Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В Самарской Губернской Думе прошел «круглый стол», посвященный проблемам семейно-бытового насилия

23 декабря 2016 года в Самарской Губернской Думе состоялось заседания «круглого стола» на тему: «Профилактика семейно-бытового насилия».

В работе «круглого стола» под председательством депутата Самарской Губернской Думы Ю.М. Шевцова приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.Б. Колесникова, первый заместитель прокурора Самарской области А.Ф. Хусаинов, представители ГУ МВД России по Самарской области, Общественной палаты Самарской области, Администрации Губернатора и Правительства Самарской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и научного сообщества.

Всеми участниками заседания было обращено внимание на исключительную остроту проблемы и необходимость ее комплексного решения.

В России 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, две трети убийств совершается на семейно-бытовой почве. За 11 месяцев 2016 года органами внутренних дел Самарской области зарегистрировано более 10 000 заявлений и сообщений в сфере семейно-бытовых отношений, возбуждено 2454 уголовных дела.

С учетом общенациональной значимости обсуждаемой проблемы приводим выступление Уполномоченного по правам человека в Самарской области О.Д. Гальцовой полностью.

 

Конституцией Российской Федерации закреплено, что никто не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Каждый имеет право на личную неприкосновенность.

Защита личной неприкосновенности человека является основной задачей государства. Непреложность этой истины не требует дополнительных пояснений.

К Уполномоченному по правам человека в Самарской области не часто обращаются граждане, ставшие жертвами домашнего насилия. Но это ни в коей мере не свидетельствует о том, что семейно – бытовые конфликты на территории области отсутствуют и права, прежде всего – права женщин и детей в указанной сфере не нарушаются.

Это связано с тем, что семейно – бытовые конфликты с применением физического насилия, это та категория правонарушений, которые нельзя выявить со 100%-ой уверенностью, поскольку они относятся к латентным (скрытым) преступлениям.

Статистика, приводимая органами внутренних дел и органами исполнения наказания относительно преступлений, связанных с причинением телесных повреждений и количества осужденных за это, также в полной мере не отражает происходящее.

И ни в коей мере цифры официальной статистики не могут продемонстрировать нам причины таких ситуаций, о недопущении которых должны заботиться все мы – и общественные институты, и государство, и каждый гражданин.

Именно обсуждение причин, вызывающих семейное насилие, способов его предотвращения, оказания помощи гражданам, ставшим жертвами насилия либо находящихся в шаге от этого, и должно стать, на мой взгляд, основной нашей целью.

 

Одним из наиболее острых является вопрос о том, куда могут обратиться люди, пострадавшие от семейного конфликта, где им могут оказать помощь. Прежде всего, речь идет о женщинах.

На территории Самарской области действует 7 социальных гостиниц, в которых могут находиться женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. К такой категории относятся, в том числе, и женщины, пострадавшие в результате семейно – бытового конфликта. Но количество мест в этих гостиницах ограничено, как и срок нахождения в них. Кроме того, попасть в эти гостиницы могут только женщины с несовершеннолетними детьми либо беременные женщины.

Варианты стационарного размещения в данных гостиницах женщин, не имеющих несовершеннолетних детей либо женщин старшего возраста, отсутствуют.

В связи с этим возникает вопрос, а куда данные категории женщин могут обратиться? Есть ли на территории области места, где женщины могут некоторое время жить без опасения за свою жизнь и здоровье?

Представляется необходимым рассмотреть вопрос об организации на территории Самарской области хотя бы нескольких гостиниц, где бы могли временно размещаться женщины пострадавшие от насилия в семье.

Нерешение этих проблем может привести к настоящим катастрофам. Посещая одну из женских колоний, расположенных на территории области, я разговаривала с женщинами, осужденными за преступления против своих мужей, избивавших  их.

Эти женщины стали заложниками их семейных ситуаций, не нашли иного выхода, кроме как вынужденно совершить преступление.

Да, таких случаев не много. Женщин, осужденных за совершение преступлений против жизни и здоровья своих близких, немногим более 1% от общего количества осужденных женщин на территории Самарской области.

Вместе с тем, не обратив внимание на такие крайние случаи, говорить о комплексном подходе к разрешению ситуацию нельзя.

Кроме того, считаю необходимым дополнительно обратить внимание на вопрос отношения общества к данной сфере отношений.

На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда общество самоустранилось от разрешения проблем вокруг себя. Именно поэтому зачастую женщины не могут получить помощь от государственных институтов власти, которые призваны их защищать, поскольку сами пострадавшие боятся по ряду причин сообщить о том, что пострадали в результате семейного насилия, а соседи, родственники, коллеги не спешат информировать правоохранителей, социальные службы о том, что в отношении женщин и детей совершаются противоправные действия, так как считают, что это «не их дело».

В некоторых случаях это оборачивается трагедией.

Наглядным и общеизвестным примером стала широко растиражированная в СМИ ситуация, произошедшая в Орловской области. Произошел очередной конфликт между сожителями. Об этой ситуации было известно всем окружающим, однако никто не предпринял ровным счетом ничего для предотвращения этой ситуации. Спустя полчаса после отъезда с места происшествия следственно-оперативной группы 36-летняя женщина была забита до смерти.

С абсолютной уверенностью можно говорить о том, что такой случай, увы, не единичный. Подтверждением этого служат факты со всей России.

Летом 2016 года в Белгородской области 33-летний мужчина до смерти избил жену, тещу и трёхлетнюю дочь, после чего покончил с собой. В 2015 году в Нижегородской области мужчина зарезал ножом свою супругу и шестерых малолетних детей, после чего убил свою мать. В конце 2015 года в Московской области 30-летний мужчина убил 2 малолетних детей и тяжело ранил жену, после чего, уже находясь в следственном изоляторе, покончил с собой.

И об этих конфликтах также знали и соседи, и знакомые этих семей.

Самарская область в этом отношении также не является исключением. Только в 2016 году у нас произошло 2 громких семейных конфликта со смертельным исходом.

13 марта 2016 года в доме на улице Ставропольской в Самаре 15-летний подросток зарезал своего отца, ранил ножом мать и родную сестру.

20 июля этого года в Самаре на ул.Советской 34-летний мужчина расправился с 42-летней женой и двумя маленькими детьми, после чего покончил с собой.

Данные случаи показывают, что игнорирование проблемы окружающими только усугубляет положение. Во всех случаях граждане проживали в многоквартирных домах, соседи видели членов семьи и в случаях своевременного информирования социальных и правоохранительных служб, трагедий можно было бы избежать.

Правоохранительные органы в этих случаях приняли предусмотренные законом меры, но не посмотрели на данные проблемы глубже, со всех сторон. Не были приняты все возможные в этой ситуации профилактические меры.

 

Как видно из вышеуказанных примеров, преступления совершаются достаточно молодыми людьми. Они понимали всю тяжесть совершаемых ими деяний, и впоследствии не смогли позволить себе остаться живыми.

В связи с этим возникает вопрос, насколько молодые люди готовы к семейной жизни, ведь при совместном проживании конфликты неизбежны. Учат ли их как избегать семейных конфликтов, как примириться в случае если конфликт произошел, как не допустить повторения трагедии?

К примеру, если мы посмотрим на данные статистики по Самарской области о регистрации и расторжении браков за последние годы, то увидим, что если в 2010 году на 1000 браков приходилось 562 развода, то в 2016 этот показатель составляет уже 600.

При обучении несовершеннолетних стоит большее внимание уделять вопросам конфликтологии и этики семейной жизни, прививать молодым людям семейные ценности. Полагаю, что с этой целью надо привлекать к подобной деятельности в учебных образовательных учреждениях психологов, активнее использовать деятельность общественных организаций.

Возможно, в этом случае можно в дальнейшем будет избежать применения репрессивных мер уголовного и административного законодательства в отношении членов семьи.

В то же время, защита граждан, в том числе уголовно-правовая, должна в полной мере учитывать в себе соразмерность тяжести совершенного преступления и меру наказания за него. Соотношение этих аспектов – необходимости реальной защиты неприкосновенности личности и соразмерности наказания за соответствующие преступления, также должна являться предметом обсуждении вопроса о профилактике семейно – бытового насилия.

Необходимость модернизации уголовного законодательства неоднократно обозначалась Президентом Российской Федерации. Работа над этим ведется постоянно, в том числе специально сформированным Советом по совершенствованию уголовного законодательства.

         

Федеральным законом от 03.07.2016 №323-ФЗ в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения. Теперь уголовная ответственность наступает только за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль в отношении близких лиц, перечень которых закреплен уголовным законом.

Кроме того, значительно усилено максимальное наказание за нанесение побоев с 3 месяцев ареста до 2 лет лишения свободы.

Эти изменения вызвали широкий общественный резонанс. Результатом практически общенациональной общественной дискуссии стало внесение 14 ноября 2016 года в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Его авторами выступила группа депутатов Думы и членов Совета Федерации.

Законопроектом предложено декриминализовать все виды побоев и наказывать за их совершение административно.

6 декабря 2016 года в Общественной палате Российской Федерации проведено так называемое «нулевое чтение» указанного законопроекта. Целью слушаний было получение обратной связи с целью составить пакет предложений по усовершенствованию законодательства в этой сфере, который донести до законодателей.

19.12.2016 вышеуказанный законопроект было предложено принять в первом чтении.

МВД России также занималось изучением проблемы семейного насилия. В настоящее время изучается практика применения в регионах статьи 116 УК РФ (побои) в части преступлений, совершенных членами семьи в отношении своих близких. По данным, полученным к настоящему времени из 17 субъектов Российской Федерации, всплеска привлечения членов семьи к уголовной ответственности за побои в отношении своих близких нет.

Вопрос о профилактике семейно – бытового насилия и привлечения близких лиц к уголовной ответственности за побои, в частности родителей за побои в отношении детей, рассматривался и в Генеральной прокуратуре.

Прокуратурой обращено особое внимание на существование альтернативных рычагов уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от семейного насилия. Совершение преступления родителем против своего несовершеннолетнего ребенка является отягчающим обстоятельством и влечет за собой назначение более строгого наказания, в связи с чем органы прокуратуры также поддерживают декриминализацию данного состава преступления.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова также поддержала идею декриминализации побоев, приведя свой пример: «В моей практике был случай, когда мужа осудили на три года за побои, а жена осталась с двумя детьми и поняла, что любит его. Просит — отпустите, а мы уже не можем».

Татьяна Николаевна совершенно права. Мы, прежде всего законодатель, должен уметь подходить к случаям семейных конфликтов индивидуально. В приведенном примере сохранение семьи и ее дальнейшее благополучие должно превалировать над обязанностью государства буквально исполнить норму закона. Дух закона должен стоять выше его буквы.

Вместе с тем, вопрос декриминализации статьи о побоях в отношении близких родственников очень и очень непростой. Существует бесчисленное количество аргументов как за такую позицию, так и против нее. И каждый из них надо обсуждать за максимально широким «круглым столом».

 

Еще в июле 2014 года состоялась рабочая встреча Президента Российскй Федерации Владимира Владимировича Путина с Председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Александровичем Федотовым, на которой обсуждался проект закона о профилактике домашнего насилия.

Президент подчеркнул, что это очень чувствительный вопрос, поэтому нужно его как следует проработать и обсудить с общественностью.

Полагаю, что при рассмотрении вопроса о защите прав отдельного человека от насилия в семье нельзя противопоставлять его правам семьи в целом, в противном случае законодатель и правоприменитель могут попросту разрушить вполне благополучные семьи вопреки воле и желанию их членов.

 

Выработанные на «круглом столе» рекомендации будут доведены до депутатов Государственной Думы.

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03