Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Анонсы

Дата Анонс
23.04.2024 23 апреля запланирован выездной прием жителей г. Кинель
26.04.2024 26 апреля в селе Александровка Большеглушицкого района состоится выездной прием граждан и будет организовано оказание бесплатной юридической помощи
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

За советом к нашим консультантам можно обратиться ежедневно

СМИ о деятельности Уполномоченного

мнение

ОЛЬГА ГАЛЬЦОВА,

уполномоченный по правам человека в Самарской области – о проблемах и решениях:

За советом к нашим консультантам можно обратиться ежедневно

Людмила Николаева, Мария Крылова

10 декабря во всем мире отмечается День прав человека. В этот день был принят первый универсальный международный акт по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Как эти права соблюдаются в Самарской области? Какой вклад в это вносит институт омбудсмена в регионе? Над какими проблемами еще приходится работать? На эти и другие вопросы «СО» ответила уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова.

 

Появилось ли у омбудсменов право обращаться в суды для защиты прав граждан?

В конце 2018 года КАС РФ действительно было определено, что уполномоченный в регионе может обратиться в суд в случаях, установленных законом. Но закон эти случаи еще не установил. Последние два года ведется кропотливая работа над принятием Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ», которым и планируется предусмотреть случаи и порядок обращения в суд региональных омбудсменов. Пока же правом обратиться в суд обладает только федеральный уполномоченный.

Как повлияла на Вашу работу пенсионная реформа?

Несмотря на широкую общественную дискуссию по вопросу состояния пенсионной системы, необходимости её реформирования и в целом на неоднозначное отношение в обществе к вопросу повышения пенсионного возраста, незначительное количество обращений граждан к Уполномоченному свидетельствует о том, что принятые поправки в пенсионное и социальное законодательство были разработаны с учетом как общественного мнения, так и мнения экспертного сообщества.

В настоящее время в Самарской области сохранены все региональные льготы для женщин при достижении 55 лет и мужчин с 60 лет. Государством обеспечиваются все федеральные льготы и меры соц.поддержки для граждан предпенсионного возраста, гарантирована стабильность индексации страховых пенсий. Традиционной же тематикой в обращениях, поступающих к нам в последние годы, остаются вопросы, связанные с несогласием граждан с размерами начисленной пенсии.

Сегодня в России средний размер назначенных пенсий по старости составляет 15495 руб., это 34% от среднемесячной зарплаты работников в целом по экономике, в то время как, подписав в 2018 году конвенцию МОТ, мы обязалась выдерживать такое соотношение на уровне 40%.

            Сегодня абсолютно очевидна необходимость обеспечить более значимый, чем индексация, рост пенсий, в противном случае мы неизбежно столкнемся с обострением проблемы бедности у данной категории граждан.

Конституция гарантирует каждому гражданину РФ право на образование. Но в Самаре уже много лет строят микрорайоны, не оставляя в них места под новые школы, детсады, поликлиниками. Почему проблема не решается?

За последние несколько лет в Самарской области построены ряд новых школ, оснащенных самыми современными средствами обучения и воспитания: в Волгаре, Южном городе, Крутых Ключах, с. Новодевичье Шигонского района, в Тольятти, Стройкерамике, что позволило Самарской области стать одним из лидеров по числу введённых школьных мест.

Сегодня ведется активное строительство объектов образования в рамках нацпроектов «Демография» и «Образование».

Социально ориентирован бюджет Самарской области на 2020-2022 гг., принятый 4 декабря, в котором учтены поправки о

Но, очевидно, что этих усилий все еще недостаточно.

По-прежнему, одной из основных проблем при реализации конституционных прав граждан является физическая доступность объектов образования: сохраняется переполненность школ, ощущается их нехватка, особенно при зачислении в первый класс по территориальному прикреплению. Более 30 000 детей в регионе продолжают обучаться во вторую смену.

В ряде районов Самары ситуацию с доступностью объектов образования можно оценить как критическую: Крутые Ключи, 5-я просека, Постников овраг, Промышленный район.

Все еще сохраняется дефицит мест в детских садах и ясельных группах региона.

Причиной сложившейся ситуации является тот факт, что в большинстве случаев в местах массовой новой застройки строительство объектов социальной сферы значительно отстаёт от темпов введения жилья или отсутствует вовсе.

Мной неоднократно высказывалась позиция о недопустимости осуществления жилой застройки без параллельного проведения строительства объектов социальной инфраструктуры. И конечно же, ускоренное строительство современных детских садов и школ для Самарской области должно оставаться приоритетной задачей.

Сколько всего человек в регионе нуждаются в улучшении жилищных условий?

На учёте стоит более 52 тысяч человек, имеющих на это право, но фактически нуждающихся в улучшении жилищных условий гораздо. При этом очередь практически не движется в связи с отсутствием свободного муниципального жилищного фонда. Мы неоднократно в ежегодных докладах обращали внимание на данную проблему.

Большая проблема и со специализированным маневренным фондом, который в 21 муниципальном образовании отсутствует. Граждан, у которых дом сгорел или признан аварийным, переселять некуда.

В прошлом году вы предложили перевести 167 незаселенных квартир микрорайона Озерный в маневренный фонд. Какова судьба этой инициативы?

Данное предложение было впервые озвучено ещё в 2016 году. Мы также предложили для тех, кто отказался от переселения в Озёрный, приобретать иное жилье либо выплачивать возмещение по судебным решениям. В бюджете 2019 года, благодаря Губернатору Самарской области Д.И. Азарову, на эти цели было выделено 314,19 млн. рублей. Однако Озёрный строился с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, с которым нужно согласовать все мероприятия, а также вернуть средства за незаселённые помещения. Только после этого возможно перевести их в маневренный фонд. А сначала необходимо по факту переселить граждан, отказавшихся от переезда в Озёрный. Минстрой совместно с Администрацией Самары запланировали сделать это до конца 2020 года.

Что сейчас делается для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья?

Важным моментом 2019 года является принятие в конце марта государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года. Переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года - один из наиболее востребованных вопросов граждан. В рамках данной программы планируется переселить 22 697 граждан из 8 982 жилых помещений. В настоящее время в рамках реализации данной программы жильё закупается.

Из-за правовых противоречий существовала проблема в Самаре по переселению из аварийного жилья 232 семей собственников жилых помещений, которые находятся в общей долевой собственности. С заместителем председателя областного правительства А.В. Карпушкиным я лично обсуждала данную проблему. Было организовано межведомственное совещание, алгоритм решения проблемы определён, и переселение семей началось. Завершить его предполагается в 2020 году.

Как решается проблема обеспечения жильем детей-сирот?

На 1 января 2019 года в списке на получение жилья стояло 4 718 человек в возрасте от 14 до 23 лет, из них 2 486 совершеннолетних. К 1 октября их число увеличилось соответственно до 5 069 и 2 690, а количество неисполненных судебных решений – с 702 до 889. Ежегодно при рассмотрении бюджета мы предлагаем увеличить финансирование для решения этой проблемы. Необходимо отметить, что в последние годы для решения проблемы выделяется существенно больше денег и эта тенденция устойчиво сохраняется.

Промежуточным решением могли бы стать ежемесячные выплаты за временное проживание по договору найма. Пока такая возможность есть только в Самаре. В ежегодных докладах мы неоднократно предлагали областному правительству и органам МСУ разработать нормативный правовой акт, который сделал бы эту практику доступной и на других территориях. Кроме того, предложили давать сиротам сертификат на покупку предметов первой необходимости, и эту инициативу поддержали некоторые муниципалитеты.

Помогают сиротам и наставники. Инициатива возродить этот институт была озвучена на наших советах еще в 2015 году.

В сентябре вы добились возобновления работы единственного в городе приюта для бездомных в поселке Запанской, закрытый из-за жалоб жителей на его соседство со школой. Что дальше?

К настоящему времени министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области уже проведена работа по подбору другого помещения для размещения Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства с учетом территориальной удаленности от объектов инфраструктуры для детей, однако в связи с необходимостью оформления документации о передаче помещений в пользование, проведение их реконструкции и ремонта, перевод учреждения планируется не ранее 2 квартала 2020 года.

В целях принятия дополнительных мер по поддержанию общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, улица Мостовая, на которой расположен данный Центр, включена в маршруты патрулирования Росгвардии и полиции.

Сегодня абсолютно очевидно, что ресурсы двух подведомственных министерству учреждений помощи лицам без определенного места жительства в Самаре и Тольятти (всего 145 мест) не позволяют предоставить данные социальные услуги всем нуждающимся.

За 2018 год и первое полугодие 2019 года вышеуказанными учреждениями было обслужено 1825 человек, что убедительно свидетельствует о необходимости как увеличения количества мест в гос.учреждениях, оказывающих помощь таким лицам, так и об увеличении количества учреждений такого профиля.

Полагаю, что органы власти и гражданское общество не имеют права оставлять без внимания данную категорию лиц.

Какова ситуация с защитой прав граждан в системе здравоохранения?

По данным наших социологических опросов, каждый четвертый житель области считает, что право на бесплатную медицинскую помощь в регионе в основном не соблюдается, почти половина считает, что соблюдается отчасти.

Несмотря на усилия, предпринимаемые Правительством Самарской области по ремонту и строительству новых поликлиник и больниц, оснащению их современным оборудованием, обновлению автопарка «скорой помощи», привлечению медицинских работников в государственные учреждения здравоохранения, расширению социальных гарантий проблемы в данной сфере остаются.

Губернатором Самарской области Д.И. Азаровым на заседаниях регионального правительства неоднократно подчеркивалось, что первичная медико-санитарная помощь должна быть максимально приближена к населению, что недопустимо закрытие учреждений под предлогом экономической нецелесообразности, оптимизации или отсутствия персонала.

Очевидно, что решение проблемы доступности медицинских учреждений первичного звена, поднятая Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на расширенном заседании президиума Госсовета 31 октября этого года, становится одним их краеугольных камней всей государственной стратегии в сфере здравоохранения и сбережения населения.

В настоящее время Самарская область включена в федеральный пилотный проект по модернизации первичного звена здравоохранения. Сейчас разрабатывается региональная программа модернизации учреждений первичной медико-санитарной помощи. Полагаю, что участие в этом федеральном проекте даст дополнительный импульс региональной системе здравоохранения в работе по обеспечению доступности, своевременности и качества оказываемой гражданам медицинской помощи.

Под особым вниманием и контролем остаются вопросы открытия построенного в рамках ГЧП многопрофильного центра «Клиника сердца», повышения качества работы службы «скорой помощи», лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, преодоления кадрового дефицита участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики, врачей скорой помощи и узких специалистов (гинекологов, неврологов, онкологов, аллергологов и др.).

Вы уделяете большое внимание соблюдению прав граждан в местах принудительного содержания. Как вы оцениваете соблюдение прав граждан, находящихся в изоляции?

Мы постоянно мониторим с выездом на место ситуацию как в ИВС, так и в СИЗО. Из 23 ИВС только 7 полностью соответствуют требованиям законодательства. За последние полтора года введен в эксплуатацию ИВС в Борском, выполнены работы по ремонту 6 ИВС, определён перечень приоритетности строительства 6 новых зданий ИВС.

Отдельный вопрос – условия содержания в СИЗО. Подчеркну, что там содержатся граждане, которые еще не признаны виновными. Законом определены требования к условиям содержания и оборудованию камер. В частности, камеры могут быть при наличии возможности обеспечены телевизорами и холодильниками, а для содержания женщин и детей эти вещи должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

Даже эти категории граждан обеспечены крайне незначительно: из 90 камер холодильниками оборудованы всего 16, телевизорами – 39. Если говорить в целом, оборудовать необходимо более, чем 700 камер.

Сами содержащиеся либо их родственники решить этот вопрос не в состоянии. Ведомственными актами прием благотворительных пожертвований для конкретных подозреваемых или обвиняемых запрещен. Это очень острая проблема.

Другой «болевой точкой является СИЗО-2 в Сызрани, построенный ещё в 1905-1909 гг. Мы посещали это учреждение летом. Стоимость капитального ремонта составляет более 275 млн. рублей. Но, по нашему мнению, требуется принятие принципиально иного решения – о строительстве новых зданий. Мы уже подготовили обращение в адрес нового директора ФСИН А.П. Калашникова, поднимем этот вопрос на очередном координационном совете российских уполномоченных по правам человека.

Когда мы говорим о соблюдении прав граждан, находящихся под стражей, перед вынесением приговора суда, мы прежде всего должны обращать внимание на то, насколько необходимой является та мера пресечения, которая была избрана в отношении конкретного человека, особенно, привлекаемого за совершения преступлений небольшой и средней тяжести, экономические преступления.

Мы внимательно следим за статистикой. За первое полугодие 2019 года следствием подано 1051 ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в то время как о домашнем аресте подано 40 ходатайств. Ходатайств об избрании меры пресечения в виде залога в суды не поступало. Практически все поданные ходатайства судом удовлетворены. Примечательно, что в отношении всех людей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести, наказание за которые не превышает 3 лет лишения свободы, избрана мера пресечения в виде содержания под стражу.

Надеемся, этот вопрос будет поднят на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с Советом по развитию гражданского общества и правам человека завтра, 10 декабря, в рамках обсуждения реформы судебной системы.

 

Самарское обозрение, 09.12.2019 г.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "9 декабря 2019"

9 декабря 2019


Урок «Права человека» проведен в Школе №53 Промышленного внутригородского района г.о. Самара

9 декабря 2019


Памяти Людмилы Михайловны Алексеевой

9 декабря 2019


Начальник отдела защиты социальных прав граждан принял участие в работе заседания Общественного совета при ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России

9 декабря 2019


Консультанты аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области приняли участие в научно-практической конференции в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева

9 декабря 2019


Урок «Права человека» проведен в школе №99 Кировского внутригородского района г.о. Самара

9 декабря 2019


Консультант аппарата Уполномоченного М.Г. Скворцова приняла участие в заседании «Круглого стола», проведенного в г.о. Самара в рамках XXXI Всероссийского Форума Анонимных Алкоголиков России

9 декабря 2019


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03