Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ирина Скупова госслужащим: «Два раза – это уже система!»

Государственные и муниципальные служащие органов власти на лекции.  Ирина Скупова привела примеры из жизни, которые многих "задели за живое".

22 мая в Международном институте рынка (МИР) Уполномоченный по правам человека в Самарской области встретилась с государственными и муниципальными служащими органов власти. Специалисты пришли на лекцию  омбудсмана в рамках программы по повышению квалификации. Речь шла о повышении эффективности в работе с обращениями граждан.
В краткой исторической справке Ирина Скупова вспомнила времена, когда уполномоченных по правам человека в России  можно было пересчитать на пальцах. В 2004 году их было всего 20. Сейчас омбудсманы есть практически в каждом субъекте Федерации. В чем секрет «живучести» этого института? Ведь властные полномочия омбудсменов невелики, а их замечания и предложения носят рекомендательный характер. Даже законодательная инициатива есть далеко не у всех.
– Восполнение дисфункций органов власти, – вот чем занимается Уполномоченный по правам человека, – сказала Ирина Скупова. – Перефразируя Достоевского, – напоминает миру о цене слезы ребенка. Ведь, как правило, к  нам обращаются люди, «загнанные в угол». Причем, на каждом отдельном этапе все действия властей вроде бы законны, а в итоге – грубое попрание прав.
Причины разные. Дело не обязательно в коррупции или злонамеренности чиновников, хотя и такое бывает. Порой «сбоит» система. Ведь властные полномочия госструктур всегда четко ограничены, функции каждого звена строго формализованы. Тотальное «упорядочивание»  порой приводит к реальному «непересечению» функций, неспособности решить проблему «строго по инструкции». И если, заметив тупиковую проблему,  никто даже не пытается выходить на другой уровень, искать иные способы и подходы, она ведет себя как раковая опухоль, о которой не знают и поэтому не лечат. Чем дольше системный «сбой» не признается, тем больше времени и средств потребуется на его устранение.
– Умный госслужащий понимает, что два «нерешаемых» обращения по одной и той же проблеме, – это уже признак «системного сбоя»,– подчеркнула Ирина Скупова. – Это повод для размышления и, возможно,  подачи «сигнала» наверх.
Ирина Скупова привела примеры того, как неумение или нежелание видеть за фактом событие, а за повторяющимися проблемами – системный сбой,  привели к росту социального напряжения в нашей области. 
– В 2006 году пошли жалобы молодых мам на недостаток детсадов,– напомнила она. – «Продвинутые» и хорошо образованные мамы не паниковали, они изучали опыт соседних регионов и предлагали конкретные пути решения проблемы. Но тогда вместо немедленного реагирования власти ссылались на отсутствие средств, расписывали, кому переданы здания садиков. В 2008 году раздосадованные бездействием властей, мамы пошли на митинги, но их опять не услышали, а на теме лишь спекулировали, кому не лень, в ходе выборных кампаний. И только в 2010 году, когда проблема детских садов буквально «взорвалась» по всей стране, начали думать о реальных путях решения проблемы. В ближайшем будущем история может повториться со школами. В 2011 году мы обратили внимание на грядущий дефицит мест в школах. Это было очевидно: «беби-бум» на фоне сотен закрытых детсадов, зданий, отданных под офисы и коммерческие структуры. От этой назревающей проблемы тогда отмахнулись, а в этом году министерство образования заявило, что она в регионе уже обозначилась.
В конце концов, «разгребать» застарелые «больные» проблемы все равно приходится государству, а значит, и рядовым чиновникам тоже. Но если работать с обращениями граждан не по принципу «это не моя компетенция» и «как же вы все мне надоели», а с пониманием непременной связи между жалобой и системным «сбоем», – кризисных моментов станет меньше.
Начальство, мыслящее свершениями и достижениями, оперирующее макропоказателями, подписывающее в день десятки документов, может не вникнуть в суть каждого обращения граждан, заметить «системность» проблемы. А вот вдумчивый и грамотный подчиненный может вникнуть, систематизировать и доложить начальству, обосновать необходимость решения. В этом и должна заключаться суть эффективной работы с обращениями граждан.  
Не все проблемы с нарушением прав «закладываются» беспечностью и недальновидностью чиновников. Пробелы в законодательстве – не менее частая причина.
– В 2005 году из списка льготников, которым предоставляется внеочередное право получения жилья, исчезли одинокие мамы, – привела пример Ирина Скупова.– Как объяснить самарчанке Б., которая буквально накануне получения квартиры в одночасье оказалась в конце очереди? Что ответить бабушке К., которая попыталась отстоять полноценное питание для внучки в частном детском садике, за что получила тумаков от директора комбината питания, а в результате выяснилось, что качество питания в частных детсадах ни город, ни область не контролируют, потому что это нигде не прописано? Какого мнения о власти будет самарчанка П., которую не один год «водили за нос» в минимуществе, методично отказывая ей в предоставлении земельных участков, которые она самостоятельно находила и ставила на кадастр? «Отмазка», за которую прятались чиновники, – «нигде не прописано, что мы обязаны ей помогать в поисках участка»! 
– А какие пути решения этих проблем  видите Вы? – спросили из зала.
– Участок у самарчанки П. все равно появится, – сказала Ирина Скупова.– И хотя кто-то из чиновников, похоже, пошел на принцип, поверьте, правдивая информация и факты порой гораздо сильнее амбиций и интриг. По питанию в частных детских садах мы уже обратились в Губдуму. Думаю, депутаты  не отдадут питание ребятни на откуп недобросовестным людям. Ситуация с самарчанкой Б. сложнее. Мы пытаемся помочь, ищем подтверждение статуса ветерана ВОВ для ее отца. Если это удастся, Б. получит жилье как член его семьи. А пока ее поддержат материальной помощью. Это не решит проблему, но помощь и поддержка для этой семьи тоже очень важны. 
– А что делать, если госчиновник высокого уровня злостно не исполняет решение суда, – задали из зала еще один вопрос, – заявляя, что никакие решения ему не указ?
– Для начала надо разобраться в ситуации, – ответила Ирина Скупова.– И если это действительно так, то неисполнение решения суда для чиновника  вполне может стать причиной отстранения его от должности.

 


 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03