443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
20 марта 2017 года состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по заявлениям С.В. Турусина, направленным в Следственное Управление Следственного Комитета России по Самарской области, касающимся голосования 18 сентября 2016 года на избирательных участках № 2906, № 2912 и № 3213 Самарской области.
В состав рабочей группы вошли секретарь Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Таран, члены Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Драчева, О.А. Круглова и Н.В. Рогожин, сотрудники аппарата Избирательной комиссии Самарской области, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Л.В. Долонько. В заседании рабочей группы принял участие заявитель, а также представители территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Самарского района городского округа Самара Самарской области.
В заявлениях С.В. Турусин требует привлечь к уголовной ответственности по статье 142.1 (фальсификация итогов голосования) членов участковых избирательных комиссий данных избирательных участков (далее – УИК), которые непосредственно участвовали в фальсификации итогов голосования путем заведомо неправильного установления итогов голосования.
В качестве доказательств осуществления со стороны УИК незаконных действий по подсчету голосов избирателей на выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года, заявитель приводит записи с камер видеонаблюдения с избирательных участков, на которых зафиксированы события, которые, по его мнению, свидетельствуют о совершении фальсификации итогов голосования.
По ситуации на избирательном участке № 2906
Заявитель утверждает, что подсчет избирательных бюллетеней по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва не осуществлялся, избирательные бюллетени и по одномандатному, и по общеобластному избирательным округам были упакованы без проведения подсчета, следовательно, протоколы об итогах голосования по указанным выборам, подписанные членами УИК № 2906, составлены заведомо неверно.
В ходе проведения проверки Рабочая группа установила следующее.
Анализ протоколов об итогах голосования УИК № 2609 показал, что они подписаны правомочным составом УИК при отсутствии двух членов УИК с правом решающего голоса из одиннадцати, назначенных в данную УИК.
Анализ видеозаписи подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования на избирательном участке № 2906, полученной от ПАО «Ростелеком», показал, что хронометраж событий, указанных в заявлении С.В. Турусина, соответствует видеозаписи.
Факт того, что значительная часть избирательных бюллетеней (несколько пачек) в процессе сортировки была отделена от избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования, с которыми работали члены УИК № 2906, и перемещена на отдельный стол, материалами видеозаписи подтверждается. Вид и количество таких избирательных бюллетеней установить по видеозаписи не представилось возможным. Из пояснения Ленинской ТИК, основанных на показаниях председателя УИК № 2906 Т.В. Косиловой, следует, что при проведении подсчета голосов избирателей с целью ускорения данного процесса членами УИК № 2906 было решено разделить избирательные бюллетени по видам выборов, в связи с чем часть членов УИК № 2906 считали бюллетени по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, другие - по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва. После завершения подсчета пересчитанные пачки бюллетеней складывались на стол, за которым находилась заместитель председателя УИК № 2906.
При этом лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, был обеспечен полный обзор действий членов УИК № 2906, каких-либо замечаний или жалоб, касающихся подсчета голосов избирателей, от указанных лиц не поступало. При сортировке избирательных бюллетеней членами УИК № 2906 не было выявлено ни одного недействительного бюллетеня.
Рабочая группа отмечает, что на видеозаписи действительно отчетливо не просматриваются действия членов УИК № 2906, позволяющие убедиться в осуществлении подсчета отделенных избирательных бюллетеней (согласно пояснениям Ленинской ТИК - по выборам депутатов Самарской Губернской Думы) в порядке, установленном положениями пункта 18 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Однако в данном случае содержания видеозаписи недостаточно для однозначного утверждения о том, что волеизъявление избирателей при установлении итогов голосования на избирательном участке № 2906 было заведомо учтено неверно (подверглось какому-либо искажению).
Рабочей группой выявлен ряд нарушений установленного статьей 68 Федерального закона порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, допущенных УИК № 2906: не соблюдалась последовательность действий при подсчете голосов избирателей, при сортировке избирательных бюллетеней не оглашались содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, при подсчете рассортированных по пачкам избирательных бюллетеней нарушались требования по осуществлению их перекладки, подсчет избирательных бюллетеней велся одновременно из разных пачек, не заполнялись увеличенные формы протоколов об итогах голосования, не просматривается проведение итогового заседания УИК № 2906 и т.д.
Вместе с тем, наличие данных процедурных нарушений само по себе не может в обязательном порядке свидетельствовать о совершении указанного заявителем уголовного преступления, так как его состав определяется совокупностью определенных квалифицирующих признаков, которые установить по видеозаписи не представляется возможным.
По ситуации на избирательном участке № 2912
Заявитель утверждает, что подсчет избирательных бюллетеней по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва осуществлялся с нарушением положений статьи 85 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статьи 78 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». В итоговом протоколе, по мнению заявителя, отражены недостоверные данные по числу голосов, отданных за кандидата С.В. Турусина, так как по подсчетам, сделанным им в ходе изучения записи с камер видеонаблюдения, 21 избирательный бюллетень не зачтен в пользу указанного кандидата.
В ходе проведения проверки Рабочая группа установила следующее.
Анализ протоколов об итогах голосования УИК № 2912 показал, что они подписаны правомочным составом УИК при отсутствии одного члена УИК с правом решающего голоса из одиннадцати, назначенных в данную УИК.
Изучение видеозаписи подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования на избирательном участке № 2912, полученной от ПАО «Ростелеком», показал, что при подсчете голосов избирателей на избирательном участке № 2912 действительно были допущены некоторые процедурные нарушения, которые по своему характеру не являются
существенными для констатации того, что они каким-либо образом повлияли на установление действительного волеизъявления избирателей. В частности, Рабочая группа отмечает, что подсчет рассортированных избирательных бюллетеней действительно осуществлялся одновременно из нескольких
пачек, без перекладки избирательных бюллетеней. Вместе с тем, наличие
данных процедурных нарушений само по себе не может в обязательном
порядке свидетельствовать о совершении указанного заявителем уголовного преступления, так как его состав определяется совокупностью определенных квалифицирующих признаков, которые установить по видеозаписи не представляется возможным.
Также по видеозаписи доподлинно установить конкретное количество
избирательных бюллетеней, в которых отметки избирателей проставлены в пользу кандидата С.В. Турусина, не представляется возможным, ввиду
удаления видеокамер от места подсчета избирательных бюллетеней и
нечеткости звукового сопровождения передаваемого видеокамерами изображения.
Вместе с тем, на видеозаписи зафиксировано, что на избирательном
участке во время подсчета голосов избирателей и подведения итогов
голосования присутствуют лица, обеспечивающие наблюдение за
осуществлением соответствующих избирательных процедур, которые
находятся в непосредственной близости к месту их проведения и в пределах
абсолютной видимости всех действий членов УИК № 2912.
Жалоб, касающихся процедуры подведения итогов
голосования на избирательном участке № 2912 от лиц, присутствующих в
день голосования на данном избирательном участке, не поступало.
По ситуации на избирательном участке № 3213
Заявитель утверждает, что в ходе осуществления подсчета избирательных бюллетеней часть из них, предположительно содержащая отметки избирателей в пользу политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», была вынесена из «зоны подсчета» членами УИК № 3213, что, по мнению С.В. Турусина, свидетельствует о противоправных действиях, допущенных членами УИК № 3213, подписавшими протокол об итогах голосования, квалифицируемых статьей 142.1 УК РФ, а именно: замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, либо заведомо неправильное установление итогов голосования.
В ходе проведения проверки Рабочая группа установила следующее.
Анализ протоколов об итогах голосования УИК № 3213 показал, что они подписаны правомочным составом УИК при отсутствии двух членов УИК с правом решающего голоса из одиннадцати, назначенных в данную УИК.
Анализ видеозаписи подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования на избирательном участке № 3213, полученной от ПАО«Ростелеком», показал, что хронометраж событий, указанных в заявлении С.В. Турусина, соответствует видеозаписи.
Рабочая группа отмечает, что на видеозаписи просматриваются действия членов УИК № 3213, которые наводят на предположения о том, что часть избирательных бюллетеней при подсчете голосов избирателей была отделена от основной массы избирательных бюллетеней. В частности, фрагмент записи с камер видеонаблюдения по времени 01.10.37 часов подтверждает, что с места нахождения рассортированных избирательных бюллетеней на близрасположенный подоконник была перемещена небольшая пачка листов, по внешним признакам схожих с избирательными бюллетенями, которые некоторое время спустя (01.34.26 часов) были унесены. Однако изображение с видеокамер не позволяет с точностью установить, что указанные действия членов УИК № 3213 были совершены в отношении именно избирательных бюллетеней, а также определить их количество, вид, распознать их содержание. Аналогичный вывод следует отнести и к указанным в заявлении С.В. Турусина действиям члена УИК № 3213, который, по мнению заявителя, отложил часть избирательных бюллетеней, голоса избирателей в которых отданы в пользу политической партии КПРФ, и при содействии других членов УИК № 3213, исключил их из процедуры подсчета.
Из пояснений Самарской ТИК следует, что видеозапись не дает четкого понимания того, что за бумаги были положены на подоконник. Согласно объяснительной председателя УИК № 3213 на подоконник были убраны приглашения на выборы.
Из пояснений заместителя председателя УИК № 3213 следует, что это она подходила к члену УИК в целях ознакомления его под роспись с проектом графика дежурств, с которым он не был ознакомлен до этого. Увидев на столе, на котором велся, подсчет избирательных бюллетеней, приглашения избирателей на выборы, которые вместе с избирательными бюллетенями оказались в ящиках для голосования, она забрала их вместе с проектом графика дежурств, при этом никаких противоправных действий ею не совершалось.
Также Самарской ТИК было обращено внимание Рабочей группы на отсутствие жалоб, указывающих на нарушение процесса подсчета бюллетеней от наблюдателей, присутствующих в помещении для голосования избирательного участка № 3213, и от избирателей. Кроме того, по мнению Самарской ТИК, видеозапись не позволяет достоверно и однозначно определить вид избирательных документов и материалов, а также волю избирателей в избирательных бюллетенях, по которым осуществлялся подсчет голосов избирателей.
Учитывая все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления С.В. Турусина, Рабочая группа приходит к выводу о том, что в данном случае содержание видеозаписи не является достаточным для однозначного утверждения о том, что волеизъявление избирателей при установлении итогов голосования на избирательном участке № 3213 было заведомо учтено неверно (подверглось какому-либо искажению). В соответствии с пунктом 7 статьи 64 Федерального закона волеизъявление избирателей осуществляется путем проставления ими в Изучение видеозаписи проведения процедуры подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 3213 Рабочей группой выявило ряд нарушений установленного статьей 68 Федерального закона порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, допущенных УИК № 3213: не соблюдалась последовательность действий при подсчете голосов избирателей, при сортировке избирательных бюллетеней не оглашались содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, при подсчете рассортированных по пачкам избирательных бюллетеней нарушались требования по осуществлению их перекладки, подсчет избирательных бюллетеней велся одновременно из разных пачек, не заполнялись увеличенные формы протоколов об итогах голосования, не просматривается проведение итогового заседания УИК № 3213 и т.д.
Вместе с тем, наличие данных процедурных нарушений само по себе не может в обязательном порядке свидетельствовать о совершении указанного заявителем уголовного преступления, так как его состав определяется совокупностью определенных квалифицирующих признаков, которые установить по видеозаписи не представляется возможным.
Кроме этого, Рабочая группа отмечает, что действия, связанные с фальсификацией, образуют состав уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 142 и 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и Комиссия не обладает компетенцией по рассмотрению вопроса о привлечении к данному виду ответственности членов участковых или иных избирательных комиссий.
В соответствии с пунктом 7 статьи 64 Федерального закона волеизъявление избирателей осуществляется путем проставления ими в избирательных бюллетенях соответствующих отметок в пользу того или иного кандидата, того или иного избирательного объединения. Определение итогов голосования на избирательном участке осуществляется на основании оценки всех избирательных бюллетеней и их систематизации относительно отданных голосов избирателей посредством подсчета голосов избирателей, порядок которого предусмотрен требованиями действующего избирательного законодательства.
С учетом того, что факты, указанные в заявлении С.В. Турусина, не связаны непосредственно с нарушениями действующего избирательного законодательства при осуществлении голосования, в том, каким образом были учтены предпочтения избирателей, выраженные в действительных избирательных бюллетенях, извлеченных из стационарных и переносных ящиков для голосования на избирательном участке № 2906, объективно можно удостовериться только при изучении указанных избирательных бюллетеней. Между тем, в соответствии со статьей 77 Федерального закона повторный подсчет голосов избирателей по выборам, состоявшимся 18 сентября 2016 года, может состояться по решению суда в случае отмены им решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. В свою очередь на сроки оспаривания итогов голосования и результатов выборов в судебном порядке распространяется преклюзивность (пресекательность) процессуальных сроков, следовательно, они не подлежат восстановлению в случае их пропуска. Итоги голосования на указанном избирательном участке в судебном порядке самостоятельно обжалованы не были. С.В. Турусин обращался в Самарский областной суд с требованиями об отмене результатов выборов депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Самарскому одномандатному избирательному округу № 2 в целом, в связи с тем, что на избирательных участках, входящих в территорию данного округа, по мнению административного истца, были допущены фальсификации итогов голосования. Между тем, С.В. Турусин отказался от административного искового заявления и определением Самарского областного суда от 26 января 2017 года производство по данному административному делу было прекращено.
По результатам проверки Рабочая группа решила:
1. Указать территориальным избирательным комиссиям Ленинского
и Самарского районов города Самары Самарской области на необходимость усиления подготовки составов нижестоящих избирательных комиссий к проведению выборов, повышения уровня эффективности мероприятий по правовому обучению организаторов выборов и ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации о выборах в ходе реализации полномочий участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов.
2. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям Ленинского и Самарского районов города Самары Самарской области:
2.1. Осуществлять строгий контроль за деятельностью участковых избирательных комиссий на территории Ленинского и Самарского районов города Самары Самарской области по организации и проведению голосования, подсчету голосов избирателей и подведению его итогов.
2.2. Провести аттестацию руководящего состава и отдельных членов
с правом решающего голоса УИК № 2906 и № 2912 (Ленинский район, город Самары, Самарская область), УИК № 3213 (Самарский район, город Самара, Самарская область) в целях определения уровня знаний избирательного законодательства, устанавливающего порядок проведения голосования и подсчета голосов избирателей, составления протокола об итогах голосования, по результатам которой принять соответствующие кадровые решения.
2.3. Разработать и представить в Комиссию план мероприятий по практическому обучению членов нижестоящих участковых избирательных комиссий по проведению основных избирательных процедур, связанных, прежде всего, с организацией и проведением голосования в день голосования, голосования вне помещения для голосования, в том числе
осуществлением взаимодействия членов УИК с наблюдателями, иными лицами, обеспечивающими гласность избирательного процесса, подведением итогов голосования и составлением протокола об итогах голосования и т.д., в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства.
Кроме того, были учтены предложения представителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области рекомендовать аппарату Комиссии разработать и довести до сведения нижестоящих избирательных комиссий порядок действий участковых избирательных комиссий при подсчете голосов избирателей в случае обнаружения в ящиках для голосования кроме избирательных бюллетеней других избирательных документов, иных документов, бумаг (в том числе чистых листов), а также посторонних предметов, в целях исключения неоднозначного толкования подобных ситуаций, встречающихся на практике, и обеспечения прозрачности избирательного процесса в целом.
Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области приняла участие в заседании комитета Самарской Губернской Думы по сельскому хозяйству и продовольствию28 марта 2017 |
О приеме посылок и передач в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области28 марта 2017 |
Проведен анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Самарской области в 2016 году28 марта 2017 |
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03