Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Глава III. Социально-экономические права населения на территории Самарской области. Раздел 3.7. Право на образование

 

Раздел 3.7. Право на образование

C:\Users\ХохловаИЛ\Desktop\Фото для иллюстрирования доклада 03.04.12\125.jpg

 

(Обращение М.  к Уполномоченному по правам человека в Самарской области вх. № 2444 от  07.10.2011 г.)

 

На протяжении ряда последних лет в Самарской области идет процесс модернизации системы образования, затрагивающий как правовую основу функционирования образовательных учреждений, так и структуру образования в целом. И если вопросы, связанные с техническим оснащением и пожарной безопасностью зданий образовательных учреждений решаются вполне успешно, то системные проблемы, несмотря на принимаемые меры, сохраняют свою остроту.

Динамика разрешения системных проблем

по итогам 2011 года

 В 2011 году органами государственной власти и органами местного самоуправления предприняты значительные меры по увеличению доступности дошкольного образования.

Существенные подвижки произошли в отношении детей, имеющих право внеочередного приема в дошкольное учреждение. Из 1 592 детей, состоявших в 2011 году на учете для определения в муниципальное образовательное учреждение, в ДОУ были зачислены 1578 человек, что составляет 99,1% от общего числа очередников данной категории[1].

Одним из путей решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях стало открытие семейных воспитательных групп. На сегодняшний день в Самаре насчитывается 10 таких групп[2]. При этом, родители детей, посещающих такие воспитательные группы, платят столько же, сколько и в обычном саду.

Но главное – это строительство новых зданий дошкольных учреждений (пока только в планах). Оно будет вестись на условиях софинансирования: средства поступят из городского и регионального бюджетов в несколько этапов.

В 2012 году областная казна выделит 237 миллионов рублей, в 2013 году – почти 393 миллиона, а на 2014 год – более 486 миллионов. Часть средств из этих сумм будет направлена на возведение дошкольных заведений еще в четырех районах области. В областной столице новые дошкольные учреждения появятся в трех строящихся микрорайонах: «Волгарь» (Куйбышевский район), «Новая Самара» (23-й км. Московского шоссе) и в поселке «Красный пахарь»[3]. По информации, предоставленной Департаментом образования Администрации городского округа Самара, в настоящее время оформлены три земельных участка и начаты проектные работы по строительству зданий для новых детских садов: в границах улиц Солнечной, Г. Димитрова и Демократической; улиц Антонова-Овсеенко, Запорожской, Дыбенко, Советской Армии; улиц Ташкентская, Московское шоссе и Г. Димитрова[4].

В 2011 году в Самарской области было создано 4 дошкольных негосударственных образовательных учреждения, с общим количеством мест - 171 (три - в г.о. Самара и одно - в г.о. Сызрань). А также в области было открыто дополнительно 409 групп[5].

Активизируется процесс возвращения детским садам когда-то изъятых зданий. В докладе Уполномоченного по правам человека за 2010 год говорилось о возвращении в систему дошкольного образования зданий, расположенных по ул. Черемшанской, д. 152 под детский сад № 306 на 80 мест и на проспекте Карла Маркса, д. 370 под детский сад №30 на 175 мест. Детский сад № 306, как и было запланировано, введен в эксплуатацию в марте 2012 года. Аналогичная процедура в отношении детского сада № 30 запланирована на вторую половину 2012 года.

Но чтобы записаться в открывающийся  детский сад № 306 по ул. Черемшанской

в г.о. Самаре около 700 родителей неделю стояли на морозе

По информации, предоставленной Департаментом образования г.о. Самара, в рамках реализации долгосрочной целевой программы городского округа Самара по развитию системы дошкольного образования «Дошкольное детство» на 2011 – 2016 годы и областной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Самарской области» на 2012 – 2015 годы планируется возврат 12 объектов в систему дошкольного образования.

   

ул. Вольская, 113 «А»                                                         ул. Физкультурная, 130

 

 

  ул. Базарная, 30       

 

Пока родители требовали мест в детских садах для своих детей, здания занимали коммерческие и государственные структуры

К сожалению, пока отсутствует информация о конкретных сроках возвращения объектов в систему дошкольного образования, а также об источнике финансирования необходимых ремонтных работ этих зданий.

 

Эти здания на территории г.о. Самара планируется вернуть детям:

·               здание по адресу: ул. Дальняя, д. 7 в Кировском районе;

·               здание по адресу: Молодежный переулок, д. 19А в Куйбышевском районе;

·               здание по адресу: ул. Георгия Ратнера, д. 25 в Советском районе;

·               здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 31 в Самарском районе;

·               здание по адресу: ул. Николая Панова, д. 56 в Октябрьском районе;

·               здание по адресу: ул. Буянова, д. 143 в Ленинском районе;

·               здание по адресу: поселок Береза, квартал 3, д. 11 в Красноглинском районе;

·               здание по адресу: ул. Горная, д. 2 в Железнодорожном районе;

·               здание по адресу: ул. Братьев Коростелевых/ пер. Гончарова, д. 17/1 в Железнодорожном районе;

·               здание по адресу: ул. Севастопольская, д. 23 в Кировском районе;

·               здание по адресу: ул. Калинина, д. 4А в Кировском районе;

·               здание по адресу: ул. Советской Армии, д. 131 в Советском районе[6].

 

На 01.01.2012 г. в г.о. Самара дошкольным образованием было охвачено 35 240 детей, что составляет 51,2% от общего числа детей в возрасте от 1 до 6 лет. И если в течение 2010 года в детские сады Самары было зачислено 8 807 человек, то в 2011 году таких «счастливчиков» оказалось уже 10 749[7]. Однако эта положительная динамика не позволяет пока говорить о качественном изменении ситуации, поскольку в процентном отношении в 2010 году были устроены в детские сады 49,4% от общего количества нуждающихся, а в 2011 году, несмотря на большее количество «устроенных» дошкольников, доля «устроенных» составила только 37% от всех очередников.

В целом по Самарской области количество детей-очередников на поступление в ДОУ за истекший 2011 год увеличилась почти на 18,5 тысяч человек: с 42 557 по состоянию на январь 2011 года до 61 145 человек по состоянию на январь 2012 года[8].

Очевидные для общественности меры, предпринятые органами государственной власти и местного самоуправления для увеличения доступности мест в дошкольных учреждениях, сняли этот вопрос с повестки дня протестных публичных акций. Но слезные просьбы родителей войти в их положение и посодействовать устройству их детей в детские сады продолжают поступать Уполномоченному по правам человека.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области обратилась гражданка Б. с просьбой помочь в получении места в дошкольном образовательном учреждении[9]. Заявительница, являясь матерью-одиночкой и имея на иждивении инвалида 2-й группы, на протяжении 2,5 лет стоит в очереди в трех детских садах. Но у нее нет никаких перспектив получить место в одном из них к моменту достижения ребенком возраста 3-х лет. Несмотря на это, молодой маме придется выйти на работу, «так как для лечения и содержания мамы, содержания дочки, а также содержания и оплаты коммунальных услуг не хватает денежных средств».

На протяжении всего 2011 года на контроле Уполномоченного находилось обращение Л. оказавшейся в практически безысходном положении[10]. Дочь заявительницы с июля 2010 года должна была начать посещать образовательное учреждение, однако, накануне этого радостного для мамы события администрация ДОУ начала капитальный ремонт в помещении группы. В январе 2011 года администрация детского сада пообещала завершить ремонт к июлю 2011 года. Из-за волокиты чиновников и недобросовестности подрядных организаций дочь заявительницы целый год не посещала детский сад, хотя имела на это полное право. Из-за этого заявительница, будучи матерью-одиночкой и имея двоих детей, не могла выйти на работу и оказалась практически лишенной средств к существованию.

Ранее существовало правовое основание для внеочередного приема в детский сад: «нахождение в трудной жизненной ситуации». Прокуратура оспорила эту норму по антикоррупционным мотивам, а также из соображений дискриминации остальных очередников, так как посчитала, что под видом трудной жизненной ситуации предоставлялись места «для своих».

Борьба за правовую чистоту устройства в детский сад приводила к отказам даже тем, кому это положено по закону. В июле 2011 года к Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратилась С. с просьбой провести проверку деятельности администрации МДОУ № 407 «Семицветик»[11]. Сыну заявительницы, стоявшему на 3 месте в льготной очереди на право поступления в детское учреждение, было неправомерно отказано. После проверки, проведенной по инициативе Уполномоченного, сыну заявительницы было предоставлено место в МДОУ «Семицветик»[12].

Но если вопрос о доступности дошкольного образования находится на контроле властей различного уровня, то вопрос с доступностью среднего образования назревает как весьма проблемный. Школьные здания в центральной части Самары за последние несколько лет практически не строились – и это может оказаться критичным в ближайшие годы с учетом того, что поколение эпохи «бэби-бум» достигает возраста первоклассников. Рождаемость во второй половине 2000-х годов росла следующим образом[13]:

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011[14]

Число детей, родившихся в Самарской области (в тыс. чел).

 

1,2

 

2,1

 

3,9

 

6,3

 

6,3

 

7,2

 

6,8

 

По информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, который выступает заказчиком по строительству объектов социальной сферы, в 2012 году только планируется начать строительство пристроя к МБОУ СОШ № 12 по ул. Красноармейской, 93 «А» и строительство нового здания МБОУ СОШ № 81.

Возникает серьезное опасение, что в ближайшие год – два перед родителями первоклассников встанет та же проблема, что сейчас стоит перед родителями детей, претендующих на места в дошкольных образовательных учреждениях – необходимость отдать ребенка в школу, отсутствие мест и огромные очереди.

С учетом этих обстоятельств хочется обратить внимание на рост преференций религиозным образовательным учреждениям, оказываемых за счет средств областного бюджета.

В 2012 году в бюджете министерства образования и науки Самарской области по отрасли «Образование» предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, оказывающим образовательные услуги, в размере 312,3 млн. руб. Из них 32 775 тыс. руб. планируется предоставить образовательным организациям и учреждениям, созданным религиозными организациями, на реализацию образовательных программ. Расходы на эту статью, по сравнению с 2011 годом, планируется увеличить на 64% или на 21 082 000 рублей[15]. Для сравнения, объем субсидий светским негосударственным образовательным учреждениям планируется в 2012 году увеличить на 40% или на 36 247 000 руб. (предполагаемое финансирование составит 90 540 тыс. рублей, из них 30 млн. рублей – на дошкольные подразделения).[16]

По поводу взимания различных взносов и количества навязываемых платных услуг в учреждениях дошкольного образования и в школах недовольство родителей, по-прежнему, выражается не только и не столько в официальных обращениях в органы власти, сколько в публикациях средств массовой информации и интернет-сайтов[17]. Значит, люди, осознавая проблему, с трудом могут доказать факты, либо не рассчитывают на действенное реагирование органов власти.

Примером является обращение к Уполномоченному по правам человека от родителей, чьи дети посещают МДОУ детский сад № 240 Советского района г. Самары. Заявительница Б. обращает внимание Уполномоченного на неоднократные в течение 2011 года дополнительные сборы средств с представителей родительской общественности на «нужды группы», а также на текучесть кадров в дошкольном учреждении, которое посещает ее ребенок[18].

По предоставленной информации, за период 5 месяцев МДОУ покинуло более 15 человек персонала. В результате обращения Уполномоченного по правам человека в Самарской области к руководителю Департамента образования Администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б., сотрудниками Департамента была проведена проверка. Однако по ее результатам никаких нарушений выявлено не было. При этом в итоговой информации обходится вопрос о том, что «добровольно» вносимые родителями в фонд детского сада № 240 денежные средства в бухгалтерской отчетности не фигурируют.

В феврале 2012 года, в рамках рассмотрения обращения Уполномоченного по правам человека в Самарской области, прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательства об образовании в МДОУ комбинированного вида детский сад № 240. По результатам указанной проверки выявлены нарушения законодательства об образовании в части незаконного возложения на родителей обязанности по организации питания. На момент подготовки доклада прокуратура г. Самара готовилась внести представление об устранении выявленных нарушений в адрес руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара.

Кроме этого, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении должностного лица МДОУ детский сад №240 к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.4 КоАП РФ[19].

К сожалению, родители, как правило, стремятся поделиться проблемами и опасениями, но не склонны придавать делу официальный оборот, опасаясь «репрессий» в виде неблагожелательного отношения к их детям со стороны педагогов. Полагаю, что наилучшим способом реагирования может стать создание «группы родительского доверия», члены которой могли бы не только участвовать в официальных проверках, но и способствовать нормализации ситуации в дальнейшем.

Основной предмет жалоб и обращений родителей учащихся

к Уполномоченному в 2011 году – сложности в реализации

образовательных прав в условиях реорганизации учебных учреждений

и иных изменений в их деятельности

 

 

СПЕЦОПЕРАЦИИ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ

 

Одна из основных «образовательных» проблем – обеспокоенность педагогов и родителей продолжающейся реорганизацией учебных заведений. В 2011 году в Самарской области путем присоединения к другому юридическому лицу было реорганизовано 4 общеобразовательных учреждения, 1 специальное коррекционное образовательное учреждение, 1 начальная школа-детский сад, 2 учреждения начального профессионального образования, 1 учреждение дополнительного образования детей, 11 учреждений дошкольного образования детей. 8 общеобразовательных учреждений области стали филиалами[20].

С 2010 года на контроле Уполномоченного по правам человека в Самарской области находится обращение, поступившее от учителей Самарского областного многопрофильного лицея-интерната (СОМЛИ)[21]. О возможной реорганизации своего учебного заведения педагоги узнали из выпуска новостей одного из телеканалов. В данном случае обеспокоенность родительской общественности была принята во внимание.

По информации министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е. в 2011/2012 учебном году реорганизация либо ликвидация Государственного бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната Самарского областного многопрофильного лицея-интерната не планируется. В мае 2012 года будет организована рабочая группа, на заседании которой планируется рассмотреть варианты дальнейшего развития лицея-интерната[22].

В октябре 2011 года к Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратились представители родительского комитета тольяттинской МОУ СОШ № 27, обеспокоенные ее реорганизацией в виде присоединения к МОУ СОШ № 91[23]. Основная проблема – нарушение официально принятой процедуры реорганизации: родители о предстоящих изменениях не были уведомлены должным образом и в срок. И хотя решение о слиянии школ обосновано вполне рациональными мотивами и предполагает улучшение условий учебного процесса во всех отношениях, до родителей своевременно не были донесены эти доводы.

Опасения за судьбу здания школы (как обоснованных, так и избыточных) не уникальна в Самарской области. В г.о. Самара уже более года остается непонятной судьба здания МОУ СОШ № 81, расположенного в границах улиц Самарской и Ярмарочной и признанного непригодным для организации в нем учебного процесса.

Решение о прекращении учебного процесса в здании школы № 81 было для родителей достаточно неожиданным, поскольку оно, на первый взгляд, находилось не в самом плачевном положении

Постановлением Администрации г.о. Самара № 809 от 21.07.2011 г. создан Общественный совет по контролю за техническим состоянием муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №81 городского округа Самара при Главе городского округа Самара. На нем было принято решение о том, что судьба здания школы будет решена по завершении проектных проработок (проведение капитального ремонта или реконструкция или же снос здания с последующим строительством на его месте нового здания).

В настоящий момент проектные проработки завершены, однако судьба здания школы так и остается нерешенной. Выводы технического заключения ООО «ЭкоСтройПроект» гласят, что капитальный ремонт здания невозможен. Эксперты уверены, что в данном случае не обойтись заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные, что согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ, подпадает под определение капитального ремонта. Здесь нужны мероприятия по комплексному восстановлению несущих конструкций здания, в том числе увеличение пространственной жесткости его наземной части, замена деревянных перекрытий над половиной здания на монолитные железобетонные и т.п. Все вышеизложенное приведет к изменению конструктивной схемы здания, что потребует разработки специальной проектной документации и подтверждения соответствующими расчетами. Подобные мероприятия согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ входят в понятие реконструкции.

Но в рамках реконструкции здания, т.е. без изменения существующей градостроительной ситуации, невозможно устранить все имеющиеся на объекте нарушения действующего законодательства и обеспечить безопасность здания для жизни и здоровья людей в соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 30.12.2009 г. №384-ФЗ. Так, в частности, практически невыполнимы требования к обеспечению санитарных и противопожарных разрывов, продолжительности инсоляции, качества атмосферного воздуха и допустимых уровней шума на территории и в помещениях школы.

Собственно, реконструкция здания возможна, но после этого его нельзя будет использовать для нужд школы, так как оно не будет соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПин).

 Новое строительство, в том числе на месте сносимого объекта, допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным нормам и соблюдения всех планировочных ограничений, требуемых нормами на территории общеобразовательных учреждений. В настоящее время департаментом строительства и архитектуры заключен контракт на выполнение работ с длительным производственным циклом по разработке проектно-сметной документации на строительство нового здания школы № 81. Срок завершения работ с учетом получения положительных заключений государственной экспертизы – 3 квартал 2012 года[24]. Информация о месте предполагаемого строительства нового здания пока отсутствует.

Интересно отметить, что не далее, чем за год до принятия решения о закрытии здания учебного заведения, МОУ СОШ №81 успешно прошла процедуру государственного лицензирования, невозможного без предоставления санитарно-эпидемиологического заключения, и ничто не предвещало такого неожиданного поворота в судьбе не самого ветхого здания в центре города, с которым связаны школьные годы многих известных самарцев.

Возможно, для разрешения практически тупиковой ситуации, будет полезно использовать специальные положения СанПиН. Еще в 2010 году Председатель Самарской Губернской Думы Сазонов В.Ф., поддержав предложение Уполномоченного по правам человека в Самарской области, обратился к Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации Г.Г. Онищенко с просьбой рассмотреть возможность дифференцированного подхода при установлении санитарно-эпидемиологических требований для вновь строящихся и реконструируемых образовательных организаций и уже существующих образовательных организаций иных типов. В ноябре 2010 года был получен ответ, согласно которому разработан проект СанПин, в которых предусмотрен дифференцированный подход к существующим, строящимся и реконструируемым общеобразовательным учреждениям.

В окончательном виде СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вступили в силу с 01.09.2011 года. Полагаю, что в целях достоверного информирования общественности о судьбе школы № 81 необходимо внятно разъяснить возможность или невозможность сохранения здания школы с учетом новых норм, а также способы устранения технических нарушений, действительно угрожающих жизни и здоровью учащихся и педагогов. А пока учащиеся 1 – 9-х классов школы № 81 вынуждены посещать занятия на базе школы №12, которая находится на значительном удалении от прежнего места учебы и, соответственно, места жительства учащихся. Учащиеся 10 – 11-х классов вынуждены получать образование в здании Самарского энергетического колледжа. И родители по-прежнему опасаются, что школьное здание и земельный участок под ним, расположенные в самом «выгодном географическом положении» Самары могут быть использованы на нужды, далекие от образования.

Еще одна проблемная школа города Самара в связи с различными причинами организации учебного процесса в различных зданиях – школа № 15. Представители родительского комитета школы неоднократно на протяжении двух лет обращаются к Уполномоченному по правам человека в Самарской области[25], будучи обеспокоенными судьбой здания школы и ее учеников. В настоящее время капитального ремонта требует здание школы, расположенное по адресу ул. Куйбышева, 81 и являющееся объектом культурного наследия.

На одной из встреч  21 октября 2010 года будущим Главой г.о. Самара Азаровым были даны обещания  отремонтировать школьные здание

Согласно информации, предоставленной Департаментом образования Администрации г.о. Самара, в настоящее время ведется работа по оформлению охранного обя

зательства и паспорта данного объекта культурного наследия. Разработка проектно-сметной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания включена в проект целевой программы городского округа «Сохранение, развитие и популяризация историко-культурного потенциала г.о. Самара» на 2012 – 2020 гг.[26] Планируемый объем денежных средств на выполнение проектно-сметных работ – 7 млн. рублей. Нужно отметить, что ситуация, сложившаяся вокруг школы №15, вызвала серьезный общественный резонанс не только в связи с ремонтом зданий, но и в связи с непонятными перспективами функционирования учебного заведения, и в связи с многочисленными вопросами организации учебного процесса и пребывания детей в школе.

Здание по адресу ул. Куйбышева, 81 все еще ждет ремонта

Педагогический коллектив и ученики находятся в ситуации постоянного стресса. Неудивительно, что многие родители, недовольные таким положением дел, были вынуждены в экстренном порядке перевести своих детей в другие образовательные учреждения. Оставшиеся в школьном коллективе также пребывают в не простом психо-эмоциональном состоянии. Между учениками школы часто возникали конфликтные ситуации, вплоть до причинения серьезных физических повреждений.

При этом ситуацию администрация школы пыталось «замять», не допустив огласки происходящего, как следовало из жалобы А., сыну которого одноклассником была сломана челюсть в двух местах[27]. Речь могла идти об обычной драке подростков с неблагоприятным исходом, если бы в течение почти двух лет нескольким сотрудникам аппарата Уполномоченного не приходилось менять обязанности юристов на функции психологов по отношению к родителям учащихся, крайне возмущенных особенностями учебного процесса в данной школе.

Плюс ко всему долгое время не удавалось надлежащим образом организовать питание детей. К Уполномоченному поступали неоднократные заявления от представителей родительской общественности с указанием на неправомерное использование средств, собранных с них за питание учащихся. При этом представители органов внутренних дел достаточно формально подходили к проведению проверок.

В октябре 2010 года к Уполномоченному по правам человека в Самарской области поступило обращение представителей родительской общественности по вопросу оформления льготного питания на учащихся школы. В интересах заявителей было направлено обращение в прокуратуру города Самары, которое было перенаправлено прокурору Самарского района Труху Д.Л. По результатам проведенной проверки в отдел милиции № 6 УВД г. Самары направлены материалы для проведения проверки и решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации по фиктивному оформлению льготного питания на детей.

Пять раз – 4 февраля 2011 г., 24 февраля 2011 г., 8 мая 2011 г., 18 июня 2011 г. и, наконец, 8 июля 2011 г. сотрудниками ОМ № 6 УВД по г. Самаре выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления. И все это из-за того, что не представлялось возможным дополнительно опросить директора МОУ СОШ №15 Мусалимову Л.П., находившуюся в декретном отпуске а, затем, в отпуске по уходу за ребенком, и приобщить документы, подтверждающие оплату питания детей. Каждый раз прокуратурой Самарского района материал проверки возвращался в ОМ № 6 для совершения необходимых следственных действий. Однако каждый раз текст постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не изменялся, новых сведений не добавлялось. И, несмотря на то, что в результате рассмотрения материала КУСП № 447 от 25.01.2011 г. оперуполномоченным ОБЭП ОМ № 6 УВД по г. Самара был установлен факт оплаты родителями питания детей наличными денежными средствами, без выдачи каких-либо документов об оприходовании денежных средств МОУ СОШ № 15, никаких мер по выявленному факту принято не было.

Лишь после неоднократных обращений и встреч с различными инициативными группами участников этого непростого образовательного процесса, а также представителями Департамента образования Администрации г.о. Самара ситуация начала меняется в лучшую сторону. Руководителем Департамента Колесниковой Н.Б. на встрече с представителями родительской общественности МБОУ СОШ №15, было объявлено о смене директора учебного заведения и определены условия нормализации взаимоотношений руководства школы и родителей с учетом их пожеланий.

Хочется надеяться, что из этих конфликтных ситуаций органами управления будет извлечен опыт конструктивного общения с родительской общественностью и изменения в работе учебных учреждений перестанут напоминать спецоперации враждующих лагерей с засекреченной информацией.

В 2012 году планируется реорганизация МБОУ школы № 177 в форме присоединения к нему МБОУ школы № 143 в Куйбышевском районе г.о. Самара. В настоящее время готовится соответствующее постановление Главы г.о. Самара. Родители знают о предстоящей реорганизации, департаментом образования разъяснены ее цели и планируемые последствия в виде улучшения материально-технической базы учебного заведения[28]. Все эти меры предотвращают конфликты, чреватые срывом учебного процесса.

Реорганизация происходит не только в виде слияния образовательных учреждений. Еще в 2010 году начался процесс изменения правовой формы образовательных учреждений. Первым попытку перейти в статус автономного учебного заведения предпринял МОУ Самарский медико-технический лицей (МТЛ). Ситуация с процедурой оформления документов была отражена в докладе Уполномоченного за 2010 год. Напомним, что МТЛ первым из всех средних образовательных учреждений Самарской области стал автономным образовательным учреждением. Однако выяснилось, что в области не разработана нормативно-правовая база, которая бы позволила финансировать учреждение с новым статусом, и лицей были вынуждены вернуть в прежний правовой статус – муниципального образовательного учреждения. При этом не были учтены ни средства, затраченные на двойную реорганизацию, ни «бюрократические хождения по мукам» администрации Лицея, ни даже установки Президента РФ на форму автономных образовательных учреждений как наиболее самостоятельную и продвинутую.

В 2011 году, после проведения подготовительной работы, МТЛ все же получил статус автономного образовательного учреждения. Вместе с тем лица, виновные в создании такой ситуации и фактически загнавшие лицей в поле, не имеющее правового регулирования, не понесли никакой ответственности (теперь они уже и не работаю в Администрации г.о. Самара), и единственным крайним оказалось руководство учебного заведения, проявившее инициативу.

Согласно информации от Департамента образования Администрации городского округа Самара, в настоящее время изменен правовой статус всех 438 муниципальных образовательных учреждений городского округа Самара. Открыты лицевые счета у 437 учреждений, за исключением МБДОУ № 337 (в связи с длительной процедурой согласования общим собранием коллектива учреждения новой редакции Устава).

Вопросы статуса образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов носят не только отвлеченно юридический характер, но и отражают конфликт интересов с точки зрения доступности престижных школ для учащихся.

Как известно, в настоящее время за каждым образовательным учреждением, включая гимназии и лицеи, закреплены территориальные участки (микрорайоны). В начале 2011 года на своем официальном сайте администрация городского округа Самара опубликовала таблицу с такими участками. Этот документ вызвал бурю эмоций у интернет-пользователей.

Прокуратура областной столицы была вынуждена провести выборочный рейд по школам областной столицы и проверить, соблюдают ли директора Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Были выявлены очевидные нарушения права на образование в гимназии № 11, где не осуществлялся прием детей в первый класс на общих основаниях, отсутствовал даже журнал приема заявлений на зачисление малышей в школу. Другими словами, гимназия даже не собиралась принимать первоклашек «с улицы»[29].

В конце лета 2011 года родители вновь озаботились невозможностью поступления в близлежащую школу по причине конкурсного отбора первоклассников, наличия у образовательных учреждений особых статусов (гимназия, лицей) и предъявлением в связи с этим особых требований к потенциальным учащимся и их родителям. Эти обстоятельства, в свою очередь, порождают явление социальной дифференциации при зачислении в такие образовательные учреждения: преференции получают дети достаточно обеспеченных родителей, которые могут заплатить и за подготовительные занятия в школу, и существенные вступительные взносы, которые, разумеется, носят благотворительный характер. Соответственно, это влечет дискриминационные последствия для тех, кто проживает рядом с такими школами, но не обладают достаточными ресурсами и вынуждены искать образовательные учреждения подальше и попроще.

С другой стороны, нельзя забывать и о том, что лицеи и гимназии, имея усложненную программу преподавания учебных предметов, должны иметь право отбора учеников – и это вопрос, который требует консультаций со всеми заинтересованными сторонами. Об этом на форумах говорят и сами родители: «В сильные же школы в любом случае должны принимать на основании тестов, на то они и сильные, что бы там учились самые умные дети, но, к сожалению, пока там все решают деньги и статус родителей (но это я уже не в тему)»[30]

Этот спорный вопрос касается почти половины семей, имеющих детей школьного возраста. По информации руководства Департамента образования Администрации г.о. Самара около 50% жителей городского округа выбирают школу с уклоном, а не «привязываются территориально»[31]. В марте текущего года издано постановление Главы г.о. Самара № 157 «О закреплении территориальных участков за муниципальными общеобразовательными учреждениями г.о. Самара для граждан, подлежащих обучению на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». Это – не местное решение, постановление принято во исполнение изменений ст. 16 федерального закона «Об образовании», которые выступили в силу с 1 января 2012 г. Логика федеральных законодателей основана на том, что все средние образовательные учреждения, в том числе лицеи и гимназии должны быть доступны для всех школьников, а не только для тех, кто проживает рядом.

И все-таки, это решение оставляет вопросы, которые требовали не единоличного решения. Не бесспорным является «крепостной» способ закрепления школьников за учебными заведениями по территориальному признаку с учетом того, что в реальных условиях регистрация по месту жительства и место фактического проживания совпадает далеко не у всех граждан. Кроме того, могут сложиться иные значимые обстоятельства, препятствующие пребыванию ребенка именно в той школе, к которой он «прикреплен» (не сложившиеся межличностные отношения, занятия в спортивной или музыкальной школах, расположенных а другом районе, наличие семейных традиций и т.д.) – это потребует не единичных «исключений из правил» и, как не трудно предположить, родительских эмоций и конфликтных ситуаций.

А главное, это решение носит довольно технический характер и не отражает потребностей городского сообщества в тех или иных направлениях развития образования, его качестве и способах организации. Сколько родителей хотели бы, чтобы их дети учились в близлежащей школе и критерий «дом – школа – двор» для них важнее, чем элитный статус учебного заведения? Сколько семей хотят, чтобы их чада учились только в гимназиях и лицеях, независимо от их расположения относительно места жительства? Сколько рассчитывают на углубленное изучение иностранных языков или математики или развитие творческих способностей детей?

Многолетние серьезные исследования этих вопросов в г.о. Тольятти, отражающие многообразие потребностей родительской общественности (кстати, совсем не зацикливающейся на «элитных» учебных заведениях) и принятие организационных решений с учетом мнения «Городского родительского собрания», позволяют успешно находить оптимальные управленческие решения[32].

В одном случае – это расширение «емкости» сильных образовательных учреждений, в другом – централизация возможностей по углубленному изучению предметов и обеспечение доступности таких школ для всех желающих из разных районов города.

Поэтому принятие решения в традиционной форме административного указания – не единственный способ регулирования отношений городской администрации с городским сообществом. В основе принятия жизненно важных для горожан решений должны лежать изученные и проанализированные органами исполнительной власти оценки и мнения гражданского сообщества, будь то социологические опросы, уже оправдавшая себя форма городского родительского собрания или иной формат публичных слушаний.


 

[1] Письмо руководителя Департамента образования Администрации г. о. Самара Н.Б. Колесниковой исх. №12-01/927 от 14.02.2012 г.

[2] Самарская газета. 19 января 2012 г.

[3] Самарская газета. 20 января 2012 г.

[4] Письмо руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. Исх. №12-01/927 от 14.02.2012 г.

[5] Письмо министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е. Исх. №16/411 от 21.02.2012 г.

[6] Письмо руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Н.Б. Колесниковой исх. №12-01/927 от 14.02.2012 г.

[7] Там же

[8] Письмо министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова исх. №МО-16/359/1 от 22.02.2011 г.

[9] Жалоба Б. Вх. № Б/995-11 от 11.10.2011 г.

[10] Жалоба Л. Вх. № Л/88-11 от 26.01.2011 г.

[11] Жалоба С. Вх. № С/665-11 от 04.07.2011 г.

[12] Письмо и. о. руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Кирпы Г.В. исх. № 12-01/6832 от 01.01.2011 г.

[13] Письмо министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова исх. №16/411 от 21.02.2012 г.

[14] Данные за 2011 год будут корректироваться в марте 2012 года.

[15] Экспертное заключение по бюджету министерства образования и науки Самарской области на 2012 год по отрасли «Образование» председателя правления СГООИК «Десница» Печерских Е.А.

[16] Там же

[18] Жалоба Б. Вх. № Б/1084-11 от 02.11.2011 г.

[19] Письмо заместителя прокурора Советского района г. Самары Попова Д.В. исх. №86-55/12 от 28.02.2012 г.

[20] Письмо министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е.. Исх. №16/217 от 01.02.2012 г.

[21] Коллективная жалоба Вх. №Кол/554-10 от 10.06.2010 г.

[22] Письмо министра образования и науки Самарской области Овчинникова Д.Е.. Исх. №16/217 от 01.02.2012 г.

[23] Обращение представителей родительской общественности МОУ СОШ №27 Вх. №2444 от 07.10.2011 г.

[24] Письмо руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. Исх. №12-01/927 от 14.02.2012 г.

[25]Коллективная жалоба Вх. № Кол/411-10 от 23.04.2010 г.

[26] Письмо и.о. руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Г.В. Кирпы исх. №12-01/6772 от 28.07.2011 г.

[27] Жалоба А. вх. № А/149-11 от 14.02.2011 г.

[28] Письмо руководителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Колесниковой Н.Б. Исх. №12-01/927 от 14.02.2012 г.

[31] Колесникова Н.Б. Интервью телеканалу «Самара-ГИС». 22 августа 2011 г.

[32] Итоговое заключение по результатам исследования информационных потребностей основных участников образовательного процесса МОУ СОШ № 93 г.о. Тольятти, предоставленное Центром независимой оценки качества образования и образовательного аудита г. Самары; www. ria.ru

 

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03