443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
30 марта 2017 года состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по заявлениям С.В. Турусина, направленным в Следственное Управление Следственного Комитета России по Самарской области, касающимся голосования 18 сентября 2016 года на избирательном участке № 2919 Самарской области.
В состав рабочей группы вошли секретарь Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Таран, члены Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Драчева, О.А. Круглова и Н.В. Рогожин, сотрудники аппарата Избирательной комиссии Самарской области, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Л.В. Долонько. В заседании рабочей группы также принял участие заявитель.
В заявлении С.В. Турусин требует привлечь к уголовной ответственности по статье 142.1 (фальсификация итогов голосования) членов участковой избирательной комиссии данного избирательного участка (далее – УИК), которые непосредственно участвовали в фальсификации итогов голосования путем заведомо неправильного установления итогов голосования.
В качестве доказательств осуществления со стороны УИК незаконных действий по подсчету голосов избирателей на выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года, заявитель приводит записи с камер видеонаблюдения с избирательных участков, на которых зафиксированы события, которые, по его мнению, свидетельствуют о совершении фальсификации итогов голосования.
Заявитель утверждает, что протоколы об итогах голосования по указанным выборам, подписанные членами УИК составлены заведомо неверно, так как сведения о количестве голосов избирателей, содержащиеся в протоколах об итогах голосования УИК, не соответствуют сведениям о количестве голосов избирателей, установленных автором заявления на основании просмотра видеозаписи с двух камер видеонаблюдения, которые осуществляли процесс фиксации хода голосования и подведения его итогов на избирательном участке № 2919 Самарской области на выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года.
В ходе проведения проверки Рабочая группа установила следующее.
Анализ протоколов об итогах голосования УИК № 2919 показал, что они подписаны правомочным составом УИК при отсутствии двух членов УИК с правом решающего голоса из одиннадцати, назначенных в данную УИК.
Анализ видеозаписи подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования на избирательном участке № 2919, полученной от ПАО «Ростелеком», показал, что хронометраж событий, указанных в заявлении С.В. Турусина, соответствует видеозаписи.
Вместе с тем, изучение видеозаписи проведения процедуры подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 2919 Рабочей группой не позволяет с максимальной точностью подтвердить или опровергнуть доводы заявителя относительно установленной им в процессе изучения видеозаписи информации по количеству голосов избирателей, отданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутые политическими партиями «Партии народной свободы» (ПАРНАС), Всероссийской политической партии «РОДИНА», Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также за кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва В.В. Егоршина, за общеобластной список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», так как голосовое сопровождение действий УИК № 2919 по сортировке избирательных бюллетеней и оглашение содержащихся в них отметок избирателей на видеозаписи не достаточно отчетливы.
Относительно довода заявителя о неверном подсчете избирательных бюллетеней Рабочая группа, по результатам анализа фрагментов видеозаписей, связанных с сортировкой избирательных бюллетеней по голосам избирателей, отметила следующее.
1. За кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва А.Б. Рубина, количество бюллетеней за которого по подсчетам С.В. Турусина составило 88 штук, такое количество могло составить 80 штук. Согласно данным протокола УИК № 2919 об итогах голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Самарскому одномандатному избирательному округу № 2 их количество составило 78.
2. За общеобластной список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва, выдвинутых политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», количество бюллетеней за который по подсчетам С.В. Турусина составило 85 штук, такое количество могло составить 78 штук. Согласно данным протокола УИК № 2919 об итогах голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по общеобластному списку их количество составило 64.
3. За кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва А.И. Сербинова, количество бюллетеней за которого по подсчетам С.В. Турусина составило 69 штук, такое количество могло составить 69 штук. Согласно данным протокола УИК № 2919 об итогах голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Самарскому одномандатному избирательному округу № 2 их количество составило 38.
4. За кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва А.С. Деминой, количество бюллетеней за которую по подсчетам С.В. Турусина составило 60 штук, такое количество могло составить 60 штук. Согласно данным протокола УИК № 2919 об итогах голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Самарскому одномандатному избирательному округу № 2 их количество составило 52.
5. За общеобластной список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва, выдвинутых политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, количество бюллетеней за который по подсчетам С.В. Турусина составило 21 штуку, такое количество могло составить 21 штуку. Согласно данным протокола УИК № 2919 об итогах голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по общеобластному списку их количество составило 11.
Изучение видеозаписи проведения процедуры подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 2919 Рабочей группой выявило ряд нарушений установленного статьей 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, допущенных УИК № 2919:
- не соблюдалась последовательность действий при подсчете голосов избирателей,
- при сортировке избирательных бюллетеней не оглашались содержащиеся в каждом из них отметки избирателя,
- при подсчете рассортированных по пачкам избирательных бюллетеней нарушались требования по осуществлению их перекладки,
- подсчет избирательных бюллетеней велся одновременно из разных пачек,
- не просматривается проведение итогового заседания УИК № 2919 и т.д.
Вместе с тем, наличие данных процедурных нарушений само по себе не может в обязательном порядке свидетельствовать о совершении указанного заявителем уголовного преступления, так как его состав определяется совокупностью определенных квалифицирующих признаков, которые установить по видеозаписи не представляется возможным.
Однако в данном случае содержания видеозаписи недостаточно для однозначного утверждения о том, что волеизъявление избирателей при установлении итогов голосования на избирательном участке № 2919 было заведомо учтено неверно (подверглось какому-либо искажению). В соответствии с пунктом 7 статьи 64 Федерального закона волеизъявление избирателей осуществляется путем проставления ими в избирательных бюллетенях соответствующих отметок в пользу того или иного кандидата, того или иного избирательного объединения. Определение итогов голосования на избирательном участке осуществляется на основании оценки всех избирательных бюллетеней и их систематизации относительно отданных голосов избирателей посредством подсчета голосов избирателей, порядок которого предусмотрен требованиями действующего избирательного законодательства.
С учетом того, что факты, указанные в заявлении С.В. Турусина, не связаны непосредственно с нарушениями действующего избирательного законодательства при осуществлении голосования, в том, каким образом были учтены предпочтения избирателей, выраженные в действительных избирательных бюллетенях, извлеченных из стационарных и переносных ящиков для голосования на избирательном участке № 2919, объективно можно удостовериться только при изучении указанных избирательных бюллетеней.
Между тем, в соответствии со статьей 77 Федерального закона повторный подсчет голосов избирателей по выборам, состоявшимся 18 сентября 2016 года, может состояться по решению суда в случае отмены им решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
В свою очередь, на сроки оспаривания итогов голосования и результатов выборов в судебном порядке распространяется пресекательность процессуальных сроков, следовательно, они не подлежат восстановлению в случае их пропуска.
Итоги голосования на указанном избирательном участке в судебном порядке самостоятельно обжалованы не были. С.В. Турусин обращался в Самарский областной суд с требованиями об отмене результатов выборов депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Самарскому одномандатному избирательному округу № 2 в целом, в связи с тем, что на избирательных участках, входящих в территорию данного округа, по мнению административного истца, были допущены фальсификации итогов голосования. Между тем, С.В. Турусин отказался от административного искового заявления и определением Самарского областного суда от 26 января 2017 года производство по данному административному делу было прекращено.
Рабочая группа отмечает, что действия, связанные с фальсификацией, образуют состав уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 142 и 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и Комиссия не обладает компетенцией по рассмотрению вопроса о привлечении к данному виду ответственности членов участковых или иных избирательных комиссий.
По результатам проверки Рабочая группа решила:
Также было учтено предложение представителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области рекомендовать участковым избирательным комиссиям Самарской области в случае использования на избирательных участках камер видеонаблюдения для прямой трансляции изображения в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», оборудовать места для осуществления сортировки и подсчета избирательных бюллетеней технологического оборудования (столы) в зоне непосредственной видимости одной из камер видеонаблюдения.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03