443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
«Это письмо от лица всего коллектива ООО «ПЕТРОН А». Это даже не письмо, а крик души. В течение последних двух лет на заводе постоянно задерживают заработную плату. Разрешенные законом две недели задержки оплаты труда здесь даже не обсуждаются… Кого волнует, на что мы живем? Кто защитит наши права?..»
(Из коллективного обращения
№ 266/Кол-12 от 26.03.2012 г.).
Каждый раз, когда публикуются данные об уровне заработной плате и трудовой занятости населения, интернет взрывается праведным гневом: статистика лжет, либо показывает «среднюю температуру по больнице»: у одного заработная плата – свыше 100 000 рублей, а у другого не дотягивает до прожиточного минимума; официальный уровень безработицы основан только на данных службы занятости и не учитывает тех, кто не состоит в ней на учете. А главное: работник абсолютно бесправен перед работодателем, который может уволить задним числом, не выплатить положенные деньги, бесследно раствориться в бизнес-пространстве, прихватив трудовую книжку – «и все эти профсоюзы, трудовые инспекции и правозащитники» ничем ему, работнику, не помогут.
Все эти ситуации действительно имеют место, как имеют место и последовательные действия органов власти и правозащитных организаций, направленные на их преодоление. Но мироощущение человека устроено таким образом, что его оценки достойного уровня зарплаты и жизни основаны не на отдельных количественных показателях, а на субъективных ощущениях по совокупности параметров: что он может позволить себе купить, достаточно ли получаемых средств на нормальное питание и отдых, нормален ли баланс времени, затрачиваемого на зарабатывание денег и времени, посвящаемого семье и т.д. И поскольку для большинства людей эти параметры являются неудовлетворительными, то и отдельно взятые цифры официальной отчетности, как правило, вполне благополучной, выглядят оскорбительной насмешкой над их жизненными реалиями.
В 2012 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области поступило 170 обращений граждан по вопросам реализации трудовых прав (в 2011г. – 145) .
Предметом анализа в настоящем разделе являются системные проблемы в реализации трудовых прав граждан на территории Самарской области, как с учетом официальных данных, так и с учетом общественного мнения и конкретных фактов нарушений прав. Нам представляется не менее важным разобраться в причинах несовпадения между картиной статистической отчетности и пониманием ситуации в общественном сознании.
Динамика разрешения проблем в сфере
трудовых прав по итогам 2012 года
Официальная статистика гласит, что наибольшего успеха в 2012 году государство достигло в решении проблем сокращения числа безработных. По состоянию на 1 января 2013 года численность безработных в целом по области составила 17,4 тыс. человек (на аналогичную дату 2012 года численность безработных была 24,4 тыс. человек). Уровень безработицы на 1 января 2013 года составил 1,0 %, что ниже докризисного уровня (1,4 %)[1]. Это означает, что из экономически активного населения Самарской области в 1 млн. 736,8 тыс. человек безработными числятся 87,9 тыс. человек. А из них состоят на регистрационном учете в органах службы занятости – 24,5 тыс. человек (то есть, только 1/3 от фактически безработных)[2]. При этом официально выявленные безработные – это далеко не полная картина безработицы в регионе.
Но при этом количество вакансий, которые имелись в распоряжении центров занятости населения области на начало 2013 года, значительно превышает число официальных безработных и составляет 26,7 тыс. единиц[3]. А ведь это еще не все вакансии, располагаемые организациями области. Только за 9 месяцев 2012 года областной службой занятости выявлено 780 предприятий, нарушивших законодательство о занятости и не представивших в её органы сведения об имеющихся у них вакансиях. В отношении работодателей, скрывающих данные о вакансиях, приняты меры прокурорского реагирования вплоть до штрафов. И реальная ситуация заключается не столько в отсутствии свободных рабочих мест, сколько в их несоответствии запросам трудоспособного населения Самарской области.
Больше всего среди зарегистрированных безработных женщин – 56,4% (по состоянию на 31.12.2012 г.). 70,2 % составляют лица с профессиональным образованием, в том числе, 26,2 % - с высшим образованием; 29 % безработных имеют среднее образование и только 0,8 % не имеют даже основного общего образования. И хотя основное напряжение существует и выливается в публичную плоскость в среде людей с высшим образованием, ищущих работу или неудовлетворенных существующей должностью, именно средний профессиональный состав оказывается недостаточно востребован на рынке труда. И именно для этой категории безработных граждан необходимы адресные меры по созданию рабочих мест в регионе.
Сложнее всего найти работу людям зрелого возраста: 27,2% безработных – это граждане в возрасте 40–49 лет и 33,8% – в возрасте 50–59 лет. 16-19-летних безработных всего 1%; 20–24-летних – уже 7,5 %, а 25–29-летних – 9,4%, от 60 и старше – 0,006 %[4]. И различные предложения по увеличению пенсионного возраста входят в очевидное противоречие с реальными возможностями граждан «околопенсионного» возраста найти работу.
Это не значит, что у молодежи нет проблем – они возникают у выпускников профессиональных учебных заведений сразу после получения диплома. Даже при поддержке службы занятости в 2012 году были трудоустроены только 79,4% выпускников и только на те рабочие места, о вакансиях по которым заявили работодатели. Причем, далеко не все пошли работать в соответствии с полученным образованием: эколог устроился разнорабочим, учитель английского языка – официантом, учитель по физике – продавцом непродовольственных товаров, программист – сварщиком, инженер – водителем трамвая[5]. И, как мы видим, во всех случаях речь идет о должностях, не соответствующих социальным ожиданиям молодых специалистов. Если при запросах на заработную плату в 50 000 выпускники, например, СГАУ идут работать продавцами в салоны сотовой связи за 10 000 – 12 000 рублей, не имея никакой дальнейшей перспективы, то это самым негативным образом сказывается на их восприятии трудовой и социальной реальности.
Причем работодателями подаются заявки на определенных специалистов и рабочих в учебные заведения. Но они отнюдь не горят желанием принимать на работу выпускников учебных заведений, на которых необходимо тратить значительный период времени на адаптацию и профессиональный рост. Работодателям нужны высококвалифицированные специалисты, которые могли бы сразу выполнять необходимую работу.
Подчеркну, что все приведенные выше данные основаны на официальной статистике. На сегодняшний день отсутствуют методики выявления достоверных данных о скрытых безработице и занятости. Определенную, хотя далеко не полную картину дают социологические исследования в силу недостаточной репрезентативности выборок. Но при отсутствии таких убедительных методик неизбежно будет существовать конфликт между официальными данными и эмпирическими оценками, доминирующими в общественном сознании. Такие методики нужны и для эффективной государственной политики в сфере занятости, и для обоснованного администрирования иностранной трудовой миграции.
Одним из самых востребованных мероприятий активной политики занятости является содействие самозанятости безработных граждан. В 2012 году 2 628 граждан указанной категории получили консультационные услуги по открытию собственного дела. Однако только пятая часть из них – 478 человек – решились открыть собственное дело при содействии службы занятости в 2012 году. На их поддержку было выделено 14 млн. рублей в качестве безвозвратного субсидирования. Приоритетными направлениями предпринимательской деятельности в 2012 году стали: оказание услуг населению, торгово – закупочная деятельность. В том числе безработными гражданами создавались детские досуговые центры, центр психологической помощи, центр по физкультурно-оздоровительной деятельности, фирмы по оказанию юридических, бухгалтерских и консультационных услуг, микропредприятия, работающие в сфере организации туризма. Стимулирование создания хозяйствующих субъектов в непроизводственных сферах экономики может вызвать недоумение: к уже действующим там микропредприятиям добавляются новые. Рынок перенасыщается предоставлением подобных услуг, что вызывает сомнение в жизнеспособности вновь создаваемых субъектов, а соответственно – в оправданности расходов областного бюджета. Получение же кредита, наоборот, будет мотивировать субъекты малого бизнеса не только заработать средства для возврата суммы кредита, но и получить прибыль на развитие бизнеса. Тем самым в равные условия будут поставлены как безработные, стремящиеся к самозанятости, так и другие граждане, открывающие собственное дело в производственной и сельскохозяйственной сферах и обращающиеся в кредитные учреждения за финансовыми ресурсами.
В Самарской области наблюдается позитивная динамика трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей, что важно не только экономически для них самих, для их семей, но и для повышения их социального статуса. Уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в этом году в органы службы занятости населения Самарской области, в настоящее время достиг 40,1 %. По состоянию на 29 октября 2012 года из 5 152 обратившихся инвалидов 2 064 человека были трудоустроены. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года значение данного показателя увеличено на 3,3 %[6].
В рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, в 2012 году работодателям возмещались затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования при создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Размер возмещения за создание 1 рабочего места для инвалида составлял не более 57 059 рублей, а за 1 рабочее место для многодетного родителя или родителя, воспитывающего ребенка-инвалида – не более 34 245 рублей. В реализации данного программного мероприятия приняли участие 182 организации. На созданные рабочие места был трудоустроен 301 человек, из которых 202 инвалида, 50 многодетных родителей и 49 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Программой 2013 года предусмотрена реализация мероприятия по содействию в трудоустройстве 350 незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места[7]. Средства, затраченные на профессиональную подготовку и трудоустройство инвалидов, следует рассматривать как возвратные инвестиции, через определенное время в полном объеме поступающие в бюджеты в виде налогов, выплачиваемых инвалидами и их работодателями. Отношение работодателей к трудоустройству инвалидов за последние годы существенно изменилось, о чем свидетельствует реакция работодателей на просьбы Уполномоченного содействовать в поиске работы людям с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно Уполномоченный по правам человека в Самарской области уделяет большое внимание зарплатам работников бюджетных учреждений. Как показывали цифры – зарплата в бюджетной сфере не отличалась высокими размерами. Её можно было оценить, сравнив с величиной прожиточного минимума. В IV-х кварталах 2010 и 2011 года ниже величины прожиточного минимума в Самарской области для трудоспособного населения получали заработную плату 27,7 % и, соответственно, 25 % работников государственных учреждений Самарской области; 38,4 % и, соответственно, 38 % работников муниципальных учреждений.
Ситуация в IV квартале 2012 года показывает стабильную положительную динамику: ниже величины прожиточного минимума получали заработную плату 22,7 % работников государственных учреждений Самарской области и 29 % работников муниципальных учреждений в Самарской области[8]. По сравнению с предыдущими годами рост заработной платы в 2012 году в отношении отдельных категорий работников бюджетной сферы был значительным:
- отдельным педагогическим работникам повышали заработную плату дважды – с 1 сентября и 1 декабря, доведя её до уровня средней заработной платы по экономике области;
- наполовину с 1 сентября 2012 года увеличены должностные оклады (оклады) медицинских и фармацевтических работников в отдельных образовательных учреждениях;
- у медицинских работников учреждений здравоохранения средняя заработная плата выросла на 10 - 19 % в зависимости от категории работников: у врачей с 23 253 рублей до 25 787 рублей, у среднего медицинского персонала с 13 226 рублей до 14 576 рублей, у младшего медицинского персонала с 8 237 рублей до 9 807 рублей. При этом сохранялась значительная дифференциация в заработной плате работников государственных и муниципальных учреждений (оплата труда в муниципальных учреждениях здравоохранения составляла 70-73% от оплаты труда соответствующих работников государственных учреждений здравоохранения)[9].
В 2012 году среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры выросла на 11,4 % и составила 10 665 рублей. Её росту способствовало повышение в большинстве муниципальных образований Самарской области заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, а также совершенствование системы оплаты труда в государственных учреждениях культуры Самарской области с 1 октября 2012 года[10]. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» обязал каждый субъект Российской Федерации в 2012 году довести среднюю заработную плату педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе. А к 2018 году довести до этого уровня и заработную плату педагогов дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и производственного обучения, социальных работников и работников учреждений культуры, а также младшего и среднего медицинского персонала. К этой же светлой дате научных работников, преподавателей вузов, врачей и работников медицинских организаций с высшим образованием ждет повышение до 200 % средней заработной платы по региону.
После двойного повышения средняя заработная плата педагогических работников учреждений общего образования в декабре 2012 года составила 20 962 рубля, что соответствует 100,03 % среднемесячной заработной платы, прогнозируемой по экономике в Самарской области за 2012 год[11].
Но сколько на самом деле остается у бюджетников на руках? Из указанных выше сумм вычитаем налог на доходы физических лиц – получаем величину в пределах 18200 рублей. С учетом методологии расчета средней заработной платы работников, в этот размер включаются не только компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, но и оплата работы по совместительству. Исходя из штатной и среднесписочной численности работников общеобразовательных учреждений, такой коэффициент совместительства может достигать 1,43. Соответственно, из сумм, фигурирующих в отчетных показателях по средней заработной плате работников образовательных учреждений, было бы корректным вычесть налогооблагаемую базу и разделить, как минимум на 1,4. Полученная таким образом сумма в 13000 рублей гораздо ближе к фактическому положению дел, с которым сталкивается большинство педагогических работников.
Тем более возмутительной является ситуация, когда руководство учреждения идет на преступные действия, произвольно манипулируя фондом оплаты труда. В коллективной жалобе первичной профсоюзной организации к Уполномоченному по правам человека в Самарской области указывалось на наличие у неё документов, свидетельствующих о крупных хищениях в 2012 году денежных средств учреждения социального обслуживания населения путем начисления заработной платы на лиц, уволившихся из учреждения в прошлом году.[12] В ходе проверки установлено, что в период с 1.01.2012 г. по 8.06.2012 г. сотрудником бухгалтерии учреждения совершено хищение денежных средств на общую сумму 324,7 тыс. рублей. В итоге – возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ[13], по которому 11.02.2013 г. Железнодорожным районным судом был вынесен обвинительный приговор по ч. 3 ст. 159 УК РФ.[14]
Причем речь идет о такой организации, которая по роду своей деятельности должна быть образцом соблюдения прав человека – государственном казенном учреждении Самарской области «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию».
Имеются случаи, когда в бюджетных учреждениях применяются скрытые формы дискриминации (например, запрет на выполнение определенной работы).
К Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратилась гражданка Б., написавшая о негласном запрете руководства Сызранской городской поликлиники замещать имеющиеся в учреждении вакансии и ограничить оплату труда врачам и медсестрам за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников.
Цель данного запрета, по мнению заявителя, – сложившуюся экономию по фонду оплаты труда направить на стимулирование административного персонала (руководства поликлиники, работников бухгалтерии и экономической службы)[15]. В ходе проверки Государственной инспекции труда в Самарской области, инициированной Уполномоченным, выяснилось, что на выплаты заместителям главврача, главному бухгалтеру и начальнику планово-экономического отдела в марте 2012 года направлено 447 тыс. рублей при дефиците фонда оплаты труда 107,7 тыс. рублей. 26 апреля 2012 года приказом главврача поликлиники предусмотрено устанавливать доплаты за замещение временно отсутствующих работников исходя из крайней необходимости с сокращением фонда оплаты труда на 20%. Выплаты за совмещение должностей (профессий) были ниже обычного в апреле 2012 года в связи со снижением размеров доплат, при достаточно стабильном количестве совместителей. Объем выплат за данные работы резко был снижен в июле 2012 года[16]. И, хотя законность действий руководства поликлиники не оспаривается, обоснованность такого управления фондом оплаты труда вызывает сомнения.
На уровне общественных организаций в настоящее время ведутся дискуссии по поводу принятия комплексного антидискриминационного закона, выходящего за рамки отношений в сфере труда, где проблемы доказывания и косвенной дискриминации нашли бы свое отражение. Однако в настоящее время никаких практических шагов к этому на государственном уровне не предпринимается.
Ежегодно в докладах Уполномоченного по правам человека в Самарской области отмечается недостаточность мер по обеспечению безопасных условий труда. Руководители предприятий Самарской области предпочитают экономить на аттестации рабочих мест, тем самым ставя под угрозу жизнь и здоровье сотрудников. Каждое рабочее место по действующему законодательству должно быть аттестовано по условиям труда не реже, чем 1 раз в 5 лет. Коммерческие предприятия проводят ее за собственный счет, а бюджетные организации за счет средств бюджета. В 2012 году на проведение аттестации рабочих мест в сфере образования из бюджета Самарской области было выделено 15 млн. рублей. Столько же предусмотрено на следующий год для проведения аттестации рабочих мест в сфере здравоохранения и социальной защиты. Не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда влечет для работодателя административную ответственность. Правительством РФ поставлена задача к 1 сентября 2013 года охватить аттестацией 100 % рабочих мест.
Всего в нашей области насчитывается порядка миллиона рабочих мест. В 2008-2012 годах аттестацию рабочих мест провели 6 840 организаций на 326707 рабочих местах, что составляет только 30 % от общего количества рабочих мест в Самарской области. На этих рабочих местах занято 449165 работников[17]. Учитывая темпы, с которыми проводится аттестация рабочих мест по условиям труда в Самарской области, задача проведения 100 % аттестации рабочих мест к 1 сентября 2013 года представляется невыполнимой. Объем средств на её проведение отсутствует и у бюджетов всех уровней, и, тем более, у коммерческих организаций. Не говоря уже о том, что для небольших фирм, фактически обеспечивающих только заработную плату учредителям и нескольким работникам, затраты на проведение аттестации совершенно не оправданны.
74% рабочих мест, прошедших аттестацию в целом по области, попадают в категорию с вредными условиями труда и только на 26 % рабочих мест условия труда были признаны оптимальными и допустимыми[18].
К сожалению, работодатели реагируют только, когда дело доходит до контролирующих структур и почти не отзываются на просьбы работников.
17 марта 2012 года на рабочем месте сторожа ГНУ Поволжский НИИСС Россельхозакадемии им. П.Н.Константинова произошел несчастный случай на производстве, который стал основанием для коллективного обращения работников данной организации к Уполномоченному по правам человека в Самарской области[19]. В ходе инициированной проверки Государственной инспекции труда в Самарской области было выявлено, что условия труда сторожей, действительно, не отвечают требованиям безопасности и гигиены: спецодежда им не выдавалась; на воротах вместо шлагбаума натянут трос, который является потенциальным источником опасности; на въезде в НИИСС отсутствует знак ограничения скорости движения автотранспортных средств; не отвечают требованиям безопасности и ступени лестницы, ведущей в помещение сторожей на элитном току, и деревянная лестница, ведущая в сторожку, находящуюся на крыше гаража. После вмешательства Уполномоченного и выдачи предписания НИИСС устранил все выявленные нарушения, инженер по охране труда и начальник административно-хозяйственного управления привлечены к административной ответственности.
Гражданина А., устроившегося на работу монтажником в ООО «ЕС-аудит» 20.11.2012 г., с первого же дня работы направили в командировку в город Тольятти для монтажа системы видеонаблюдения. А. утверждает, что полной информации об условиях труда он при трудоустройстве не получил, инструктаж по технике безопасности не проводился, спецодежда и спецобувь выданы не были. 19 декабря 2012 года во время выполнения работы на высоте произошел электрический дуговой разряд, в результате которого А. получил ожог 3А степени - 8 % поверхности нижних конечностей. Безопасные условия труда ни работодателем, ни заказчиком работ (ОАО «АвтоВАЗ») обеспечены не были. Однако из акта работодателя о несчастном случае на производстве № 1 от 26.12.2012 года следует, что с А. был проведен вводный и первичный инструктажи, спецодеждой и спецобувью работник был обеспечен, а сам несчастный случай, разумеется, никак не связан с производством[20].
Государственной инспекцией труда в Самарской области выявлено 842 нарушения трудового законодательства по вопросам проведения аттестации рабочих мест. Должностными лицами Государственной инспекции труда в Самарской области привлечено 107 юридических лиц к административной ответственности за не проведение аттестации рабочих мест[21]. |
2012 год: долги по заработной плате опять растут!
Долги по заработной плате росли в 2008 – 2009 годах, затем стали сокращаться. Однако в последнее время вновь начали увеличиваться. В период глобального финансового кризиса (2008-2009 гг.) объем просроченной задолженности по заработной плате работников организаций Самарской области вырос с 57,6 млн. рублей на 1 апреля 2008 года до 395,3 млн. рублей на 1 апреля 2009 года. На 1 октября 2011 года сложилась наименьшая в Самарской области за последние пять лет задолженность по заработной плате работников организаций, которая составила 18,1 млн. рублей. В течение 2012 года она колебалась от 26,8 млн. рублей до 47,8 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2013 года общая сумма задолженности составила 40,4 млн. рублей[22].
По данным территориального органа государственной статистики в течение 2012 года на территории Самарской области ситуация с соблюдением трудовых прав граждан была нестабильной: январские долги 2012 г. в 17,5 млн. рублей увеличились к апрелю почти в 3 раза до 47,8 млн. рублей, а затем снизились в мае – июне до 28 млн. рублей. Во втором полугодии 2012 года размер задолженности по заработной плате достиг 41 млн. рублей, выросло и количество предприятий-должников – от двух до четырех.
Вместе с тем, в 2012 году была погашена крупная задолженность перед работниками ОАО «ЗЖБК» в размере 10 млн. 302 тыс. рублей; перед работниками ООО «Винзавод «Тольяттинский» в размере 7 млн. 803 тыс. рублей; перед ФГУП «Чапаевский механический завод» в размере 8 млн. 286 тыс. рублей; перед ОАО «Волгабурмаш» в размере 10 млн. 920 тыс. рублей, ООО «Новокуйбышевскмолоко» в размере 2 млн. 226 тыс. рублей.
В 2012 году Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области по заявлениям и сообщениям о невыплате заработной платы, пособий и иных выплат в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ проведена 241 проверка. В 4-х случаях возбуждены уголовные дела по ст. 145.1 УК РФ.
В 2012 году судами области рассмотрено 5 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). Из них 3 дела в отношении 3 лиц рассмотрены с вынесением обвинительных приговоров, 2 дела в отношении 2 лиц прекращены по не реабилитирующим основаниям[23].
Самарская область в 2012 году стала лидером в Российской Федерации по размеру просроченной задолженности по заработной плате на одного работника. На отдельных предприятиях она составила 94,6 тыс. рублей[24]. При этом количество работников, перед которыми образовалась такая задолженность, практически не меняется, а размер долга перед ними ежемесячно прибавляет сумму, составляющую, как правило, месячный фонд оплаты труда целого предприятия.
Данные предприятия относятся к акционерным обществам и в основном самостоятельно решают все производственные вопросы. Собственников и руководителей таких предприятий можно обвинить лишь в неэффективном управлении производством. Но государство, имея репрессивные инструменты, не может оставаться в стороне, тем более что ответственность собственников за соблюдение трудовых гарантий работникам законодательно закреплена.
К Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратился коллектив работников ЗАО «Рейд-1», где с сентября 2011 года не выплачивают заработную плату[25]. Выданные судом приказы о взыскании задолженности, открытое исполнительное производство не приносят результатов. Работники обвиняют во всем акционеров, которые являются физическими лицами и проживают в г. Москве, помощь в получении заказов предприятием с их стороны не оказывается.
На 1 июля 2012 года в отделе судебных приставов находилось сводное исполнительное производство о взыскании с ЗАО «Рейд-1» задолженности по заработной плате работников на общую сумму 15 928 052,99 рублей. И это только в отношении работников, которые обратились в суд с заявлением о взыскании задолженности по заработной плате. Таким образом, в среднем ежемесячно к сумме долга за предыдущий период прибавлялось по 2 - 2,5 млн. рублей. Расчетные счета предприятия не имеют движения денежных средств. Исключением стали июль и август 2012 года, которые позволили на депозитный счет судебных приставов перечислить 4 млн. рублей с одного из расчетных счетов ЗАО «Рейд-1», в связи с чем было произведено частичное погашение задолженности по заработной плате работников предприятия.
Судебные приставы продолжают работу по принятию мер, направленных на завершение исполнительного производства, однако ощутимых результатов это не дает.
По информации прокуратуры Самарской области, задолженность по зарплате перед работниками ЗАО «Рейд-1» на начало 2012 года составляла 7 млн. руб. (35% от общей суммы), а на конец 2012 года более 34 млн. руб. (85% от общей суммы).
По фактам нарушения сроков выплаты заработной платы и руководитель предприятия, и само юридическое лицо по постановлениям спецпрокурора неоднократно привлекались к административной ответственности, в суды направлялись заявления о взыскании задолженности, вносились представления об устранении нарушений трудового законодательства, организовывались доследственные проверки – все безрезультатно.
В настоящее время в отношении предприятия введена процедура внешнего управления, управляющим назначен член СРО АУ «Партнер» Коробков Д.В. Прокуратурой области Управлению Росреестра по Самарской области поручено проведение проверки исполнения Коробковым требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), ход и результаты проверки взяты прокуратурой Самарской области на контроль.[26]
Особенностью данного предприятия является его режимный характер, поскольку основным видом его деятельности является ремонт узлов и агрегатов технических средств оборонного комплекса. Выполнение данных работ возможно только в рамках государственных оборонных контрактов, которых с обществом давно не заключалось. Путем несложных подсчетов можно определить, что доля задолженности ЗАО «Рейд-1» перед своими работниками в общей сумме задолженности по заработной плате работников организаций в целом по области на 1 января 2013 года приблизилась к 80 %.
А это значит, что если решить проблему именно этого предприятия, оказав со стороны государства помощь в получении им заказов на выполнение работ, обеспечится возможность предприятия по погашению задолженности по заработной плате перед своими работниками, тем самым в Самарском регионе значительно снизится общий объем задолженности по заработной плате.
На выездном приеме в феврале 2012 года в Безенчукском районе к Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратились бывшие работники МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» с жалобой на невыплату задолженности по заработной плате и выходного пособия при сокращении с предприятия в 2011 году.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2012г. МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. 04.04.2012г. был сформирован реестр кредитов МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство», в который были включены и бывшие работники, обратившиеся к Уполномоченному. Размер дебиторской задолженности предприятия около 27 млн. рублей, при этом задолженность по заработной плате и выходным пособиям составляла 9,4 млн. рублей. Обнадёживающие письма арбитражного управляющего о проводимой работе по взысканию дебиторской задолженности позволяли надеяться на погашение задолженности перед бывшими работниками до конца 2012 года, но проблема невыплаты не разрешена и по настоящее время.[27]
Менее крупные предприятия вносят «меньший вклад» в общую сумму задолженности по заработной плате в области, однако невыплата ими зарплаты отдельным работникам не является для них менее болезненным моментом.
В 2012 году к Уполномоченному по правам человека в Самарской области повторно обратилась гражданка Б. и другие работники ООО «Управление механизации № 13» с жалобой на полугодовую невыплату заработной платы[28]. Предприятие и его директор неоднократно привлекались к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 и 3 000 рублей соответственно, однако исполнение решений суда о погашении задолженности по заработной плате это не обеспечивало. Не помогло этому и вынесение постановления судебным приставом-исполнителем об обращении взыскания на денежные средства должника в банке, наложение ареста на 12 единиц автотранспортных средств и принимаемые меры к реализации арестованного имущества.
Аналогичные коллективные жалобы поступали к Уполномоченному по правам человека в Самарской области в 2012 году от работников нефтеперерабатывающего завода ООО «Петрон А»[29] и ОАО «Завод ЖБИ-3»[30]. Работники увольняются с работы, заведомо понимая, что заработную плату они не получат никогда, но потери будут менее значительны, если они уволятся как можно раньше. Соответствующие меры к таким предприятиям применяют и органы прокуратуры, и Государственная инспекция труда в Самарской области, и судебные приставы-исполнители, однако данные меры не стимулируют работодателей к соблюдению трудового законодательства.
Государственной инспекцией труда в Самарской области за 2012 год было выявлено 443 хозяйствующих субъектов, в которых производилась задержка выплаты заработной платы, 7 из которых находятся в стадии банкротства. Своевременно в них не получали заработную плату 13 737 работников. Общая сумма произведенных по требованию инспекторов выплат задержанной заработной платы составила 25,73 млн. рублей. Наложено административных штрафов на 410 должностных лиц и 106 юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), 15 материалов направлено в органы прокуратуры для привлечения работодателей и должностных лиц к уголовной ответственности[31].
До настоящего времени не разработаны меры и механизмы по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также неплатежеспособности организации, хотя именно это должны были сделать совместно в 2012 году Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и Минфин России в соответствии с п.38 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 № 2331-р.
Подготовленная ими Концепция проектов федеральных законов «О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[32] не была поддержана представителями работодателей. С точки зрения Российского союза промышленников и предпринимателей, поскольку задолженность по заработной плате в начале 2009 г. имелась «лишь» в отношении 0,5 млн. работников, это «...не является важнейшей проблемой российской экономики»[33]. Действительно: для экономики тут нет большой проблемы. Проблемы, и большие, есть у работников, не получивших заработанные ими деньги. Эта позиция гораздо лучше иллюстрирует реальное отношение бизнеса к социальным нуждам работников, чем фразы о его «социальной ответственности».
Не решают данную проблему изменение порядка действий судебных приставов-исполнителей в части обращения взыскания на переоформленное на других лиц имущество должника и разработка проекта нормативного акта, закрепляющего единый порядок организации торгов по реализации арестованного имущества, о которых говорил директор Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации на заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека 7 декабря 2012 года.
Длительность решения проблемы и несовершенство механизма выплаты задолженности работникам в связи с банкротством предприятий отметил Президент РФ В.В.Путин на встрече с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, состоявшейся в Кремле 16 августа 2012 года: «Люди сидят без денег годами, а собственники решают между собой вопросы материального и имущественного характера. Это недопустимо абсолютно»[34]. По итогам встречи соответствующие поручения Президента РФ по решению данной проблемы были направлены в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.
Парадоксальная ситуация в законодательстве самым плачевным образом отражается на работниках предприятий – и все структуры, включая Уполномоченного по правам человека, нередко оказываются бессильны им помочь. Вся наша погруженность в историю вопроса и все наши усилия по продвижению этой темы «на самый верх» оказываются бесполезными по отношению к конкретному человеку, который попал в такую ситуацию.
Гражданка К., работающая в ООО «Макс-Клининг», была извещена работодателем о банкротстве предприятия[35]. Долг по заработной плате также был внушительным. Работники обратились в суд, получили решение суда о необходимости погашения работодателем задолженности по заработной плате. Среди них была и К., долг перед которой составлял 95 тыс. рублей. Еще в январе 2011 года было возбуждено сводное исполнительное производство. Однако устно конкурсный управляющий объявил, что работники ничего не получат. И в подтверждении данных слов К. получила письмо, в котором конкурсный управляющий сообщал, что её исполнительный лист утрачен во время затопления офисного помещения (архива), где находились документы ООО «Макс-Клининг». К моменту восстановления исполнительных документов запрошенные судебным приставом-исполнителем регистрирующие органы и кредитные организации сообщили, что расчетные счета на имя должника не обнаружены, ООО по соответствующему адресу уже не располагалось.
Следует отметить, что во многом препятствием в реализации прав заявителей явились еще и допущенные нарушения законодательства со стороны судебного пристава-исполнителя. Требования, содержавшиеся в исполнительном документе, являлись текущими и в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежали исполнению в рамках исполнительного производства. Однако судебным приставом-исполнителем 27.01.2011 г., в нарушение норм законодательства, исполнительное производство по п. 7 ч. 1 ст. 47 указанного Закона было окончено. Исполнительный документ был направлен для исполнения конкурсному управляющему.
Только после обращения Уполномоченного к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области с указанием на допущенные нарушения, исполнительное производство было вновь возбуждено 14.11.2012 г. отделом судебных приставов Кировского района г. Самара и поставлено на контроль. Однако в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности допустивший нарушения судебный пристав-исполнитель так и не был привлечен к ответственности.
Еще одна ситуация: тренер-преподавать АНО «ДЮСШОР Лада» гражданин Р. также при наличии решения суда и надлежащей работе судебного пристава-исполнителя также не смог получить сумму долга по заработной плате в полном объеме, хотя ему повезло чуть больше, чем гражданке К. – из 52,5 тыс. рублей он все же получил 32,3 тыс. рублей[36]. Единственное, что остается на руках у работников после признания их работодателей банкротами, это большие тома переписки как с государственными органами, судебными приставами, так и с конкурсными управляющими.
Все эти негативные явления могут усилиться по мере проявления последствий вступления России в ВТО, хотя это ключевой и неизбежный этап интеграции страны в мировое экономическое сообщество, сам процесс вызовет закономерное усиление конкурентной борьбы российских и иностранных производителей, сопровождающейся целым рядом негативных побочных явлений в области труда: сокращением стабильной занятости, неуверенностью в постоянстве основного дохода, угрозой возможного увольнения, дефицитом труда.
Применительно к Самарской области нетрудно ожидать, что непростые времена ждут сельскохозяйственную, авиационную и машиностроительную отрасли. Соответственно, в ряде населенных пунктов можно ожидать сокращения уровня занятости, возникновения рисков нарушений трудовых прав граждан, связанных с расторжением трудовых договоров, причем, как показал кризис 2008-2009 годов, формально – якобы, по собственному желанию работников, а на самом деле – по скрытому принуждению со стороны работодателей.
Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области уже начат аудит предприятий машиностроительного комплекса региона. Такой аудит и программы адаптации к новым условиям потребуются и по отношению к иным отраслям производства, чтобы максимально сохранить рабочие места для населения.
[1] Письмо министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Фурсова О.Б. исх. № 38/377 от 31.01.2013 г.
[2] Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области // http://www.samarastat.ru/digital/region9/osprokaz/05_раздел.pdf.
[3] Сайт министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области // http://trud.samregion.ru/home/activity/pokazdeyat/analit.aspx.
[4] Письмо заместителя руководителя департамента – руководителя управления трудовых отношений министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Симаковой С.В. исх. № МТЗМ-38/622 от 18.02.2013 г.
[5] Письмо заместителя руководителя департамента – руководителя управления трудовых отношений министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Симаковой С.В. исх. № МТЗМ-38/622 от 18.02.2013 г.
[6] Сайт Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области // http://trud.samregion.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopupDocument.aspx?docid=229f7f9f-47b9-4b33-99f8-f6a966ca3a35.
[7] Письмо министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Фурсова О.Б. исх. № 38/377 от 31.01.2013 г.
[8] Письмо заместителя руководителя департамента – руководителя управления трудовых отношений министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Симаковой С.В. исх. № МТЗМ-38/622 от 18.02.2013 г.
[9] Письмо министра здравоохранения Самарской области Гридасова Г.Н. исх. № 30/317 от 12.02.2013 г.
[10] Письмо министра культуры Самарской области Рыбаковой О.В. исх. № 26-04/328 от 04.02.2013 г.
[11] Письмо и.о. министра образования и науки Самарской области Классена В.Я. исх. № 16/266 от 31.01.2013 г.
[12] Коллективная жалоба вх. № 750/кол-12 от 25.07.2012 г.
[13] Письмо и.о. прокурора Железнодорожного района г. Самары Ляховецкого А.Г. исх. № 433ж-2012 от 06.09.2012 г.
[14] Сайт Железнодорожного районного суда г. Самары http://zheleznodorozhny.sam.sudrf.ru.
[15] Жалоба Т. вх. № 947/кол-12 от 05.09.2012 г.
[16] Письмо ВрИО руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Сафиной О.Ф. исх. № 7-4027-12-ОБ/381/2 от 01.11.2012 г.
[17] Письмо министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Фурсова О.Б. исх. № 38/377 от 31.01.2013 г.
[18] Свиридов П. 74 % рабочих мест Самарской области опасны для здоровья. Интервью с руководителем управления охраны труда министерства труда, занятости и миграционной политики в Самарской области А.Н.Савельевым //Аргументы и Факты от 06.11.2012 // http://www.samara.aif.ru/money/article/29265.
[19] Жалоба Ф. и Л. вх. № 256/кол-12 от 21.03.2012 г.
[20] Жалоба А. вх. № 139/А-13 от 12.02.2013 г.
[21] Информационное письмо руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Панова А.С. исх. № 6-194-13ПВ/34/1 от 23.01.2013 г.
[22] Письмо руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области Чудилина Г.И. исх. № 01/242 от 05.02.2013 г.
[23] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А. Ф. исх. № Ис ИН нд-1377-13/15-30.13. от 06.02.2013 г.
[24] Просроченная задолженность по заработной плате на 1 декабря 2012 года (статистический бюллетень Федеральной службы государственной статистики) // Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1237983568234.
[25] Жалоба Л. вх. № 505/кол-12 от 29.05.2012 г.
[26] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А. Ф. Исх. № Ис ИН нд-1377-13/15-30.13. от 06.02.2013 г.
[27] Письма арбитражного управляющего Телешина И.Г. исх. № 23569 от 11.04.2012 г., исх. № б/н от 15.05.2012г.
[28] Жалоба Б. вх. № 280 от 06.02.2012 г.
[29] Жалоба М. вх. № 266/кол-12 от 26.03.2012 г.
[30] Жалоба О. вх. № 1434/кол-12 от 19.12.2012 г. и жалоба С. вх. № 1209/с-12 от 29.10.2012 г.
[31] Сайт Государственной инспекции труда в Самарской области // http://git63.rostrud.ru/results/reports.
[32] http://tppvo.ru/uploads/files/files/koncepcia.zip.
[33] Предложения Российского союза промышленников и предпринимателей по проекту концепции федеральных законов, направленных на создание системы гарантирования материальных прав работников при банкротстве работодателя (март 2009): http://archive.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=14100.
[35] Жалоба К. вх. № 1196/к-12 от 24.10.2012 г.
[36] Жалоба Р. вх. № 1085/р-12 от 01.10.2012 г.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03