443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
22 ноября в г. Самаре состоялось заседание Круглого стола российских уполномоченных по правам человека. В центре внимания участников была тема «Соотношение судебных и несудебных органов в защите прав человека».
Круглый стол организован совместно Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Верховным Комиссаром Совета Европы по правам человека и посвящен обсуждению проблем международного опыта соотношения судебных и внесудебных органов в защите прав человека, вопросов, связанных с проблемами в реализации прав человека в субъектах Российской Федерации, вопросам, связанным с деятельностью уполномоченных по правам человека, также роли уполномоченных по правам человека в обеспечении судебных решений и в решении некоторых других проблем.
В работе Круглого стола приняли участие Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, начальник аналитического управления аппарата Уполномоченного по человека в РФ Николай Васильев; представители директората по правам человека и правовым отношениям Совета Европы Маркус Егер и Матс Линдберг, Венецианской Комиссия (Европейской Комиссии за демократию через право), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов судебной власти, прокуратуры и юридической общественности. Проведение Круглого стола было поддержано Губернатором Самарской области Владимиром Артяковым и Правительством Самарской области. В заседании принял участие вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Самарской области Александр Нефедов Организационная работа по подготовке и проведении Круглого стола была выполнена аппаратом Уполномоченного по правам человека в Самарской области, который в этом году отмечает 10-лет своей деятельности.
«Мы собрались вместе, чтобы обсудить разные формы защиты прав человека, – обозначил цель заседания председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, – выяснить, как представители судебных и несудебных органов могли бы помочь друг другу в работе».
«Одним из базовых принципов деятельности судебных органов является их независимость. Но как быть в ситуациях, когда люди обращаются к уполномоченным по правам человека в связи с невозможностью доказать свою правоту в силу ничем необоснованного, на их взгляд, отклонения ходатайств в ходе судебных процессов? Или со слезами указывают на строки протоколов судебных заседаний, в которых, по их утверждению, записано совсем не то, что они говорили?! Но ведь уполномоченные не являются стороной по делу, а стало быть не могут никоим образом повлиять на ситуацию. И институт омбудсмана подвергается рискам общественного разочарования: ведь запросы общества на действия уполномоченных по правам человека содержат надежды, как на «последнюю инстанцию». Мы, мои коллеги – уполномоченные – понимаем, что критическое отношение к судам далеко не всегда справедливо, потому что как минимум 50% людей, обратившихся в суды и проиграв процесс, будут недовольны их решениями. Но именно потому, что мы рассматриваем судебную систему как очень сложный социальный организм, мы все более убеждаемся, что мы можем быть гораздо более полезны и гражданам, и органам судебной системы, если найдем убедительные и корректные формы взаимодействия, не связанные с вторжением в собственно деятельность судов»
Чрезвычайно полезной для российских правоприменителей была информация об отношениях между омбудсманами и органами юстиции в выступлениях члена Венецианской комиссии от Австрии Габриэль Куско-Штадлмайер и советника омбудсмана Финляндии Пьятты Скоттман-Кивела.
Принципиально важным было мнение Председателя Самарского областного суда Любови Дроздовой относительно оснований и пределов публичных оценок деятельности судов и судебных решений. В экспертном выступлении директора Центра «Высшая школа управления» Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Михаила Мизулина были представлены оценка эффективности существующей практики взаимодействия судебных и несудебных органов в деле защиты прав человека как фактора развития правовой системы России. Начальник аналитического Управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Николай Васильев и Президент Центра правовых реформ Леонид Никитинский рассказали о результатах мониторинга деятельности судебной системы.
Маркус Егер, руководитель отдела по сотрудничеству в области прав человека Генерального директората прав человека и верховенства права Совета Европы сообщил, что в России, в отличие от Европы, высок процент недоверия граждан к судам: «Ваши омбудсманы и общественные организации говорят, что есть множество недостатков в судебной системе, и в то же время они хотят блюсти принцип независимости суда, пытаются найти выход из этой двойственной ситуации. Несмотря на то, что на встречу не приехали региональные судьи, ее практический смысл очень велик: достаточно того, что сами уполномоченные по правам примут общее решение о мониторинге нарушений во взаимоотношениях судебной системы и гражданина. Ведь для наблюдения вовсе не нужно обязательное согласие того, кого будут наблюдать. Есть множество серьезных проблем в России, но хорошо то, что каждый раз во время подобных встреч мы видим зарождение решения этих проблем, и мы в Совете Европы надеемся, что эти начинания будут способствовать улучшению ситуации в России. Суды всех уровней должны понимать основные принципы и нормы прав человека и не испытывать сомнений в возможности их применения.». Господин Егер подчеркнул, что нигде в Европе (кроме Испании) нет столь развитой системы уполномоченных по правам человека, как в России.
Среди участников круглого стола возник дискуссионный вопрос о целесообразности расширения функций омбудсманов.
"Повлиять на ход следствия или судебного процесса практически невозможно, - считает депутат Госдумы Александр Хинштейн. - Например, уполномоченный по правам человека может только ознакомиться с материалами закрытых или приостановленных дел и давать правовые заключения, которые суд может и не принять. Конечно, нужно расширить полномочия: например, допускать участие омбудсменов в заседаниях или обязать следствие и суд рассматривать их обращения".
Данную позицию поддержал Астраханский Уполномоченный по правам человека Андрей Спицын: «Необходимо, чтобы Уполномоченным разрешили представлять интересы определенных групп в судах первой инстанции».
Иной позиции придерживается Уполномоченный по правам человека республики Алтай Семен Шеффер: «Новые полномочия Уполномоченным не нужны. И если нам дадут распорядительные полномочия, то мы станем второй прокуратурой. По природе института, у нас иные задачи: развитие правосознания граждан и гражданского общества, в целом.
С позицией своего коллеги солидарна и Татьяна Марголина, омбудсмен Пермского края: «Мы руководствуемся не только законом, но и понятием справедливости. Поэтому мы сигнализируем обществу о том, что законы не справедливы. Иногда наша задача – вовремя сигнализировать о проблемах».
Председатель Самарского областного Суда Любовь Дроздова выразила свое мнение, что решения судов не должны подвергаться оценкам в докладах Уполномоченных по правам человека и выразила готовность к более интенсивному информационному обмену: «Наше взаимодействие должно быть более широким. Это должны быть не просто встречи, а систематический обмен информацией».
Опыт взаимодействия российских уполномоченных по правам человека с органами судебной власти был представлен в докладах Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой и Уполномоченного по правам человека в Республике Удмуртия Михаила Кокорина.
Участники Круглого стола подчеркнули, что в настоящее время сложились такие интересные методы взаимодействия института уполномоченных по правам человека с судебными органами как обмен информацией, аналитическими и справочными документами; обобщение судебной практики по наиболее актуальным проблемам на основании предложений уполномоченных по правам человека; участие уполномоченных в гражданском судопроизводстве в качестве третьего лица и для дачи заключения по делу. Получает распространение судебная практика приобщения к материалам гражданских дел мнений уполномоченных по вопросам реализации прав и свобод человека.
Все это получило отражение в итоговом документе, который омбудсмены назвали «Дружеское мнение» («Amica scuria» – мнения, представляемые в судах органами и лицами не являющимися сторонами по делу)
Участники Круглого стола убеждены в том, что взаимодействие уполномоченных с судебными органами имеет немалые резервы. В частности, они полагают необходимым:
- активизировать деятельность по созданию дискуссионных площадок по актуальным проблемам судебной системы и взаимодействия с государственными и общественными структурами в соответствии с Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 апреля 2010 года 219 «О повышении эффективности использования ресурсов гражданского общества при взаимодействии с судами»;
- рассмотреть вопрос законодательного закрепления возможности приобщения к материалам судопроизводства мнений и заключений уполномоченных о наличии нарушений прав и свобод человека и гражданина;
- определить условия и основания обращения уполномоченных в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц, чьи права были нарушены действиями (бездействием) государственных органов, должностных лиц этих органов.
Круглый стол российских уполномоченных по правам человека28 ноября 2011 На прошлой неделе в г. Самаре состоялось заседание Круглого стола российских уполномоченных по правам человека. В центре внимания участников была тема «Соотношение судебных и несудебных органов в защите прав человека». |
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03