Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Глава III. Социально-экономические права населения на территории Самарской области. Раздел 3.2. Право на социальную защиту


(Жалоба З. к Уполномоченному по правам человека в Самарской области вх.№ З/530-11 от 02.06.2011г.)


Социальная защита населения признается одной из обязательных функций современного развитого государства и общества. Правительство Самарской области в сфере социальной поддержки населения делает очень многое, развивая уже существующие меры поддержки и устанавливая новые.

В целях улучшения социально-экономического положения граждан в 2011 году гражданам Самарской области предоставлялась 121 социальная выплата, из них 57 – за счет средств областного бюджета (в 2010 году из 118 социальных выплат 56 производились за счет средств областного бюджета). Всеми видами выплат в 2011 году было охвачено 1,2 млн. жителей Самарской области, а если учесть, что каждый из них может получать несколько выплат по различным основаниям, то общее число получателей составило в 2011 году – 2,2 млн. человек.

9 227 граждан реализовали свое право на санаторно-курортное лечение на сумму 141 267,71 тыс. рублей. 2 599 льготников воспользовались бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно на сумму 12 249,27 тыс. рублей.[1]

В 2011 году министерством здравоохранения и социального развития Самарской области разработана областная целевая программа «Здоровое питание населения Самарской области» на 2012-2015 годы, которая утверждена постановлением Правительства Самарской области № 673 от 27.10.2011 г. Одновременно по поручению Губернатора Самарской области разработан проект областной целевой программы «Развитие системы государственной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Самарской области на 2013-2016 годы».

По инициативе Правительства Самарской области, в отличие от многих регионов, работники бюджетной сферы и пенсионеры имеют возможность получения бесплатных санаторно-курортных путевок.

В области узаконена единовременная денежная выплата (материнский семейный капитал) при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей в размере 100 000 рублей, а также единовременное пособие при рождении двух детей в размере 50, а трех и более детей - 350 тысяч рублей.

Установлена ежемесячная доплата к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью: награжденным орденами – 926,60 рублей, имеющим почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации – 741,28 рублей, женщинам, родившим до 01.01.1992 семь и более детей – 927,0 рублей, женщинам, награжденным знаком отличия Самарской области «Материнская доблесть» 1 степени – 741,28 рублей, и т.д.

Востребована в Самарской области и уникальная мера социальной поддержки – приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых по состоянию на 01.01.2012 г. проживают 164 человека. С момента принятия Закона Самарской области от 10.11.2008 г. № 121-ГД «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» наблюдается тенденция увеличения количества приемных семей. Так, в 2009 году в области была организована 101 приемная семья, в 2010 году – 144 семьи, в 2011 году –164 семьи,[2] а это значит, что 164 человека продолжают проживать в семейном уюте, и отпала необходимость открывать одно, а то и два казенных (не по правовому статусу, а по старому смыслу этого слова) учреждения социальной защиты.

В докладе за 2010 год Уполномоченный обратил особое внимание на качественное изменение в организации социальной поддержки – внедрение министерством здравоохранения и социального развития Самарской области «социальных контрактов» – заключение договора о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и государственным учреждением Самарской области – Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов о предоставлении целевой денежной выплаты, направленной на создание условий для самообеспечения. Данная прогрессивная форма социальной поддержки получила в 2011 году дальнейшее развитие.            В 2011 году в Самарской области с малоимущими гражданами заключено уже 870 контрактов на общую сумму 19 397,0 тыс. рублей, в том числе на организацию и развитие личного подсобного хозяйства (732 контракта), на установку приборов учета воды, газа и электроэнергии (110 контрактов), на обучение по специальности и трудоустройство (18 контрактов), на организацию и развитие индивидуальной трудовой деятельности (10 контрактов), причем максимальный размер денежной выплаты по социальному контракту планируется увеличить с 25,0 тыс. рублей до 35,0 тыс. рублей.[3]

Органы государственной власти приняли обширные социальные обязательства, и проблемы в их реализации возникают далеко не всегда по причинам их финансовой необеспеченности, но и в силу особенностей правоприменительной практики и пресловутого «человеческого фактора».

Как органы власти в Самарской области в 2011 году реагировали
на проблемы в социальном обеспечении, поднятые
Уполномоченным по правам человека

В докладе за 2010 год Уполномоченным был проведен анализ понятия величины прожиточного минимума и потребительской корзины. Обращалось внимание на то, что, например, нормы питания, закладываемые в расчет «корзины» в настоящее время лишь позволяют не умереть от голода.

Однако методики расчета не меняются, за основу расчета прожиточного минимума взята прежняя потребительская корзина. Так, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, проводящее ежемесячный мониторинг основных показателей социально-экономического развития Самарской области, на своем сайте опубликовало, что в ноябре 2011 года стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста) составила 2 395 рублей. Соответственно на день получается 79,83 рубля. Кто-нибудь в Самарской области возьмется провести продолжительный эксперимент питания на 80 рублей в день?

Поэтому и пишут в адрес Уполномоченного отчаявшиеся граждане: «Когда же наши пенсии будут больше прожиточного минимума? Кто же придумал этот прожиточный минимум? И живет ли этот человек на прожиточный минимум? Все говорят про цены на продукты – снизились, ничего подобного, они еще больше растут и никто их не регулирует. Невозможно стало жить, лекарства тоже дешевле не стали. Вы нас, как кроликов, держите все на прожиточном минимуме».[4]

Еще большое недоумение вызывает у пенсионеров разница в величине прожиточного минимума, установленного для назначения региональной социальной доплаты – 4 960 рублей, и величине прожиточного минимума, устанавливаемой ежеквартально для пенсионеров по основным социально-демографическим группам: в 2011 году она составляла сначала 5 359 рублей, затем 5 381 рублей, 5 146 рублей и, наконец, 5105 рублей.

Пенсионерка М. написала Уполномоченному: «Правительство Самарской области изменило прожиточный минимум с 4 960 до 5 359 рублей. Заметно. Но для малоимущих пенсионеров ничего не изменилось. Например: в 2010 году пенсия была 3 000 рублей плюс соцдобавка 1 960 рублей, итого 4960 рублей. Минус прожиточный минимум.

В 2011 году стало: пенсия увеличилась на 8,8%, стала 3 300 рублей + соцдобавка 1 950 рублей – 300 рублей = 1 660 рублей - итого те же 4 960 рублей. Т.е. все пенсионеры будут весь год получать поддержку государства, а малоимущие нет. А сейчас изменен прожиточный минимум, но малоимущих это не коснулось. Минсоцразвития объясняет так: «Было решение Правительства Самарской области № 113 от 1 ноября 2010 года, что на 2011 год прожиточный минимум для доплаты пенсионерам составляет 4 960 рублей. А сейчас принят прожиточный минимум 5359 рублей – это для других пенсионеров. Это для каких? Мы что же по разным ценам продукты покупаем?»[5]

То есть при повышении пенсии нашей заявительнице на 300 рублей, был уменьшен размер социальной доплаты ровно на такую же сумму в 300 рублей. В результате и про заботу о пенсионерах рассказали, и никаких нарушений нормативно-правовых актов не допустили. Только пенсионерка не ощутила никаких фактических улучшений в своем социально-экономическом положении. Как в добрые советские времена: «повышение благосостояния народа никак не скажется на его жизненном уровне».

О непонимании логики законодателя пишет в своем обращении и пенсионерка З.: «На всю страну Путин сказал, что пенсии не могут быть ниже прожиточного минимума. А положено ли наши ветеранские включать в пенсию до прожиточного минимума? Нам их включили, и теперь мы не знаем: мы ветераны или нет. Нет у нас никаких льгот. Одна пенсия вместе с ветеранскими 4 960 рублей. Я с 1940 года рождения, мне 71 год, мы всю жизнь работали и не заработали хорошей пенсии. Кто не работал, такую же пенсию получает. Очень обидно нам, мы всю жизнь работали за копейки, а они сидели дома. А теперь пенсии одинаковые»[6].

Трудно не согласиться с парадоксом: денег на высокие зарплаты и пенсии в стране хватает, не хватает на низкие…

Да, у нас появились достаточно обеспеченные пенсионеры с размерами пенсии и в 15 000 рублей и даже в 25 000 рублей. Средний размер назначенных в 2011 года пенсий – 6551,63 рублей[7]. Из бюджета в целом выделяются немалые средства на поддержку наших пенсионеров. Региональную социальную доплату к пенсии в течение 2011 года в среднем получали 62 641 человек; ее средний размер составил 1075,7 рублей. 51 910 человек являются получателями социальной помощи в соответствии с Законом Самарской области «О социальной помощи в Самарской области», размер которой составляет 150 рублей в месяц на каждого получателя[8]. Но основной массе пожилых людей все-таки с трудом приходится сводить концы с концами.

Даже по официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области к ноябрю 2011 года реальные располагаемые доходы населения сократились с начала года на 4,5%[9].

В целом за 2011 год уровень инфляции на потребительском рынке региона оценивается в 107% (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года)[10]. Субъективные оценки населением социально-экономической действительности носят еще более критический характер: так, по данным Левада-Центра, проводившим соцопрос в августе 2011 года, наиболее острой проблемой в общественном сознании россиян является рост цен – на него указывают 73% опрошенных. Бедность и обнищание населения беспокоят около 52% респондентов[11].

Представляется, что существенной корректировки требуют не только методики расчета прожиточного минимума и состава потребительской корзины, но и подходы к оказанию адресной поддержки наименее защищенных слоев населения пенсионного возраста.

Анализируя динамику разрешения проблем в реализации прав граждан на социальное обеспечение, уже в течение нескольких лет вынуждена признавать неразрешимость проблемы непрерывности обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Так в адрес Уполномоченного обратилась гражданка А. по вопросу обеспечения своей матери – инвалида 1 группы – техническими средствами реабилитации: памперсами и абсорбирующим бельем, которые она должна получать ежемесячно в определенных количествах согласно разработанной индивидуальной программе реабилитации[12]. По вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации она поставлена на учет в ЦСО Советского района г.о. Самара. В 2010 году обеспечение средствами реабилитации производилось нерегулярно, тем не менее, памперсы были выданы в полном объеме. Однако с января 2011 года до момента обращения (март 2011) ни памперсы, ни абсорбирующее белье не выдавались вообще.

В ходе проверки по жалобе выяснилась причина такого положения дел. Итоги процедуры размещения заказа по заявке министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 24.12.2010 г. были аннулированы Федеральной антимонопольной службой – в результате государственный контракт не заключен, поставка указанных ТСР не осуществлялась.

В апреле 2011 г. заявление министерства о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы об аннулировании итогов размещения заказа рассматривались в Арбитражном суде г. Москвы параллельно с проведением Главным управлением организации торгов Самарской области открытого аукциона в электронной форме по определению поставщика технических средств реабилитации.

Государственный контракт заключен 13 апреля 2011 года; поставка абсорбирующего белья, подгузников и обеспечение ими инвалидов стали осуществляться только в мае 2011 года.

Все логично, все работали, никого нельзя обвинить в бездействии: и ФАС, и Минздрав боролись за соблюдение законодательства, отстаивая свои позиции в суде. Но в данной ситуации невозможно не согласиться и с заявительницей: «В январе я должна получить ТСР маме за январь, в феврале – за февраль. И нас «кухня» министерская не интересует. Люди, которые организовывают обеспечение инвалидов техническими средствами, в декабре должны иметь договоры на следующий год. А мы в результате такой работы имеем то, что имеем»[13]. Деятельность федеральных структур не отменяет необходимости выполнения социальных обязательств. А иных замещающих механизмов нет. Поэтому люди чувствуют себя обманутыми: официально заявляется одно, а на деле заканчивается «хождением по мукам».

Аналогичные мучения описывает в своем обращении в адрес Уполномоченного по правам человека инвалид К.[14], которая еще в 2010 году заказала себе в Самарском протезно-ортопедическом предприятии обувь. В связи с болезнью обувь К. вовремя получить не смогла. В результате направление на изготовление ортопедической обуви от 15 июля 2010 года утратило силу, а для выполнения примерки и последующего получения обуви необходимо получение нового направления под действующий государственный договор. При этом Самарское протезно-ортопедическое предприятие на момент обращения уведомило заявительницу, что по действующим Государственным договорам заказы на ортопедическую обувь для взрослых в текущем году приняты в полном объеме.

И получается, что заказанную летом 2010 года и уже изготовленную обувь К., в лучшем случае, сможет получить только в 2012 году.

Проблемы в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации усиливаются в результате недофинансирования федеральных обязательств.

Предоставление гражданам технических средств реабилитации (далее – ТСР) в соответствии с федеральным перечнем, включая компенсационные выплаты, является расходным обязательством Российской Федерации, которое передано субъекту РФ. Финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий осуществляется только за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Самарской области в форме субвенций.

Для обеспечения в 2011 году инвалидов Самарской области ТСР в соответствии с федеральным перечнем и компенсационными выплатами в полном объеме было необходимо выделение из федерального бюджета денежных средств в сумме 1 013 664,7 тыс. рублей. В январе 2011 года Самарской области было выделено только 213 698,8 тыс. рублей на обеспечение федеральных льготников ТСР, т.е. 21% от существующей потребности[15]. В августе 2011 года Самарской области были выделены дополнительные средства в размере 175 240,2 тыс. рублей (38,4% от необходимого годового объема). В ноябре 2011 года Самарской области выделены дополнительные ассигнования в сумме 624 725,7 тыс. рублей (40,6% от необходимого годового объема). Таким образом, общий объем выделенных средств из федерального бюджета на 2011 год составил 1 013 664,7 тыс. рублей, т.е. 100% от необходимого годового объема. Отчетные показатели гласят, что ТСР были обеспечены 81 196 федеральных льготников[16].

Однако практически половина денежных средств поступила в декабре, когда люди уже весь год мучились и «выкручивались» кто как мог.

Конечно, определенной «палочкой-выручалочкой» становятся компенсационные выплаты за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. В 2011 году их было выдано на общую сумму 859409,353 тыс. рублей, но с учетом нерегулярности поступлений денежных средств из федерального бюджета людям приходится также ожидать и суммы на погашение долгов за самостоятельно приобретенные ТСР.

Не выходит решение вопроса в прямую, значит требуется вдуматься в более изощренные и, вполне возможно, более длительные пути решения. Ведь проблема сама по себе никуда не денется.

В структуре российского законодательства о размещении государственных заказов на сегодня уже имеются прецеденты исключений из общего правила, такие как оказание юридической помощи отдельным категориям граждан.[17]

Допускаю, что вполне жизнеспособным окажется использование схожей модели и в правоотношениях государства и инвалидов по поводу их бесперебойного обеспечения ТСР. Проработку такого механизма, с учетом узкоспециальных особенностей вопроса, и хотелось бы предложить министерству здравоохранения и социального развития Самарской области.

Продолжается работа органов власти над созданием безбарьерной среды для маломобильных категорий граждан.            Глубокий анализ состояния дел в данной сфере содержится в ежегодном докладе о состоянии дел по созданию в Самарской области доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан в городских округах и муниципальных районах Самарской области, направленном Министерством здравоохранения и социального развития Губернатору Самарской области и рассмотренном на заседании Совета при Губернаторе Самарской области по развитию местного самоуправления.

29 декабря 2011 года  в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления при  Губернаторе Самарской области широкое обсуждение получил вопрос создания доступной среды для маломобильных граждан на территории всех муниципалитетов губернии

Мониторинг показал увеличение доли оборудованных социально-значимых объектов в целом по области на 2,9% (с 17,8 до 20,7%). Однако и сейчас около 80% объектов социальной инфраструктуры не отвечают соответствующим требованиям. Самыми недоступными для маломобильных граждан, а это и пожилые люди, и инвалиды, и дети дошкольного возраста, являются объекты жилого фонда, образовательных учреждений, культуры, почтовой связи, потребительского рынка и услуг. Продолжает оставаться крайне недостаточным для удовлетворения потребностей инвалидов-колясочников общее количество оборудованных квартир.

В рамках реализации Закона Самарской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» специалисты министерства осуществляют проверки объектов социальной инфраструктуры на предмет выявления нарушений по созданию инвалидам доступной среды жизнедеятельности.

Проведение проверок выявило неэффективность мер реагирования: размер штрафа (около 20 000 рублей) является некритичным для нарушителей, а перечисление штрафов в федеральный бюджет и вовсе выглядит нелогичным. Данная мера была бы более эффективной, если средства от штрафов перечислялись в бюджет субъектов Российской Федерации и расходовались целевым образом для повышения доступности среды жизнедеятельности.
Нужно отметить, что реакция руководителей организаций и предприятий носит нередко гораздо более человечный характер, чем позиция отдельных органов власти, проистекающая от непонимания ценностного смысла отношения к людям с ограниченными физическими возможностями.
 

Доступность правосудия для маломобильных граждан иногда имеет сугубо физическое значение. Преодолеть ступени на входе в Ленинский районный суд г. Самары инвалидам не просто

Так, гражданин Т. пытался обратить внимание различных департаментов и служб города Самары на железобетонный блок, уложенный на пандусе пешеходного перехода по адресу: Московское шоссе 124/126/128 прямо у учреждения ГИБДД и ООО «Мета-Автотест» пункта технического осмотра автомобилей. В своем обращении Т. с горечью и недоумением пишет: «Всего–то надо сдвинуть его в сторону или убрать и посередине прохода вбить столб металлический. На бумагу и почтовые отправления уже больше денег истратили, чем надо трактористу заплатить. А мы с детскими колясками скачем по бордюрам, хотя о нас позаботились и сделали пандус – нонсенс»[18].

Уполномоченный обратил внимание должностных лиц городской администрации на факт попустительства органов власти разрушению элементов безбарьерной среды, создаваемых с таким трудом. Но городская администрация ограничилась разъяснением, что Московское шоссе внесено в Перечень автомобильных дорог общего пользования Самарской области и обслуживание данной дороги осуществляется государственным казенным предприятием «АСАДО».

А потому Департамент благоустройства и экологии не вправе производить какие-либо работы на указанной автомобильной дороге, и вообще соответствующие разъяснения ранее направлялись заявителю[19]. Такая позиция говорит только о том, что Департамент благоустройства Администрации городского округа Самара просто отмежевался от благоустройства города вместо того, чтобы согласовать несложные, но нужные для людей действия с казенным предприятием.        

Зато директор «АСАДО» моментально ответил на обращение Уполномоченного, что меры приняты: блок передвинут, проход освобожден.

Столь же убедительно отреагировал и заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по пассажирским перевозкам С.И.Антипенко на жалобу инвалида-колясочника З., которому на железнодорожном вокзале г. Самара сотрудниками медпункта и дежурным по вокзалу было отказано в помощи[20]. Отказано было по мотивам, достойным книги бюрократических рекордов: помощь, согласно версии железнодорожников, нужно оказывать только тем инвалидам, которые едут на лечение по путевкам, а остальным они помогать не обязаны. Между тем, З. являлся делегатом III Съезда Общероссийской общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом, прибывшим в Самару для участия в мероприятии, и до этого был вполне уверен, что железнодорожный вокзал Самары заслуженно признан одним из лучших в Европе по доступности для маломобильных категорий граждан.

Дирекция Куйбышевской железной дороги не только приняла меры дисциплинарного и административного характера по отношению к сотрудникам, допустившим неподобающее отношение к инвалиду-колясочнику, но обстоятельства данного случая были рассмотрены в трудовом коллективе с доведением до сведения работников надлежащих норм.

Более того, Дирекция учла предложения Уполномоченного о необходимости размещения доступной информации о наличии билетов в специализированные купе и по установлению информационных указателей прохода к медицинскому пункту, а к летним пассажирским перевозкам запланировано оборудовать специализированную кассу для инвалидов-колясочников[21].

Не сдвинулась с места в 2011 году разработка Закона Самарской области об инклюзивном образовании, на необходимость которого обращалось внимание Уполномоченным по правам человека в докладе за 2010 год.             С законодательным предложением о принятии такого закона, определяющего доступность образования для детей с особыми потребностями, выступила городская общественная организация инвалидов-колясочников «Десница». Самарская Губернская Дума приняла решение о создании рабочей группы по разработке областного закона, но дальше этого дело пока не пошло. Вновь обращаю внимание нового состава депутатов Самарской Губернской Думы на необходимость разработки закона Самарской области об инклюзивном образовании.

В докладах за 2009 и 2010 годы Уполномоченным поднималась проблема обслуживания инвалидов по зрению Сбербанком России, состоящая в том, что операции с вкладами незрячих граждан могли совершать только доверенные лица по нотариально заверенной доверенности.

При поддержке Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. вопрос решился следующим образом:        в соответствии с решением Совета директоров Банка России в «Положение о порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории России» были внесены изменения, предусматривающие предоставление возможности проставления физическими лицами, являющимися инвалидами по зрению, факсимильного воспроизведения подписи на кассовых документах при осуществлении их кассового обслуживания в кредитных организациях[22].

Казалось бы, вопрос благополучно разрешился. Однако председатель областной организации ВОС Казанцев А.Г. вновь вынужденно обращается за помощью к Уполномоченному, так как Поволжский банк Сбербанка России известил руководство предприятия «Самараавтожгут», где более 50% работающих являются инвалидами по зрению, что не намерен выполнять вышеназванное Указание Центрального Банка России в части кассового обслуживания инвалидов по зрению с использованием факсимиле.[23]

В целях восстановления прав инвалидов по зрению Уполномоченный по правам человека обратился к Председателю Поволжского банка Сбербанка России с настоятельной просьбой повторно рассмотреть вопрос возможности использования факсимильной подписи инвалидами по зрению при совершении кассовых операций в соответствии с решением Совета директоров Банка России. В настоящее время ОАО «Сбербанк России» совместно с Общероссийской общественной организацией инвалидов ВОС прорабатывает вопрос о возможности использования факсимильной подписи при осуществлении кассовых операций инвалидами по зрению, в том числе принятие Банком образцов факсимильной подписи. Уполномоченный выражает надежду, что в ближайшее время вопрос будет решен положительно, тем более, что все стороны демонстрируют заинтересованность в его разрешении.
В предыдущие годы Уполномоченным отмечались проблемы в оказании социальных услуг на дому в связи с ненадлежащим отношением сотрудников соцслужб к своей работе и к подопечным. Но сегодня нужно отдать должное четко налаженной и постоянно развивающейся в Самарской области системе надомного социального обслуживания, благодаря которой 47 242 человека, из которых почти 33 тысячи – одиноко проживающие, могут продолжать жить в привычных для них домашних условиях, получая необходимые социальные услуги. За последние два года к Уполномоченному не поступило ни одной жалобы на деятельность социальных работников.

А вот получение стационарного социального обслуживания, даже при развитой системе социальной поддержки и надомного социального обслуживания, по-прежнему остается «больным вопросом».

В 2011 году было открыто государственное бюджетное учреждение Самарской области «Челно-Вершинский пансионат для ветеранов труда». За счет его открытия количество мест в пансионатах увеличилось по сравнению с 2010 годом с 5050 до 5080. Однако и количество очередников на получение путевки в пансионат существенно увеличилась по сравнению с 2010 годом: с 344 до 441 человек. Очередь увеличилась за счет очередности в детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и, самое главное, за счет очередности в пансионаты для инвалидов (дома-интернаты для психически больных). На 1 января 2012 года 359 человек ожидают путевку в пансионат психоневрологического профиля; срок ожидания составляет до двух лет.[24]

В докладе за 2010 год уже говорилось о необходимости выделения средств на реконструкцию государственного учреждения Самарской области «Тимашевский пансионат для инвалидов (дом-интернат для психически больных)». Однако даже при такой острой потребности в дополнительных местах в учреждениях психоневрологического профиля нормативные правовые акты, устанавливающих расходные обязательства Самарской области на реализацию данного мероприятия, в 2011 году так и не были приняты. При этом, анализ практики обращений к Уполномоченному показывает, что именно граждане, нуждающиеся и имеющие право на получение путевки в подобные стационарные учреждения, либо превращают в ад жизнь своих близких, либо подвергаются уничижительному отношению со стороны соседей, либо вообще оказываются лицами без определенного места жительства в силу неумения по состоянию здоровья противостоять мошенникам.

По-прежнему, на контроле Уполномоченного были вопросы, связанные с оказанием гражданам психиатрической помощи и законностью признания их недееспособными.

В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение Д., в котором она сообщала, что по заявлению мачехи 13 июля 2009 года была признана недееспособной.[25] Заявительница сообщает, что мачеха ввела ее в заблуждение, пообещав потом много льгот и пенсию. С октября Д., которую мачеха выгнала из дома, получая при этом ее социальные выплаты и пенсию, жила самостоятельно на съемной квартире, полностью себя обеспечивая. Обращения Д. в официальные органы не принимались в силу наличия у нее статуса недееспособной. Причиной обращения Д. к Уполномоченному явилось рождение ребенка, которого не отдали матери, признанной недееспособной.

По обращению Уполномоченного органы опеки вышли в суд с иском о восстановлении Д. дееспособности, была проведена стационарная психиатрическая экспертиза и 28 июля 2011 года дееспособность Д. решением суда была восстановлена. Соответственно, теперь она получает пенсию и положенные выплаты.

На заседании Комиссии по урегулированию социальных споров при Уполномоченном по правам человека с участием представителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассматривался вопрос взаимоотношений государства в лице органа опеки и родителей совершеннолетних недееспособных граждан. Обращение к Уполномоченному по правам человека родителей-опекунов вызвано, по их мнению, нарушением прав родителей и разрушением семьи как единого целого.
    

Заседание Комиссии по урегулированию социальных споров при Уполномоченном по правам человека

В рамках действующего российского законодательства семья, имеющая ребенка-инвалида, получая определенные меры социальной поддержки, распространяющиеся на всю семью, самостоятельно несет груз ответственности – и моральной, и материальной – за содержание, воспитание, лечение, реабилитацию больного ребенка. Право родителей самостоятельно определяться по порядку и форме предоставления содержания несовершеннолетним детям предусмотрено статьей 80 Семейного кодекса РФ.

В таких обстоятельствах родители в социально ориентированной семье добровольно допускают определенное ущемление интересов иных членов семьи за счет интересов ребенка-инвалида, так как такие дети требуют и больших затрат на лечение и на обслуживание.

При достижении таким ребенком-инвалидами возраста 18 лет меняется его юридический статус: он признается совершеннолетним недееспособным гражданином – инвалидом с детства, одновременно меняется и юридический статус его родителей: они становятся опекунами недееспособного гражданина.

При этом согласно Семейному кодексу РФ обязанность родителей по содержанию, заботе и защите интересов детей распространяется и на совершеннолетних недееспособных детей. Однако при сохранении обязанностей государство ограничивает право родителей на самостоятельное определение содержания своего взрослого ребенка.

Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.       Более того, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства начинают осуществлять надзор за деятельностью родителей-опекунов и принимать решение о разрешении на совершение сделок с семейным имуществом.

Такие меры оправданы интересами недееспособных граждан, чьей физической и правовой слабостью могут воспользоваться недобросовестные опекуны в корыстных целях. Однако есть и другая сторона, весьма болезненно воспринимаемая родителями, не жалевшими ни сил, ни средств на больных детей. Теперь органы власти контролируют каждый их шаг: определяют порядок заключения договора об осуществлении опеки; проверяют условия жизни подопечных; контролируют соблюдение опекунами прав и законных интересов их родных детей; проверяют сохранность их имущества; устанавливают форму отчета опекуна об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и регламентируют управление этим имуществом[26].

А буквальное исполнение данного постановления и вовсе может привести к абсурдным ситуациям: органы опеки вправе не дать опекунство родителям, воспитывающим своего ребенка 18 лет, например, из-за стесненных жилищных условий или из-за имеющейся у родителей инвалидности, хотя до этого они проживали в этих самых условиях, улучшить которые государство не торопилось. Таким образом, сохраняя обязанности родителей в отношении совершеннолетних недееспособных детей, российское законодательство ограничивает их родительские права на самостоятельное определение по форме и порядку содержания данных детей. Хотя в соответствии со статьей 73 Семейного кодекса РФ ограничение родительских прав может быть произведено только при наличии опасности для ребенка и только по решению суда. Более того, заявители считают, что подобное разделение интересов вообще губит семью, уже длительное время живущую общим интересом помощи больному ребенку.

По результатам обсуждения Уполномоченный обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ о ходатайстве перед Правительством РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 927 в части условий назначения опекуном, контроля за деятельностью и отчетностью опекуна – родителя совершеннолетнего недееспособного; одновременно было направлено обращение в Самарскую Губернскую Думу с просьбой подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в части введения дифференциации категорий опекунов совершеннолетних недееспособных граждан.

По итогам 2011 года считаю необходимым обратить внимание органов власти на избыточную бюрократизацию в предоставлении мер социальной поддержки как препятствие в реализации прав людей, оказавшихся в тяжелых жизненных и нестандартных социально-правовых ситуациях

 

Если недостаточность финансирования – фактор, имеющий объективные основания и объяснения, то людям практически невозможно понять, почему в ситуациях, когда они больше всего нуждаются в помощи государства, оно им в этом отказывает по причине «отсутствия оснований».

Так в адрес Уполномоченного по правам человека обратилась гражданка К. с жалобой на нарушение прав ее несовершеннолетнего сына на обеспечение автотранспортом[27].

Сын К. 2004 года рождения, имея диагноз ДЦП, является ребенком-инвалидом, инвалидность ему была установлена в годовалом возрасте. При этом в установленном законом порядке ему разрабатывалась индивидуальная программа реабилитации, определяющая нуждаемость в технических средствах. Но медицинские показания к обеспечению автотранспортом ему не устанавливались, и в целях их установления заявительницу с ребенком на прохождение медико-социальной экспертизы не направляли.

Сейчас ребенку уже 7 лет, а Законом Самарской области от 03.07.2002 № 45-ГД «Об обеспечении автотранспортными средствами детей-инвалидов и инвалидов с детства» установлено ограничение, когда автотранспортное средство предоставляется детям-инвалидам в возрасте от одного года до пяти лет при наличии у них соответствующих медицинских показаний. И даже в случае, если медицинские показания будут установлены сейчас, все равно у органов социальной защиты не появятся законные правовые основания для принятия его на учет по обеспечению автотранспортом.

А многие граждане и вовсе не знают о положенных им мерах социальной поддержки, на которую они имеют полное право. Данное обстоятельство негативно, на мой взгляд, сказывается на отношении населения к органам власти именно в силу незнания гражданами норм и правил, которыми установлены меры социальной поддержки. Предлагаю министерству здравоохранения и социального развития Самарской области подготовить и обнародовать подробный перечень мер социальной поддержки, предоставляемых различным категориям граждан, а также распространить разъяснительные материалы в помещениях Бюро медико-социальной экспертизы, в чем Уполномоченный и его аппарат готовы принять участие.

Постоянно Уполномоченному по правам человека и сотрудникам его аппарата приходится сталкиваться с ситуациями, в которых человек не может реализовать свои права на социальную защиту в результате отсутствия подобных вариантов в нормативных правовых документах.

Так к Уполномоченному по правам человека обратились граждане в интересах Ж., находящегося в тот момент в городской клинической больнице № 1 им. Пирогова г. Самары и готовящегося к выписке. Ж. в результате травмы были ампутированы правые нога и рука, у него не было паспорта и полиса, он был безработным и, самое главное, у него не было близких, которые могли бы заняться решением его проблем.

По утвержденному функционалу медицинское учреждение свое дело сделало: Ж. был прооперирован, и с точки зрения состояния здоровья уже должен был быть выписан.            Но, даже имея квартиру, фактически без документов, без средств к существованию и возможности самообслуживания, при существующей системе восстановления утраченных документов и оформления инвалидности, когда во все инстанции нужно с заявлением обращаться лично, он был обречен. При этом он даже не догадывался о возможности оказания социальной помощи и необходимости заявить о себе.

Ситуация благополучно разрешилась благодаря тому, что к соседу по палате, в которой лежал Ж., приходили неравнодушные люди, которые и обратились к Уполномоченному по правам человека.

При содействии специалистов аппарата Уполномоченного Ж. был восстановлен медицинский полис и паспорт, администрация больницы задержала выписку Ж. до момента освидетельствования и установления ему инвалидности, министерство здравоохранения и социального развития Самарской области во внеочередном порядке выделило ему путевку в пансионат, куда его и перевезли.

При этом ни одна из структур, к которым обращался Уполномоченный за помощью, не отказала, не подвела. Большое спасибо УФМС по Самарской области, министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, ЦСО Кировского района, медицинской страховой компании ЗАО «Самара-Мед» за понимание.

Но! Действия всех органов в рамках действующего законодательства были на грани фола: больница должна была Ж. выписывать, так как он уже прошел период послеоперационной реабилитации и гражданин не нуждался в стационарном медицинском лечении; специалисты ЦСО формально не имели к нему никакого отношения, так как Ж. не состоял на обслуживании и не обращался с заявлением о срочной социальной помощи; выделение путевки в пансионат ему было произведено во внеочередном порядке. И если бы должностные лица в рамках прописанных стандартов действий отказали Уполномоченному, не было бы «законного» повода их в чем-то упрекнуть.

Еще более острой оказалась ситуация с положением гражданина С. обратившегося к Уполномоченному по правам человека с заявлением о «нарушении всех его прав»,[28] являвшегося на тот момент лицом без жилья, регистрации, не получающего назначенную ему пенсию по инвалидности и необходимую по состоянию здоровья медицинскую помощь.

Продавший квартиру и не получивший за нее денег, доверивший получать свою пенсию чужому человеку, от которого не получал ни копейки, С. три года ходил по разным инстанциям пытаясь найти крышу над головой. Человека, в настоящее время не осознававшего свою болезнь, не ориентировавшегося в правовых вопросах и в социальных реалиях, отправляли решать вопросы самостоятельно или говорили: «приходите завтра», а ему негде было переночевать и не на что было жить.

Пришедшему в аппарат Уполномоченного по правам человека С. уже невозможно было сказать «приходите завтра», поэтому проблему с его жизнеустройством решали «до последнего». Спасибо специалистам минздрава, руководителю управления организации социального обслуживания Макееву В.Ю., которые уже во внерабочее время и в свой профессиональный праздник – День социального работника – занимались ситуацией и определили С. в социальный приют.

С. медицинскую карту до конца не оформил – не в силу безответственности, а в силу состояния здоровья.        Только благодаря медикам Безенчукской ЦРБ, откликнувшимся на просьбу Уполномоченного, в сестринском отделении для С. были созданы оптимальные условия оформления им медицинской карты для получения путевки в пансионат.

В настоящий момент С. после стационарного лечения, получил путевку и при помощи социальной службы перебрался на жительство в пансионат. Но самостоятельно пройти путь сбора всех документов он объективно не мог. Разве изначально специалист службы социальной защиты не должен был помочь и подсказать, что именно нужно сделать человеку, по состоянию здоровья утратившего возможности самостоятельной ориентации в правовом пространстве? И в какой инструкции должно быть записано, что помощь людям должна оказываться с учетом реальной ситуации, а не ложно понимаемых бюрократических установок? Получается оставление без помощи в соответствии с инструкцией по оказанию помощи.

Непростой оказалась ситуация с оказанием помощи цыганке Д., которая вне брака ждала ребенка не от соплеменника, и потому была изгнана из табора. Беременная женщина в период проливных дождей вынуждена была жить под открытым небом, пока ее не приютили совершенно посторонние люди, которые просто не знали: каким должен быть порядок их действий для решения проблем Д. Без документов, не социализированную, не способную четко предоставить информацию о себе самой – ей экстренно нужно было предоставить место жительства и возможность получения медицинской помощи при родах.

По просьбе Уполномоченного судьбой этой женщины занимались два департамента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области: социальной защиты населения и по вопросам семьи и демографии. Буквально за руку специалисты социальной службы водили ее по необходимым кабинетам, а оставшиеся до родов дни она прожила в социальном приюте.

Острые публикации журналиста «Комсомольской правды» Е. Гениной заставили всех участников этой истории задуматься о соотношении прав человека и социальном иждивенчестве, обязанностей государства и личной ответственности граждан

Невозможность разрушить выстроенную бюрократическую систему показала ситуация с гражданином Узбекистана М., находящегося в 2011 году в г. Тольятти, в отсутствии его права на проживание на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. По состоянию здоровья – открытая форма туберкулеза – М. не мог быть подвергнут депортации в установленном порядке. По этой же причине он не мог быть помещен ни в одно учреждение социальной защиты. Возможность нахождения его в лечебном учреждении была исчерпана по срокам пребывания, выписать его было некуда.

Для переезда М. на родину, в г. Ташкент необходимо было приобретение билета и оплаты справки общей стоимостью 7 262 рубля. Денежные средства, хоть и небольшие, но на эти цели не предусмотрены ни у одной организации. Уполномоченным были решены финансовые вопросы, однако для транспортировки больного с таким заболеванием необходимы особые условия, выполнить которые оказалось практически невозможно. Пришлось Тольяттинскому противотуберкулезному диспансеру содержать нелегала М. у себя до конца, вопреки неудовольствию других пациентов и несмотря на нарушение требований законодательства.

Представляется, что такие экстремальные ситуации должны разрешаться не только в силу просьб Уполномоченного и личных договоренностей, но и должны иметь системные механизмы и официальные основания для разрешения.

Предлагаю министерству здравоохранения и социального развития Самарской области разработать нормативный акт, определяющий в муниципальных образованиях координатора действий по разрешению экстремальных ситуаций, связанных с жизнеобеспечением человека, утратившего способность к самообслуживанию, по согласованию наделенного полномочиями экстренного обращения в соответствующие органы.

«Оформительские беды» преследуют не только людей, социально незащищенных, но и заслуживших право на социальную поддержку своей службой государству. В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение осужденного Н. по вопросу отложенного оформления удостоверения ветерана боевых действий[29].

Заявитель, являясь сотрудником органов внутренних дел, принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в 1995, 1996, 1998 г.г. Документы, подтверждающие данную информацию, были предоставлены Н. на рассмотрение Комиссии по выдаче удостоверений ветерана боевых действий.

Согласно выписке из протокола № 3 заседания комиссии по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, полученной заявителем, после рассмотрения предоставленных им документов было принято решение: «Отложить оформление удостоверения ветерана боевых действий Н. до предоставления в отдел кадров УРСЛ ГУВД по Самарской области свидетельских показаний».

Однако порядок выдачи указанных удостоверений в системе МВД определяет, что основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявшим боевые задачи в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы) в условиях вооруженного конфликта[30]. Документы, имеющиеся у Н., подтверждают факт его служебной командировки в Чеченскую республику в мае – июне 1995 года и в июне – июле 1996 года. После неоднократных обращений Уполномоченного к начальнику ГУ МВД по Самарской области Стерликову Ю.Ю. Комиссией по выдаче удостоверений ветерана боевых действий все-таки было принято решение выдать Н. удостоверение ветерана боевых действий, которое оформлено 6 мая 2011 года.

Правоохранительное ведомство понять можно: выдача удостоверения предполагалась гражданину, который, несмотря на свое славное боевое прошлое, к этому моменту отбывал наказание в местах принудительного содержания.

Органы внутренних дел, переживающие не только организационный ребрендинг, но и стремление поднять репутацию, не горели желанием наделить не вполне достойного гражданина удостоверением ветерана. Однако требование подтвердить свидетельскими показаниями факт выполнения задач является избыточным, дискреционным и влечет за собой нарушение его прав.

Не один год пытаются найти справедливость вдовы гражданских инженеров, погибших в период командировки в районе боевых действий в Афганистане в 1984 году[31]. Никаких документов, подтверждающих факт гибели их мужей в районе ведения боевых действий в Демократической Республике Афганистан, а также факт направления их в командировку в ДРА, у заявительниц нет. В архиве предприятия, направлявшего граждан в командировку, соответствующие документы отсутствуют. В свидетельствах о смерти указанных граждан сведениями о причине смерти указано «Падение с высоты, массивное разрушение тела», место смерти – ДРА. Проблема заявительниц состоит в том, что в соответствии с действующим российским законодательством меры социальной поддержки предусматриваются для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Распространение данных мер социальной поддержки на членов семей гражданских лиц, погибших на территориях боевых действий и при тех же самых условиях, законодательством предусмотрено лишь при документально подтвержденном участии граждан в боевых действиях.

Ситуация единичная, а порядок оформления удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки, к настоящему времени предельно формализован. Поэтому не могут соответствующие органы при полном понимании справедливости требований двух самарских вдов решить их вопрос. Остается только один путь – установить юридический факт в судебном порядке.


В настоящее время Уполномоченным оказывается помощь заявительницам в получении документов из Центрального архива Министерства обороны, дающих основания для обращения в суд.

В Самарской области в случае тяжелой жизненной ситуации граждане могут обратиться в государственные учреждения – Центры социального обслуживания за оказанием материальной помощи. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.08.2004 № 45 «Об утверждении Положения об оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Самарской области» в 2011 году единовременная материальная помощь была предоставлена 1 615 гражданам, в том числе освобожденным из мест лишения свободы, на сумму 4 266,0 тысяч рублей[32].

При этом под трудной жизненной ситуацией понимается объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В адрес Уполномоченного по правам человека обратилась К., в квартире которой появились сквозные трещины шириной раскрытия до 2 см. на перегородке между санузлом и помещением кухни, в местах сопряжения потолочного перекрытия и перегородок санузла, а также потолочного перекрытия и перегородки между жилой комнатой и помещением кухни[33].

Самостоятельно решить данные проблемы К., являющаяся пенсионеркой, не могла. По результатам обращения Уполномоченного в Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара К. была выделена материальная помощь в размере 30 тыс.рублей.

Однако такое решение является скорее счастливым исключением, чем нормой. По информации министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, максимальный размер оказанной единовременной материальной помощи в 2011 году составил 10 000 рублей, минимальный – 500 рублей.[34]
Однако для получения названных денежных сумм, не сопоставимых с теми затратами, которые реально несут граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, им необходимо представить целый пакет документов, который и собираться будет не один день:
· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
· документы о составе семьи, степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства (свидетельство о браке (расторжении брака), свидетельство о рождении (смерти), свидетельство об опеке, об установлении отцовства и иные документы, свидетельствующие о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании);
· документы о доходах, получаемых каждым членом семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной форме;
· документы о наличии трудной жизненной ситуации (для граждан, находящихся в иной трудной жизненной ситуации), за исключением ситуаций, связанных с неспособностью к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, безнадзорностью, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством;
· копию справки об освобождении, заверенную руководителем уполномоченного органа (для граждан, освободившихся из мест лишения свободы).

В случае представления вышеуказанных документов законным представителем заявителя его полномочия подтверждаются документами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства. А в случае неполного предоставления документов в получении материальной помощи будет отказано.

Предлагаю министерству здравоохранения и социального развития в целях дебюрократизации процесса оказания материальной помощи предусмотреть возможность оказания данной помощи на основании акта материально-бытового обследования, составленного уполномоченным органом.

Реальным выходом из ситуаций, когда официальные органы не могут дебюрократизировать решение проблемы, видится привлечение к решению данных проблем социально ориентированных некоммерческих организаций.

Именно об этом шла речь на семинаре Социального форума Петербургского диалога, проходившего 16 – 17 ноября 2011 года в Самаре под председательством Советника Президента РФ, Председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Федотова М.А.
  

Организационный семинар Социального форума «Петербургского диалога», 16 ноября 2011 года

Участники Социального форума предложили неправительственным организациям в числе своих приоритетных задач установить целенаправленное и профессиональное содействие людям в их критических жизненных ситуациях путем реабилитации, ухода, заботы, терапевтической поддержки, помощи в решении жизненных проблем.

Самарская область в Приволжском федеральном округе занимает первое место по количеству зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями (далее также НКО) и второе место в пересчете количества зарегистрированных НКО на количество жителей (1 НКО на 550 человек). Ежегодно регистрируются в среднем 370 новых НКО.

По организационно-правовой форме к социально ориентированным некоммерческим организациям относятся 94% зарегистрированных НКО в Самарской области (около 5 300 организаций). К числу действующих организаций, с учетом данных о предоставлении отчетности в регистрирующий орган, можно отнести не менее 4 100 организаций (78% НКО).

В 2011 году в области в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 11.08.2011 № 393 «О предоставлении в 2011 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов» был проведен конкурс социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.

На финансирование социальных проектов из средств областного бюджета было выделено 10 млн. рублей. Размер субсидии на реализацию одного проекта предусматривал не более 300 000 рублей. Решением конкурсной комиссии победителями был признан и профинансирован 41 социальный проект.

Кроме того, Распоряжением Правительства Самарской области от 21.10.2011 № 311-р утверждена Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 – 2012 годы, предусматривающая финансирование НКО в 2011 году за счет средств областного бюджета в размере 294 968,3 рублей[35].

Помимо этого Самарская область вошла в число регионов – победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Распоряжением Правительства РФ между регионами распределены субсидии на сумму 600 млн. рублей на развитие гражданского общества. Одну из самых крупных субсидий – 23 млн. 420 тыс. руб. получит наш регион[36]. Одновременно Правительство Самарской области планирует провести серию обучающих информационно-методических семинаров для представителей НКО.

Выражаю надежду, что при подобной финансовой и методической поддержке НКО в полной мере смогут реализовать механизмы общественной экспертизы принимаемых органами власти решений, возможности гражданского контроля за деятельностью государства, активизировать свою деятельность в таких сферах как защита прав человека, правовое просвещение и социальная защита граждан.

 


[1] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх. № 30/390 от 10.02.2012 г.

[2] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. Исх. № 30/390 от 10.02.2012 г.

[3] Там же.

[4] Жалоба З. вх. № З/530-11 от 02.06.2011г.

[5] Жалоба М. вх. М/482 от 20.05.2011 г. (Сохранена авторская орфография и стилистика)

[6] Жалоба З. вх. З/530-11 от 02.06.2011 г.

[7] Письмо Управляющего Отделением Пенсионного Фонда РФ по Самарской области Роккеля А.И. исх.№ 12.0/13-876 от 03.02 2012 г.

[8] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх. № 30/390 от 10.02.2012 г.

[9] Сайт Dengi63.ru. 19 января 2012 г.

[10] Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2011 № 626 «Итоги социально-экономического развития Самарской области за январь-август 2011 года и ожидаемые итоги развития за 2011г.»

[11] Независимая газета. 2 сентября 2011 г.

[12] Жалоба А. вх. № А /250-11 от 11.03.2011г.

[13] Жалоба А. вх. № А /250-11 от 11.03.2011г.

[14] Жалоба К. вх. № К/1045-11 от 21.10.2011г.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов».

[16] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх. № 30/390 от 10.02.2012г.

[17] Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

[18] Обращение Т. к Уполномоченному по правам человека в Самарской области от 01.11.2011г. (поступило на адрес электронной почты Уполномоченного)

[19] Письмо и.о. заместителя Главы городского округа – руководителя Департамента Сапрыкина И.О. исх. № 07/01-27-1024\2-11 от 17.11.2011г.

[20] Жалоба З. вх. № З/1139-11 от 23.11.2011г.

[21] Ответ Уполномоченному по правам человека в Самарской области заместителя начальника дороги по пассажирским перевозкам Антипенко С.И. вх. № 248 от 01.02.2012г.

[22] Указание Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 13 мая 2011 г. № 2632-У.

[23] Обращение Председателя Самарской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» Казанцева А.Г. вх. № К/1112-1 от 11.11.2011г.

[24] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх.№ 30/390 от 10.02.2012г.

[25] Жалоба Д. вх. № Д/824-10 от 25.08.2010г.

[26] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

[27] Жалоба К. вх. № К/1261-11 от 23.12.2011г.

[28] Жалоба С. вх. № С/565-11 от 08.06.2011г.

[29] Жалоба Н. вх. № Н/80-11 от 25.01.2011г.

[30] Приказ МВД РФ от 07.05.2004 № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России».

[31] Жалоба С. вх. № Кол/1024-11 от 17.10.2011г.

[32] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх. № 30/390 от 10.02.2012г.

[33] Жалоба К. вх. К/966-10 от 30.09.2010г.

[34] Письмо министра здравоохранения и социального развития Самарской области Гридасова Г.Н. исх.№ 30/390 от 10.02.2012г.

[35] Распоряжение Правительства Самарской области от 21.10.2011 № 311-р «Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 – 2012 годы».

[36] Сайт www.adm.samara.ru 2 декабря 2011г.

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03