443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
На всероссийском форуме «ЗЕМЛЯ. НЕДВИЖИМОСТЬ», который проходил вчера, Ирина Скупова, Уполномоченный по правам человека в Самарской области, назвала достижения и проблемы нашего региона по важной теме: озвученному в июне 2011 года праву многодетных семей на бесплатный участок земли.
Среди несомненных плюсов – оперативный отклик на федеральные изменения. Уже в начале июля 2011 года были внесены первоначальные изменения в региональное земельное законодательство. В нашей области семьи, в которых 3 и более детей, могут сами найти и оформить на себя свободный участок или встать на очередь, чтобы получить участок, предложенный и оформленный властями.
Важно также, что в Самарской области земельных участки многодетным семьям можно предоставлять не только под ИЖС, но и для иных целей, например, под садоводство, огородничество и т.д. Кроме того, в Самарской области даже в случае достижения старшим из детей возраста 18 лет поставленный на учёт гражданин, не получивший к этому времени бесплатный участок, остается в очереди еще в течение трёх лет.
Впрочем, минусов в реализации права многодетных семей на бесплатный участок оказалось намного больше.
1. Бесплатных участков в городах практически не предоставляют. По информации, представленной мэрией городского округа Тольятти, свободных муниципальных территорий, которые могли бы быть использованы для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, там нет. При этом по состоянию на 2012 год заявленная потребность в земельных участках составила 640(сейчас около 700) многодетных семей, поставленных на учёт. В других городах и районах дела обстоят немногим лучше*.
2. Незавершенность формирования земельных участков под многоквартирными домами, что затрудняет поиск свободных участков.
Ряд муниципальных образований после рекомендаций Уполномоченного изыскали возможность увеличения бюджетных средств, выделяемых на эти цели в 2012 году. Так, например, объем этих средств в г.о. Кинель в 2012 году был увеличен по сравнению с 2011 годом на 19%, в г.о. Сызрань – на 21%, а в городском округе Самара – на 48% . Но этого явно недостаточно.
3. Попытки предоставить многодетным семьям «бросовые» участки (заболоченные, «вытянутой» формы, на отшибе, в чистом поле и т.п).
4. Для самостоятельного поиска участков недостает информации в открытом доступе.
«Ко мне пару лет назад обращался гражданин - не многодетный папа, но из числа бывших военнослужащих, уволенных в запас и также имевший право на бесплатное получение земельного участка. Так он обращался до этого в различные инстанции с 1995 года (!) - и безрезультатно! Он сам искал свободный земельный участок, а областные министерства, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара упорно отказывали ему в предоставлении информации о наличии свободных участков. Даже мне поначалу говорили, что они такой информацией не располагают.
Или вот: многодетная семья инвалидов по слуху, состоящая из родителей и семи детей (!) пыталась получить земельный участок для самостоятельного строительства дома. В результате двухлетней переписки заявителей с различными органами власти им было предложено найти свободный участок самим по причине отсутствия у властных структур информации о таковых (!!!)»
5. Дефекты нормотворчества в муниципальных образованиях.
Некоторые муниципальные власти пытаются сами определять порядок постановки на учёт (Новокуйбышевск, Богатовский, Камышлинский, Приволжский, Шигонский районы), тогда как согласно Закону Самарской области «О земле» этот порядок определяется Правительством Самарской области.
Другие (Похвистнево, Тольятти, Чапаевск, Безенчукский, Елховский, Похвистневский районы) пытаются выдавать землю лишь под ИЖС, хотя в Самарской области ее можно выдавать и под сады, огороды и т.д. В Безенчукском районе не конкретизированы требования к перечню документов. В Кинельском пытаются своими нормативными актами возложить на граждан затраты на подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане, хотя подготовку схемы и постановку участка на кадастровый осуществляет орган местного самоуправления. По «Хворостянской» версии земельные участки, оказывается, предоставляются семьям при рождении или усыновлении третьего и последующего ребенка и многодетным семьям, если один из членов данной семьи состоит на учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Там же фигурирует своеобразное понятие «найденные» земельные участки (видимо, речь идет о сформированных).
Есть случаи отказа в предоставлении муниципальной услуги по бесплатному предоставлению земельных участков из-за непредставления гражданином документов, которые вполне могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия. И так далее.
6. Не свободно от противоречий и недостатков законодательство Самарской области.
Согласно статье 14.1 Закона Самарской области «О земле» минимальный и максимальный размеры земельных участков, которые бесплатно предоставляются в собственность гражданам, имеющим троих и более детей, составляют соответственно 0,01 и 0,1 гектара. При этом земельные участки могут предоставляться для различных целей (для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, огородничества, садоводства, животноводства и др.) 10-кратная разница между предельными размерами земельных участков - фактор, провоцирующий коррупцию.
7. Крайне малый срок в 3 рабочих дня установлен для подачи заявления на бесплатное предоставление сформированного земельного участка (к тому же без учёта уважительности или неуважительности пропуска заявителем данного срока). Полагаем, что наиболее разумным является 30-дневный срок является достаточным для совершения всех необходимых действий.
Чтобы решить эти проблемы, Ирина Скупова предложила следующие меры:
1. Нужна скорейшая оценка соответствия фактически заявленной потребности в земельных участках многодетных семей, наличию имеющихся свободных земельных ресурсов, которые могут быть в ближайшей перспективе преобразованы в сформированные земельные участки и предоставлены гражданам, имеющим троих и более детей.
2. Нужно продумать с Министерством имущественных отношений и с депутатами альтернативные меры многодетным семьям, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, но фактических не могущих их получить из-за отсутствия достаточного количества свободных земель в крупных городах.
3. Представляются необходимым софинансирование за счёт средств всех бюджетов подключения создаваемых на таких земельных участков объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
4. Нужно закрепление в законодательстве обязанностей по информированию граждан, заинтересованных в получении необходимой информации относительно бесплатного предоставления земельных участков, а также исполнению данных обязанностей уполномоченными органами публичной власти.
5. Нужна унификация в областном нормативном акте административных процедур в части предоставления услуги по бесплатному предоставлению земельных участков многодетным семьям.
6. Следовало бы конкретизировать предельные размеры земельных участков в зависимости от целей их предоставления и места нахождения.
*По состоянию на август 2012 года в городских округах Октябрьск, Похвистнево, Чапаевск гражданам, имеющим троих и более детей, было предоставлено всего по одному земельному участку при общей заявленной потребности в земельных участках соответственно 38, 44 и 14 многодетных семей. В городском округе Отрадный по состоянию на 29 августа 2012 года гражданам, имеющим троих и более детей, было предоставлено 3 земельных участка при общей заявленной потребности в земельных участках 122 многодетных семей. Столько же земельных участков было предоставлено в городском округе Новокуйбышевск при общей заявленной потребности в земельных участках 129 многодетных семей. В городском округе Сызрань по состоянию на 1 августа 2012 года гражданам, имеющим троих и более детей, было предоставлено 6 земельных участков при общей заявленной потребности в земельных участках 72 многодетных семей. В городских округах Жигулевск, Кинель земельные участки многодетным семьям не предоставлялись, хотя заявлена потребность в земельных участках соответственно 80 и 84 многодетных семей.
По информации Демидова Сергея Анатольевича, первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в Республике Татарстан из более чем 20 000 многодетных семей уже 80% получили земельные участки, а срок их предоставления с момента постановки граждан на учет составляет не более года.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03