Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Анонсы

Дата Анонс
23.05.2024 23 мая в Сызрани пройдёт выездной приём граждан
23.05.2024 23 мая в Октябрьске состоится выездной прием граждан
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Тарифы за услуги ЖКХ – тема болезненная для каждого жителя нашей области. Действительно, новые правила начисления и оплаты коммунальных услуг, нормы потребления, установка счетчиков, перерасход и т.д. вопросы достаточно сложные и разобраться в правильности составления квитанций бывает нелегко. По заявлению жителей проживающих в доме № 11 по ул. Вольской в г.о. Самара, Уполномоченный по правам человека помогла жильцам детально разобраться в сложившейся ситуации.

Обращения граждан

Жители дома № 11 по ул. Вольской в г.о. Самара обратились к омбудсмену в связи с возникновением конфликтной ситуации между жильцами дома и управляющей компанией. Жильцов возмущал тот факт, что после установление общедомовых приборов учета добросовестные плательщики были вынуждены оплачивать холодное водоснабжение по, так называемым, «повышающим коэффициентам». Граждане предполагали, что этот повышающий коэффициент возник из-за большого количества квартирантов в доме, не зарегистрированных должным образом. У Совета жилого дома так же возникало сомнение в правильности начисления платы за холодную воду в 2011 году. А так как многие жильцы дома считали, что квитанции составлены неверно, то оплачивали только ту часть коммунальных услуг, в правильности начисления платы за которую не возникало сомнения.
Таким образом, недовольство жильцов росло и, вместе с этим, нарастала сумма долга за коммуналку. Привлеченные Уполномоченным специалисты провели встречу с жильцами дома, чтобы разобраться во всех возникших вопросах.
Ситуация, описанная жильцами дома № 11 по ул. Вольской, типична для большого количества многоэтажек, поэтому на страницах сайта мы размещаем подробные разъяснения по каждому вопросу.
1. Большое количество проживающих незарегистрированных жителей  в доме (24 человека): в квартирах, в которых ни кто не зарегистрирован и  не оборудованных индивидуальными приборами учета, реально проживают и пользуются коммунальными услугами граждане, неофициально снявшие данные жилые помещения у собственников (квартиранты). Это проблема, так называемых «0» квартир.

В соответствии со ст.57, 58  Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

«Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.
Количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, которое содержит фамилию, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей».
Ранее,  до 1 сентября 2012года, данная норма была закреплена и в Постановлении Правительства РФ №307 от23 мая 2006г. «О порядке  предоставления коммунальных услуг  гражданам».
  Собственники жилых помещений данные заявления в управляющие компании  не представляют.
Начисление  платы за коммунальные услуги   управляющими организациями по данным квартирам не производится ввиду отсутствия в них зарегистрированных лиц.
За потребленные коммунальные услуги, при наличии общедомового прибора учета, вынуждены  расплачиваться добросовестные жители, оплачивающие  потребленные услуги  данных квартиросъемщиков.
По информации МП г. о. Самара «ЕИРЦ», который обслуживает б. 7 тыс. МКД города (всего в городе – 10 тыс. МКД), из 309 941 лицевого счета (квартир), количество так называемых «0» лицевых счетов (квартир), составляет – 36 878 или около 12%.
2.Правильность начисления платы за холодную воду в 2011году жителям данного дома.
Расчеты по начислению платы за холодную воду в данном доме производились в 2011 году в соответствии с требованиями формулы 9  Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г.

Оплата  гражданами  за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта горячего и холодного  водоснабжения  осуществляется исходя из показаний коллективного прибора учёта.
Согласно  вышеуказанных Правил размер платы за коммунальные услуги в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальным прибором учёта, определяется по формуле № 9 приложения №2 к постановлению  № 307 (в формулу внесены изменения постановлением № 354):
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м.);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м.);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (куб. м.);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (куб. м.);
- тариф на коммунальный ресурс, установленный  регулирующим органом  для  ресурсоснабжающей организации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения - руб./куб. м.).

Таким образом, разница, возникшая между показателями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов и нормативов, делится на все квартиры пропорционально потребленного ресурса.
Общепринято, что этот показатель называют повышающим коэффициентом.
Показатель индивидуального прибора или  норматив умножают на данный коэффициент  и получают объем коммунального ресурса, выставляемый для данной квартиры.
По информации МП г.о. Самара «ЕИРЦ», осуществляющего начисления за холодную воду в данном доме, показатели данного коэффициента в 2011 году  для него составили: январь – 1,5, февраль – 0,8, март – 1,2, апрель – 1,2, май – 1,2, июнь – 1,6, июль – 1,0, август – 1,1, сентябрь – 1,02, октябрь – 1,0, ноябрь – 1,03, декабрь – 1,2.
Это далеко не самые большие коэффициенты, применяемые для расчета. В отдельных домах данные коэффициенты составляют 2, 2,5, 3,0. Причинами появления таких коэффициентов, не всегда является проживание незарегистрированных граждан. Это могут быть значительные потери ресурса внутри дома, воровство и т.д.
В данном случае, проверка представленных квитанций подтвердила правильность начислений показаний холодного водоснабжения в 2011году,  с чем жители согласились.
3. Оплата задолженности по холодному водоснабжению, образовавшаяся у жителей, не желающих оплачивать за квартирантов.
В ходе беседы с жителями, выяснилось, что большинство из них имеют задолженность по оплате за холодную воду от 1,5 тыс. руб. до 2,7 тыс. руб.
Данная задолженность образовалась в результате того, что жители вычеркивали из полученных квитанций дополнительные суммы, выставленные им с повышающим коэффициентом.

Результатом  проведенной  встречи явилось то, что:
·         жителям был разъяснен порядок расчета за холодную воду в 2011 году и нынешний порядок  за ее начисление;
·         достигнута договоренность о погашении задолженности жителей дома за холодную воду в 2011году.

Данная жалоба возникла в результате несовершенства существующего законодательства по вопросу определения временных жильцов и лиц, потребляющих коммунальный ресурс.
Она характерна для всех  городских округов и муниципальных районов области.
Требование ст. 58  Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:  «заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей», практически ни одним собственником – не исполняется.  Соответственно, добросовестные собственники, вынуждены оплачивать  потребленную  квартиросъемщиками холодную воду.
Пути решения проблемы сегодня:

1.       Установка в данных квартирах индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС.
2.       Уведомление собственниками данных квартир управляющие организации о количестве  реально проживающих в них.
3.       Организация взаимодействия с органами налоговой службы: акты, составленные Советом МКД передавать на рассмотрение и принятие решений по ним в налоговую службу.
Для решения данной проблемы в полном объеме необходимо внесение   изменений в законодательные акты:
·  ЖК РФ: дополнить ст. 161.1 Совет многоквартирного дома: наделив  правом совет дома  составления актов реально проживающих и пользующихся коммунальными ресурсами жителей в жилых помещениях. Данный акт должен являться основанием для начисления платы за коммунальные ресурсы в данной квартире.
·  Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: «количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника, или акта представленного советом многоквартирного дома».

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03