443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Глава I. Социально-экономические права населения на территории Самарской области
Раздел 1.1. Право на жилище
«Деньги дали в 2005 году, а ремонт начали в 2006 году,
в январе выгнали людей из квартир на новогодние праздники.
Мы не приватизировали ни фабрики, ни заводы;
мы приватизировали однокомнатную квартиру,
которую нельзя ни реконструировать, ни продать»
(Из обращения С. вх. № 333/С-13 от 08.04.2013 г).
За последние годы наличие множества проблем в реализации права на жилище уже никем не отрицается. И на их преодоление выделяются огромные средства. В 2013 году в сфере жилищной политики были приняты знаковые решения. Были утверждены Концепция жилищной политики Самарской области до 2020 года и Комплексный план мероприятий по её реализации[1], «дорожная карта» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда[2], государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года»[3] и другие областные программы, нацеленные на разрешение жилищных проблем граждан. На территории области за год введено в эксплуатацию 1738,5 тысяч кв. метров жилья (в 2012 году – 1484,4 тысяч кв. метров).[4]
Но зачастую, при отчётности о достигнутых результатах забывают спросить у самого человека: «А вы довольны тем, как государство разрешило вашу проблему? Удовлетворены результатом или рады тому, что хоть это дали?». А ведь главная задача всех реализуемых программ – это не «сухие» цифры отчётности, не процент освоения финансовых средств, а создание приемлемых, благоприятных условий проживания человека. Но о каких благоприятных условиях можно говорить, когда настрадавшихся людей из развалюх пытаются переселить в такие квартиры, где бы сам чиновник никогда не захотел бы проживать; либо результаты капитального ремонта многоквартирного дома таковы, что не успели ещё высохнуть чернила на утверждённых актах выполненных работ, а жители дома уже начинают «строчить» жалобы во всевозможные инстанции?! Изменение приоритетов от отчётности к результату, удовлетворяющего человека – вот что требуется при реализации программ, нацеленных на улучшение условий проживания граждан.
В 2013 году в адрес Уполномоченного в Самарской области поступило 749 обращений по вопросам реализации права на жилище (в 2012г. – 780).
1. Жилье повсюду строится у нас, от роста отставая населенья
(темпы и объемы реализации целевых программ и обеспечения жильем отдельных категорий граждан)
Планы в области жилищной политики впечатляют. Хуже обстоят дела с результатами, как это видно из нижеприведенной таблицы, отражающей итоги реализации областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2013 год:[5]
№ п/п |
Результаты реализации |
||
Выполнено |
Не выполнено |
||
Областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2013-2017 годы |
|||
1. |
В рамках реализации программы в 2013 году планировалось переселить 168 человек. По состоянию на 01.01.2014г. фактически переселено 83 человека. |
Не переселено 85 человек.
|
|
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2013-2017 годы |
|||
2. |
В рамках реализации программы в 2013 году планировалось переселить 3472 человека. По состоянию на 01.01.2014 г. фактически переселено 1294 человека. |
Не переселено 2178 человек. |
|
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2012 -2013 годы |
|||
3. |
В рамках реализации программы в 2013 году планировалось переселить 873 человека. По состоянию на 01.01.2014 г. фактически переселено 873 человека. |
Программа выполнена полностью
|
|
Областная целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области» на 2009 - 2014 годы |
|||
4. |
В рамках реализации программы в 2013 году планировалось переселить 284 человека. По состоянию на 01.01.2014 г. фактически переселено 137 человек. |
Не переселено - 147 человек.
|
|
Всего планировалось переселить – 4797 человек. Всего фактически переселено – 2387 человек (49,8 % от запланированного количества в 2013 году). |
Не переселено в 2013 году – 2410 человек (50,2% от запланированного количества в 2013 году). |
В 2013 году при реализации областных программ было переселено из аварийного жилищного фонда 2 387 человек (49,8 %), а планировалось 4 797. При этом, по состоянию на 1 января 2013 г. общее количество жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории Самарской области составляло 1 153 из которых требовалось переселить 19 730 человек.[6]
Несвоевременное переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации областных программ уже становится хроническим, от запланированного количества было переселено: в 2011г. – 61,6%, в 2012г. – 52,2%, в 2013г. – 49,8%, Но планы по переселению ведь не с неба упали – были финансово-экономические обоснования, под них выделялись средства. И в целом эти средства даже неплохо освоены: из 2 728 175 тысяч рублей, направленных на финансирование четырех адресных программ, в 2013 году освоено 2 333 697 тысяч рублей, что составляет 85,54 %. Но если посмотреть по отдельным программам, то здесь дела обстоят хуже. В рамках областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2013-2017 годы освоено 43,26% выделенных денежных средств. По областной целевой программе «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области» на 2009 - 2014 годы - 62,32%[7].
Основные причины не освоения средств – отсутствие предложений на рынке готового жилья, соответствующих установленным параметрам, зависимость строительства от сроков конкурсных процедур и сезонных факторов, длительность юридических процедур введения объекта в эксплуатацию и оформления в собственность муниципальных образований. На стадии заключения договора социального найма с гражданами начинается новый этап «борьбы». Удаленность предлагаемого жилого помещения, отсутствие объектов социальной инфраструктуры, ненадлежащее качество предоставляемого жилого помещения – все это приводит к отказам граждан от предлагаемых жилых помещений.
При этом никто, вроде бы, и не виноват: Минфин довёл до Минстроя параметры расчета бюджетной обеспеченности; Минстрой заключил соглашения с органами местного самоуправления о предоставлении субсидий. У муниципалитетов больше всего вариантов ответов: 1) мы организовали и провели аукционы, но они не состоялись по причине отсутствия заявок, поэтому вынуждены заключить договора участия в долевом строительстве; 2) мы организовали и провели аукционы, приобрели квартиры, но граждане не хотят переселяться, мотивируя отдалённостью предлагаемого жилья; 3) строительство жилья ведётся застройщиком, а не органом местного самоуправления, почему застройщик не соблюдает график строительства нам неизвестно, будем выяснять и т.д. И получается, что все в рамках своих полномочий всё предусмотренное исполняют, а своевременно конечного результата нет. Как в интермедии Аркадия Райкина: к костюму в частности претензий нет, а в целом носить невозможно. Здесь трудно не напомнить слова Президента России В.В.Путина: «Люди, которые рассчитывают на скорейшее переселение из аварийного жилья и имеют на это право, не должны становиться заложниками бездействия или сбоев в работе различных органов власти»[8].
Следствием длительного ожидания объявленного переселения из аварийного жилья, являются многочисленные «кричащие» обращения граждан, в том числе и в адрес Уполномоченного[9].
Особенно трудно людям смириться с тем, что вместо одних «развалюх» им предлагают практически такие же. Граждане зачастую отказываются переселяться в связи с отсутствием на новом месте жительства детских садов, лечебных учреждений, недостаточностью общественного транспортного обеспечения, но всё это нередко воспринимается ответственными лицами, как капризы со стороны граждан. А о каких капризах может идти речь, когда это элементарные условия проживания?
Многим известен микрорайон Озёрный в городском округе Самара. Когда он был построен в рамках реализации программы по переселению из аварийного жилищного фонда, единицы согласились туда переезжать, так как не только не удовлетворяло качество построенного жилья, но и отсутствовала какая-либо социальная инфраструктура. В 2013 году в жилые помещения, расположенные в микрорайоне Озёрный, отселено 120 семей, от 129 семей получены отказы от переселения в указанные жилые помещения. При этом 280 жилых помещений в микрорайоне Озёрный остаются незаселенными. В 2014 году администрация надеется заселить 67 из них[10].
Аналогичном образом складывается ситуация и в отношении посёлка Винтай, расположенного в Красноглинском районе городского округа Самара[11]. В 2013 году в жилые помещения, расположенные в посёлке Винтай, была отселена только одна согласившаяся семья, 68 жилых помещений остаются незаселенными[12]. Мало того, что посёлок Винтай находится на значительном удалении от основной части города Самары, предлагаемые квартиры находятся в таком состоянии, что прежде чем в них заселяться необходимо выполнить капитальный ремонт.
Из обращения Б. Вх. № 0226/Б-13 от 13.03.2013г.
Вот так выглядит одна из квартир в посёлке Винтай
В ближайшее время планируется запуск принципиально новой системы контроля за реализацией региональных программ расселения аварийного жилья, в которых будут учитываться не только введенные квадратные метры, но и факт заселения человека в новое жильё и степень его удовлетворённости решением проблемы[13].
Из дома на улице Никитинской, 4 (слева) еще не переехал гражданин С., а вокруг, перекрыв все подступы к жилью пенсионера, уже несколько лет идет незаконное строительство гостиницы
Пока люди годами мучаются в развалюхах, муниципальные квартиры уходят «налево». В 2013 году было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего заместителя руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Кужилина В.С. и иных лиц по факту отчуждения муниципальных квартир, предназначенных для очередников. Из муниципальной собственности городского округа Самара было отчуждено 24 квартиры.[14]
Кинельской межрайонной прокуратурой было выявлено незаконное использование родственниками первого заместителя главы администрации г.о. Кинель Козлова С.В. квартиры, входящей в состав специализированного жилищного фонда. В связи с выявленным нарушением законодательства о противодействии коррупции главе администрации г.о. Кинель было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.[15]
Квартиры, которыми должны быть обеспечены нуждающиеся, использованы должностными лицами, в полномочия которых входит реализация жилищных прав граждан.
Коррупционная составляющая присутствует и в схемах использования домов, подлежащих сносу и уже расселенных. Именно такой дом № 51/53 «б» по ул. Самарской в г.о. Самара, предыдущие жильцы которого разъехались по новым квартирам еще в 2004-2005 годах, оказался заселенным новыми жильцами из числа сельчан, приехавших в город на заработки. Поскольку новые жильцы дома трудились на благо ПЖРТ – коммунальной кампании, близкой к Администрации г.о. Самара, то отечественные «гастарбайтеры» были незаконно заселены в дом, явно не без ведома муниципальных чиновников. Дом «по-родственному» обслуживался без всяких договоров до тех пор, пока в июле 2013 года не рухнула стена. По счастливой случайности, никто не пострадал.
В июле 2013 в аварийном доме № 51/53 «б» по ул. Самарской в г.о. Самара, вместо сноса заселенного новыми жильцами (!), произошло обрушение; только по счастливой случайности обошлось без жертв
И, хотя в этой истории почти каждый шаг связан с незаконными действиями и рисками не только для прав, но и для жизни людей, ее итог пока носит маловразумительный характер. Главой г.о. Самары Азаровым Д.И. представление прокуратуры было признано обоснованным, но привлечь к дисциплинарной ответственности начальника отдела ЖКХ и благоустройства администрации Самарского района г.о. Самары Шумакова Н.М. не представилось возможным, в связи с его увольнением[16]. Результаты проверки в отношении директора МП г. Самары ПЖРЭТ Самарского района Бадретдинова С.Г. до сих пор неизвестны.
Правда, оберегая кадры, Администрация г.о. Самара все-таки сделала выводы из этой истории, и все дома, планируемые до конца 2013 года к сносу, были-таки снесены, как показала проверка сотрудниками аппарата Уполномоченного.
Дом № 279 Г по улице Садовой уже снесен
На месте снесенного дома № 253 «а» по улице Самарской стоит кран. Снесены также дом № 82 по улице Водников, дом № 9 Б по улице Чапаевской, дом № 4 А по улице Молодогвардейской., дома № 21 и № 23 по улице Тракторной, дом № 12 по улице Мельничной, дом № 24 по улице Халиловской, № 6 Б по улице Братьев Коростелевых
В 2013 году планировалось провести капитальный ремонт в 152 многоквартирных домах, (в 2012г. – в 204) что составляет менее 1,5% от потребности. При нуждаемости в проведении капитального ремонта около 10,8 тысячи многоквартирных домов, указанные показатели достаточно скромные[17]. В 2013 году был принят Закон Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области». С 2014 года начала реализовываться региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, которая предусматривает до 2043 года капитальный ремонт 19 335 многоквартирных домов (с учетом старения жилищного фонда в период действия программы), в том числе в 2014 году - 895.[18] С 1 марта 2014 года собственники помещений в многоквартирном доме будут обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в размере 5,07 рубля или 5,84 рубля за 1 кв. метр общей площади помещения, принадлежащей собственнику[19], за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.[20] В целях создания условий для реализации такой масштабной задачи была создана некоммерческая организация – фонд «Фонд капитального ремонта»[21], в котором председателем Попечительского совета является Губернатор Самарской области.[22]
Все это – задел на будущее, но сегодняшние реалии, включая состояние домов, последствия недавних ремонтов, отдаленные перспективы капремонта пока являются в большей степени раздражителем, чем стимулом к инвестированию денежных средств. «Разворуют, не доживём, ну почему государство сбросило на нас проблемы, которые не решало десятилетиями, а теперь обязывает нас разделить с ним ответственность» - так оценивают граждане перспективу капитального ремонта.
Свое мнение о качестве жилья жители дома 1 с улицы Северной поселка городского типа Алексеевка Кинельского района разместили прямо на облезлой стене дома
Почему так сильно недоверие людей, можно понять по ситуации с капремонтом в муниципальном районе Красноармейский. Первоначально администрации сельского поселения Кировский пообещала жителям, что дом № 3 по улице Шоссейной будет включён в программу капитального ремонта на 2013 год[23]. А в июне 2013 года Глава сельского поселения Кировский Лазарев В.В. сообщил, что указанный дом в программу не включён, так как собственниками помещений не предоставлена выписка о наличии на отдельном расчётном счёте финансовых средств в размере 15% от стоимости запланированного капитального ремонта[24]. Кроме того, не создано ТСЖ, нет и управляющей организации по обслуживанию дома. Предыдущая управляющая организация прекратила свою деятельность три года назад, так как не поступали платежи от населения. Вместе с тем, по утверждению заявительницы Н., деньги на капитальный ремонт были собраны.[25]
Из обращения Н. вх. № 944 от 19.03.2013г.
По ходатайству Уполномоченного прокурор Красноармейского района обратился в суд с иском обязать администрацию сельского поселения выполнить ремонт кровли. Суд удовлетворил исковые требования прокурора, в ноябре 2013 года судебное решение вступило в законную силу. Правда, ещё до вступления решения суда в законную силу заявитель сам отремонтировал кровлю над квартирой, и администрация теперь должна компенсировать ему затраты. Конечно, многое зависит от самих жителей. Но деньги на капитальный ремонт перечислять некому, так как договор с подрядной организацией на выполнение работ по капитальному ремонту заключается либо управляющей организацией, либо ТСЖ. Управляющая компания ушла три года назад из-за неплатежей населения (но есть те, кто аккуратно платит, и есть асоциальные жильцы или фактически проживающие в других местах). ТСЖ сами жильцы не хотят создавать, так как не верят ни во что. И этот замкнутый круг, образовавшийся по причине игнорирования проблем в предыдущие годы, теперь выбрасывает людей за борт новых возможностей.
2013 год не стал исключением поступления обращений от граждан о необходимости проведения капитального ремонта, невозможности проживания в существующих условиях.[26] Но по сравнению с предыдущими годами в адрес Уполномоченного в 2013 году поступали только единичные обращения по вопросам качества выполненного капитального ремонта многоквартирных домов. Трудно не заметить причинно-следственную связь изменившегося положения дел с заявлениями Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. о завышенной стоимости строительных и ремонтных работ, об отсутствии должного контроля в данной сфере. Казалось бы, здесь вообще не должно быть проблем: министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области организовывало и проводило конкурсы по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту (до 03.07.2013г., в последующем – органы местного самоуправления[27]); органы местного самоуправления согласовывают акты приёмки работ по капитальному ремонту[28]; органы государственной жилищной инспекции имели право участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции[29]; ГУП Самарской области «Стройконтроль» (ранее – ГАУ Самарской области «Агентство технического надзора») осуществляет строительный контроль при проведении капитального ремонта. Но проблемы все равно существуют. Так, капитальный ремонт домов был проведен в посёлке Подгорный муниципального района Кинель-Черкасский. После чего жители написали Уполномоченному: «В настоящее время страдаем из-за сильных протечек в доме в 1, 2 подъездах. Страдают не только пятые этажи, но и четвертые и третьи. Конкретно на 4 этаже сильные протечки в кв. 13, 36, на лестничных клетках» [30].
Государственной жилищной инспекцией Самарской области в июле 2013 года совместно с представителем заказчика работ капитального ремонта - ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» были обследованы многоквартирные дома, в которых был проведен капитальный ремонт, в актах зафиксированы нарушения. Но, по утверждению директора ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» Трубача Н.К., в актах осмотра отражены факты старых протечек в жилых помещениях, а все выявленные дефекты по кровле многоквартирных домов были устранены подрядной организацией ООО «ГлобэкСтрой» до 15.07.2013г.[31] Хотя простая житейская логика вынуждает задаваться вопросом: что же это за капремонт, после которого остаются следы старых протечек?
Капремонт – протечка – возгорание проводки – пожар – опять ремонт.
И все это в течение нескольких месяцев. Вот так 2 июля 2013 года выглядел подъезд дома № 1 по улице Мира в посёлке Подгорный. После выездной проверки Уполномоченного подрядной организацией был произведён косметический ремонт в подъезде
Некачественное выполнение работ подтвердил и Госфинконтроль Самарской области. При этом в ходе проведения капитального ремонта многоквартирных домов в посёлке Подгорный ГУП Самарской области «Стройконтроль» были оплачены работы по осуществлению строительного контроля в сумме 0,4 млн. рублей[32]. Вопрос: за что были уплачены 400 000 рублей контролирующей организации при вышеуказанных последствиях ремонта?
О ненадлежащем качестве выполненного в 2009 году ООО «Русич» капитального ремонта многоквартирных домов в г.о. Жигулёвск Уполномоченный указывал в ежегодных докладах за 2011 и за 2012 годы. В 2013 году ситуация с ООО «Русич» имела логическое продолжение. В ноябре Жигулёвским городским судом установлено, что в 2009 году начальник участка общестроительных работ ООО «Русич» Шарков А.В., отвечавший за выполнение капитального ремонта восьми многоквартирных домов в г. Жигулевске, заведомо зная, что ремонтные работы в полном объеме не выполнены, подписал подготовленные инженером-сметчиком акты, в которых были учтены фактически не выполненные работы. В результате областному бюджету, администрации г.о. Жигулевск, ТСЖ «Мечта», ООО УК «Надежда», ООО «ГУК» и жителям многоквартирных домов причинен ущерб на общую сумму почти 5 млн. рублей. Суд признал Шаркова А.В. виновным и назначил ему наказание в виде исправительных работ сроком на один год с удержанием из заработной платы 10% в доход государства.[33] По настоящее время ООО «Русич» замечания по проведенному капитальному ремонту многоквартирных домов в полном объеме не устранены и активных действий по их устранению не предпринимает[34]. А главное – все понимают, что начальник участка просто оказался «стрелочником».
Другой подрядной организации – ООО «Стройальянс» были неправомерно выплачены 629,8 тысяч рублей за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в муниципальном районе Камышлинский и в сельском поселении Кошки[35]. И если в сельском поселении Кошки выявленное нарушение было устранено,[36] то в муниципальном районе Камышлинский попытка взыскать в судебном порядке 556,6 тысяч рублей не увенчалась успехом, так как «Стройальянс» фактически прекратил свою деятельность и ликвидирован[37].
Приходится повторяться, но всё вышеуказанное подтверждает, без изменения приоритетов от отчётности к результату, удовлетворяющего граждан, проблемы будут оставаться. А ведь и будущие новоселы, и руководство области едины в простом житейском понимании: «…Надо сделать так, чтобы после капремонта человек входил в квартиру, как в новую…»[38].
На территории городского округа Самара по состоянию на 01.01.2013г. было признано аварийными и подлежащими реконструкции 44 многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, но за 2010-2012 гг. реконструкция данных многоквартирных домов не производилась[39]. При этом, Департаментом управления имуществом г.о. Самара за 2011-2012 гг. было направлено в министерство культуры Самарской области только две надлежаще оформленных заявки о выдаче задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, являющихся в настоящее время многоквартирными домами[40]. За 2013 год ситуация не претерпела изменений, работы по реконструкции не проводились, а также не принят нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность по реконструкции и сносу многоквартирных домов на территории городского округа Самара[41]. Хотя задачи сформулированы Губернатором Самарской области Меркушкиным Н.И. совершенно отчетливо: «Нам нужно активно обустраивать центр Самары, уйти от позорящих город «гнилушек»[42].
Одним из таких домов является многоквартирный дом № 228 литер «А» по улице Садовой в Ленинском районе г.о. Самара, который еще в апреле 2011 года был признан аварийным и подлежащим реконструкции[43]. Но ни в 2011 году, ни в 2012 году никаких работ по реконструкции дома не проводилось. Принятым распоряжением для собственников помещений установлен двухлетний срок выполнения реконструкции дома,[44] при этом в доме - 8 квартир, из которых 7 находятся в муниципальной собственности городского округа Самара. В 2013 году произошло разрушение стены нежилого пристроя и кровли, но предполагаемая реконструкция так и не началась[45]. Также не началась реконструкция дома № 76 по улице Куйбышева в г.о. Самара, признанного аварийным и подлежащим реконструкции ещё в 2010 году[46].
На Садовой, 228 в г.о. Самара спустя более полугода с момента обрушения реконструкция так и не началась
Казалось бы, должны радовать заявления о широкомасштабных реставрационных работах по отделке фасадов и ремонту кровель многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. За пять лет планируется отреставрировать 292 многоквартирных дома (в 2014 году – 54).[47] Но ведь прихорашивание домов снаружи не отменяет необходимости их капитального ремонта и замены инженерных коммуникаций. И жители естественным образом опасаются, что побелка-покраска стен окажется той самой галочкой в отчетах, которая потом станет препятствием для выделения денежных средств на более насущные работы.
В таком состоянии находятся объекты культурного наследия:
Дом № 83 по улице Степана Разина в Самаре (дом В.С. Носовой) после частичного отселения прежних жильцов разрушается катастрофическими темпами
Многоквартирный дом № 21 по улице Водников (Дом В.Г. Яковлева) является объектом культурного наследия регионального значения, признан аварийным и подлежащим реконструкции еще в 2010 году
На улице Фрунзе терпеливо ждет реставрации старинный дом № 171 (дворянина Ю. И. Поплавского), построенный в 1899-1902 годах в стиле классицизма
В связи с этим предлагаю министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области подготовить и обнародовать информацию о последовательности действий по проведению ремонтных и реставрационных работ в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, и сроков их исполнения.
В 2013 году продолжилось обеспечение жильём отдельных категорий граждан, перед которыми имеются государственные обязательства[48].
Наименование льготной категории граждан |
Количество граждан, обеспеченных жилыми помещениями |
|||
в 2010г. |
в 2011г. |
в 2012г. |
в 2013г. |
|
Граждане, уволенные с военной службы* |
38 |
53 |
57 |
36 |
Граждане, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф |
6 |
29 |
84 |
23 |
Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами |
45 |
31 |
260 |
28 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
3 |
4 |
2 |
2 |
Ветераны Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним |
1694 |
467 |
371 |
897 |
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов |
95 |
107 |
86 |
67 |
Труженики тыла |
102 |
93 |
84 |
83 |
Репрессированные и реабилитированные граждане |
30 |
27 |
23 |
-- |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
412 |
365 |
480 |
594 |
Ветераны боевых действий |
35 |
62 |
61 |
45 |
Итого: |
2 460 |
1 238 |
1 508 |
1 775 |
* граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 01.01.2005г.
С января 2013 года кардинально изменился порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[49]. Теперь органы местного самоуправления должны предоставлять указанной категории граждан благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет. По окончании срока действия такого договора орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с проживающим договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
В 2013 году стояла задача обеспечения жилыми помещениями путем предоставления социальных выплат 391 детей-сирот и лиц из их числа (по неисполненным судебным решениям) и 483 человека лиц указанной категории посредством предоставления жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений[50]. На социальные выплаты выделено более 391 млн. рублей[51]. По состоянию на январь 2014 года жилыми помещениями посредством предоставления социальной выплаты были обеспечены 375 детей-сирот[52], 16 человек не представилось возможным обеспечить по объективным причинам[53]. На создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено до 496,64 млн. рублей[54]. Безусловно, существенное финансирование является залогом разрешения проблемы, но если финансовые средства предоставляются в третьем или четвертом квартале финансового года возможность их своевременного освоения уменьшается. В июле 2013 года на заседании комитета по бюджету, налогам, финансам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы ход реализации областной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 - 2015 годы» вызвал острую критику депутатов, и на 1 сентября мероприятия программы были профинансированы из областного бюджета полностью.[55] Но выделение финансовых средств в текущем году, ещё не значит, что в этом же году будут предоставлены жилые помещения.
Так, Департаментом финансов Администрации г.о. Самара были размещены 103 заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционах не подано ни одной заявки на участие в открытом аукционе, и аукционы признаны несостоявшимися. Причина: на вторичном рынке жилья городского округа Самара жилые помещения для приобретения в муниципальную собственность для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требуемые по установленным действующим законодательством нормам, отсутствуют[56]. И теперь придётся заключать договора участия в долевом строительстве - а это требует уже совсем иного времени.
Уполномоченный, депутаты, представители МСУ и общественность в течение 2012 – 2013 годов неоднократно обращали внимание на сложности формирования специализированного фонда для детей-сирот. Проще найти иголку в стоге сена, чем подходящую по метражу и требованиям квартиру на вторичном рынке. Новые же квартиры, как правило, больше положенного метража, и дороже, чем предполагают государственные нормативы стоимости квадратного метра.
При отсутствии готовых жилых помещений органами местного самоуправления были заключены договора участия в долевом строительстве, планируемый срок ввода в эксплуатацию – I полугодие 2014 года. В итоге 2013 году из запланированных к обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда 486 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[57], было обеспечено только 219 человек.[58] Средства областного бюджета, выделенные в 2013 году и не освоенные органами местного самоуправления, будут использованы в 2014 году. Но и все вышеуказанные сложности сохраняются. Пока в ответ на запросы в муниципальные образования о возможных сроках обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, которые обращаются к Уполномоченному, будучи вторыми-третьими в списках очередности, мы получаем от глав МСУ только туманные фразы о том, «что спецжилфонд находится в стадии формирования». С каждым годом становится все меньше реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, нуждающихся в улучшении жилищных условий проживания: на январь 2013 года их было 59 человек, а на январь 2014 года – 57. В 2013 году деньги из областного бюджета на жилье для репрессированных – реабилитированных граждан не выделялись. На 2014 год требуется 60,64 млн. рублей, но и на этот год они не запланированы[59].
Уполномоченным 29 ноября 2013г. на расширенном заседании комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы было внесено предложение о предоставлении в 2014 году субвенции местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение жильём реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Депутатами Самарской Губернской Думы было принято решение рассмотреть предложение Уполномоченного в ходе исполнения областного бюджета в 2014 году[60].
Еще одна практически «забытая» категория в контексте жилищных проблем – это граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире[61].
В Самарской области по состоянию на январь 2014 года на учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 507 граждан указанной категории.
Наибольшее количество нуждающихся в городских округах: Самара – 266, Тольятти – 126, Новокуйбышевск – 14, Сызрань – 13; в муниципальных районах: Кинель-Черкасский – 26, Безенчукский – 10. За 2013 год по области было обеспечено жилыми помещениями по договору социального найма 77 граждан указанной категории в 12 муниципальных образованиях. Во всех муниципальных образованиях при обеспечении жильём граждан указанной категории проблема одна – отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
И органы местного самоуправления находятся в ситуации «между молотом и наковальней»: с одной стороны – обязанность исполнить положения законодательства, судебного решения, а с другой – отсутствие свободных жилых помещений, финансовых средств.
Полагаю, поручение Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. об изучении возможности оказания отдельным муниципальным образованиям мер финансовой поддержки на обеспечение жильём граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний помогло бы придать решению этой проблемы нужное ускорение.
2. ЖЭК – потрошитель
(качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг)
«…Самарская область находится на первых местах по показателю неудовлетворенности людей состоянием коммунальной сферы…».[62] Что это означает в цифрах?
Государственной жилищной инспекцией Самарской области в 2013 году было установлено 37 407 нарушений (в 2012 году – 29 137). 25 741 из них связаны с технической эксплуатацией жилищного фонда (неудовлетворительное состояние кровель, водоотводящих устройств, наружных ограждающих конструкций жилых домов). 2 615 нарушений приходится на некачественное предоставление коммунальных услуг населению. Государственной жилищной инспекцией Самарской области было возбуждено 6 407 (в 2012г. - 5 796, в 2011г. – 4 434) дел об административных правонарушениях, наложен административный штраф на общую сумму 98,011 млн. рублей. В отношении отдельных управляющих организаций штрафные санкции счисляются миллионами рублей: особенно «отличились» ЗАО «Предприятие тепловых сетей – Сервис» (г.о. Самара) – более 9 млн. рублей и ООО «Альтернатива» (г.о. Самара) – более 5 млн. рублей. Должностные лица и индивидуальные предприниматели оштрафованы на сумму 1,726 млн. рублей[63].
Из года в год общая сумма налагаемых государственной жилищной инспекцией Самарской области на управляющие организации административных штрафов существенно увеличивается, но количество выявляемых нарушений только растет. Возможно, переориентация практики привлечения к административной ответственности от управляющих организаций (юридических лиц) на должностных лиц управляющих организаций (физических лиц) позволит не только повысить личную ответственность, но улучшить качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Неудовлетворительное положение в системе жилищно-коммунального хозяйства объясняется не только длительным не разрешением проблем, недофинансированием, но и элементарными хищениями финансовых средств. В 2013 году на территории Самарской области в сфере жилищно-коммунального комплекса было возбуждено 46 уголовных дел. Подавляющее большинство преступлений квалифицировано как «мошенничество» либо как «присвоение или растрата». В суды региона с обвинительным заключением направлено 26 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 21 человек. По итогам 2013 года размер причиненного материального ущерба по оконченным преступлениям составил 19,861 млн. рублей, сумма возмещенного материального ущерба составила 8,342 млн. рублей (42%).[64]
Большинство преступлений данной категории совершается путем увеличения расходной части организации через заключение фиктивных договоров с искусственно завышенной стоимостью на выполнение придомовых работ (уборка территории, озеленение и т.п.) с фирмами «однодневками». При этом работы или выполняются за меньшую плату, или не выполняются совсем. Некоторые хищения совершаются путем замены расходных материалов, используемых при ремонтных работах, на более дешевые. Так, в 2013 году вынесены обвинительные приговоры руководителям ООО «Энергия» и ООО «Металлург», которые обвинялись в злоупотреблении полномочиями. Как было установлено в ходе следствия, первый директор этих организаций, получив от населения денежные средства на оплату эксплуатации лифтов, не направил их для погашения реально существующей задолженности перед ЗАО «Самаралифт». Вместо этого деньги были перечислены по фиктивным договорам подряда на уборку придомовых территории на счета фирмы «однодневки». Аналогичным образом действовал второй директор ООО «Энергия» и ООО «Металлург», возглавивший организации в 2012 году. Денежными средствами, полученными от населения в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг, руководитель организаций распорядился по своему усмотрению. Деньги в итоге также оказались на счетах фирмы «однодневки», тем самым ЗАО «КоммунЭнерго» и МП «Самараводоканал» был причинен существенный вред.[65]
Другой схемой хищения является перечисление денежных средств, предназначенных для ресурсоснабжающих организаций, на расчетные счета коммерческих структур по фиктивным договорам. В конце 2009 года на территории г.о. Самары в многоквартирных жилых домах, где доля муниципальной собственности составляет более 50 процентов (более 1000 домов), были созданы 108 «муниципальных» ТСЖ. С целью хищения денежных средств, председатель «муниципальных» ТСЖ направлял в адрес МП «ЕИРЦ» г.о. Самара письма с просьбой перечислить денежные средства, собранные с населения, на расчетные счета коммерческих структур по фиктивным договорам с ТСЖ на, якобы, обслуживание данного жилищного фонда. Установлено, что организация, куда поступали денежные средства, было подконтрольным председателю «муниципальных» ТСЖ, который, как выяснилось, одновременно работал в МБУ г.о. Самара «Центр администрирования управления муниципальной собственностью». В результате незаконных действий со стороны руководства ТСЖ, ресурсоснабжающим организациям причинен материальный ущерб в особо крупном размере[66].
Поскольку услуги ЖКХ растут так, как будто налог на роскошь все-таки ввели, а при этом деньги граждан уплывают в неизвестном направлении, качество коммунальных услуг никак не меняется к лучшему, то ответной мерой отчаявшихся жителей становится частичное, либо полное прекращение оплаты за ЖКУ. По состоянию на январь 2014 года задолженность населения Самарской области за оказанные жилищно-коммунальные услуги составляет 7 519,967 млн. рублей (на январь 2013 года - 6 725,697 млн. рублей)[67].
Конфликты между управляющими организациями и жильцами в многоквартирных домах носят постоянный характер. Каждая из сторон отстаивает свои интересы: жильцы – на благоприятные условия проживания, управляющие организации – на получение прибыли. При этом наиболее частыми и актуальными претензиями жильцов являются предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; отсутствие информации о деятельности управляющей организации и отчётности; непрозрачность системы расчётов с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Аналогичные претензии адресуются и товариществам собственников жилья. Зачастую и УК, и ТСЖ «шифруются» от граждан, рождая подозрения в хищениях средств, собранных за жилищно-коммунальные услуги. В итоге - жалобы, проверки, судебные тяжбы и образ «врага» у каждой из сторон конфликта. Без изменения со стороны управляющих организаций, товариществ собственников жилья отношения к инициативным гражданам как к «назойливым мухам», в обозримой перспективе мы не увидим ни «эффективных собственников», ни всеобщего единения по поводу грядущего капремонта. А ведь есть прецеденты, когда попытки контроля граждан за деятельностью управляющих организаций, товариществ собственников жилья сталкиваются не только с откровенным противодействием, но и с рисками для здоровья и личного имущества инициативных граждан[68].
У пенсионерки С. (на фото крайняя слева) после безуспешных попыток узнать, на что тратит деньги жильцов их ТСЖ, подожгли машину. Ситуация стала предметом обсуждения в Приемной Президента 26.02.2014 г.
Во многом ситуация в сфере жилищно-коммунальных услуг может измениться от создания конкурентно-способной среды. Когда граждане, неудовлетворённые работой одной управляющей организации, могли бы заключить договор управления многоквартирным домом с другой управляющей организацией, гарантирующей бесперебойное и качественное обслуживание. Частные управляющие организации не очень охотно идут работать в сельские муниципальные районы и в малые городские округа по вполне понятным причинам: ненадлежащее состояние жилищного фонда, низкая платёжеспособность населения, неблагоприятный инвестиционный климат в муниципальном образовании. Так, в сельском поселении Кировский муниципального района Красноармейский управляющая организация прекратила свою деятельность 3 года назад, а новой нет, в сельском поселении Хрящёвка муниципального района Ставропольский также нет управляющей организации длительное время, сколько бы собраний жителей не проводилось[69].
Как правило, жалобы на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества находят своё разрешение. Где-то быстрее, где-то медленнее, но динамика в разрешении проблем есть. В отношении посёлка Подгорный сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский такого не скажешь, при этом руководство района пытается всех убедить, что недовольство граждан вызвано не отсутствием коммунальных услуг, а политической борьбой.[70]
О какой политической борьбе может идти речь и разве претензии граждан к власти надуманные?! В течение нескольких лет не предоставляется услуга по горячему водоснабжению, а судебное решение обязывающее главу сельского поселения Подгорное организовать и обеспечить жителей горячим водоснабжением не исполняется.[71] В летнее время в квартирах верхних этажей многоквартирных домов холодная вода либо вообще не течёт, либо течёт еле заметной струйкой. В течение 2013 года неоднократно проходили совещания в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по вопросу разрешения проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства посёлка Подгорный, давались поручения, но в итоге ситуация не разрешилась.
В некоторые жилые дома поселка Подгорный страшно входить. Стоит ли удивляться, что 18 июня 2013 года в посёлке начались одиночные пикеты и голодовка?
Проблемы поселка Подгорный Кинель - Черкасского района обсудили на совещании у Крайнева С.А., министра энергетики и ЖКХ Самарской области
Нельзя, вроде бы, обвинять в полном бездействии только главу сельского поселения Подгорное Рябову С.П., но в тоже время, говорить, что глава поселения «бьёт в набат», завалила письмами о помощи всевозможные инстанции, не приходится. Чего не скажешь об инициативной группе жителей посёлка Подгорный, при том, что этой самой инициативной группе создаются препятствия в осуществлении общественного контроля за качественным предоставлением жилищно-коммунальных услуг и эффективным использованием средств, собранных с населения.
Учитывая, что предпринятые в 2013 году меры по разрешению проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства посёлка Подгорный не привели к должному результату, полагаю целесообразным обратить внимание Администрации Губернатора Самарской области на ситуацию, сложившуюся в поселке Подгорный Кинель-Черкасского района, и, с учетом неисполнения должностными лицами местного самоуправления решения суда[72], дать надлежащую оценку деятельности этих должностных лиц.
На момент подготовки настоящего доклада в целях разрешения проблемы горячего водоснабжения в посёлке Подгорный подготовлен проект нормативного правового акта о предоставлении из резервного фонда Губернатора Самарской области субсидии в размере около 6 млн. рублей на приобретение и установку в квартирах жителей поселка Подгорный индивидуальных электроводонагревателей, а также на разработку и проведение мероприятий по ремонту (замене) внутридомовых инженерных коммуникаций электроснабжения, относящихся к общедомовому имуществу.
Тем не менее, должна отметить, что предполагаемого положительного результата в окончательном разрешении проблемы по горячему водоснабжению в посёлке Подгорный не будет достигнуто в связи с высокой изношенностью центральных инженерных сетей холодного водоснабжения.
Кроме того, в адрес Уполномоченного уже поступили обращения жителей посёлка Подгорный несогласных с установкой электроводонагревателей, т.к. предполагаемое введение социальных норм по электроснабжению приведёт к существенному увеличению затрат на коммунальные услуги при их использовании[73].
В поселке Междуреченск Сызранского района между жителями улицы, ЖБК и УК «Быткомфорт» возник конфликт. Люди не хотят платить такие деньги коммунальщикам, которые вспоминают о ремонте домов только перед очередной проверкой. На фото справа жители показывают следы поспешного ремонта перед приездом Уполномоченного
В январе 2013 года жители дома № 297 по улице Жукова в Сызрани буквально засыпали Уполномоченного претензиями к коммунальщикам
Ситуация в сфере жилищно-коммунальных услуг может измениться не только при повышении государственного и муниципального контроля, но и от создания системы общественного контроля, где ядром будет юридически грамотный собственник, понимающий как формируется и сколько стоит каждая жилищно-коммунальная услуга, каково качество выполненных работ и полученных услуг, способный оценить представленную смету на производство текущего ремонта многоквартирного дома.
Уполномоченным предлагалось создать региональный информационно – методического центр, на который можно было бы возложить решение вопросов обучения, информационного сопровождения, оказания методической помощи гражданам, органам местного самоуправления и общественным организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В 2013 году между Самарской областью и некоммерческим партнерством содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» было заключено Соглашение о сотрудничестве.
В рамках данного Соглашения предусмотрено создание Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющего деятельность на территории Самарской области в сфере общественного контроля, жилищного просвещения граждан, защите законных прав потребителей услуг в жилищно-коммунальной сфере[74].
3. С больной головы на здоровую?
(бездействие органов МСУ в вопросах признания муниципального жилищного фонда аварийным и непригодным для проживания и в вопросах заключения договоров социального найма на жилые помещения с гражданами)
Иначе, как бездействием, трудно назвать позицию органов МСУ в некоторых муниципальных образованиях области по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, а также многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Такое впечатление, что они забыли, что это отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
И что гражданам надлежащим образом должна предоставляться данная муниципальная услуга[75]. Мало того, что сами по себе эти процедуры достаточно длительные, так еще чиновники так и норовят переложить свои обязанности на граждан, в связи с чем к Уполномоченному в течение 2013 года поступали жалобы от жителей муниципальных районов Волжский, Большечерниговский, городских округов Самара, Похвистнево на бездействие должностных лиц по признанию многоквартирных домов аварийными, жилого помещения непригодным для проживания[76]. В докладе за 2012 год Уполномоченный обращал внимание на абсурдность ситуации в отношении дома № 55 по улице Кооперативной в г.о. Похвистнево, когда заключением межведомственной комиссии от 12.11.2009 г. указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, общий процент физического износа составлял 74%[77]. А через три года, также заключением межведомственной комиссии этот же дом был признан вполне пригодным для проживания, правда, требующим капитального ремонта; при этом общий процент физического износа указан на 1988 год – 42%.
В 2013 году аналогичная ситуация произошла и в отношении дома № 13 по улице Бугурусланской в г.о. Похвистнево. Заключением межведомственной комиссии от 19 июля 2006 г. указанный дом был признан ветхим и подлежащим сносу, общий процент физического износа составлял 89%.[78]
Дом № 13 по ул. Бугурусланской подвергся «экстремальному» утеплению – окна просто замуровали кирпичом, но теплее от этого не стало
А в ноябре 2013 года после повторного обследования указанный дом решением межведомственной комиссии признан пригодным для проживания, но требующим проведения ремонтных работ, поскольку общий процент износа здания теперь составляет только 65%.[79] Дориан Грэй со своим портретом отдыхает по сравнению с чудесным омоложением жилищного фонда в Похвистнево!
С годами похвистневские бараки лишь «крепчают», поскольку на бумаге процент их износа падает
Попытки администрации объяснить снижение износа здания на 24% выполненными ремонтными работами[80] представляются крайне сомнительными, в силу неприглядности итоговой картины, которая предстала перед сотрудниками аппарата Уполномоченного.
В декабре 2012 года межведомственной комиссией г.о. Самара по Самарскому району было принято решение о признании дома № 73 (литера Б) по улице Фрунзе аварийным и подлежащим реконструкции[81]. Но по истечении года соответствующее распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара так и не вынесено, предполагаемое дополнительное обследование дома не проведено[82]. Администрация города, решая глобальные задачи, вот уже четыре года не может решить вопрос о восстановлении в коммунальной квартире дома № 73 (литера Б) по улице Фрунзе коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению. А ведь, комната гражданке Ф. предоставлена по договору социального найма!
Больше года длится переписка по признанию подлежащей капитальному ремонту квартиры № 5 дома № 57 по улице Ленинградской, являющейся муниципальной собственностью городского округа Самара, но вопрос на заседании межведомственной комиссии г.о. Самара по Самарскому району так и не рассмотрен[83].
Органами местного самоуправления муниципального района Волжский не принято решение и в отношении многоквартирного дома № 35 по улице Первомайской в городском поселении Смышляевка[84].
Предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда также является полномочием органов местного самоуправления. Отказы в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда вынуждает граждан писать многочисленные жалобы и обращаться в суд.
В сравнении с 2012 годом в 2013 году количество исполнительных производств об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданам жильё увеличилось. Так, в 2013 году на исполнении в структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, с учетом остатка 2012 года, находилось 581 исполнительное производство о предоставлении жилья различным категориям граждан (в 2012 году - 337). По итогам 2013 года окончено 291 исполнительное производство, из них фактическим исполнением – 208. Из общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении, 139 возбуждены в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самары (в 2012 – 39 производств). 50 производств окончены, в том числе 47 в связи с фактическим исполнением[85]. Таким образом, в 2013 году 290 исполнительных производств – практически половина! - не окончены, из них 89 в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Вот уже третий год Департаментом управления имуществом г.о. Самара исполняется решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.12.2011 г. о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди гражданину Ш., инвалиду 2 группы, признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий ещё в 1979 году[86]. Формально меры по исполнению решения суда принимаются: было предложено шесть жилых помещений. Но какие жилые помещения предлагаются инвалиду? Либо там где нет поблизости медицинских учреждений, либо такие, куда без предварительного капитального ремонта страшно заселяться. К сожалению, подобные жалобы в адрес Уполномоченного не единичны[87].
Предлагаю органам местного самоуправления приостановить практику перекладывания ответственности за совершение необходимых действий по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на самих жителей, затягивания в принятии соответствующих распоряжений с указанием о сроках отселения граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
[1] Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 685 «Об утверждении Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по реализации Концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года»).
[2] Постановление Губернатора Самарской области от 25.03.2013 № 77 (ред. от 11.11.2013) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по переселению до 1 сентября 2017 года граждан из аварийного жилищного фонда Самарской области, признанного непригодным для проживания до 1 января 2012 года».
[3] Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года».
[4] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.; письмо заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/832 от 08.02.2013 г.
[5] Письмо заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/832 от 08.02.2013 г.; письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.
[6] По информации из органов местного самоуправления, представленной по запросам Уполномоченного по правам человека в Самарской области при подготовке доклада за 2012 г.
[7] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.
[8] Выступления Президента Российской Федерации Путина В.В. 16.04.2013 г. на совещании по вопросам переселения граждан из аварийного жилья в г. Элисте, Республика Калмыкия. Сайт Президента России //news.kremlin.ru/
[9]Жалоба Б., вх. № 0226/Б-13 от 13.03.2013 г.; жалобе М., вх. № 0236/М-13 от 14.03.2013 г.; жалоба З., вх. № 0359/З-13 от 15.04.2013 г.; жалоба П., вх. № 2067 от 14.06.2013 г.; жалоба Т., вх. № 0103/Т-13 от 04.02.2013 г.; жалоба Б., вх. № 0376/Б-13 от 17.04.2013 г.; жалоба Г., вх. № 0301/Г-13 от 01.04.2013 г., жалоба К., вх. № 0754/К-13 от 05.08.2013 г., жалоба К., вх. № 0833/Кол-13 от 28.08.2013 г.; жалоба Р., вх. № 1251/Р-13 от 17.12.2013 г.
[10] Письмо Главы городского округа Самара Азарова Д.И., исх. № 3-01-02/1770 от 27.02.2014 г.
[11] Жалоба Г., вх. № 0038/Г-13 от 21.01.2013 г.; жалоба Ш., вх. № 1453 от 29.04.2013 г.; жалоба К., вх. № 0395/К-13 от 22.04.2013 г.
[12] Письмо Главы городского округа Самара Азарова Д.И., исх. № 3-01-02/1770 от 27.02.2014 г.
[13] Выступление министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Меня М.А. 23.12.2013 г. на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России. // Официальный сайт Президента России //kremlin.ru
[14] Письмо и.о. начальника штаба ГУ МВД РФ по Самарской области Андреева А.Г., исх. № 16/31-210 от 24.02.2014 г.
[15] Жалоба К., вх. № 0754/К-13 от 05.08.2013 г.; письмо Кинельского межрайонного прокурора Курнакина И.А., исх. № 468ж-2013 от 22.05.2013 г.
[16] Распоряжение заместителя Главы городского округа – главы администрации Самарского района г. Самары Моргуна А.В. № 255 от 01.08.2013 г.
[17] Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2013 № 266 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2013 год».
[18] Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».
[19] Постановление Правительства Самарской области от 22.11.2013 № 654 «Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области». Для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше - 5,84 рубля.
[20] Статья 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».
[21] Постановление Правительства Самарской области от 06.06.2013 № 247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта».
[22] Часть 3 статьи 37 Закона Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области».
[23] Письмо главного специалиста администрации сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Емелиной В.Д., исх. № 126 от 10.09.2012 г.
[24] Письмо Главы сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Лазарева В.В., исх. № 94 от 07.06.2013г.
[25] Обращение Н., вх. № 2178 от 19.06.2013г.
[26] Коллективное обращение вх. № 4848 от 27.12.2013г., обращение Н., вх. № 0944 от 19.03.2013г., обращение Н., вх. № 2178 от 19.06.2013г., обращение С., вх. № 333/С-13 от 08.04.2013г., обращение И., вх. № 0173/И-13 от 21.02.2013г.
[27] Закон Самарской области от 21.06.2013 № 59-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
[28] Часть 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
[29] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».
[30] Коллективное обращение вх. № 0293/М-13 от 25.03.2013 г.; коллективное обращение жителей вх. № 4848. от 27.12.2013 г.
[31] Письмо директора ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС» Трубача Н.К., исх. № 53.от 26.09.2013 г.
[32] Письмо руководителя Госфинконтроля Самарской области Михеевой О.А. от 09.09.2013г., исх. № 8-12/776.
[33] Сайт прокуратуры Самарской области //прокуратурасамарскойобласти.рф/
[34] Письмо и.о. министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Абриталина А.А., исх. № 3324-Ц от 19.02.2014 г.
[35] Письмо председателя Счётной палаты Самарской области Матвеева С.Н., исх. № 02.03/163 от 22.02.2013 г.
[36] Письмо и.о. министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Абриталина А.А., исх. № 15/3705 от 29.05.2013 г.
[37] Определение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2013 г. по делу № А55-10327/2013. Сайт Арбитражного суда Самарской области // kad.arbitr.ru/
[38] Из Послания Губернатора Самарской области депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 26 декабря 2013 г. // samregion.ru/
[39] Письмо первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В., исх. № 3-01-02/1768 от 28.02.2013 г.
[40] Письмо Министра культуры Самарской области Рыбаковой О.В., исх. № 26-04/328 от 04.02.2013 г.
[41] Письмо Главы городского округа Самара Азарова Д.И., исх. № 3-01-02/1770 от 27.02.2014г.
[42] Из Послания Губернатора Самарской области депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 26 декабря 2013 г. // samregion.ru/
[43] Обращение М., вх. № 254/М-12 от 21.03.2012 г.
[44] Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 25.04.2011г. № 775/02-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции»
[45] Письмо руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Черепанова С.И., исх. № 15-07-29/58089.от 17.12.2013г.
[46] Письмо и.о. заместителя Главы городского округа – главы администрации Самарского района Рыченко В.Л., исх. № 12-13/1920.от 29.05.2013 г.
[47] Письмо заместителя министра – руководителя департамента экономики и планирования инвестиций министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Ульянкина С.А., исх. № 15/1471 от 13.03.2014 г.
[48] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.; письмо министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Кобенко А.В., исх. № 7-16/201 от 11.02.2013 г.; письма министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Капустина В.В., исх. № 7-16/54 от 18.01.2012 г., исх. № 7-16/159 от 06.02.2012 г.
[49] Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области».
[50] Постановление Правительства Самарской области от 19.12.2011 № 818 (ред. от 19.09.2013) «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2012 - 2015 годы».
[51] Постановление Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 581 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.08.2013 № 372 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на исполнение органами местного самоуправления в Самарской области актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 01.01.2013».
[52] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.
[53] Не предоставление 16 социальных выплат на жилье для детей-сирот и лиц из их числа не связано с неправомерными действиями чиновников, обусловлено тем, что те, кому предназначались выплаты, отбывают наказание в местах лишения свободы, либо проходят военную службу по призыву, либо длительно изыскивали подходящие жилые помещения.
[54] Закон Самарской области от 13.12.2012 № 129-ГД (ред. от 25.12.2013) «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
[55] Заседание комитета по бюджету, налогам, финансам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы 23.09.2013 г. // samgd.ru/
[56] Письмо руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Черепанова С.И., исх. № 15-07-25/49031 от 25.10.2013 г.
[57] Увеличение планируемого количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с 483 до 486 произошло в связи с поступлением в декабре 2013 года дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
[58] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014 г.
[59] Закон Самарской области от 04.12.2013 № 105-ГД «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
[60] Протокол расширенного заседания комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской Губернской Думы от 29.11.2013 № 33.
[61] П. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
[62] Из Послания Губернатора Самарской области депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 26 декабря 2013года. // samregion.ru/
[63] Письмо руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Абриталина А.А., исх. № А-1076 от 30.01.2012 г., письмо и.о. руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Макаровой Г.Н., исх. № 2510-Ц от 05.02.2013 г., письмо руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Абриталина А.А., исх. № 2421-Ц от 6.02.2014 г.
[64] Письмо и.о. начальника штаба ГУ МВД РФ по Самарской области Андреева А.Г., исх. № 16/31-210 от 24.02.2014г.
[65] Официальный сайт Главного управления МВД России по Самарской области // 63.mvd.ru/
[66] Там же
[67] Письма заместителя председателя Правительства Самарской области - министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской Крайнева С.А., исх. № 15/572 от 13.02.2012г., № 15/939 от 18.02.2014 г.
[68] Жалоба З., вх. № 1186/З-13 от 26.11.2013 г.; жалоба Р. № 1046/Р-13 от 21.10.2013 г.; жалоба М., вх. № 1049/М-13 от 23.10.2013 г.; жалоба Э., вх. № 0398/Э-13 от 22.04.2013 г.; жалоба В., вх. № 0708/В-13 от 24.07.2013 г.
[69] Обращение Н., вх. № 2178 от 19.06.2013 г.; письмо Главы сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Лазарева В.В., исх. № 94 от 07.06.2013 г.; обращение И., вх. № 0173/И-13 от 21.02.2013 г.; письмо Главы сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Гордеева В.А., исх. № 61 от 03.02.2014 г.
[70] Письмо Главы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Попова А.П. от 26.06.2013г., исх. № 1567.
[71] Письмо заместителя председателя Правительства Самарской области - министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской Крайнева С.А., исх. № 15/9409 от 18.12.2013 г.
[72] Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 10.08.2012
[73] Обращения А., Т., С., вх. № 1027 от 17.03.2014 г.
[74] Письмо и.о. министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской Абриталина А.А. от 29.05.2013г., исх. № 15/3705.
[75] Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
[76] Жалоба Т., вх. № 0103/Т-13 от 04.02.2013 г.; жалоба Ш., вх. № 0641/Ш-13 от 10.07.2013 г.; жалоба Ш., вх. № 0683/Ш-13 от 18.07.2013 г., жалоба А., вх. № 0691/А-13 от 22.07.2013 г.
[77] Жалоба С., вх. № 441/С-12 от 15.05.2012 г.; письма первого заместителя Главы городского округа Похвистнево Вазлёва Н.Н., исх. № 4985/С от 07.09.2012 г., исх. № 1130/10 от 01.03.2013 г.
[78] Жалоба., вх. № 0691/А-13 от 22.07.2013 г.
[79] Письма первого заместителя Главы городского округа Похвистнево Вазлёва Н.Н., исх. № 6838/18 от 21.11.2013г., исх. № 1706/10 от 20.03.2014 г.
[80] Письмо первого заместителя Главы городского округа Похвистнево Вазлёва Н.Н., исх. № 1706/10 от 20.03.2014 г.
[81] Письмо заместителя Главы городского округа Самара – главы администрации Самарского района Моргуна А.В., исх. № 12-13/71 от 16.01.2013 г .
[82] Письмо первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В., исх. № 12-13/7059 от 05.08.2013 г.; письмо руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Черепанова С.И., исх. № 15-07-29/7976 от 27.02.2014 г.
[83] Жалоба Ф., вх. № 974/Ф-12 от 10.09.2012 г.,;письмо и.о. руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Кужилина В.С., исх. 15-07-29/47533 от 02.11.2012 г.; письмо заместителя Главы г.о. Самара – главы администрации Самарского района Моргуна А.В., исх. 12-13/4189 от 19.12.2012 г.; письмо первого заместителя Главы г.о. Самара Кудряшова В.В., исх. № 12-13/1182 от 13.02.2013 г.; письмо заместителя Главы г.о. Самара – главы администрации Самарского района Моргуна А.В., исх. 12-13/1374 от 09.04.2013 г.; письма руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Черепанова С.И., исх. 15-07-29/26781 от 28.05.2013 г., исх. 15-07-29/38759 от 15.08.2013 г.; письмо и.о. заместителя Главы г.о. Самара – главы администрации Самарского района Рыченко В.Л., исх. № 12-13/597 от 26.02.2014 г.
[84] Жалоба К., вх. № К/233-11 от 04.03.2011 г.; письмо заместителя Главы Администрации района – руководителя аппарата Игнатова К.В., исх. № 02-26/301 от 14.03.2014 г.
[85] Письмо и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Касабян А.М., исх. № 63/05/3303-АК от 19.02.2014 г.
[86] Жалоба Ш., вх. № 2599 от 12.09.2012 г.; письмо руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Черепанова С.И., исх. № 15-07-25/7139 от 25.02.2014 г.
[87] Жалоба Р., вх. № 1251/Р-13 от 17.12.2013 г.; жалоба К., вх. № 0348/К-13 от 09.04.2013 г.; Жалоба Я., вх. № 1065 от 27.03.2013 г.; жалоба Л., вх. № 0267/Л-13 от 22.03.2013 г.; жалоба В., вх. № 1179 /В-12 от 22.10.2012 г.; жалоба С., вх. № 172/С-13 от 21.02.2013 г.; жалоба Л., вх. № 100/Л-13 от 04.02.2013 г.; жалоба Р., вх. № 119/Р-13 от 08.02.2013 г.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03