Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по видеоматериалу «Как воровали наши голоса на выборах в Самарской области 18 сентября 2016 года. Фильм-расследование Михаила Матвеева и Сергея Турусина. Часть третья. Фальсификации в сельском поселении Курумоч Волжского района», размещенному в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»

Выборы

31 марта 2017 года состоялось заседание рабочей группы по проведению проверки по видеоматериалу «Как воровали наши голоса на выборах в Самарской области 18 сентября 2016 года. Фильм-расследование Михаила Матвеева и Сергея Турусина. Часть третья. Фальсификации в сельском поселении Курумоч Волжского района», размещенному в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

В состав рабочей группы вошли секретарь Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Таран, члены Избирательной комиссии Самарской области Н.В. Драчева, О.А. Круглова и Н.В. Рогожин, сотрудники аппарата Избирательной комиссии Самарской области, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Л.В. Долонько. В заседании рабочей группы также принял участие депутат Самарской Губернской Думы шестого созыва М.Н. Матвеев.

Целью заседания Рабочей группы стало определение, имели ли место факты нарушений требований действующего избирательного законодательства на избирательных участках № 0701, № 0702 и № 0703 со стороны членов данных участковых избирательных комиссий (далее – УИК) с правом решающего голоса в ходе организации голосования и при подсчете голосов избирателей на выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 года.

Содержание видеоматериала посвящено фактам нарушений действующего избирательного законодательства, допущенных со стороны членов УИК в день голосования, которые, по мнению автора, свидетельствуют о массовых фальсификациях итогов голосования на данных избирательных участках, а именно: незаконная выдача и получение избирательных бюллетеней, а также осуществление отдельными лицами голосования более одного раза в ходе одних и тех же выборов.

Из содержания видеоматериала следует, что на указанных избирательных участках неоднократно (более одного раза) осуществлялось получение рядом лиц избирательных бюллетеней и голосование по ним на одних и тех же выборах. По сведениям автора видеоматериала М.Н. Матвеева, всего в незаконных технологиях, примененных в процессе голосования на выборах 18 сентября 2016 года в селе Курумоч, приняло участие более пятидесяти человек, что, по его мнению, напрямую отразилось на результатах выборов.

В ходе анализа записи прямой видеотрансляции с избирательных участков, осуществляемой в день голосования 18 сентября 2016 года до подведения итогов голосования, Рабочей группой установлено, что указанные в видеоматериале факты частично нашли свое подтверждение.

Рабочей группой было установлено, что предположительно одни и те же лица осуществили голосование на более, чем одном избирательном участке. Всего такие выводы были сделаны в отношении 5 граждан.

Визуально определяемые очевидные внешние сходства, в том числе по предметам одежды, позволяют предположить, что голосующие являются одними и теми же лицами. При этом установить количество полученных данными лицами избирательных бюллетеней не представляется возможным. Выдача и получение избирательных бюллетеней осуществлялись в помещении для голосования в местах их выдачи официально членами УИК с правом решающего голоса.

Следуя содержанию видеоматериала, на указанных избирательных участках также неоднократно (более одного раза) голосовали и иные лица. Отдельные лица названы автором видеоматериала в комментариях. Однако, по его утверждению, это далеко не весь список участников незаконных технологий.

Установить конкретные периоды голосования указанных лиц одновременно на нескольких избирательных участках Рабочей группе не представилось возможным из-за недостаточности материала, позволяющего визуально соотнести эпизоды, связанные с их участием в голосовании на избирательных участках, с содержанием записи с камер видеонаблюдения данных избирательных участков. Также по видеозаписи с камер видеонаблюдения не представляется возможным установить личности вышеуказанных лиц, а также то, на каком основании им неоднократно выдавались избирательные бюллетени.

Отмечено, что избирательные участки № 0701, № 0702 и № 0703 обеспечивают участие в голосовании граждан, обладающих активным избирательным правом на территории одномандатного избирательного округа № 158 «Самарская область – Самарский одномандатный избирательный округ» по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также на территории Самарского одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва. Рабочая группа отмечает тот факт, что если личности граждан, прямо указанных в видеоматериале, подтвердятся, то согласно сведениям, содержащимся в Государственной системе Российской Федерации «Выборы» (далее – ГАС «Выборы»), 3 гражданина, указанные в видеоматериале, были вправе был реализовать активное избирательное право только на одном из трех обозначенных в видеоматериале избирательных участков.

Провести аналогичную проверку по иным лицам, которые названы в видеоматериале, не представляется возможным ввиду недостаточности сведений для их идентификации в ГАС «Выборы».

Рабочая группа отмечает, что порядок голосования избирателей определен положениями статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Несмотря на то, что установить конкретные обстоятельства, связанные с осуществлением на указанных избирательных участках реализации активного избирательного права лицами, о которых говорится в видеоматериале, не представляется возможным по причине отсутствия необходимой избирательной документации (документы, связанные с организацией и проведением голосования, в настоящее время находятся в СУ СК России по Самарской области в связи c проверкой, проводимой по сообщению о преступлениях), видеозапись с камер видеонаблюдения, установленных на избирательных участках, позволяет подтвердить нарушения требований избирательного законодательства, допущенные со стороны членов УИК с правом решающего голоса, а также отдельных лиц, которые осуществляли голосование на указанных избирательных участках, носящие массовый и систематический характер.

Также Рабочая группа отмечает, что в ходе голосования на избирательном участке находились посторонние лица – по видеоматериалу И.В. Елизаров и Л.В. Богословская. В ходе проведения проверки установлено, что И.В. Елизаров является директором «МУП ЖКХ сельского поселения Курумоч», а Л.В. Богословская – директором МБУК «Центр культуры» сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области. По письменному требованию Избирательной комиссии Самарской области указанные лица представили свои пояснения относительно цели их нахождения на избирательном участке № 0703 18 сентября 2016 года, согласно которым изначально цель их прибытия на указанный избирательный участок состояла в том, чтобы осуществить голосование по месту своего жительства. Следующее посещение помещения для голосования избирательного участка № 0703 и И.В. Елизаров и Л.В. Богословская объясняют необходимостью выяснения обстоятельств, связанных с обеспечением УИК возможности проголосовать иным гражданам (знакомым, родственникам), возникшей по просьбе самих граждан.

На видеозаписи просматривается, что указанные ведут беседу с членами УИК, перемещаясь от одного стола выдачи избирательных бюллетеней, к другому, производят какие-то записи в местах выдачи избирательных бюллетеней и нахождения книг списка избирателей с персональными данными избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, что вызывает предположение о   нарушении    требований      законодательства       Российской      Федерации о защите персональных данных физических лиц. Однако отдаленность средств видеофиксации от мест выдачи избирательных бюллетеней, а также качество звукового сопровождения соответствующих фрагментов видеозаписи не позволяют отчетливо распознать содержание разговора указанных лиц с членами УИК с правом решающего голоса, а также детально рассмотреть их действия и, следовательно, сделать однозначный вывод о незаконном использовании в данном случае персональных данных граждан, включенных в список избирателей, не представляется возможным. Сведений о том, что на момент проведения проверки данные граждане обжаловали действия, связанные с нарушением непосредственно в отношении них законодательства о защите персональных данных, в Избирательной комиссии Самарской области отсутствуют.

 Следует отметить, что ни И.В. Елизаров, ни Л.В. Богословская в данный период нахождения на избирательном участке по месту жительства, действий, связанных с получением избирательных бюллетеней и голосованием, не осуществляли, следовательно, являлись посторонними лицами.

В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Перечень лиц, которые вправе находиться на избирательном участке, в том числе при подсчете голосов избирателей, определен положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона. Ни И.В. Елизаров, ни Л.В. Богословская к указанному перечню лиц не относятся.

Цель нахождения вышеуказанных лиц на избирательных участках не установлена.

Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, установленных законодательством о выборах, с целью повлиять на ее решения, а именно: требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» образуют состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью 3 статьи 141 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Относительно принуждения граждан, находящихся в подчинении указанных должностных лиц, к участию в голосовании Рабочая группа отмечает, что события, освещенные в видеоматериале в качестве факта принуждения, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что избирателей принуждают к осуществлению выбора помимо их воли.

Рабочая группа считает целесообразным в рамках обучения составов УИК Самарской области разработать и довести до их сведения рекомендации относительно действий членов УИК и ее руководящего состава в случае возникновения на практике ситуаций, связанных с нахождением в помещении для голосования в день голосования (в том числе досрочного) посторонних лиц, а также поступления от данных лиц просьб и требований, не касающихся реализации непосредственно ими избирательных прав, а также противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе о выборах.

По результатам анализа фрагментов видеоматериала, посвященных давлению на работников со стороны их руководителей и органов исполнительной власти Самарской области, Рабочая группа отмечает, что конституционные принципы, заложенные в основу избирательного законодательства, гарантируют гражданам Российской Федерации свободу участия в выборах, которая определяется, в том числе положениями статьи 3 Федерального закона, в соответствии с которыми участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Нарушение указанных выше законоположений образует состав уголовно наказуемого деяния. В содержании видеоматериала отсутствуют сведения о том, кто конкретно вынужден был принимать участие в голосовании под принуждением, то есть чьи конкретно избирательные права нарушены противоправными действиями должностных лиц. Каждый гражданин Российской Федерации вправе самостоятельно законными методами осуществлять защиту конституционных прав и собственных интересов. В случае, если авторы видеоматериала обладают какой-либо конкретной информацией о лицах, чьи права были нарушены в связи с принуждением их к участию в голосовании, Рабочая группа готова незамедлительно отреагировать и рекомендовать Комиссии во взаимодействии с правоохранительными органами принять меры по ее всестороннему рассмотрению.

Также в ходе проведения проверки и изучении видеозаписи проведения процедуры подсчета голосов избирателей Рабочая группа дополнительно установила ряд нарушений установленного статьей 68 Федерального закона порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, допущенных данными УИК: не озвучивалась и не соблюдалась последовательность действий при подсчете голосов избирателей, при сортировке избирательных бюллетеней не оглашались содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, при подсчете рассортированных по пачкам избирательных бюллетеней нарушались требования по осуществлению их перекладки, подсчет избирательных бюллетеней велся одновременно из разных пачек, не последовательно заполнялись увеличенные формы протоколов об итогах голосования, не просматривается проведение итогового заседания УИК и т.д.

Вместе с тем, оценка последствий, допущенных на указанных избирательных участках нарушений, с позиции их влияния на установление действительной воли избирателей в настоящее время не относится к компетенции избирательных комиссий, поскольку согласно пункту 11 статьи 77 Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Итоги голосования на избирательных участках № 0701, № 0702 и № 0703 обжалованы не были.

В свою очередь действия, связанные с фальсификациями на выборах, образуют состав уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьями 142 и 142.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, установление которых и привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию Избирательной комиссии Самарской области.

По результатам проверки Рабочая группа решила:

  1. За неоднократные нарушения требований действующего избирательного законодательства по проведению голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва, подведению итогов голосования на избирательных участках № 0701, 0702 обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации рекомендовать членам данных УИК, в обязательном порядке – председателям, заместителям председателей, секретарям, а также членам УИК № 0703, осуществлявшими выдачу избирательных бюллетеней и взаимодействие с посторонними лицами незамедлительно подать в ТИК заявления в письменной форме о сложении полномочий членов УИК с правом решающего голоса.
  2. Рекомендовать территориальной избирательной комиссии Волжского района Самарской области:
    1. Взять на особый контроль выполнение УИК № 0701, № 0702 и № 0703 рекомендаций Рабочей группы и в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства принять решение о прекращении полномочий членов соответствующих УИК с правом решающего голоса и исключению их из состава данных УИК.
    2. Назначить в состав указанных УИК взамен выбывших новых членов УИК с правом решающего голоса из резерва составов участковых комиссий, а также назначить их председателей
    3. Указать на необходимость усиления подготовки составов нижестоящих избирательных комиссий к проведению выборов, повышения уровня эффективности мероприятий по правовому обучению организаторов выборов и ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации о выборах в ходе реализации полномочий участковых избирательной комиссий по подготовке и проведению выборов
    4. Проинформировать Избирательную комиссию Самарской области об исполнении ранее данного поручения о разработке плана мероприятий по практическому обучению членов нижестоящих участковых избирательных комиссий по проведению основных избирательных процедур, связанных, прежде всего, с организацией и проведением голосования в день голосования, голосования вне помещения для голосования, в том числе осуществлением взаимодействия членов УИК с наблюдателями, иными лицами, обеспечивающими гласность избирательного процесса, подведением итогов голосования и составлением протокола об итогах голосования и т.д., в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства
    5. Разработать совместно с Избирательной комиссией Самарской области и довести до сведения УИК Самарской области рекомендации относительно действий членов УИК и ее руководящего состава в случае возникновения на практике ситуаций, связанных с нахождением в помещении для голосования в день голосования (в том числе досрочного) посторонних лиц, а также поступления от данных лиц просьб и требований, не касающихся реализации непосредственно ими избирательных прав, а также противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе о выборах). Использовать при обучении фрагменты видеоматериала. 

Новости уполномоченного . Поиск за день: "13 апреля 2017"

13 апреля 2017


Пожилые люди, как никто другой, нуждаются во внимании

13 апреля 2017


Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03