Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Анонсы

Дата Анонс
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания: мифы и реальность

Правовое просвещение

Условно-досрочное освобождение – это наиболее реальный шанс для осужденного выйти на свободу, не отбывая полностью весь назначенный судом срок наказания.

В аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области довольно часто поступают обращения осуждённых, связанные с применением условно-досрочного освобождения. Анализ содержания указанных обращений показывает, что при подготовке ходатайств об условно-досрочном освобождении осуждённые повторяют одни и те же достаточно распространенные ошибки. Так, например, некоторые осуждённые, слабо ориентируясь в требованиях законодательства, регламентирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, при подготовке ходатайств пользуются распространенными заблуждениями и всевозможными мифами.

В данном издании приводятся ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы осуждённых, касающиеся условно-досрочного освобождения.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

О.Д. Гальцова

 

Миф первый:

«Осуждённый, отбывший определённую часть наказания, получает право на условно-досрочное освобождение».

Реальность:

Смысл условно-досрочного освобождения заключается в непосредственном выражении государством конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости и законности, изложенных в части 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что каждый осуждённый за совершение преступления имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Право осуждённого просить о смягчении наказания может означать не только замену одного вида наказания на другой, более мягкий, но и возможность освобождения от отбывания наказания, хотя и при соблюдении определенных условий.

Таким образом, у осуждённого, отбывшего определенную часть срока наказания в виде лишения свободы, возникает не право на условно-досрочное освобождение, а право на обращение в суд с ходатайством о рассмотрении возможности условно-досрочного освобождения.

Миф второй:

«По некоторым составам преступления условно-досрочное освобождение не применяется».

Реальность:

Законодательство Российской Федерации не делает исключения для отдельных преступлений. В соответствии со ст. 79 УК РФ возможность применения условно-досрочного освобождения распространяется на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части.

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких преступлений, только после фактического отбытия не менее половины срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, ранее уже освобождавшихся условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено в связи с совершением ими нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом, а так же в случае совершения преступления в период не отбытого срока, могут претендовать на повторное условно-досрочное освобождение только после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в отношении которых ранее условно-досрочное освобождение отменялось по любой из имеющихся у них непогашенных судимостей, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия двух третей нового срока наказания.

- Осуждённые, отбывающие наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления террористической направленности (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ) и организацию преступного сообщества или преступной организации, а так же участие в них (ст.210 УК РФ), могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее трех четвертей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, только после фактического отбытия не менее четырех пятых срока наказания.

Миф третий:

«Для того чтобы обратиться с ходатайством осуждённый должен фактически отбыть в одном и том же исправительном учреждении не менее шести месяцев»

Реальность:

Действительно, согласно требованиям п. 4 ст. 79 УК РФ, фактический отбытый срок лишения свободы, после которого осуждённый может обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении, не должен быть менее шести месяцев. Но это значит, что осуждённый должен отбыть не менее шести месяцев лишения свободы всего, а не только в одном исправительном учреждении.

Миф четвертый:

«Обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении непосредственно в суд, минуя администрацию исправительного учреждения, ускорит процедуру его рассмотрения».

Реальность:

Законодательство Российской Федерации не лишает осуждённого или его адвоката права на обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении непосредственно в суд.

Вопреки ожиданиям это не ускорит процедуру рассмотрения ходатайства, а напротив её удлинит, так как, получив ходатайство суд должен вынести определение о его направлении администрации исправительного учреждения. Согласно ст.175 УИК РФ именно на администрацию возложены обязанности по направлению в суд характеристики на осужденного, которая должна содержать в себе сведения о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течении всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения.

Только после этого ходатайство вместе с характеристикой и личным делом может быть направлено в суд для рассмотрения по существу.

Миф пятый:

«При рассмотрении в суде ходатайства об условно-досрочном освобождении участие защитника обязательно»

Реальность:

Обязательное участие защитника при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении требованиями законодательства не предусмотрено. Однако, осуждённый может заключить договор с адвокатом и пригласить его для подготовки ходатайства и участия в судебном заседании. При отсутствии у осуждённого возможности оплачивать услуги адвоката, он может обратиться в палату адвокатов с просьбой о выделении ему для оказания бесплатной юридической помощи защитника по назначению.

Миф шестой:

«На вынесение судом положительного решения о применении условно-досрочного освобождения  влияют  наличие  у осужденного малолетних детей, больных родственников, состояние его здоровья,  а также ходатайства каких-либо организаций и должностных лиц».

Реальность:

Наличие у осуждённого малолетних детей, больных родственников  и состояние его здоровья  не являются основанием для условно-досрочного освобождения, так как эти обстоятельства не могут характеризовать осуждённого и не свидетельствуют об его исправлении. По этой же причине не являются доказательством того, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания и ходатайства каких-либо организаций и должностных лиц.

На решение суда о применении условно-досрочного освобождения положительное влияние могут оказать мнение администрации исправительного учреждения, подтверждающее добросовестное отношение осужденного к труду, возмещение им причиненного вреда, соблюдение установленного порядка отбывания наказания, перевод в облегченные условия отбывания наказания. Положительным фактором является также наличие у осуждённого постоянного места жительства и документальное подтверждение трудоустройства после освобождения.

Вывод суда о том, что осуждённый для своего исправления не нуждается в полном отбывании наказания, должен быть основан на всестороннем изучении данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления.

Дисциплинарные взыскания, наложенные на осуждённого за весь период отбывания наказания, подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими данными. При этом наличие или отсутствие взысканий не может служить как препятствием, так и безусловным основанием для применения условно-досрочного освобождения.

Миф седьмой:

«Представитель органов прокуратуры, участвующий в рассмотрении ходатайства, не имеет права возражать против применения условно-досрочного освобождения и его мнение является для суда решающим».

Реальность:

Согласно требованиям ч.6 ст.399 УПК РФ прокурор вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению ходатайств осуждённых об условно-досрочном освобождении. В то же время, требованиями ст.32 Федерального закона от 17.01.1992г. №22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложена обязанность осуществления надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Таким образом, участие прокурора в судебном заседании по рассмотрению ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении является одновременно его правом и обязанностью. Позиция представителя органов прокуратуры в отношении возможности применения условно-досрочного освобождения, базируется на изучении материалов, характеризующих осужденного в период отбывания наказания и является его внутренним убеждением, которое он не только в праве, но и обязан довести до сведения суда. Мнение представителя органов прокуратуры  учитывается судом при вынесении постановления, хотя и не является для него решающим.

 

Есть вопросы? Обращайтесь!

Уполномоченный по правам человека в Самарской области – Ольга Дмитриевна Гальцова

Вы можете написать письмо по адресу: 443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75 или по электронной почте: Ombudsnan.Samara@yandex.ru

Прийти на консультацию в приемную граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20. Ежедневно в приемной работают консультанты Уполномоченного по правам человека в Самарской области. Личный прием Уполномоченного – по средам. Предварительная запись по телефону: (846) 337-29-03.

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03