443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
На VII Международном инвестиционном форуме «Самарская платформа развития бизнеса» была проанализирована ситуация, складывающейся вокруг нестационарных торговых объектов, размещенных на территории г.о. Самара (далее – НТО).
Тема для города более чем острая. Всем надоели разношерстные торговые точки, буквально заполонившие улицы и дворы Самары. Понятно, почему власти ринулись наводить порядок. Вот только системного подхода к этой полезной и нужной работе по-прежнему не видно. Методы работы скорее напоминают очередную кампанейщину из цикла «пятилетку за 2 дня». Напряжение в среде владельцев ларьков не спадает: люди не понимают логики происходящего и подозревают, что вместо упорядочивания их бизнес ждет «избирательное уничтожение».
На форуме выступил консультант Уполномоченного по правам человека в Самарской области А.Л. Евменчук.
Главный риск – двойные стандарты при выделении земли?
Законодательство регулирует размещение НТО предельно четко. Пока у владельца НТО на руках действующий договор аренды, его никто не тронет. А что потом?
По закону, в утвержденную схему размещения НТО по решению органа местного самоуправления включаются действующие и предполагаемые к размещению НТО.
Если размещение НТО не соответствует градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны, в разряд предполагаемых он тоже не попадет, то есть, по истечению срока аренды остается у разбитого корыта. Именно на этом этапе, когда власть самоустраняется от всяких обязательств по отношению к законопослушному предпринимателю, особенно важно не допускать «двойных стандартов».
В практике Уполномоченного - история собственника НТО на территории сквера им. Высоцкого (сквера им. Фрунзе). Как только у предпринимателя истек срок аренды, его настоятельно попросили очистить территорию. Но еще до истечения срока аренды он увидел размещенное в газете минимуществом извещение о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного в том же сквере, под размещение временного объекта,
По закону, в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям … органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кому же будет предоставлен участок (см. схему №2)?
Конечно, формально в извещении речь идет о другом земельном участке, не том, который занят предпринимателем (см. схему №1).
Схема № 1. Схема № 2.
Сквер не так велик, оба участка находятся в одном кадастровом квартале, сведения об их границах ориентировочные, так что установить их точное местонахождения, по крайней мере, на основании данных открытых источников, не представляется возможным. Надо ли говорить, что эта информация с подачи возмущенного предпринимателя стала достоянием гласности и вызвала волну недоверия к власти?
Кто и как просчитывал оптимальное количество НТО для Самары?
Не все стыкуется и между утвержденной схемой размещения НТО городского округа Самара и Концепцией оптимизации размещения НТО городского округа Самара.
13.12.2013 постановлением Администрации городского округа Самара № 1843 схема предусматривала 231 НТО (их них 7 – предполагаемых).
А по нормативам минимальной обеспеченности населения Самарской области площадью торговых объектов установлены на 2011-2013 годы постановлением Правительства Самарской области от 03.03.2011 № 88, для городского округа Самара – это 651 квадратный метр на 1 тысячу человек, в том числе: 199 квадратных метров – по продаже продовольственных товаров, 452 квадратных метра – по продаже непродовольственных товаров.
Как применялись эти нормативы при утверждении схемы размещения НТО Самары, непонятно. Тем более, что по информации в открытых источниках, законно работает в городе 3,5 тысячи НТО и еще около 2,6 тысяч – без разрешительной документации.
Органы местного самоуправления городского округа Самара решили прибегнуть к научному обоснованию схемы оптимизации размещения нестационарных торговых объектов. На сайте Администрации городского округа Самара размещено научное обоснование схемы оптимизации размещения НТО.
На схеме мы видим три вида зон:
1) зоны компенсационного размещения нестационарных объектов торговли (выделены красным);
2) зоны, потенциально освобождаемые от нестационарных объектов торговли (выделены желтым);
3) зоны расширения торговых площадей стационарных объектов потребительского рынка (выделены оранжевым).
Центр и наиболее оживленные районы города относятся к зонам, потенциально освобождаемым от НТО; зоны же компенсационного размещения НТО предусмотрены в окраинных, «спальных» районах.
На схему были нанесены НТО, вошедшие в действующую схему размещения НТО. Вывод – в ближайшее наиболее оживленные районы города будут освобождаться от НТО, а предложенные зоны компенсационного размещения НТО не позволят малому бизнесу успешно развиваться в них, как сейчас в центральных районах. Остается лишь выразить надежду, что предложенный федеральными властями принцип «меняется место – сохраняется бизнес» будет воспринят в Самарской области и на территории г.о. Самара.
Кстати, заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено письмо от 27.01.2014 № ЕВ-820/08, в котором министерство указало:
1) на недопустимость сокращения количества законно функционирующих объектов при формировании и изменении схем размещения НТО;
2) на необходимость предоставления хозяйствующим субъектам равноценных компенсационных мест при необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд и необходимость соблюдения принципа «меняется место – сохраняется бизнес»;
3) на необходимость обеспечения прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса.
Предстоит оценить, насколько позиция, занимаемая органами публичной власти применительно к городскому округу Самара в тренде предложений федерального министерства.
В Тольяттинском ИВС -24 стало светлее, чем в гостинице.28 февраля 2014 Здание капитально отремонтировано, прогулочный двор действует. |
Незаконные мигранты будут ждать депортации с комфортом.28 февраля 2014 Четырехэтажный спецприемник оборудован «по последнему слову». |
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03