Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Морализация Закона»

1 декабря состоялось заседание комиссии по урегулированию социальных споров при Уполномоченном по правам человека в Самарской области. В центре внимания собравшихся был вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»  в части ограничения контроля органов опеки за семьями, имеющими в своем составе недееспособных граждан – инвалидов с детства.

 

В заседании комиссии приняли участие: Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова; Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова; консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Мария Степанова; начальник отдела по урегулированию социальных споров аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Наталья Хохлова; руководитель  управления опеки и попечительства Департамента по делам семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара Ольга Слесарева; заместитель руководителя Департамента по вопросам семьи  и демографического развития мэрии г.о. Тольятти; представители общественных организаций: Анна Андриянова – член Самарской городской общественной организации детей и инвалидов детства «Парус надежды», Алла Архипкина – председатель правления Самарской областной общественной организации ВОИ, Евгений Печерских – председатель правления СГООИК «Ассоциация «Десница»; опекуны недееспособных совершеннолетних граждан.

                  

 

В рамках действующего российского законодательства семья, имеющая ребенка-инвалида, получая определенные меры социальной поддержки, распространяющиеся на всю семью, самостоятельно несет груз ответственности - и моральной, и материальной - за содержание, воспитание, лечение, реабилитацию больного ребенка. Право родителей самостоятельно определяться по порядку и форме предоставления содержания несовершеннолетним детям предусмотрено статьей 80 Семейного кодекса РФ. В то же время ограничение родительских прав в соответствии со статьей 73 СК РФ может быть произведено при наличии опасности  для ребенка только по решению суда.

При этом родители в нормальной семье добровольно допускают определенное ущемление интересов иных членов семьи за счет интересов ребенка-инвалида.

 

При достижении возраста 18 лет ребенком-инвалидом, имеющим определенное тяжелое заболевание, меняется и его юридический статус: он признается совершеннолетним недееспособным гражданином  инвалидом с детства, и юридический статус его родителей: они становятся опекунами недееспособного гражданина.

Однако Семейный кодекс РФ статьями 85, 86 распространяет обязанность родителей по содержанию, заботе и защите интересов детей и на совершеннолетних недееспособных детей.

 

В то же время государство ограничивает право родителей на самостоятельное определение содержания своего взрослого ребенка. Так согласно Гражданскому кодексу РФ, доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

            Более того, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства начинают осуществлять надзор за деятельностью родителей-опекунов и выдавать разрешение на совершение сделок с семейным имуществом.

 

            Таким образом, сохраняя обязанности родителей в отношении совершеннолетних недееспособных детей, российское законодательство Законом «Об опеке и попечительстве» автоматически ограничивает их родительские права на самостоятельное определение по форме и порядку содержания детей.

Опекун  М. выразила общую позицию опекунов: «по своей сути процедура оформления опекунства означает, что воля опекаемого -недееспособного заменяется волей его опекуна. Опекун, будь то родитель или другой родственник, 18 лет ухаживает за недееспособным ребенком и никто этой семьей особо не интересуется. После достижения ребенком совершеннолетия, по логике Закона, родитель-опекун становится ему как бы чужим, появляется воля государства в лице органов опеки и попечительства, которые начинают контролировать сделки с имуществом и требовать отчеты за потраченные копейки. Органы опеки осуществляют надзорные и контролирующие функции вместо того, чтобы помогать».

 

 Руководитель  управления опеки и попечительства Департамента по делам семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара Ольга Слесарева согласилась с позицией представителей опекунов в том, что отчет, который необходимо предоставлять очень объемный и трудоемкий. Поэтому сейчас готовятся законодательные инициативы, которые позволят упразднить обязанность по отчету за средства опекаемого в сумме, не превышающей прожиточного минимума. Ольга Владимировна обратила внимание собравшихся на процедуру назначения опекунами. Дело в том, что Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 определены 7 документов, которые должен предоставить гражданин в орган опеки, чтобы стать опекуном. В перечне документов значится справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам. И если жителю многоквартирного дома не составит особого труда получить подобную справку, то людям, проживающим в частных домах  - это сделать очень затруднительно. Кроме того, не всякий дом соответствует современным нормам и требованиям. В итоге мать, которая 18 лет ухаживала за своим ребенком, на 19-м году может не стать его опекуном, так как дом, в котором они проживают, не соответствует санитарным нормам.

 

С необходимостью корректировки нормативных актов согласилась и Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова, подчеркнув, что Президент Российской Федерации Медведев Д.А. уже давал подобные поручения. А вот упрощать контроль Татьяна Владимировна считает нецелесообразным

По итогам обсуждения, комиссия приняла решение о ходатайстве перед Самарской Губернской Думой о подготовке законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в части определения дифференцированного подхода органов опеки к опекунам при решении вопросов об отчуждении имущества недееспособного. Кроме того, просить    Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации выйти с обращением в Правительство Российской Федерации  о внесении изменений в постановление Правительства РФ № 927, регламентирующего вопросы установления опекунства, форм отчетности опекунов перед органами опеки и мер контроля органов опеки за семьями, имеющими совершеннолетнего недееспособного.  Одновременно Комиссия обратила внимание на необходимость поддержки социально ориентированных некоммерческих общественных организаций, помогающим таким  семьям.   

 

Уважаемые посетители сайта, предлагаем вам ознакомиться с Рекомендациями по деятельности региональных и муниципальных органов власти и их взаимодействию с общественными организациями Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, принятые 3 октября 2011 года на совместном заседании Комиссии по деятельности региональных и муниципальных органов власти и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03