Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Не пора ли уточнить права и свободы омбудсманов?

 

Омбудсманы внимательно выслушали все предложения.

Рабочая группа была создана по поручению Президента  РФ Путина В.В. Определением общего правового регулирования деятельности омбудсманов на федеральном уровне занялось Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ во главе с его руководителем Морозовым О.В.
– Особым моментом было то, что заседание проходило в кабинете, владельцем которого в советские годы был главный идеолог СССР Михаил Суслов, – отметила Ирина Анатольевна Скупова, Уполномоченный по правам человека в Самарской области. – Но его нынешний владелец, Олег Викторович Морозов, перед началом заседания то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что беспокоиться не о чем: «Духа Суслова здесь нет, я его не ощущаю».

Морозов О.В. поддержал предложения омбудсманов.

Далее  разговор перешел в деловое русло. Уполномоченный по правам человека в РФ Лукин В.П. отметил, что, хотя институт государственной правозащиты уже действует в 74 регионах, однако  необходима норма, обязывающая все субъекты РФ  создать такие структуры. Это позволит избежать субъективных усмотрений должностных лиц – вводить или не вводить должность уполномоченного по правам человека.  Кроме того, необходимо законодательно урегулировать взаимоотношения парламентских уполномоченных по защите конституционных прав граждан со специализированными  институтами – по защите прав детей, предпринимателей, отдельных социальных групп населения.   

Уполномоченный по правам человека в Самарской области Скупова И.А. объяснила,  чем продиктована огромная заинтересованность омбудсманов в принятии федерального закона;
      - региональные законы в целом очень похожи, но все-таки есть и существенные различия.  У одних омбудсманов есть право законодательной инициативы, у других – нет. У одних – срок полномочий четыре  года, у других – пять или шесть. Одни назначаются на должность не более двух раз, у других такие ограничения отсутствуют. В одних субъектах кандидатуры уполномоченных могут вносить не только губернаторы и депутаты, но и общественные организации (что логично), в других – только главы субъектов и парламентарии. В большинстве регионов уполномоченные – беспартийные, но в некоторых являются членами партий (а ведь они должны быть вне политики). На первый взгляд, эти различия не существенны по сравнению с той общей миссией, которая возлагается на уполномоченных по правам человека. Но отдача законодательного регулирования их деятельности на откуп региональных чиновников, которых уполномоченные контролируют и оценивают, нередко приводит к тому, что этими самыми, казалось бы, «организационно-техническими» нормами можно существенно обрезать полномочия и независимость омбудсманов. Используя «юридическую технику»,  уполномоченного можно и снять под каким-либо предлогом, хотя на самом деле он неудобен для определенных должностных лиц своей позицией, своими подходами – а ведь он как раз и избирался для того, чтобы отстаивать эти позиции (подобная ситуация сейчас развивается в Томской области!)
       -  именно на федеральном уровне нужно четко разграничить и закрепить компетенции российского и региональных уполномоченных. Сейчас уже в тех регионах, где уполномоченные работают достаточно давно, территориальные подразделения федеральных структур практически не сопротивляются деятельности региональных омбудсманов по защите прав осужденных, подозреваемых, обвиняемых и так далее. И даже напротив: заключают с ними соглашения. Но каждому из нас приходится проходить этапы становления института в регионах, где федералы пытаются сделать свои ведомства неприступными для уполномоченных в субъектах РФ.  Мы понимаем, что это - не очень простой вопрос. Но все-таки права человека – это не межбюджетные отношения, где четко определены соответствующие уровни.  Права синкретичны в сознании и в правоприменительной практике. Нельзя доводить до крайности, что если, допустим, сосулька упала на человека с дома, находящегося в федеральной собственности, то этой ситуацией занимается федеральный омбудсман, а если с муниципального дома, то региональный.  Нам нужно избежать вертикальной иерархии, но при это необходимо выстроить такое соотношение федерального и региональных уполномоченных, чтобы оно было максимально эффективным;
      - необходимо корректное законодательное закрепление мер реагирования должностных лиц на заключения и доклады уполномоченных по правам человека. Понятно, что институт, основанный не на формальном юридическом подходе, не может быть превращен в субъект обязательного воздействия – в наших условиях это может оказаться просто правовым коллапсом.  Но мы говорим не об обязанности органов государственной власти и органов МСУ буквально исполнять решения омбудсманов, а о об их  сущностном реагировании на информацию о доказанных фактах нарушений прав, по обоснованным жалобам. Должностными лицами могут быть предложены иные управленческие решения или содержаться информация о возможных сроках решения проблем, но не должно быть подходов в жанре «принять к сведению». На встрече с уполномоченными в августе 2012 года Путин В.В. ведь и сказал, что это надо закрепить законодательно. 

Начальник отдела совершенствования законодательства и правовой информации аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Пушкин А.С.  и Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Омарова У.А. продвигали возможные формы участия омбудсманов в судебной защите прав граждан. Хотя органы судебной власти совершенно независимы, но никуда не деться от того факта, что более 30% всех обращений к уполномоченным по правам человека так или иначе связаны с судебными решениями. К тому же во многих случаев именно судебный акт будет иметь реальные правовые последствия для восстановления нарушенных прав – и здесь обращение уполномоченных по правам человека в суд в интересах неопределенного круга лиц с оспариванием незаконных действий или бездействия должностных лиц органов власти может служить существенной поддержкой граждан. Обсуждалась возможность членства уполномоченных в квалификационных коллегиях судей и иные формы корректного соотношения их деятельности по защите прав граждан с судебной системой.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Мерзлякова Т.Г. подчеркнула, что федеральный закон нужен не для каких-то мифических статусов, а для того, чтобы укрепить реальные механизмы влияния омбудсманов – ведь там, где уполномоченные имеют реальные рычаги воздействия на должностных лиц, этот институт чрезвычайно востребован у населения.

Поддержали уполномоченных присутствовавшие на заседании рабочей группы члены Общественной палаты Российской Федерации. А главное, Морозов О.В., подводя итоги встречи, сказал, что все нормы, закрепляемые на федеральном уровне, должны работать на независимость и эффективность института уполномоченных по правам человека на всей территории страны. 

    

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03