443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Одной из предусмотренных Федеральным законом " О прокуратуре Российской Федерации" мер реагирования прокурора на выявленные нарушения закона является обращение прокурора в суд (общей юрисдикции или арбитражный) с иском или заявлением в защиту государственных интересов, интересов муниципальных образований, граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. При этом закон не требует, чтобы прокурор в иске обосновал причину, по которой он обращается в суд в интересах указанных субъектов.
Прокурорами ведется работа по предъявлению исков в интересах граждан и неопределенного круга лиц в сфере исполнения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве.
В частности, в органы прокуратуры поступают обращения граждан о нарушении управляющими организациями законодательства в указанной сфере в части незаконного взимания платы за ввод в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных счетчиков холодного и горячего водоснабжения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, с 01.09.2012 регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно п.п. «з», «и» ст. 33 Правил потребитель вправе принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности.
В соответствии с п. 81 Правил собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
При этом, согласно требований п.п. «у» п. 31 Правил услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов управляющая компания обязана осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета.
Ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета для потребителя коммунальной услуги должен осуществляться управляющей компанией безвозмездно, поскольку в силу требований п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, представляет собой документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, то есть не требует материальных и временных затрат управляющей организации.
Таким образом, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе взимать плату за ввод в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» о признании незаконными действий по взиманию платы за опломбировку приборов учета водоснабжения, требований по предоставлению технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения.
В обоснование своих требований прокурор сослался на вышеуказанные положения законодательства, регулирующего порядок ввода в эксплуатацию индивидуальных счетчиков учета холодного и горячего водоснабжения.
Кроме того, прокурор указал, что согласно пп. «г» п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, учет состояния индивидуальных приборов учета в целях соблюдения обоснованности и порядка начисления платы за коммунальные услуги входит в обязанности исполнителя.
Потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Таким образом, взимание отдельной платы за технические условия, опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения при наличии и надлежащем исполнении договора на установку (замену) прибора учета является незаконным.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 11.04.2013 отказано в удовлетворении требований прокурора в части признания незаконными действий управляющей ЗАО «ПЖРТ Промышленного района» компании по взиманию платы за опломбирование счетчиков.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10.09.2013 решение в указанной части отменено, вынесено новое решение об удовлетворении требований.
Аналогичный иск направлен в суд прокурором Автозаводского района г. Тольятти. Требования прокурора удовлетворены.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03