Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Права человека в условиях несения военной службы на территории Самарской области"

Из доклада 2012

 

«Мой сын пришел служить полностью здоровым человеком, за месяц, проведенный в армии, он заболел теми заболеваниями, какие следуют из заключения судебно-медицинского эксперта, а потом лег и спокойно умер. И никто в этом не виноват, ни врачи, ни военные. Он был не на отдыхе, его забрало государство, и поэтому полную ответственность должны нести лица, в чьем подчинении он был, кто должен был сохранить ему жизнь».

(Обращение К. - матери погибшего рядового К.

вх. № 1047 от 16.04.2012 г.)

 

Специфика военной службы и характер военно-служебных отношений уже сами по себе ведут к фактическому ограничению прав военнослужащих. Призывая граждан на военную службу, государство временно ограничивает их в реализации таких конституционных прав, как право на выбор места жительства, свободу передвижения. Наряду с неизбежными ограничениями в ряде личных, социальных и экономических прав, военная служба нередко связана с риском для здоровья и для самой жизни. Именно поэтому права человека в Вооруженных Силах всегда являются предметом внимания правозащиты и средств массовой информации.

В 2012 году ситуации с гибелью военнослужащих в воинских частях на территории Самарской области или наших земляков в других регионах не раз становились предметом «кричащих» публикаций. Насколько часто имеют место трагические случаи и незаконные ситуации, неправомерное отношение к военнослужащим и членам их семей, мы анализируем на основе статистических данных военной прокуратуры Самарского гарнизона[1], а как должностные лица и армейское начальство реагирует на подобные ситуации – на основе собственного рассмотрения обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека.

 

Право на жизнь, достоинство и личную неприкосновенность в Вооруженных Силах

Российской Федерации на территории Самарской области

 

В воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД РФ, МЧС РФ, дислоцированных на территории Самарской области, имеются случаи так называемых «небоевых» потерь – травматизма и гибели военнослужащих по причинам, не связанным с участием в боевых действиях. В 2012 году таким образом погибло (умерло) 13 военнослужащих (в 2011г. - 10).

Один из них покончил жизнь самоубийством. 5 человек умерли от болезней, в том числе и таких, которые в иных условиях могли не привести к летальному исходу. Имели место несчастные случаи, связанные с личной неосторожностью военнослужащих при обращении с военной и бытовой техникой, а также несоблюдением правил дорожного движения и одиночного купания во внеслужебное время.

В 2012 году сократились случаи травматизма: было травмировано 224 военнослужащих (в 2011г. – 256). Из них в результате неуставных взаимоотношений и рукоприкладства травмированными оказались 29 военнослужащих (2011г. – 40).

Причинами «небоевых» потерь является недостаточная общеобразовательная и профессиональная подготовка личного состава, низкий уровень знания инструкций и наставлений, недостаточный контроль за их исполнением со стороны командиров.

 

Зато преступность в воинских частях и учреждениях, расположенных на территории Самарской области, в 2012 году выросла на 68 % по сравнению с 2011 годом. При этом до 40 % преступлений приходится на посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство военнослужащих или, иначе говоря, на «неуставные» отношения и рукоприкладство.

За год в воинских частях и учреждениях Самарского гарнизона учтено 294 преступления (в 2011 году – 175 преступлений).

При общем росте количества учтенных преступлений имеет место негативная динамика в структуре противоправных деяний. Так, в 2012 году произошёл рост особо тяжких и тяжких преступлений – с 68 до 107 (на 57,4%); преступлений коррупционной направленности – с 24 до 49 (в 2 раза). 37 преступлений совершено на почве «неуставных» отношений (по сравнению с прошлым годом рост – на 8,8%). В 2 раза выросло количество преступлений на почве рукоприкладства – с 36 до 72, а количество преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения – в 3 раза: с 8 до 24. Соответственно, увеличилось и количество пострадавших от преступлений: со 106 до 184 человек, в том числе 41 человек – от «неуставных» отношений и 82 – от рукоприкладства.

Среди воинских частей самой неблагополучной по состоянию воинской дисциплины и правопорядка, по итогам 2012 года, является войсковая часть 65349, где учтено 107 преступлений; из них 48 были связаны с «неуставными» отношениями, казарменным хулиганством и рукоприкладством, 23 – имели коррупционную направленность; 28 – тяжкие и особо тяжкие преступления.

Так, весной 2012 года старшина 4 роты 2 мотострелкового батальона войсковой части 65349 старший сержант контрактной службы Б. совершил 6 преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, применив насилие к своим подчиненным – военнослужащим по призыву. Причем, он совершал противоправные действия совершенно открыто, как правило, перед строем роты, нанося лезвием малой саперной лопатки удары по лицам и жизненно важным органам военнослужащих, причиняя кровоточащие телесные повреждения (порезы, повреждения зубов). Кроме того, им же было совершено 3 преступления, предусмотренные ч.3 ст.159 УК РФ – осуществлялись поборы денег за незаконное предоставление увольнений из расположения части.

Б. осужден Самарским гарнизонным военным судом, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года условно с испытательным сроком в 3 года, с лишением права занимать командные должности в условиях армии сроком на 2 года, без штрафа и ограничения свободы.

В августе 2012 года рядовой контрактной службы 1 мотострелкового батальона войсковой части 65349 М., в ночное время, в состоянии алкогольного опьянения прибыл в расположение роты управления 1 мотострелкового батальона, где, желая показать свое мнимое превосходство, поднял и построил военнослужащих по призыву, избивал их, нанося удары кулаками в область груди, заставлял выполнять различные физические упражнения, в том числе отжимания от пола, при этом, глумясь над военнослужащими, ходил по их спинам ногами, обутыми в обувь. М. осужден Самарским гарнизонным военным судом и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком в 1 год[2].

Основными причинами роста зарегистрированных преступлений, связанных с неуставными проявлениями, являются: ненадлежащий контроль со стороны командования воинских частей и командиров подразделений за подчиненным личным составом, особенно в вечернее и ночное время; отсутствие целенаправленной воспитательной работы с военнослужащими по призыву и по контракту; нежелание командиров подразделений осуществлять работу по наведению строгого уставного порядка; отсутствие надлежащей индивидуально-воспитательной работы.

К сожалению, выше приведенная статистика свидетельствует о том, что сокращение срока службы по призыву с двух лет до года не искоренило дедовщину в российской армии. Наряду со старослужащими по призыву над новобранцами теперь издеваются и старослужащие контрактники. Одной из причин сохраняющегося положения дел является то обстоятельство, что во многих воинских частях контрактники и срочники не просто служат вместе, но и живут в одних и тех же казармах; обещанные общежития для контрактников подготовлены далеко не везде.

Смешанный принцип комплектования сам по себе порождает неуставные отношения, так как на одинаковых должностях служат люди с разным статусом. Вместе с тем, нередки случаи, когда дедовщина проявляется среди самих контрактников, которые применяют насилие, отнимают деньги друг у друга.

Наряду с противоправными действиями старослужащих отмечается и резкое увеличение доли преступлений, совершаемых самими офицерами. Свидетельств рукоприкладства и других вопиющих примеров унижения человеческого достоинства подчиненных со стороны командиров становится все больше. В 2012 году офицерами совершено 80 преступлений, то есть, каждое четвертое учтенное преступление.

В июле 2012 года командир 3 роты разведывательного батальона войсковой части 90600 лейтенант Ч. под предлогом оформления финансовых документов изъял у своих подчиненных военнослужащих банковские карточки, на которые поступает денежное довольствие. Получив сведения о PIN-кодах банковских карт, он снял с них в банкомате все денежные средства, которые присвоил себе. Ч. был осужден Самарским гарнизонным военным судом, ему назначено наказание в виде штрафа 25 000 рублей. Поборы денежных средств за увольнение и сбор денег за сон на посту с военнослужащих со стороны офицера имели место и в войсковой части 65349 (преступление, предусмотренное ч.1 ст. 286 УК РФ, в настоящее время расследуется в военном следственном отделе СК России по Самарскому гарнизону).

В воинских частях 11386 и 65349 имели место случаи физического насилия офицеров по отношению к подчиненным и рядовым военнослужащим, сопровождавшиеся причинением травм и вреда здоровью. Виновные офицеры осуждены Самарским гарнизонным военным судом, им назначены наказания в виде денежных штрафов от 50 000 до 60 000 тысяч рублей.

Столь мягкие приговоры, вынесенные судом в отношении лиц, которые совершали неуставные взаимоотношения и рукоприкладство, глумились и издевались над сослуживцами, а также похищали их денежные средства, с моей точки зрения, с трудом могут считаться справедливыми и быть профилактической мерой для других военнослужащих, предрасположенных к совершению аналогичных правонарушений.

Главные причины неуставных отношений – очевидные недостатки в организации правовой и воспитательной работы в войсках, архаичная система оценки деятельности командиров, вынуждающая их зачастую «не замечать» правонарушения и скрывать факты травмирования военнослужащих, чтобы не портить отчетность. Именно эта порочная практика способствует живучести правонарушений и продолжению «небоевых» потерь. Но даже впечатляющая статистика правонарушений, приведенная выше, не полностью отражает действительность. Неучтенные правонарушения, естественно, не расследуются, а лица, их совершившие, к ответственности не привлекаются.

 

 В воинских частях Самарского гарнизона имеют место факты сокрытия травм и правонарушений от учета. Только часть из них поддается выявлению в последующем. В 2012 г. воинскими должностными лицами было сокрыто 6 фактов травмирования военнослужащих, в том числе, факт сокрытия преступления, в результате которого получил тяжкую травму военнослужащий войсковой части 65349.

О преступлении, сокрытом командованием войсковой части 90600, Уполномоченному по правам человека в Самарской области стало известно в результате проведенной проверки по обращению омбудсмена Красноярского края в интересах бабушки военнослужащего Н., который пропал из войсковой части 90600  19 августа 2012 г.[3] Исчезновение военнослужащего было сокрыто должностными лицами войсковой части, а розыскные мероприятия не проводилось до 19 октября 2012г. – и только тогда по данному факту военным следственным отделом СК России по Самарскому гарнизону было возбуждено уголовное дело.

Участившиеся в последнее время попытки если не оправдать, то хотя бы объяснить «неуставные» отношения и рукоприкладство, в том числе, и «дедовщину» в Вооруженных Силах состоянием современного общества, совершенно неприемлемы. Вооруженные Силы – это государственная организация, и обязанность государства в лице военного командования - принять все предусмотренные законом меры для наведения должного порядка.

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

в воинских частях на территории Самарской области

 

В соответствии с действующим законодательством охрана здоровья военнослужащих должна обеспечиваться созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Вместе с тем, анализ обращений военнослужащих и членов их семей, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области в 2012 году, результаты проверок по фактам, изложенным в обращениях,  и информация, полученная из иных источников, в ходе выездов на места показывают наличие существенных проблем в соблюдении прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в ряде воинских частей и учреждений, расположенных в Самарской области.

Так, в июне 2012 года в войсковой части 65349 произошло массовое заболевание военнослужащих болезнями органов дыхания: пневмонией, бронхитом, тонзиллитом, ОРИ, что в три раза больше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Основными причинами сложившейся ситуации является занос инфекции с молодым пополнением и ненадлежащее исполнение командованием войсковой части требований федерального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы профилактики и своевременного выявления больных военнослужащих.

В период с 25 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года в расположение части прибыло 2 194 призывника. Первичным медицинским осмотром с признаками простудных и инфекционных заболеваний было выявлено 185 прибывших военнослужащих, 115 из которых указали на заболевание до прибытия на сборные пункты, а 38 человек связали свое заболевание с переохлаждением на сборных пунктах. Во время нахождения на территории сборного пункта г. Канаш (Республика Чувашия) с 6.00. до 22.00. призывникам без объяснения причин было запрещено заходить в казарму, а в ответ на обращение по поводу ухудшения самочувствия получили ответ от старшего команды:  «сиди дальше – не умрешь» (дословно – из объяснительных записок заболевших военнослужащих).

Командованием войсковой части 65349 было допущено необоснованное нахождение личного состава на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях. 4 июня 2012 года полковник Игнатенко А.Н. в условиях дождливой погоды и низкой температуры окружающего воздуха более часа проводил построение всего личного состава на плацу в летней форме одежды, запретив использование плащ-палаток. Не дав личному составу возможности просушить одежду и обувь, полковник Игнатенко А.Н. направил людей на плановые занятия на открытом воздухе.

Кроме того, способствовали росту числа заболеваний скученное размещение военнослужащих молодого пополнения в спальных помещениях учебных рот и несоблюдение требований по профилактике инфекционных заболеваний[4].

Руководство медицинской службы не приняло своевременные меры по изоляции больных, что способствовало распространению инфекционных заболеваний среди военнослужащих по призыву. Медицинский персонал воинской части работал круглосуточно – подавляющее большинство опрошенных солдат это подтвердили.

В то же время несколько человек указали на то, что не смогли попасть на приём к врачу сразу и были госпитализированы уже с высокой температурой и в тяжёлом состоянии через несколько дней как, например, военнослужащий А., который только через пять дней после обращения смог попасть на приём к врачу.

Рядового А. из Саратовской области командир взвода, несмотря на наличии болей и высокой температуры, не отпускал с учебных занятий. Впоследствии А. находился на лечении в госпитале, включая искусственную вентиляцию легких, а затем в результате перенесенного заболевания был признан негодным к прохождению военной службы и уволен с военной службы досрочно в запас по состоянию здоровья.

Кстати сказать, начальник медицинской службы части майор медицинской службы Бамматов Т.А., несмотря на нештатную ситуацию, не посчитал нужным не только прервать свой отпуск, который он проводил в Республике Дагестан, но даже выйти на связь с командованием части. На момент посещения Уполномоченным по правам человека в Самарской области воинской части 11 июля 2012 года Бамматов Т.А. по-прежнему был для всех вне зоны доступа[5].

А вот врачам Самарского и Рощинского военных госпиталей – филиалов ФБУ «354 Окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации нужно выразить огромную благодарность и за профессионализм, и за отношение к пациентам.

Наряду с этим были выявлены другие факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны офицеров – командиров, непосредственно работающих с личным составом. Так, проведенной прокурорской проверкой по обращению родителей рядового Т. установлено, что командир разведывательной роты разведывательного батальона войсковой части 65349 в период с 10 по 24 марта 2012 года, несмотря на неоднократные просьбы Т. о направлении его в медицинскую роту в связи с жалобами на продолжительные боли в области правого плеча, оказание ему медицинской помощи не организовал, оставил его в подразделении, привлекая к занятиям по воздушно-десантной подготовке. Только после резкого ухудшения состояния здоровья Т. офицер направил его в медицинское учреждение. Впоследствии у Т. обнаружено онкологическое заболевание – рак кости, от которого он скончался в ГВКГ им. Бурденко. Должностные лица привлечены только к дисциплинарной ответственности[6].

Сложность оказания содействия родителям, обращавшимся к Уполномоченному по правам человека из различных субъектов РФ, заключалась еще и в том, что в течение 2012 года невозможно было ни им самим, ни даже сотрудникам аппарата оперативно связаться с командирами войсковой части. Несмотря на то, что мы живем во втором десятилетии 21 века, такой вид связи, как городская телефонная связь, в войсковой части 65349, где проходит военную службу более четырех тысяч человек, фактически отсутствует. Согласно полученной информации в ходе проверки, на основании заключенного государственного контракта с ЗАО «СамараТелеком» до января 2011 г. войсковая часть 65349 была обеспечена городской телефонной связью в виде подключения трех абонентских номеров, которые находились у командира части, начальника штаба и у дежурного по части. У данных должностных лиц по городской телефонной связи можно было получить необходимую информацию, в том числе и родителям военнослужащих, проходящих военную службу в войсковой части. Также с указанных телефонов при возникновении служебной необходимости было возможно должностным лицам осуществлять междугородние звонки, в том числе и к родителям, проживающим в других регионах. На междугородние звонки выделялся лимит денежных средств в размере 300 рублей на каждый абонентский номер.

Впоследствии Главным управлением связи МО РФ (г. Москва) был заключен государственный контракт с ОАО «Ростелеком» на предоставление услуг городской связи воинским частям и учреждениям МО РФ, в соответствии с которым  после 1 января 2011 г. войсковая часть 65349, наряду с другими войсковыми частями, должна быть обеспечена городской телефонной связью – также, как и ранее, в виде трех абонентских номеров.

Однако выполнить условия контракта по предоставлению услуг городской связи войсковой части 65349 до настоящего времени ООО «Ростелеком» не может в связи с отсутствием технической возможности (не проложен соответствующий кабель), что, по всей вероятности, не было учтено при заключении государственного контракта. Данное обстоятельство делает эту часть более закрытой для внешнего мира, чем колония или СИЗО[7].

 

В 2012 году возникли проблемы в медицинском обеспечении членов семей военнослужащих в п. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области. Уполномоченным по правам человека получено коллективное обращение жителей Рощинского по вопросу оказания содействия в создании стационарного детского отделения в Рощинском военном госпитале – филиале № 3 ФБУ «354 Окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. Считаю их доводы обоснованными. Члены семей офицеров (супруги, дети) и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях[8]. Направление родственников офицеров на плановое лечение в стационарные медицинские учреждения федеральных органов исполнительной власти осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти[9]. Но в отношении несовершеннолетних детей офицеров это право не реализуется, так как в филиалах ФБУ «354 Окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации – Самарском военном госпитале и Рощинском военном госпитале отсутствуют стационарные детские отделения. При этом ранее действующее стационарное детское отделение в Рощинском военном госпитале сохранено и находится на консервации.

Вместе с тем, ближайшее от поселения Рощинский стационарное медицинское учреждение, где может быть оказана медицинская помощь несовершеннолетним детям военнослужащих, является Дубово-Уметская центральная районная больница, которая находится на расстоянии более 40 километров от места жительства детей. При этом транспортного сообщения между указанными населенными пунктами нет[10].

На основании изложенного,  усматриваются нарушения прав членов семей офицеров - несовершеннолетних детей на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях, расположенных на территории Самарской области, в связи с чем данная информация доведена до руководства Министерства обороны Российской Федерации вместе с ходатайством об открытии детских стационарных отделений.

 

Обеспечение прав граждан при прохождении мероприятий

по призыву на военную службу

 

Наиболее распространенные нарушения связаны с призывом лиц, не подлежащих призыву либо имеющих отсрочку от призыва, и с ущемлением прав граждан при медицинском освидетельствовании.

В 2012 году в Самарской области призвано и направлено в Вооруженные Силы и войска других министерств и ведомств 5 895 человек (в 2011г. – 7 491). Количество «уклонистов», то есть лиц, не явившихся на мероприятия, связанные с призывом, без уважительных причин в 2012 году составило 472 человека – 1,3 % от всех вызываемых на призывные комиссии (в 2011г. – 455 человек или 1,1 % от всех вызываемых). По этим фактам в 2012 году возбуждено 57 уголовных дел, осуждены 2 человека и еще 177 материалов находятся в стадии принятия по ним решения. При этом среди молодежи не так много тех, кто избрал взамен военной службы альтернативную гражданскую службу – всего 7 человек в 2011 году и 8 – в 2012 году.

Как и прежде, остается тревожной ситуация с состоянием здоровья призывников. Так, по сведениям военного комиссариата Самарской области, в 2012 г. были признаны негодными к прохождению военной службы по состоянию здоровья 411 человек, ограниченно годными к военной службе 9 556 человек, получили отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья 592 человека[11].

В отношении должностных лиц военного комиссариата Самарской области и его отделов в 2012 году уголовные дела в связи с «возмездным содействием» освобождению от прохождения службы в армии не возбуждались и не расследовались. Вместе с тем, в 2012 году возбуждено 2 уголовных дела в отношении должностных лиц военного комиссариата Самарской области, совершивших коррупционные преступления.

Военная прокуратура Самарского гарнизона в 2012 году выявила 9 нарушений законодательства о призыве граждан на военную службу. Из них 4 нарушения связаны с незаконным призывом на военную службу молодых людей, имеющих заболевания, препятствующие ее прохождению[12]. Подобные обращения поступали и к Уполномоченному по правам человека в Самарской области. При рассмотрении обращения Д. в интересах ее сына – призывника выяснилось, что в ходе прохождения им военно-врачебной комиссии в отделе военного комиссариата Самарской области по Кировскому и Красноглинскому районам врачом-специалистом, без проведения каких-либо дополнительных обследований, изменен выставленный в ГБУЗ «СОКВД» медицинский диагноз[13]. Это повлекло, без достаточных на то обстоятельств, изменение категории годности призывника с «Г» - временно не годен к военной службе на «А» - годен к военной службе.

По рекомендации Уполномоченного, Д. оспорил действия врача призывной комиссии в судебном порядке. Суд Красноглинского района г. Самара признал, что Д. подлежит новому медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе, но только потому, что оспариваемое заключение районной призывной комиссии утратило свое значение вместе с истечением срока призывной кампании и не повлекло для заявителя реальных правовых последствий. К сожалению, заявленные нарушения и законность оспариваемого решения по существу не рассматривались.

Большие сомнения в правомерности призыва на военную службу возникают и в связи с жалобой К. в интересах её сына, который, несмотря на то, что с 2006 года страдает гипертонической болезнью, в июле 2012 года все-таки был призван на военную службу отделом военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам[14]. Буквально с первых дней службы он практически постоянно находится на стационарном лечении в различных военно-медицинских учреждениях с диагнозами, относящимися к болезням системы кровообращения,  и в течение полугода с момента призыва на военную службу к исполнению служебных обязанностей не приступал. В связи с изложенным Уполномоченным по правам человека направлено обращение начальнику ФБУ «354 ОВКГ» (г. Екатеринбург), с просьбой рассмотреть возможность проведения медицинского обследования рядовому К. в специализированном отделении ФБУ «354 ОВКГ» (г. Екатеринбург).

 Следствием некачественного медицинского освидетельствования являются факты призыва на военную службу граждан, негодных для её прохождения, чье физическое и психическое здоровье не позволяет им справиться с тяготами армейской службы. Наряду с результатами прокурорских проверок, содержанием жалоб, поступивших к Уполномоченному по правам человека, это подтверждается также и данными, представленными военным комиссариатом Самарской области. В 2012 году досрочно были уволены с военной службы по состоянию здоровья 10 человек из числа призывников. Между тем, необоснованный призыв на военную службу не только нарушает права граждан, но и влечет существенные затраты бюджетных денежных средств, связанные с призывом на военную службу, доставкой к месту службы и досрочным увольнением.

 

Проблемы в соблюдении прав военнослужащих

и членов их семей на социальное обеспечение по случаю

потери кормильца и в иных случаях, установленных законом

 

Каждому гражданину Российской Федерации в том или ином объеме гарантируется социальное обеспечение[15]. Однако обращения, поступающие к Уполномоченному, и проведенные проверки свидетельствуют о допускаемых нарушениях социальных гарантий членам семей погибших военнослужащих.

«В списках навечно» - так можно было охарактеризовать ситуацию в связи с обращением родителей рядового войсковой части 47994 С[16]. Был призван на военную службу 29 ноября 2010 года отделом военного комиссариата Самарской области по Елховскому и Кошкинскому районам и 2 июля 2012 года скончался от развития заболевания, перенеся несколько операций в госпитале им. Н.Н. Бурденко. Родители, которые являются пенсионерами по старости и инвалидами, сообщили, что вопреки действующему законодательству, им было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплат страховых сумм, единовременного пособия на погребение, назначения пенсии по случаю потери кормильца – так, как это полагается семье военнослужащего, умершего во время прохождения военной службы. Отказы были основаны на отсутствии необходимых документов (справки об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном лице, военного билета, выписки из приказа об исключении из списков части и др.). Но ведь предоставление всех этих документов зависело отнюдь не от родителей! Для решения данного вопроса они обращались к различным должностным лицам Министерства обороны РФ, в том числе и непосредственно к Министру обороны РФ, но это не принесло никакого результата – родители погибшего солдата не получили не только документов, но и ни одного ответа. К тому же, по истечению времени оказалась расформирована и воинская часть, в которой служил их сын.

С целью оказания в восстановлении нарушенных прав родителей С. Уполномоченный обратился к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору с просьбой провести по указанным фактам прокурорскую проверку. В ходе данной проверки выяснилось, что вопреки требованиям исключения погибших (умерших) военнослужащих из списков личного состава воинской части со следующего дня после смерти[17], С. на дату проверочных действий (9 января 2013 г.) из списков личного состава войсковой части 47994 исключен не был. Кроме того, в нарушение положений действующего законодательства[18], в отдел военного комиссариата по месту жительства родственников С. не были направлены соответствующие материалы, необходимые для оформления документов и принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего, что повлекло длительное нарушение их законных прав.

В связи с изложенным, военной прокуратурой Балашихинского гарнизона в адрес начальника Главного штаба ВВС внесена информация, начальнику Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных сил РФ внесено представление об устранении нарушений закона. После принятия мер прокурорского реагирования, наконец, был издан приказ об исключении С. из списков личного состава войсковой части, военный билет и необходимые документы направлены в отдел военного комиссариата по месту жительства С. для решения вопроса о выплате единовременного пособия и иных предусмотренных законом выплат[19].

Более года не могли получить положенные страховые суммы и единовременное пособие родители умершего в декабре 2011 года военнослужащего А.[20] И точно также причина заключалась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей со стороны командования войсковых частей 63931 и 25623 в части принятия соответствующих мер по своевременному оформлению, сбору и представлению в страховую компанию необходимых документов. После вмешательства Уполномоченного все документы были представлены в страховую компанию, родителям перечислены страховые суммы, а вопрос по выплате единовременного пособия в настоящее время находится на рассмотрении.

Аналогичная ситуация с длительным нарушением прав на социальное обеспечение допускалась в отношении бывшей военнослужащей Щ., которая обратилась к Уполномоченному в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей сотрудниками отдела военного комиссариата Самарской области по Советскому и Железнодорожному районам г. Самара в части непринятия соответствующих мер по выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» при наличии всех подтверждающих документов[21]. Это препятствует Щ. в реализации ее прав на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством. Проверка военной прокуратуры по обращению Уполномоченного в интересах Щ. дала основания для обращения к военному прокурору Екатеринбургского гарнизона, в компетенции которого находится осуществление надзора за органами военного управления Центрального военного округа, где должно производиться оформление требуемого удостоверения. В результате принятых мер Щ. получила удостоверение «Ветеран боевых действий» в конце декабря 2012 г., и её нарушенное право на получение социальных льгот было восстановлено.

 

Право военнослужащих на жилище

 

Дело «Рособоронсервиса» показало всей стране, почему годами и десятилетиями нарушалась ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации в отношении военнослужащих и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых государство гарантировало предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.

Решение задачи по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас, в прошедшем периоде выглядело следующим образом. По состоянию на 1 января 2012 г. количество военнослужащих в Самарской области, уволенных и подлежащих увольнению в запас и нуждающихся в получении жилого помещения, составляло 1 424 человека. По состоянию на 1 января 2013 г. данная цифра сократилась уже до 439 человек. Впервые за последние годы произошел такой существенный «прорыв» военнослужащих к положенному им жилью, главным образом, за счет предоставления его в иных регионах, за пределами Самарской области. Количество отставных военных в Самарской области, обеспеченных жилым помещением по договору социального найма, в 2012 году составило 1181 человек, что на 831 человека больше по сравнению с 2011 г. (тогда было обеспечено жильем всего 350 военнослужащих). Из тех, кто встал на учёт в органах местного самоуправления до 01.01.2005 г., жильем обеспечены 57 человек. И еще 167 военнослужащих получили жилье, будучи участниками накопительно-ипотечной системы[22].

В 2012 году получила разрешение проблема по предоставлению жилых помещений в многоквартирных домах №№ 2 и 2 «А» по улице Егорова в городе Самаре. С военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, заключены договоры социального найма жилых помещений.

Но по-прежнему остается неразрешенной проблема несоответствия норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета жилищных субсидий военнослужащим и лицам, уволенным в запас, рыночной стоимости квадратного метра. Этот норматив устанавливается каждое полугодие Министерством регионального развития РФ. В первом полугодии 2012 года он составлял 30 000 рублей; во втором полугодии 2012 года – 30 900 рублей; в таком же размере он утвержден и на первое полугодие 2013 года. С учетом действующего порядка определения суммы денежной компенсации по ГЖС, данный норматив позволяет приобрести жилье уволенному в запас офицеру в городах и районах Самарской области, за исключением Самары и Тольятти.

 

Критическая по накалу сложилась ситуация с реализацией права граждан на приватизацию занимаемых жилых помещений и обеспечением постоянным жильем военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей, проживающих в настоящее время в городском поселении Рощинский муниципального района Волжский Самарской области.

Казалось бы, многолетние перипетии рощинцев с жильем должны были завершиться с исключением в 2011 году закрытого военного городка № 110 из Перечня ЗАТО[23]. Жители городка получили надежду реализовать своё право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений[24]. Но в попытках доказать это право в судебном порядке они наткнулись на очередное препятствие. Выяснилось, что квартиры в городском поселении Рощинский признаны служебными, соответственно, приватизировать их без соответствующего решения собственника Министерства обороны Российской Федерации, невозможно. Жилищный фонд поселка Рощинский в количестве 36 многоквартирных домов имеет статус служебного жилья Министерства обороны РФ[25]. Численность постоянно проживающего населения составляет 9 139 человек. По данным Администрации городского поселения Рощинский из 2 693 служебных квартир около 1 000 квартир занимают семьи военнослужащих, уволенных в запас. В эту категорию со своими семьями входят 710 офицеров и 335 прапорщиков (солдат/сержантов), уволенных в запас (всего – 1 045). Люди попали буквально в правовой «капкан», поскольку увольнялись с военной службы как обеспеченные жилыми помещениями, несмотря на наличие у фактически занятых ими квартир статуса служебного жилья.

Главным образом отселение из жилого фонда городского поселения Рощинский проживающих в нем военнослужащих, уволенных с военной службы, производилось в ходе реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». В настоящее время правовые основания для предоставления государственных жилищных сертификатов военнослужащим, уволенным в запас и проживающим в городском поселении Рощинский, отсутствуют в связи с тем, что военный городок № 110 исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности. Отселение из городского поселения Рощинский проводилось также посредством предоставления уволенным в запас военнослужащим жилых помещений в других муниципальных образованиях из жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Для этого в жилищной группе Чернореченской КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации (с 2008 г.- ФГУ «Чернореченская КЭЧ района») велись списки уволенных в запас военнослужащих, изъявивших желание получить постоянное жилье в других муниципальных образованиях Самарской области. На основании этих списков производилось распределение жилья из фондов Министерства обороны Российской Федерации.

В связи с проходящей реформой Вооруженных Сил Российской Федерации и изменениями в федеральном законодательстве в 2010 году ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» была ликвидирована. В соответствии с директивой Министра обороны РФ от 18 мая 2010 года все функции жилищного обеспечения военнослужащих переданы в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Выделение жилья из жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации прекратилось, а вышеуказанные списки военнослужащих были ликвидированы! Уволенные в запас до 01.01.2005 г. военнослужащие, не вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилье, в настоящее время являются фактически не обеспеченными жильем. В отношении военнослужащих, уволенных в запас после 01.01.2005 г., до настоящего времени не были проведены заседания жилищных комиссий по поводу признания их нуждающимися в получении жилья. Соответственно, многие уволенные военнослужащие не были включены в единый реестр Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в получении жилья. Правовая позиция ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» состоит в следующем. На Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в получении жилого помещения (на момент увольнения с военной службы). Подавляющая часть военных пенсионеров, занимающих служебные помещения в г.п. Рощинский, нуждающимися в получении жилых помещений не признавались. В данной связи обеспечение их жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации по действующему законодательству не представляется возможным.

Но многие рощинцы не признаны нуждающимися в жилых помещениях или считаются «обеспеченными жильем» (тем самым служебным жильем!) как раз в силу своеобразного, а точнее, просто безответственного администрирования. Эти обстоятельства просто не принимаются во внимание.

Создав своими непродуманными действиями массу проблем, Департамент жилищного обеспечения Минобороны просто не слышал людей, пытающихся разрешить ситуацию. Более того, 1-м отделом ФГКУ «Центррегионжилье» в конце 2012 года стали выставляться требования военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей об освобождении занимаемых ими жилых помещений в п. Рощинский – тех самых, которыми, по мнению Департамента жилищного обеспечены, они были «обеспечены»! Фактически людей, которые многие годы служили Отечеству, пытались выселить на улицу. В этой запутанной правовой коллизии усматривается несколько действий, направленных на разрешение проблем.

1. Полагаю, что реализация прав рассматриваемой категории граждан и членов их семей на жилье должна осуществляться с учетом волеизъявления граждан о желаемом месте жительства. Люди должны получить возможность приватизировать занимаемое жилое помещение в городском поселении Рощинский, либо возможность отселиться по избранному месту жительства. Так, согласно анкетному опросу, проведенному командованием гарнизона, из Рощинского хотят отселиться 700 семей граждан, утративших связь с Вооружёнными Силами Российской Федерации.

2. Необходимо проведение полной инвентаризации служебных жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации в городском поселении Рощинский и других аналогичных военных городках Самарской области. По сведениям Администрации городского поселения Рощинский, часть служебных жилых помещений в настоящее время занята лицами, никогда не имевшими отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации. Так что в каждом конкретном случае придется детально разбираться.

3. Отдельное направление – это исключение из состава служебных жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений городского поселения Рощинский, в которых в настоящее время проживают уволенные в запас военнослужащие и члены их семей с тем, чтобы они могли реализовать свои права на приватизацию жилья до 1 марта 2015 года.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин В.П., посетивший в январе 2013 г. городское поселение Рощинский, обратился к министру обороны Российской Федерации Шойгу С.К. с просьбой направить в поселение выездную комиссию для изучения ситуации и выработки предложений по разрешению проблем жилищного обеспечения всех проживающих в поселении граждан[26].

Не меньшую инертность проявляет Министерство обороны РФ и по отношению к жилому фонду на территории муниципального района Кинель-Черкасский, находящемуся в собственности военного ведомства. Два года длилась переписка с Министерством обороны Российской Федерации по вопросу передачи в муниципальную собственность квартир военного городка, расположенного в селе Кинель-Черкассы. В итоге из 180 имеющихся квартир согласована передача только 57, при этом из 123 квартир, так и не предусмотренных к передаче, 99 находятся в опечатанном состоянии, то есть военнослужащие в них не проживают[27].

На момент подготовки настоящего доклада, Уполномоченный для ускорения передачи квартир в муниципальную собственность обратился к вновь назначенному директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Куракину Д.А. Вопрос остается на контроле Уполномоченного.



[1] Письма военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. исх. № 511 от 28.01.2013 г.; исх. № 1604 от 13.03.2013 г.

[2] Письма военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. исх. № 511 от 28.01.2013г.; исх. № 1604 от 13.03.2013г.

[3] Обращение Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае вх. № 1389/д-12 от 10.12.2012г.

[4] Приказ командующего войсками Центрального военного округа от 19.09.2011г. № 589 «О профилактике острых респираторных инфекций и внебольничных пневмоний среди военнослужащих Центрального военного округа в 2011-2012 годах».

[5] Результаты выездной проверки Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

[6] Письмо военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. исх. № 511 от 28.01.2013 г.

[7] Результаты выездной проверки Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

[8] П. 3 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы».

[10] Коллективное обращение  вх. № 117/Б-13 от 07.02.2013г.

[11] Письмо начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Самарской области Акинина В. исх. № 617 от 12.03.2013г.

[12] Письма военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В. исх. № 511 от 28.01.2013г.; исх. № 1604 от 13.03.2013г.

[13] Жалоба Д. вх. № 1270/Д-12 от 09.11.2012г.

[14] Обращение К. вх. № 1317/К-12 от 21.11.2012г.

[15] Ст. 39 Конституции Российской Федерации.

[16] Обращение С. вх. № 1154/С-12 от 17.10.2012г.

[17] П. 26 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16.09.1999 г.

[18] Приказ Министра обороны Российской Федерации № 455 от 10.10.1998 г.

[19] Письмо начальника отдела надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами Московской городской военной прокуратуры Лемешева М.С. исх. № 2/30/1 от 09.01.2013г.

[20] Обращение А. вх. № 2807 от 03.10.2012г.

[21] Обращение Щ. вх. № 3352 от 16.11.2012 г.

[22] Письмо начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ Самсонова И.Б. исх. № 14/1-105 от 12.03.2013 г.; письмо министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Кобенко А.В. исх. № 7-16/201 от 11.02.2013 г.; письмо министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Капустина В.В. исх. № 7-16/159 от 06.02.2012 г.

[23] Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1779-р от 11.10.2011 г.

[24] Закон Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

[25] Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 г. «О предложениях общественной комиссии по жилищным вопросам».

[26] Письма Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. к министру обороны Российской Федерации Шойгу С.К. Исх. №№ ВЛ 3789-02 от 19.02.2013 г., ВЛ 4697-27 от 04.03.2013 г.

[27] Письмо директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Куракина Д.А. исх. № 141/42004 от 17.12.2012 г., письмо заместителя Главы администрации Кинель-Черкасского района – руководителя Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Копытиной М.В. исх. № 01/117 от 18.02.2013 г., письмо заместителя министра имущественных отношений Самарской области Санникова М.В. исх. № 12/14144 от 20.08.2012 г.

 

Новости уполномоченного . Поиск за день: "8 апреля 2013"

8 апреля 2013


Пресс-конференция в "Интерфаксе".

8 апреля 2013


Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03