Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Чтобы мотивировать граждан к установлению индивидуальных приборов учета на газ, воду, электроэнергию, тарифы за услуги ЖКХ для тех, у кого счетчиков нет в среднем в 2 раза выше тарифов, по которым те же услуги оказываются гражданам, не имеющим приборов учета. Справедливо ли это? Ведь, природный газ на «подходе к дому» стоит одинаково, а, уже распределяясь по квартирам, существенно добирает в стоимости. Где грань между грамотной мотивацией и нарушением прав человека разбиралась Ирина Скупова.

Обращения граждан

К Уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой обратился пенсионер из Чапаевска. Гражданин был возмущен тем, что вынужден платить за газ в два раза больше, чем его соседи. У соседей установлен счетчик, а у него нет. Но и финансовой возможности установить прибор учета пенсионер не имеет. К слову сказать, это далеко не единичная жалоба: многие жители возмущаются такой ситуацией.
В жалобе  пенсионера обозначена проблема: тариф на природный газ, отпускаемый потребителям  по приборам учета,  отличается от аналогичного тарифа для потребителей, не имеющих приборов учета природного газа.
Изучив  документы по данной проблеме и проведя консультации  со специалистами в  отрасли формирования тарифов, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова пришла к выводу, что  дифференциация  розничных цен на природный газ, по приборам учета и по нормативам потребления данного коммунального ресурса, установленная министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области – не законна и нарушает права жителей области.
Омбудсмен пришла к подобным выводам на основе следующих данных.
Действительно, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от   13.06.2012 № 134  «Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению», с 1 июля 2012 года установлены розничные цены на газ природный, реализуемый населению:

№ п/п Направления (наборы направлений) использования газа Цена газа,
рублей за
тыс. куб. метров
(с НДС)
1 Природный газ, используемый:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа):
для потребителей, не оснащённых приборами учёта расхода газа 6190
для потребителей, оснащенных приборами учёта расхода газа 3200

Таким образом, 1м3 природного газа для потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета,  стоит 3,2 рубля, для потребителей, не имеющих индивидуальных приборов учета – 6,19 рубля.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области объясняет данную ситуацию тем, что,  выполняя стратегическую задачу по стимулированию населения к установке приборов учета на газ, в предыдущие годы,  устанавливало тариф на природный газ, отпускаемый потребителям по приборам учета  меньше, чем тариф для потребителей, оплачивающих данный коммунальный ресурс по нормативам.

Повышение тарифа на природный газ  с 1 июля 2012 года с 2,76 рубля до 3,2 рубля для потребителей, имеющих приборы учета, министерство мотивирует  выравниванием розничных цен по направлениям потребления газа, что соответствует действительности и реально необходимо.
В соответствии с п.5  методических  указаний  по расчету розничных цен на газ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 27.10.2011г. №252-э/2, на которое ссылается министерство, «розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах».
Среди данных направлений регулирования цен на природный газ, наличие, либо отсутствие индивидуального прибора учета – отсутствует.
Учитывая  государственные принципы формирования розничных цен на газ, изложенные в п.4  данных методических  указаний  по расчету розничных цен на газ,  «государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из:
а) возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
в) учета в структуре регулируемых цен на газ всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы», приходим к выводу, что затраты, налоги, стоимость услуг по транспортировке поставщиков газа для потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета в своих квартирах и потребителей, не имеющих данные приборы учета – одинаковы.  Следовательно,  цена  газа  для всех  потребителей,  должна быть одинаковой.
Исходя из этого, Уполномоченный по правам человека в Самарской области считает, что дифференциация  розничных цен на природный газ, по приборам учета и по нормативам потребления данного коммунального ресурса, установленная министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области – не законна и нарушает права жителей области.
Уполномоченный полагает, что должен быть установлен единый тариф для всех потребителей газа. Естественно, речь не может идти о повышении стоимости 1м3 природного газа для всех пользователей до 6,19 рубля, что будет означать превышение предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, определенных Правительством РФ для Самарской области.

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03