благотворительной помощью, и к организациям частно-правовой формы, на которые компетенция Уполномоченного строго по закону не распространяется. Но в 2012 году не было ни одного случая отказа от кредитных организаций и коммерческих структур, которые бы отказали людям, оказавшимся в тяжелой, а иногда и трагической жизненной ситуации. Вместе с тем, Уполномоченный считает гораздо более важным сущностное изменение негативных, дискреционных практик и разрешение системных проблем в реализации прав человека.
По системным проблемам нарушения прав человека Уполномоченным готовятся специальные доклады. В 2012 году был подготовлен специальный доклад «О реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение жилого помещения», посвящённый проблемам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, проживающих на территории Самарской области. В докладе были поставлены вопросы о разработке нормативно-правовых актов Самарской области в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего порядок обеспечения жильем детей-сирот[2], о сохранности жилья, закрепленного за лицами этой категории, об освобождении от оплаты за коммунальные услуги на время их пребывания в государственных образовательных учреждениях и службы в армии и, главное – о наличии самого жилья, соответствующего социальным нормам.
И, если с разработкой нормативно-правовой базы вопрос решился оперативно, то большинство глав муниципальных образований честно сказали, что на их территориях практически отсутствуют жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, а стоимость квартир на вторичном рынке превышает суммы денежных средств, выделяемых на их приобретение[3]. Предлагаю Правительству Самарской области и депутатам Самарской Губернской Думы системно подойти к сохраняющимся проблемам и новым рискам, обсудив «нерешаемые» проблемы в обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа.
Направляя ежегодный доклад в органы власти, мы также рассчитываем не на дежурную политкорректность в жанре «принять к сведению», а на реагирование по существу поставленных вопросов. Отдельные отписки еще встречаются: «предложения и рекомендации рассмотрены в полном объеме и взяты под особый контроль»[4], а то еще и «предложений и рекомендаций не имеется»[5]. Удивило в прошлом году министерство имущественных отношений Самарской области, проведя коллегию без приглашения Уполномоченного и поставив его в известность постфактум, что «доклад обсудили».
В Самарской области сложилась практика рассмотрения ежегодных докладов Уполномоченного на заседаниях комитетов в Самарской Губернской Думе, на пленарном заседании Самарской Губернской Думы и принятие постановления Думы на основе законотворческих предложений омбудсмена.
Из стенограммы встречи Президента Российской Федерации Путина В.В. с российскими уполномоченными по правам человека 16 августа 2012 г.:
СКУПОВА И.А.: Уважаемый Владимир Владимирович! … Мы все нацелены на результат и вместе с органами власти должны быть убедительными перед людьми, которые обратились к нам с доводами, с болями. Мы должны с юридического на русский перевести, почему невозможно мгновенно решить проблему, когда и каким порядком она будет решена с учетом всего свода обстоятельств и возможностей государства. С учетом всего этого мы бы просили, Владимир Владимирович, найти возможность рекомендовать всем органам власти на федеральном, на региональном уровнях более содержательно, более внимательно относиться к докладам уполномоченных, реагировать на них и, конечно, использовать эффективные сложившиеся практики. ПУТИН В.В.: Рассмотрение ежегодных докладов уполномоченных по правам человека. На каком уровне и в какой форме? СКУПОВА И.А.: Я буду говорить применительно к регионам. ПУТИН В.В.: Да, конечно. СКУПОВА И.А.: В соответствии с законом, уполномоченный вносит доклад губернатору, председателю законодательного собрания региона и направляет также прокурору, председателю областного суда. Это обязательно. Ну и дальше, конечно, мы распространяем в библиотеки, по всем органам власти, в том числе, по муниципалитетам. Но вот законодателями не урегулирован вопрос, а как должен реагировать глава субъекта… ПУТИН В.В.: Извините, что перебиваю, вы разослали и все. Этого достаточно или нет? СКУПОВА И.А.: Конечно, нет. ПУТИН В.В.: Значит, это просто ваш документ, а этот документ должен быть рассмотрен. Кем, в какой форме, в какие сроки? Вот вопрос. Это не отрегулировано, да? СКУПОВА И.А.: Вот это как раз не урегулировано законом. И первоначально, заступая на должность, уполномоченный буквально, как в космос, направляет доклады. Потом уже берут в оборот своих должностных лиц, и складывается постепенно практика. ПУТИН В.В.: Понятно. С этим понятно. Как раз это и нужно отрегулировать, видимо, в законе. |
Вопросы, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти региона, рассматриваются Губернатором Самарской области и в ходе коллегий профильных министерств Правительства Самарской области, по итогам которых принимаются соответствующие решения. Вопросы местного значения анализируются на совещаниях в муниципалитетах и предполагают отзывы глав городов и районов на предложения Уполномоченного по правам человека.
Также реагируют и федеральные ведомства в лице их руководителей из территориальных подразделений, включая проведение внутренних проверок по наиболее явным фактам нарушения прав граждан.
Многие поставленные вопросы получили разрешение.
Так, гражданам, получающим земельные участки для строительства в собственность бесплатно, теперь не нужно тратиться на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам[6].
Министерством имущественных отношений Самарской области проведена большая работа по оптимизации сроков рассмотрения обращений граждан в министерство.
В муниципальных образованиях активизировалась работа по разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки – без этого нельзя строить, а значит, и гражданам нельзя рассчитывать на жилье и землю[7].
Услышана была просьба о поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги и правовую помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации[8].
Хочу подчеркнуть, что принятые решения – это результат деятельности органов законодательной и исполнительной власти.
Вместе с тем, не произошло увеличения финансирования капитального ремонта индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах ветеранам Великой Отечественной войны и лицам приравненных категорий, хотя ремонта ожидают 13 760 человек.
Несмотря на острую необходимость профессионального взгляда на качество отремонтированных многоквартирных домов, представители государственной жилищной инспекции Самарской области в 2012 году в работе комиссий по приёму в эксплуатацию зданий участия так и не принимали[9].
Несмотря на растущую потребность в стационарных учреждениях для лиц с психоневрологическими заболеваниями, реконструкция Тимашевского пансионата для инвалидов не только не была завершена, но и вовсе встал вопрос о ее целесообразности[10].
Более подробно достаточность мер реагирования на проблемные вопросы, затрагивающие права человека, изложены в тексте доклада.
Конечно, далеко не все проблемы разрешимы на местном и региональном уровнях. Являясь сопредседателем Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека, омбудсман Самарской области принимает участие в постановке вопросов и продвижении предложений на федеральном уровне.
Содействуя развитию международного сотрудничества в области прав и свобод Уполномоченный по правам человека в Самарской области в течение 2012 года принимал участие в международных мероприятиях с участием представителей Организации Объединенных Наций, Департамента по правам человека и правовым отношениям Совета Европы, омбудсменов европейских государств и стран СНГ.
В рамках правового просвещения Уполномоченный по правам человека регулярно встречается с различными группами населения, рабочими коллективами и студентами самарских вузов.
В вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению Уполномоченный по правам человека взаимодействует с Палатой адвокатов Самарской области и Государственным юридическим бюро – там, где заканчиваются полномочия омбудсмена и требуется представительство интересов граждан в судах.
Еще одна важная часть работы Уполномоченного обусловлена не буквой, а духом закона, определяющего его деятельность. Наша структура – не только государственный орган власти, но и институт гражданского общества. И в силу этой природы нельзя ограничиваться решением только формально-юридических задач и не быть чувствительными к общественным настроениям, не реагировать на них.
В 2012 году, как и в течение последних лет, мы ощущаем весьма негативные отношения в обществе, населения к власти, власти к людям, внутри и между социальными группами. Взаимные обвинения либералов и консерваторов, коммунистов и демократов, богатых и нищих, чиновников и оппозиционеров, священников и атеистов, силовиков и «слабаков» - интеллигентов, националистов и космополитов стали неотъемлемой частью общественной жизни.
Отчуждение, равнодушие, цинизм, скепсис, тотальное ожесточение – на этом фоне взывать к общечеловеческим ценностям крайне сложно. Градус неприятия различных социальных групп только возрастает, несмотря на снижение протестной уличной активности. В прошлом году возникли новые темы и поводы для дискуссий, которые больше раскалывали общество, чем объединяли его. Природа и сущность этих расколов различны, но сплошь и рядом они ведут к восприятию инакомыслящих людей и групп как враждебных уже в силу самого факта их существования. И эта экзистенциальная вражда проявляется в любых сферах – социальной, религиозной, даже эстетической.
Но помимо протестной активности и враждебности, есть и позитивная энергия общественного диалога и осмысления ситуации. Идет самоорганизация гражданских сообществ, консолидирующихся для решения вопросов местного значения. Развивается добровольческое движение, которое инициирует и находит способы – с чиновниками или без них – помогать тем, кто более всего в этом нуждается. В Самарской области достаточно силен запрос на конструктивное взаимодействие с властью и немало заинтересованных, мыслящих людей, чтобы реализовать именно этот вариант.
По инициативе Уполномоченного совместно с гражданскими активистами был подготовлен проект Концепции взаимодействия институтов и представителей гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления на территории Самарской области. Ее ключевые положения направлены на преодоление причин сбоев в коммуникациях между властью и населением, на развитие гражданских инициатив и на обеспечение каналов адекватной и своевременной трансляции проблем «снизу».
Одним из таких каналов «снизу» и является доклад Уполномоченного по правам человека. И, хотя он подписан одним должностным лицом, это – результат анализа фактов и процессов не только сотрудниками аппарата, но и экспертным сообществом, и квалифицированной юридической, и правозащитной общественностью, с которыми мы взаимодействуем на протяжении года и при подготовке доклада.
Помимо того, что они являются признанными авторитетами в своих профессиональных областях, как правило, эти люди очень чувствительны к несправедливости и к неправде – именно поэтому они и являются нашими партнерами.
Избежать субъективных оценок позволяет также анализ статистических данных, предоставляемых органами власти по запросам Уполномоченного и мониторинг средств массовой информации. Сопоставление этих материалов с количеством и содержанием жалоб позволяет определить масштаб проблем и степень их «запущенности» или непризнания, неприятия их в контексте нарушений прав человека представителями управленского аппарата.
Хочу подчеркнуть, что не стремление уличить любой ценой чиновников в бездушии и не демонстрация побед в деле борьбы за права человека лежат в основе подготовке доклада.
Целеполагание этой работы заключается в намерениях еще и еще раз объясниться по поводу несправедливых ситуаций и спорных фактов, достучаться, добиться понимания в интересах людей, усомнившихся в силу своих жизненных обстоятельств в действенности Конституции и власти.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области И.А. Скупова
[1] Отчет о работе Счетной палаты Самарской области за 2012 год. Сайт Счётной палаты Самарской области http://sp.samregion.ru/activity/reports/4250/
[2] Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
[3] Отзывы на специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение жилого помещения»: письмо и.о. Главы городского округа Октябрьск Проскура Г.А. Исх. № 759 от 01.03.2013 г.; письмо заместителя Главы муниципального района Камышлинский Шайхутдинова М.Н. Исх. № 761 от 01.03.2013 г.; письмо заместителя Главы муниципального района Хворостянский Новикова Н.В. Исх. № 778 от 05.03.2013 г.; письмо и.о. Главы Муниципального района Клявлинский Лемаева А.М. Исх. № 233/1 от 21.03.2013 г.
[4] Отзыв на доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О проблемах в реализации прав и свобод человека на территории Самарской области за 2011 год» заместителя Главы муниципального района Волжский Смородина Н.П. Исх. № 02-26-4947 от 23.08.2012 г.
[5] Отзыв на доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О проблемах в реализации прав и свобод человека на территории Самарской области за 2011 год» Главы муниципального района Ставропольский Пучкова А.С. Исх. № 3558 от 08.08.2012 г.
[6] Законом Самарской области от 09.04.2012 № 27-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» часть 3.4 статьи 10.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» признана утратившей силу.
[7] Постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 № 239 местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по разработке документов территориального планирования из областного бюджета были предоставлены и распределены субсидии в размере 154,16 млн. рублей.
[8] В 2012 году заключены договоры и государственный контракт с Самарской региональной общественной организацией инвалидов «Центр социальных инициатив» на оказание услуг по социально-реабилитационному сопровождению инвалидов по зрению проживающих в г.о. Тольятти на общую сумму 499,8 тыс. рублей. Самарским областным отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», осуществляющим социально-медицинское обслуживание тяжело больных людей на дому, было предоставлено свыше 270 000 услуг по социально-медицинскому обслуживанию на дому 350 физическим лицам на сумму 5 913 000 рублей. 01.06.2012г. был организован конкурс социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций и еще 33 социально-значимых проекта были профинансированы в объеме 23420,0 тыс. рублей из средств областного бюджета.
[9] Письмо и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Макаровой Г.Н. Исх. № 2510-4 от 05.02.2013 г.
[10] Письмо и.о. министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Рубежанского О.Ю. Исх. № 5/173 от 05.03.2013 г.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03