443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», призванный по-новому решать жилищные проблемы детей-сирот, вступил в силу с 1 января 2013 года.
Напомним, прежний ФЗ предоставлял детям-сиротам, вступающим во взрослую жизнь, возможность выбора: провести несколько лет в очереди за квартирой или получить у государства деньги, чтобы купить жилье самостоятельно. На практике это закончилось тем, что дети-сироты зачастую становились жертвами собственной социальной беспомощности и мошенников, которые при помощи различных схем оставляли их без денег и жилья.
Теперь квартиры для детей-сирот будут покупать за бюджетные деньги муниципалитеты. А сами дети-сироты первые 5 лет не смогут продать жилье, так как будут жить по договору социального найма.
Чтобы новый закон заработал, необходимо привести в соответствие с ним местные законы, а также изыскать на рынке жилья квартиры, соответствующие требованиям ФЗ № 15 от 29.02.2012 г (33 квадратных метра общей площади на человека).
Этому и был посвящен специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение жилого помещения».
Властным структурам разных уровней было рекомендовано провести определенный набор мер, которые помогут сделать новому закону эффективно работать.
Полностью и своевременно отреагировало на них лишь Министерство экономического развития Самарской области.
Министерство экономического развития одновременно с принятием нового Федерального закона отменило постановление Правительства Самарской области 29.10.2008 № 421 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а в течение января 2013 года рассмотрело и приняло необходимые изменения в существующие региональные законы, регулирующие порядок и полномочия по предоставлению жилья сиротам.
Право на жилье реализовано, а жизни все равно нет!
Омбудсман обратила внимание на судьбу дома № 71 «В» по улице Заводское шоссе в Самаре. Напомним, дом, в котором получили квартиры 12 детей-сирот, подключен к системе газоснабжения, но в квартирах газа нет. Уполномоченный порекомендовала прокуратуре г.о. Самара обратиться в суд к собственникам, которые не выполнили обязательства по установке газового оборудования. Ответа пока не последовало.
Мэрия г.о. Самара также не видит пока путей решения этой проблемы. Дом № 71 «В» строился, принимался и выделялся детям-сиротам при прежней городской власти. Было бы, наверное, неправильно обвинять новое руководство города в чужих грехах, но решить проблему «вчерашним числом» все равно не удастся. Так что самоустранение от дел в этом случае не самая продуманная позиция.
У муниципалитетов 2 задачи: проинформировать народ и принять постановления.
Чтобы не наступить на очередные грабли, а именно – не оказаться застигнутыми врасплох необходимостью исполнять ФЗ, не объяснив людям его суть и не отменив старые подзаконные акты, – муниципалитетам области было рекомендовано:
1. Своевременного довести до детей-сирот новый порядок реализации права на обеспечение жилым помещением и иные дополнительные гарантии для данной категории лиц.
2. Разработать акты местного самоуправления, направленные на обеспечение сохранности жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами, в период их временного отсутствия.
На 15 марта в рамках рекомендаций было принято 2 Постановления. В Тольятти – устанавливающее учетную норму жилья для детей-сирот; в Безенчукском районе – назначающее уполномоченных органов, ответственных за предоставление жилья.
О том, насколько важны для муниципалитетов дети-сироты и успешная работа по новому ФЗ на их территории, говорит такая деталь: на 15 марта 14 муниципалитетов не предоставили информацию по рекомендациям, направленным Уполномоченным им по правам человека в Самарской области.
Самара: с информацией все в порядке, - законы не согласованы
По первому пункту в Самаре, судя по сообщению за подписью мэра, все в порядке. До 1 января 2013 года «дети-сироты, имеющие право на обеспечение жильем до достижения 18 лет, лично под подпись уведомлялись о необходимости обращения в орган, уполномоченный на прием заявлений для постановки на учет, им разъяснялся перечень необходимых документов, а также при необходимости оказывалась помощь в их сборе». Кроме того, «информация размещалась на информационных стендах в образовательных учреждениях, социально-реабилитационных центрах и приютах для детей и подростков, со специалистами указанных учреждений регулярно проводились методические семинары по данному вопросу».
А вот по второму пункту в Самаре дела обстоят не так блестяще. «Поскольку обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами в период их временного отсутствия, в настоящее время не относится ни к вопросам местного значения, ни к переданным отдельным государственным полномочиям, разработка муниципального правового акта по данному вопросу невозможна», - сообщила мэрия Самары.
С закреплением за детьми-сиротами помещений специализированного жилищного фонда пока тоже много проблем. До недавнего времени по ч. 2 статьи 292 ГК РФ в случае перехода права собственности на жилье граждане, которые проживали в нем при прежнем собственнике, сохраняли за собой право пользования помещением. Чтобы право пользования сохранялось за детьми-сиротами, администрацией Промышленного района г. Самары были приняты распорядительные акты о сохранении права пользования. После внесения изменений в статью 292 ГК РФ эти распорядительные акты не были своевременно приведены в соответствие с действующим законодательством. В муниципальные правовые акты внесены соответствующие коррективы по протестам прокуратуры Промышленного района г. Самары».
Муниципалитеты: дальше информирования мало кто продвинулся
В Тольятти сообщили: информация о новеллах в Федеральном законодательстве была доведена до всех детей-сирот, опекунов и попечителей. Кроме того, г.о. Тольятти области принято постановление от 26.02.2013 № 579-п/1, устанавливающее учетную норму площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации положений Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ.
В Безенчуке на 01.01.2013 на учете стоят 22 гражданина, нуждающихся в улучшении жилищных условий по данной категории. Администрацией м.р. Безенчукский принято постановление от 14.02.2013 № 185 «О назначении уполномоченных органов, ответственных за обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», идет информационная работа.
В Сызрани Решением Комитета от 23.01.2013 года № 1 Администрации рекомендовано принять меры по выполнению рекомендаций Уполномоченного и представить в Думу г.о. Сызрань информацию о результатах проделанной работы в срок до 14.06.2013 года. Управляющим компаниям г.о. Сызрань рекомендовать провести работу по выявлению фактического отсутствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу их регистрации и учесть данные обстоятельства при начислении оплаты коммунальных услуг.
В Кинеле информация, содержащаяся в спецдокладе, принята к сведению. Проводится работа по информированию детей-сирот о порядке реализации их прав на обеспечение жилыми помещениями и об иных дополнительных гарантиях для данной категории граждан.
В Октябрьске «в подавляющем большинстве площадь однокомнатных квартир на вторичном жилье не превышает 33 квадратных метров. На сумму, выделяемую на приобретение жилого помещения ребенку-сироте, возможно приобрести однокомнатную благоустроенную квартиру». Причем, если ранее действующее законодательство позволяло детям-сиротам приобретать жилые помещения на всей территории Российской Федерации, то новый Закон ограничивает детей-сирот рамками муниципального образования, в котором они состоят на регистрационном учете, что является нарушением прав человека.
В Похвистнево «администрацией будут разработаны мероприятия по организации правового просвещения детей-сирот в части своевременного доведения до них информации о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением, и об иных дополнительных гарантиях для лиц данной категории, а также будет подготовлен муниципальный правовой акт, направленный на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, в период их временного отсутствия».
В Жигулевске идет работа по информационному просвещению граждан, которых могут коснуться изменения в федеральном законодательстве. «Информация об условиях обеспечения жилыми помещениями размещена в отделе по делам семьи, охране материнства и детства, так как на территории г.о. Жигулевск нет учреждений, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В большинстве районов детей-сирот селить некуда
В Камышлинском районе выявлено 12 детей-сирот; идет разработка рекомендованных нормативных актов; отмечаются объективные преграды для исполнения нового закона, к примеру, отсутствие жилья для создания специализированного жилого фонда и нарушение трудовых прав детей-сирот, жилье для которых будет предоставляться только по месту их постановки на учет.
В Алексеевском районе зарегистрировано более 100 детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий или будут нуждаться в недалеком будущем. В стадии разработки находится проект постановления по муниципальным актам, направленным на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и лицами, оставшимися без попечения родителей.
В Большечерниговском районе сообщают о практике передачи жилых помещений, закрепленных за детьми сиротами, на срок их длительного отсутствия по договору найма, что в большей степени способствует сохранению жилых помещений; нормативно-правовой акт , упомянутый в рекомендациях Уполномоченного, в стадии разработки.
В Кошкинском районе жилищное строительство для детей-сирот на территории района не ведется. Временное жильё (комнаты в общежитиях района) отсутствует. Свободного специализированного жилого фонда на территории района в настоящее время нет. Но информационная работа идет.
В Клявлинском районе отмечают: подходящих по метражу и удобствам муниципальных квартир социального назначения в районе нет, стоимость 1-комнатных квартир во вторичном жилом фонде превышают сумму средств выделяемых из областного бюджета.
В Красноярском и Красноармейском районах идет информационная работа, уточняются списки детей-сирот, список документов, необходимых для представления от имени детей-сирот в районную жилищную комиссию.
В Хворостянском районе 106 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и большие проблемы с муниципальным жилым фондом.
В Пестравском районе на очереди 9 детей-сирот, идет информационная работа.
В Сергиевском районе в стадии разработки находится Положение о защите жилищных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних м.р. Сергиевский, где будет определен механизм обеспечения сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на период их временного отсутствия.
В Шенталинском районе акт местного самоуправления, направленный на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, в период их временного отсутствия, находится н стадии разработки.
Справочная информация, предоставленная Уполномоченному:
По Самаре в 2009 году из выделенных 93,7 млн, рублей не было освоено 15,3 млн. рублей, в 2010 году из 190,1 млн. рублей не было освоено 48,2 млн. рублей. Причина – недостаточность жилья.
В 2011 году из выделенных 187,1 млн. рублей не освоены были 8,9 млн. рублей, поскольку для 4 детей-сирот не успели подобрать жилые помещения (купили жилье в 2012 году), 1 — находился в местах лишения свободы (Б.), 1— в розыске (П.).
Из 228 млн. рублей, выделенных в 2012 году, не освоено 101 млн. рублей. Следует отметить, что денежные средства поступили в Администрацию г.о. Самара в конце декабря 2012 года. В целях освоения данных денежных средств Администрацией г.о. Самара было принято 69 постановлений о предоставлении социальной выплаты на сумму 98,1 млн. рублей. В соответствии с данными постановлениями денежные средства бюджета Самарской области будут освоены в 2013 году.
Фото http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1007-sh-626-fw-782-fh-448-pd-1&p=6&text=Дети-сироты&noreask=1&pos=208&r
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03