443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Раздел 1.4. Право на социальную защиту
«Некоторые законы, направленные на защиту прав
детей-инвалидов, уже давно есть, но они должны работать,
а не лежать мертвым грузом на полках у чиновников».
(Из обращения Т. Вх. № 260/Т-13 от 13.03.2013 г.)
Все хотят справедливости – и наши требовательные граждане, и первые лица государства. Президент России В.В.Путин публично заявил, что ключевое направление деятельности любого государства, и нашего в частности – достижение справедливости, а это равный доступ к социальным благам[1].
В качестве мер социальной поддержки в 2013 году в Самарской области предоставлялось 123 социальные выплаты, в том числе 57 за счет областного бюджета, получателями выплат являлось более 1,1 млн. человек. В 2013 году были установлены и новые выплаты: семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, одиноким матерям, воспитывающих двух и более несовершеннолетних детей[2], одиноким родителям и родителям-инвалидам школьников – к началу учебного года[3]; студенческим семьям[4]; приемным семьям для граждан пожилого возраста и инвалидов[5] и другие.
Опыт Самарской области в данной сфере характеризуется оценкой простой пенсионерки: «…она (речь шла о министре соцзащиты в самые трудные 90-е годы) сделала из собеса соцзащиту!..». Авторитет региональной системы социальной защиты населения сегодня подтверждается проведением в 2013 году именно в Самаре межрегиональных и общероссийских мероприятий по различным вопросам развития социальной сферы, а также заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в Череповце 17 февраля 2014 г, посвященного вопросам реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, на котором Губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин презентовал опыт Самарской области, и в итоговый протокол которого вошли четыре предложения, подготовленные Самарской областью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Самарская область в 2013 году стала одним из трех пилотных регионов по проведению независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В 21 учреждении были созданы общественные советы, в которые вошли представители общественных и профсоюзных организаций, клиенты учреждений, заинтересованные граждане и т.д. Сейчас такие советы созданы уже во всех 209 учреждениях социального обслуживания. С учетом замечаний и предложений, полученных от общественных экспертов, руководители учреждений, в свою очередь, скорректировали деятельность своих организаций[6].
Мы с уважением относимся к деятельности наших коллег из органов соцзащиты, без которых невозможно было бы определить беспомощных людей в учреждения, помочь со средствами реабилитации инвалидам и финансами – семьям в трудной жизненной ситуации и считаем их надежными партнерами в помощи людям. Но, поднимая проблемы реализации права на социальную защиту, мы оцениваем показатели и факты не только с точки зрения предоставления услуг, а с точки зрения социальной справедливости, частью которой является уважение к личности человека, независимо от его социального статуса. И рассчитываем на сущностное реагирование на системные проблемы, которые пока не разрешены или которые возникают вновь.
По вопросам нарушения прав граждан на социальную защиту в 2013 году к Уполномоченному по правам человека обратились 216 человек, что составило 6,9% от общего количества обращений. При этом в 2012 году таких обращений было 206, что составило 6,12% от общего количества обращений.
1. Как живется за гранью прожиточного минимума?
(уровень жизни наименее защищенных слоев населения)
Официальная оценка социально-экономического положения Самарской области весьма высока. По данным Самарастата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократились на 0,6 процента, при этом среднедушевые денежные доходы в декабре 2013 года составили 34 784 рубля. Средний размер пенсии в 2013 году в целом по области составлял 9 806 рублей 27 копеек.[7]
Вместе с тем, в нашей области проживает немало пожилых людей, имеющих унизительный размер доходов ниже прожиточного минимума, определенного для пенсионеров в 2013 году 5 841 рубль. Таких пенсионеров у нас, на минуточку - 132 024 человека! Правда, 65 316 человек из них получали федеральную социальную доплату, доводящую их доходы до прожиточного минимума[8]. Почему ее не получали остальные? – Да потому что опять пошли работать и получали заработную плату. А социальная доплата назначается, исходя из дохода пенсионера: если он работает или получает меры социальной поддержки в денежном выражении, то все это суммируется в доход и влияет на право получения социальной доплаты. Кстати, из 952 900 пенсионеров в нашей области трудятся 353 500 человек7.
В IV квартале 2013 года величина прожиточного минимума для пенсионеров составила 5854 рубля[9]. При этом соотношение среднего размера назначенных пенсий и данной величины прожиточного минимума пенсионера на январь 2014 г. составило 167,5%7.
Областные органы власти поддерживают наименее защищенных граждан: областное правительство пересчитало субсидии и ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг[10]. Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, у которых по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Самарской области, за счет средств областного бюджета предоставляются социальные пособия[11].
Но при всех мерах социальной поддержки, количество граждан, живущих в Самарской области с доходом ниже прожиточного минимума, стабильно до 2013 года превышало общероссийские показатели:
|
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Российская Федерация |
13,0% |
12,5% |
12,7% |
11% |
Январь-сентябрь 12,6% |
Самарская область |
16,1% |
15,1% |
15,2% |
12,4%[12] |
12,6%[13] (предварительная оценка) |
При этом у нас вновь имеет место отрицательное соотношение незначительного роста прожиточного минимума, доходов граждан и реальной инфляции, которая снижает уровень жизни граждан, а тем более малообеспеченных слоев населения, и их покупательскую способность.
Согласно данным Росстата, инфляция в России с начала года набрала 6,5%, что выше официального прогноза властей[14]. Продовольственные товары в целом за год выросли в цене на 6,6%. Наиболее существенно подорожали яйца – на 30,4%, молоко – на 10%, хлеб – на 11,4%. В среднем цены на топливо выросли на 17,6%. Услуги ЖКХ подорожали на 9,7%, медицинские услуги – на 6,8%, услуги пассажирского транспорта – на 8,7%. А рост назначенных месячных пенсий по состоянию на январь 2014 года по сравнению с январем предыдущего года составил только 104,3 процента7. И при всех положительных официальных инфляционных прогнозах, официальная статистика имеет слабое отношение к жизни подавляющей части населения: реальные темпы роста цен для 70% россиян с доходами менее 24 000 рублей так и остались в диапазоне 12-15%.
В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека заявители приводят расчеты соотношения своих доходов и расходов. Так на личном приеме Уполномоченного гражданка П. сформулировала свое мнение, что законодательство несправедливо по отношению к пенсионерам, когда повышают коммунальные платежи, народ не спрашивают, а размер пенсий остается на низком уровне, несмотря на незначительное его повышение. По информации П., размер ее трудовой пенсии – 11000 рублей. 1 800 рублей она получает как инвалид, за коммунальные услуги оплачивает 2000, а возвращают только 900 руб. Тем самым, считает П., ее права на достойную старость нарушаются[15].
Еще более выразительные расчеты существования своей сестры – инвалида 2 группы приводит в обращении к Уполномоченному гражданка А.: «У моей сестры пенсия 4 500 рублей, размер субсидии 450-500 рублей. После оплаты всех коммунальных платежей у нее остается 1000 – 2000 рублей на хлеб да на воду. Сама она неходячая, чтобы субсидию оформить, нужно оплатить доверенность. А с чего она будет оплачивать доверенность? Представители Самараэнерго требуют заменить счетчик. А откуда у нее деньги на счетчик?»[16]. Даже если наши пожилые заявители поначалу не разобрались в расчетах единовременных денежных выплат, положенных инвалидам, ни у кого язык не повернется сказать, что их старость достойно обеспечена.
Компенсационные выплаты на установку приборов учета в каждом муниципалитете свои, по областной программе субсидируют установку общедомовых приборов учета. И все-таки обращаем внимание социальных служб, у которых подобные одиноко проживающие граждане должны быть на особом учете: в случаях крайней ситуации человек не должен остаться один на один со своими бедами.
2. Да не оскудеет рука дающего!
(поддержка нуждающихся и задачи развития благотворительности)
В наше достаточно сложное для жизни время огромное значение имеет собственный настрой человека на свое жизнеустройство, обеспечение, решение проблем. И стремление человека к самостоятельному решению возникающих у него проблем вызывает несомненное уважение. Но и от государства требуется поддержка и соучастие в судьбах людей, оказавшихся в тяжелом, а нередко – безвыходном положении.
Есть направления, в которых наша область успешно продвинулась. Хорошей возможностью улучшить свое материальное положение является оказание малоимущим гражданам социальной помощи на основании социального контракта – и это очень действенная мера: поддержка особенно хороша, если она позволяет человеку обрести независимость в дальнейшем. В 2013 году с малоимущими гражданами было заключено 1647 социальных контрактов на сумму 51 993,7 тыс. рублей. При этом по сравнению с 2012 годом произошло увеличение максимальной суммы денежной выплаты до 35 тысяч рублей. Это позволило увеличить среднедушевой доход малоимущих семей в среднем на 25,89%. Наибольшего роста среднедушевого дохода достигли заявители, получившие денежную выплату на развитие личного подсобного хозяйства. К примеру, заявительница Б., имевшая до заключения социального контракта среднедушевой доход семьи 4 053,64 рублей, получила денежную выплату в размере 35 000 рублей на приобретение коровы. По окончании социального контракта не только ощутимо повысился среднедушевой доход в семье заявительницы, но были созданы условия для дальнейшего развития подсобного хозяйства[17].
У нас в регионе активно создаются рабочие места для инвалидов. В 2013 году было создано 226 специализированных рабочих мест, на которые трудоустроены 216 инвалидов. Рабочие места для инвалидов появились в сфере услуг – 53,7%, производственной сфере – 44,4%, на дому – 1,9%, в оптовой и розничной торговле – 21,3%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 16,7%, в сфере обрабатывающих производств – 11,1%; в транспортной сфере – 5,6% и в других сферах. Всего до конца 2013 года запланировано создание 350 рабочих мест (в 1,5 раза больше, чем 2012 году) с выделением на эти цели более 23 млн. рублей[18].
Большую работу по содействию в трудоустройстве инвалидов проводят и общественные организации. Так, еще в 2004 году в СГООИК «Десница» людьми, не понаслышке знающими, что такое проблемы с самореализацией и самоутверждением, был создан Клуб ищущих работу. Деятельность клуба на протяжении нескольких последних лет поддерживается Администрацией г.о. Самара путем предоставления субсидий из городского бюджета некоммерческим организациям, оказывающим содействия инвалидам в трудоустройстве и поддержки предпринимательства[19].
Молодые люди с инвалидностью на занятиях обучающего лагеря «От мечты к действительности» в городском спортивно-оздоровительном центре «Олимп» 19-22 октября 2013 г.
Но сами же организаторы этой деятельности признают наличие проблем, возникающих в процессе поиска работы у представителей самых разных возрастных групп соискателей с инвалидностью: Это - «одинокость» соискателей, то есть, поиск в одиночку, без задействования уже существующих ресурсов, государственных и общественных, часто по причине отсутствия информации даже об их существовании. Это – болезненное переживание нескольких отказов работодателей, отсутствие опыта продуктивного общения с работодателями и, соответственно, депрессивное неверие в его успех. Это – недостаточный образовательный и профессиональный уровень потенциальных соискателей, либо утрата имевшихся ранее профессиональных навыков. Это – хлопотность оформления документов для постановки на учет в Службу занятости.
Такое положение дел может быть преодолено только при повышении общественного воздействия на сложившуюся ситуацию[20]. Инвалидам требуется информационная, организационная и морально-психологическая поддержка в поисках работы. Представляется также целесообразным решение проблем трудоустройства соискателей с инвалидностью в специально созданных подразделениях на базе ГБУ СО ЦЗН, которые будут заниматься инвалидами как отдельной категорией клиентов Центров занятости населения, с включением в эти подразделения в качестве сотрудников людей с инвалидностью, которые хорошо поймут проблемы соискателей.
В то же время маломобильные граждане смогут реализовать право на улучшение своей жизни лишь при условии возможности безбарьерного передвижения в социуме. В Самарской области в этой части проводится большая планомерная работа, оборудуются социально значимые объекты муниципальной собственности с целью обеспечения их доступности для инвалидов. Однако более, на мой взгляд, сложные и важные задачи так и остаются нерешенными – это обустройство подъездов и лифтов в многоквартирных жилых домах. Если человек не может выйти из подъезда, ему не нужен пандус в театре или в банке. А вот как раз с выходом из дома у инвалидов получаются большие проблемы.
Ставшие уже привычными формы заботы о наименее защищенных гражданах, не охватывают тех, кто попадает в нестандартные ситуации. Так средства массовой информации, например, утверждают, что количество лиц без определённого места жительства в Самаре составляет, по неофициальным данным, от четырех до шести тысяч человек. И количество бездомных постоянно растет[21]. При этом никто не назовет количества лиц БОМЖ, ставших в холодное время года ампутантами.
Принятие взвешенного и продуманного решения по любой проблеме возможно лишь при оценке масштаба данной проблемы. Именно поэтому премьер-министр Медведев Д.А. в апреле 2013 года на расширенной коллегии Минтруда РФ поручил на федеральном уровне создать единую систему учета социального положения граждан в целях обеспечения индивидуального подхода и адресной поддержки нуждающихся[22]. При подготовке данного Доклада Уполномоченный запросил у министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области информацию о разработке подобных систем учета в Самарской области. Однако выяснилось, что такая информация в области отсутствует.
Очень острой является и проблема оперативного получения благотворительной помощи. При наличии Закона Самарской области «О благотворительности», множества действующих фондов и большом количестве полученных некоммерческими организациями грантов человеку практически невозможно срочно получить остро необходимую благотворительную помощь. Даже интернет-активность по инициативам отзывчивых людей предполагает время для сбора средств.
Уполномоченному и сотрудникам его аппарата ежедневно приходится сталкиваться с невообразимыми правовыми коллизиями и жизненными ситуациями, которые требуют немедленных решений и буквально сиюминутного выделения денежных средств.
Так обратившаяся к Уполномоченному гражданка А. сообщила, что по решению суда ее семью с двумя малолетними детьми выселили из дома, в котором они проживали, и при выселении пропали многие вещи. А. с детьми своевременно органами опеки была помещена в стационарное учреждение, однако неработающей А. нужны были одежда, предметы гигиены, игрушки для детей[23]. Собрали всем миром.
Гражданка П., оставшаяся в одночасье после пожара без крыши над головой, денег, документов и вещей, просила обратиться от ее имени к людям в рубрике «Нужна экстренная помощь»[24]. Помогли с вещами.
Средства массовой информации обратились к Уполномоченному за содействием в ситуации с гражданкой С., которая с шестимесячным сыном оказалась в больнице, нуждаясь в дорогостоящем лечебном питании для ребенка, на которое у нее просто не было средств. Средства нашлись благодаря неравнодушным журналистам и сотрудникам органов опеки.
В приемную граждан Уполномоченного по правам человека регулярно приходят граждане, нуждающиеся в еде и одежде, которые им не на что купить. И не все они относятся к категории асоциальных лиц. Жизнь – сложная штука, и от сумы, бывает, не уберечься.
Конечно, мир в Самарской области не без добрых людей. Только Самарское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в 2013 году оказало благотворительную помощь 1 643 людям – это и материальная помощь, и одежда, и продуктовые наборы, и медицинские принадлежности[25]. Но все вопросы, связанные с оказанием этой помощи, решались и утверждались на заседаниях президиума Самарского Красного Креста, которые проводились ежеквартально. Таким образом, чтобы получить материальную помощь в размере 50 рублей остро нуждающийся в ней человек должен три месяца ждать заседания правления президиума. Понятно, что о своевременности получения помощи говорить не приходится. Примерно такой же порядок принятия решения об оказании помощи действует и в других благотворительных организациях.
Да, в области действовала Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год[26]. Да, Самарская область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКО. По состоянию на 1 сентября 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены около 4 600 действующих на территории Самарской области общественных организаций. И наиболее значимую долю их составляют НКО, реализующие проекты социальной направленности: в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной политики и культуры - 47,8%, а также религиозные организации - 12,7%, профсоюзы - 10,5% и благотворительные организации - 4,9%.
По итогам конкурса социальных проектов в 2013 году победителями признаны 35 проектов с географией реализации на территории всех муниципальных образований Самарской области с общим объемом финансирования более 32 млн. рублей.
Вручение дипломов и «оскаров благотворительности» на вечере «Путешествие в страну «Благодария» 27 ноября 2013 года
29-30 августа 2013 года благотворительный марафон «ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ!», целью которого является ремонт и оборудование детских игровых комнат в больницах города, проходил в городских больницах № 1 и № 2
И все-таки изо дня в день возникают ситуации, когда человеку негде переночевать, когда у него утрачены все документы, когда он абсолютно потерялся в личной и социальной жизни, когда нужны деньги на срочную операцию, на лекарства, на проезд до дома в другом регионе. Интересные предложения и готовность работать в данном направлении есть у представителей благотворительного фонда «Губерния» и АНО «Открытая альтернатива», наверняка и других НКО. В связи с этим предлагаем министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области совместно с общественностью рассмотреть вопрос о создании системы «скорой» социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
3. Ei incumbit probacio, qui dicit, non qui negat
бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает
(о сложностях в установлении инвалидности)
Судя по жалобам, связанным с оформлением инвалидности, практика ее назначения идет по пути римского права: доказывать обязан тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает. Вот и пытаются наши граждане, не отличающиеся крепким здоровьем, нередко перенесшие тяжелые операции, получить положенные по закону меры социальной поддержки, продираясь через труднопреодолимые бюрократические барьеры.
Так, в адрес Уполномоченного обратился гражданин К., перенесший инсульт еще в 2011 году, после чего ему была установлена 3 группа инвалидности[27]. В 2012 году ему была вновь установлена та же группа, а в 2013 году бюро медико-социальной экспертизы он уже инвалидом признан не был, при этом эксперты установили лишь незначительные ухудшения здоровья. Прямо из помещения бюро МСЭ К. был «Скорой помощью» госпитализирован с диагнозом «гипертонический криз». После выписки из стационара К. опять пришел в бюро МСЭ, однако освидетельствовать его отказались, посоветовав при возвращении домой опять вызвать «Скорую». И гражданин К. вновь был госпитализирован. Обжалование решения бюро МСЭ в установленном законом порядке результата не дали. В обращении к Уполномоченному К. написал: «При этом меня обвинили, что я редко обращался к врачу по месту жительства. Но в нашей поликлинике второй год отсутствует врач-невролог. К терапевтам и врачам общей практики талон на прием можно получить лишь раз в неделю. При такой ситуации рассчитывать на врачебную помощь крайне сложно».
Если гражданина дважды увозит «скорая» с комиссии бюро МСЭ, а инвалидность не устанавливают, это, наверное, не только отсутствие заботы человека о своем состоянии здоровья и несвоевременное лечение, но и жесткие нормы установления инвалидности, определенные нормативно-правовыми актами, которые не учитывают отсутствие врачей в поликлиниках, доступность медицинской помощи и многие другие обстоятельства, которые де-факто формируют стойкую утрату жизненно важных функций, а де-юре не влекут оснований назначения инвалидности.
Подтверждением этому служит обращение В., которое никого не может оставить равнодушным: «В 2008 году я был вынужден обратиться в медсанчасть, после длительного обследования был поставлен диагноз: атрофирован зрительный нерв, я был признан инвалидом 3 группы. В 2009 году инвалидность продлили и сказали, что если будет ухудшение, группу усилят. Но в 2010 году меня освидетельствовали уже в Самарской области. И хотя зрение стало еще хуже – инвалидность сняли. На работу меня никуда не берут, а если и берут, то вскоре увольняют. Я теряю зрение с каждым днем, мне не подходят очки, я не узнаю людей по лицам, не узнаю свои вещи. Каждый год меня возят на освидетельствование, но все зря: меня не лечат и инвалидность не дают. Левый глаз у меня совсем не видит, правый очень плохо. Как мне жить?»[28].
Порой объективное возмущение граждан вызывает необъяснимый отказ медицинских работников выполнить законную просьбу человека. Заявительница Ю. в своем обращении в адрес Уполномоченного пишет: «Прошу помочь в получении справки от ЦГБ г. Октябрьска для усиления группы инвалидности. Мой муж ходил на прием к врачу по поводу усиления группы инвалидности в связи с ухудшением здоровья. Врач накричал, не стал выслушивать жалобы больного и написал в амбулаторной карте, что данных для усиления группы нет. Мы узнали, что можно самостоятельно обратиться в МСЭ, имея на руках справку, что нет критериев и посыльный лист не оформляется. Сотрудники МСЭ посмотрели карту, объяснили, что и как, а именно обратили внимание на отсутствие диагноза. Однако в больнице в выдаче справки отказали. Мы ведь ничего противозаконного не просили. Что решит состав МСЭ - это уже другой вопрос. Почему же мы должны зависеть от желания или нежелания врача?» [29].
Еще до самого процесса освидетельствования граждане уже сталкиваются с весьма ощутимыми для них трудностями. Так в обращении к Уполномоченному жительница Тольятти А. пишет: «Моя дочь – ребенок-инвалид по зрению, 18 декабря ей исполнится восемнадцать лет и будет переосвидетельствование. На комиссию нам надо везти девочку в Самару. Почему у нас в Тольятти не смотрят инвалидов по зрению? Девочка плохо себя чувствует»[30].
Конечно, специализированная глазная МСЭ № 8 одна в области, по графику она проводит выездные приемы по городам и районам области, и в Тольятти как раз проводился прием незадолго перед необходимостью переосвидетельствования дочери А. Строго говоря, по логике и по закону все обоснованно. Но почему нужно ехать с нездоровым ребенком в другой город или самому инвалиду на освидетельствование ехать через всю область, затрачивая достаточно ощутимые средства, людям объяснять достаточно сложно.
В адрес Уполномоченного обращался инвалид М. с жалобой на длительные сроки переосвидетельствование «по слепоте»[31]. В ходе работы над жалобой было установлено, что как раз в период переосвидетельствования М. эксперты бюро ушли в отпуск, из отпуска их отозвали на учебу, а затем они, имеющие полное право на отдых, догуливали отпуска. И чьей-либо вины объективно в данной ситуации нет, однако в пропущенные месяцы М. пенсию по инвалидности не получал, а иного дохода у него не было.
Бюро медико-социальной экспертизы – федеральные государственные учреждения. И вся их деятельность регулируется федеральными нормативными актами: 1 бюро, как правило, создается в расчете на 70 - 90 тысяч населения и должно экспертировать в год от 1800 до 2 000 человек. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества проведенных медико-социальных экспертиз в год[32]. Но та же нормативная база предусматривает возможность избирательно подходить к вопросу о количестве в регионе бюро МСЭ. В связи с этим обращаюсь к главному эксперту Самарской области с предложением проанализировать соответствия количества бюро МСЭ в Самарской области реальным потребностям и интересам жителей.
4. Большие потребности людей с ограниченными возможностями
(о проблемах в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и жильем)
Жалобы, поступающие к Уполномоченному по правам человека, показывают, что реализация прав людей не умещается во временные рамки, установленные чиновниками для получения помощи, определенной законом. Проблема обеспечения инвалидов ортопедической обувью поднималась Уполномоченным в прошлогоднем Докладе. Но, к сожалению, проблемы граждан в этой части сохраняются.
В 2013 году право на получение ортопедической обуви имели 7 410 инвалидов, проживающих в Самарской области. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе ортопедической обувью, осуществляется с учетом определенных сроков пользования[33]. В соответствии с нормативными актами срок пользования сложной ортопедической обувью для взрослых составляет не менее шести месяцев, для детей – не менее трех месяцев, малосложной ортопедической обувью для взрослых – не менее одного года, для детей – не менее шести месяцев.
В рамках заключенных министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области государственных контрактов 2 956 человек были обеспечены 5 432 парами обуви на сумму 40 313,044 тысяч рублей. Еще 3 421 человек получили компенсации за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь на общую сумму 27 254,196 тысяч рублей – за 3795 пар обуви. Таким образом, реализовали свое право на получение ортопедической обуви в 2013 году 5 573 человека[34]. За этими большими цифрами «остались в тени» 2000 инвалидов, нуждающихся в ортопедической обуви.
Но конкретный инвалид I группы с потребностью в конкретной утепленной обуви, пользующийся услугами протезного завода с 1945 года (!), с горечью пишет Уполномоченному: «Раньше все было просто, каждый год я без нервотрепки просто заказывала 2 пары обуви, а когда не надо было – ничего (в зависимости от состояния обуви). Последний раз я получила прописанные в ИПР две пары обуви 11 ноября 2011 г. В Самарском отделении соц. защиты (ул. Фрунзе, 111) весь 2012 год говорили, что год еще не прошел, т.е. нет еще 11 ноября 2012 года и дали разрешение на 1 пару обуви только в конце февраля 2013г., т.е. 1 год и 4 месяца я не могла заказать нужную мне обувь, хотя начиная с весны, я все время звонила и раза 3 заезжала к ним. Смогла заказать в марте только летнюю обувь. Просила сразу дать мне направление на заказ двух пар, так как в 2012 не могла заказать ни одной, но мне ответили, что дадут не раньше августа. А покупать в магазине обувь я объективно не могу»[35]. На запрос Уполномоченного министерство проинформировало, что в мае 2013 года С. выдано направление на вторую пару ортопедической обуви на утепленной подкладке[36].
Имеет место очень существенное недофинансирование. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 2013 года неоднократно направляло предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета в сумме 271 077,01 тысяч рублей. Но Самарской области были выделены дополнительные денежные средства только в сумме 59 120,6 тысяч рублей. Таким образом, дефицит денежных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2013 году составил свыше 200 миллионов рублей[37].
Но уж если нет денег на обувь, так хоть по-человечески надо попытаться объяснить это инвалиду и при первой возможности позвонить и пригласить за направлением. Наверное, в большинстве учреждений социальной защиты так и делают, потому что жалобы к Уполномоченному по данному вопросу ежегодно приходят только из Самары.
Не всегда наши граждане могут получить и компенсации за оплаченный проезд на лечение. Причины этого порой не укладываются в рамки здравого смысла. Мать ребенка-инвалида Д. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Самарской области за содействием в выплате ей, как лицу, сопровождавшему ребёнка-инвалида в июле 2013г. на лечение в медицинское учреждение Москвы, возмещения расходов на самостоятельно приобретённые билеты на проезд в железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно[38]. По возвращении из Москвы в связи с тяжёлым состоянием ребёнок был госпитализирован в Самарский кардиодиспансер, где в конце сентября умер. Заявительница обратилась в ЦСО Центрального района г.о. Тольятти с документами для возмещения расходов на проезд к месту лечения и обратно, но получила отказ со ссылкой на то, что права на получение возмещения она не имеет, так как ребёнка уже нет в живых. Оно, конечно, меры социальной защиты не наследуются, их может получить только льготополучатель. Но дело ведь даже не в стоимости проезда до Москвы и обратно, а в нравственных нормах закона по отношению к матери, потерявшей ребенка, которая безуспешно пыталась собрать уйму документов и получить поддержку от государства. В данном случае остроту ситуации сняло желание помочь человеку со стороны сотрудников социальной службы: по просьбе Уполномоченного семье Д. была оказана материальная помощь[39].
Вопрос конституционного равноправия при получении мер социальной поддержки является «большим больным вопросом». При четко прописанных в законе мерах социальной поддержки из-за недостаточного финансирования граждане не могут реализовать свое право. Так, например, можно говорить о декларированности такой меры социальной поддержки, как право на санаторно-курортное лечение. По Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в соответствии с ИПР инвалид имеет право на получение санаторно-курортного лечения, но для человека реальное получение путевки зависит от объема выделенных средств и очередности постановки в списки.
В адрес Уполномоченного по правам человека обратился инвалид Г. с жалобой на неполучение санаторно-курортной путевки[40]. В своей жалобе Г. пишет, что признан инвалидом в 2008 году, с 2010 года состоит на учете в Центре социального обслуживания, однако за пять лет ни разу не получил путевки. На запрос Уполномоченного министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области проинформировало, что по состоянию на август 2013 года в списке очередности на санаторно-курортное лечение в Самарском районе состоит 267 человек, а Г. в списке очередности состоит за № 34[41]. Подойдет очередь – будет и путевка.
По состоянию на январь 2014 года потребность граждан в санаторно-курортном лечении у нас в области составляет 35 432 человека. Предусмотренные из федерального бюджета денежные средства в 2013 году составили 127 496,4 тысяч рублей, из которых 8 577,3 тысяч рублей дополнительно поступили 17 декабря 2013 года и в связи с длительностью конкурсных процедур не были освоены. В рамках поступивших денежных средств приобретена 5 831 путевка, что составляет 20% от нуждаемости (для сравнения – в 2012 году были обеспечены 21% нуждающихся)[42]. По имеющейся в распоряжении Уполномоченного информации, и в других субъектах Российской Федерации складывается аналогичная ситуация с недофинансированием государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения, вызывающим нарушения прав федеральных льготников.
Во избежание роста социальной напряженности предлагаю Самарской Губернской Думе рассмотреть вопрос подготовки обращения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансирования государственного обязательства – санаторно-курортного лечения федеральных льготников.
При этом, на мой взгляд, немаловажным в условиях недофинансирования является то, что система выделения путевок на санаторно-курортное лечение остается непрозрачной. Заявитель Г. не признал утверждений специалистов ЦСО о ежегодном предложении ему путевок, от которых он, якобы, отказывался. И у Уполномоченного есть все основания доверять заявителю: ведь если в августе 2013 года Г. числился в списках очередности под номером 34, то на каком основании ему, по утверждению специалистов Самарского ЦСО, предлагались путевки в 2011 и в 2012 годах[43]?
Аналогичная ситуация складывается и с региональными льготниками. Самарская область всегда по праву гордилась Законом Самарской области от 08.12.2005 № 210-ГД «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение», в соответствии с которым ветераны Великой Отечественной войны – труженики тыла, ветераны труда, лица, пострадавшие от политических репрессий и реабилитированные лица, а также получатели трудовой пенсии по старости имеют право на санаторно-курортное лечение.
Несмотря на высокую потребность населения в данной мере социальной поддержки, оздоровление всех состоящих на учете граждан не представляется возможным в связи с недостаточностью денежных средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете. В 2012-2013 годах на «санкур» для тружеников тыла и других региональных льготников выделялось по 38 898,00 тысяч рублей ежегодно. В 2013 году выделенные средства позволили приобрести 1 349 путевок, при этом в целях «оптимизации» расходов и увеличения количества приобретаемых путевок курс лечения был сокращен с 21 до 18 дней. Учитывая, что фактическая потребность значительно выше объема бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в 2013 году выходило с инициативой по увеличению бюджетных ассигнований по данному расходному обязательству, однако дополнительные средства в объеме 85 351,00 тысяч рублей выделены не были. По состоянию на январь 2014 потребность граждан в санаторно-курортном лечении Самарской области составляет более 46 000 человек. В каждом городском округе и муниципальном районе Самарской области ведется очередность как общая, так и по профилям заболевания. На 2014 год требуется дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 79,9 млн. рублей[44]. Пока прогноз неутешителен: доля обеспеченных путевками граждан составит только 2,9 % от общей потребности.
В Самарской области сохраняется высокий уровень очередности на прохождение курсов реабилитации в 10 реабилитационных центрах, действующих на территории области в 2013 году. За прошедший 2013 год на базе центров услуги получили более 10 600 инвалидов, было проведено более 7800 тысяч курсов реабилитации и более 24 000 срочных социально-адаптационных услуг. Вместе с тем по состоянию на январь 2014 года очередность в центры составляет более 17 700 человек. В целом за год потребность возросла.
Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в 2013 году принимали участие в комплексных проверках пансионатов психоневрологического профиля Самарской области на предмет законности помещения граждан в данные учреждения. Нарушений закона выявлено не было
на 700 человек. Срок ожидания путевки на курсы реабилитации в стационарные реабилитационные центры «Береза», «Новокуйбышевский», «Преодоление», «Доблесть» достигает трех – пяти лет[45].
Расширение сети реабилитационных учреждений не просто актуально, оно остро необходимо. Ведь проведение курсов реабилитации раз в пять лет крайне недостаточно. А действующий в Самаре реабилитационный центр для инвалидов вследствие психических заболеваний «Здоровье» - вообще единственный в области, при этом он является центром дневного пребывания, а не стационарным. Значит инвалиды, проживающие в далеких населенных пунктах, вообще лишены возможности реализации своего гарантированного права на реабилитацию.
Крайне остро в Самарской области стоит и вопрос недостаточности стационарных учреждений социальной защиты. На это Уполномоченный обращает внимание руководства области последние несколько лет. В 2013 году на территории области действовало 39 стационарных учреждений социального обслуживания на 5 082 места.
Очередность граждан, нуждающихся в предоставлении стационарного социального обслуживания по состоянию на январь 2014 составила 576 человек, в том числе 73 – в пансионаты общего типа (срок ожидания путевки около года) и 503 – в учреждения психоневрологического профиля (срок ожидания путевки составляет от трех до четырех лет). А если понимать, что за путевками в пансионат обращаются в тех случаях, когда самостоятельно уже не выжить, то годы ожидания превращаются для людей в пытку. При таком дефиците мест в пансионатах считаю недооцененной помощь государства приемным семьям для пожилых и инвалидов, о которых уже говорилось в Докладе. Годовой объем финансирования, необходимый для содержания одного гражданина в стационарном учреждении социального обслуживания, составляет в среднем 375 986,5 рублей. При этом размер ежемесячной оплаты труда лицу, оказывающему социальные услуги в рамках приемной семьи, составляет 3196 рублей в месяц. Может, если бы оплата тяжелого и социально-значимого труда была весомее, уменьшилась очередность в пансионаты?
К сожалению, вынуждена заметить, что некоторые вопросы, поднятые в прошлогоднем Докладе, остались нерешенными. Не получено никаких подтверждений о планировании разработки Программы развития психиатрической помощи в Самарской области. В то же время гражданка М, которая является ярым инициатором развития психиатрической помощи в Самарской области, обращавшаяся по данной проблеме и в адрес Уполномоченного, и в адрес Губернатора Самарской области, предоставила полученные ею ответы из министерства здравоохранения и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Из министерства здравоохранения М. ответили, что в настоящее время принято придерживаться так называемой биопсихосоциальной модели реабилитации, которая включает следующие этапы: медико-психиатрический (биологический), психотерапевтический (психологический) и социальный. Первые два выполняются в Самарской области в полном соответствии с теми реалиями, которые существуют в России, и даже на порядок лучше, чем в других регионах[46]. На этом, согласно логике министерства, можно успокоиться.
При этом предусмотрено создание 5 медико-реабилитационных отделений в структуре психиатрических учреждений, и выделение средств на приобретение "жилья с поддержкой" для самостоятельного проживания лиц, страдающих психическими расстройствами[47]. Но ведь планируемые реабилитационные общежития и жилье с поддержкой, которых на сегодня в Самарской области пока нет, не появятся сами собой с уже профессионально подготовленными сотрудниками! Все это должно быть «заложено» в программу «Развитие здравоохранения Самарской области» на 2013-2020 годы.
В реальности семьи, в которых есть психически нездоровые родственники, чаще всего не являются клиентами социальных служб. А о количестве граждан, которые по состоянию здоровья смогут самостоятельно жить при наличии социального патронажа, могут знать только врачи-психиатры. Для формирования наиболее полной картины необходимо соединить медицину и социальную защиту – и это тоже нужно учитывать в региональной программе.
В последние несколько лет вопросы, связанные с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, являются не только вопросами материального права, но и нравственной категорией. Внимание к ним и со стороны руководства области, и со стороны общества самое большое. Одним из значимых социальных мероприятий в 2013 году было выявление всех ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Ветеранам, которые не имели правовых оснований для включения в список нуждающихся на получение жилья, но могли приобрести это право в судебном порядке, уделялось особое внимание, им оказана помощь в сборе документов для обращения в суд, прокуратуру. В результате проведенной работы было выявлено и поставлено на учет 1 836 человек, социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2013 году получили 897 ветеранов Великой Отечественной войны. А на 1 января 2014 года на учете состоит 939 ветеранов.
Но есть категории граждан, перед которыми также имеются государственные обязательства по обеспечению жильем, которые относятся к наименее защищенным слоям населения, но по отношению к которым государственная забота не так активна и последовательна. Законодательством также предусмотрена помощь инвалидам в обеспечении жильем. Так, согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» лица, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на получение социальной выплаты на получение жилья. В 2013 году благодаря данной выплате в Самарской области 67 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, улучшили свои жилищные условия[48].
В этих целях денежные средства федерального бюджета распределяются между органами местного самоуправления Самарской области[49]. Но получили целевые субсидии на жилищные нужды инвалидов в 2013 году только 11 муниципальных образований области. А, например, городским округам Октябрьск и Отрадный финансовых средств на эти цели предусмотрено не было. Хотя в Октябрьске в 2013 году числилось 18 инвалидов, принятых на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. А первоочередник в списке и вовсе был принят на учет аж 23 февраля 1995 года! Алексеевский, Большеглушицкий, Красноярский, Пестравский, Ставропольский муниципальные районы данные субсидии вообще не получали последние три года [50].
По действующей ранее методике распределения бюджетных средств между органами местного самоуправления на выделение социальной выплаты инвалидам использовалось число льготников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании. Но при любом раскладе муниципальным образованиям выделялись средства в размере не менее, чем размер социальной выплаты на одного человека. В настоящее время средства федерального бюджета распределяются между органами местного самоуправления Самарской области исходя из количества граждан указанных категорий, проживающих на территории конкретного муниципального образования.
Без внесения изменений в действующую на сегодня методику распределения денежных средств инвалиды в муниципальных образованиях, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут ожидать социальную выплату еще много лет, не продвигаясь по очереди нуждающихся. Получается, что возможность реализации права зависит от того, где проживает гражданин: если живет в большом городе, то сможет реализовать свои права, а если в небольшом населенном пункте, то останется со своими правами наедине.
Печальной иллюстрацией сказанного является обращение к Уполномоченному гражданки М.: «Негодование, обида за мужа, его прогрессирующая болезнь (болезнь Паркинсона), мои страдания и болезнь, связанные по уходу за ним, не дают покоя. Как у чиновников хватает смелости наказывать инвалида, который не в состоянии защитить себя, ходить обивать пороги, доказывать свои права. Муж являлся непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций. Сначала пренебрежение к испытателям ядерного полигона скрывалось под грифом секретно, а теперь равнодушие чиновников на местах подкрепляется ссылкой на законы»[51]. А администрация Похвистневского района на запрос Уполномоченного об обеспечении М. жильем ответила: «М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 18.03.2002г. М. - единственный инвалид, зарегистрированный в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. на территории района. В течение 2013 г. средства федерального бюджета, потупившие в бюджет Самарской области, направленные на обеспечение жильем инвалидов, в муниципальный район Похвистневский не направлялись».[52]
Предлагаю Правительству Самарской области рассмотреть возможность изменения методики распределения средств на обеспечение жильем инвалидов, вставших в очередь до 1 января 2005 года с учетом справедливого принципа распределения субсидий по муниципальным образованиям.
[1] Сайт Президент России. 29 марта 2013г. В.В.Путин. Конференция Общероссийского народного фронта.
[2] Постановление Губернатора Самарской области от 03.04.2013 № 80 «О ежегодной денежной выплате в связи с празднованием Светлого Христова Воскресения - Пасхи»,
[3] Закон Самарской области от 15.07.2013 № 70-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».
[4] Постановление Губернатора Самарской области от 27.09.2013 № 243 «О ежемесячном пособии на ребенка в студенческой семье».
[5] Закон Самарской области от 10.11.2008 г. № 121-ГД «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области».
[6] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[7] Самарастат // samarastat.gks.ru/
[8] Письмо заместителя управляющего Отделением ПФР по Самарской области Нефедовой С.М., исх. № 12.0/13-646 от 22.01.2014г.
[9] Постановление Правительства Самарской области от 29.01.2014 № 36 «Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал 2014 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам».
[10] Постановление Правительства Самарской области от 05.08.2013 № 364 «Об установлении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям в Самарской области»»
[11] Закон Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области».
[13] Письмо руководителя Самарастата Бажуткина Д.Г., исх. ДБ-64-2.8/1054ДР от 20.03.2014
[14] «Газета.Ru» 31.12.2013 // gazeta.ru/
[15] Личный прием Уполномоченного по правам человека в Самарской области вх. № 064/ЛП-13 от 22.03.2013г.
[16] Жалоба А., вх. № 0039/А-13 от 21.01.2013г.
[17] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[18] Самарская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе по созданию рабочих мест для инвалидов. Информационное агентство Regions.ru. 11 октября 2013г. // regions.ru/
[19] В рамках целевой программы городского округа Самара «Формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан и их социальная интеграция в общество» на 2011-2013 годы.
[20] Письмо председателя Правления Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Печерских Е.А., исх. № 7 от 28.01.2014г.
[21] Антонов Г. Бомжи заполонили Самару. Газета «Аргументы и Факты» 20.01.2014 // samara.aif.ru/
[22] Кривякина Е. Нуждающихся пересчитают. Комсомольская правда. 13 апреля 2013г.
[23] Жалоба А., вх. № 163/А-13 от 20.02.2013г.
[24] Жалоба П., вх. № 099/П-13 от 04.02.2013г.
[25] Письмо председателя Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Подлужной Г.Н., исх. № 5 от 31.01.2014г.
[26] Распоряжение Правительства Самарской области от 13.05.2013 № 272-р «Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области».
[27] Жалоба К., вх. № 960/К-13 от 30.09.2013
[28] Жалоба В., вх. № 921/В-13 от 20.09.2013г.
[29] Жалоба Ю., вх. № 295/Ю-13 от 29.03.2013г.
[30] Жалоба А., вх. № 1092/А-13 от 01.11.2013г.
[31] Жалоба М., вх.№ 831/М-13 от 29.08.2013г.
[32] Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
[33] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 215н. «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации , протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» .
[34] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[35] Жалоба С., вх. № 434/С-13 от 06.05.2013г.
[36] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., исх. № 1579 от 04.06.2013г.
[37] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014 г.
[38] Жалоба Д., вх. № 1055/Д-13 от 24.10.2013г.
[39] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., вх. № 3365 от 04.12.2013г.
[40] Жалоба Г., вх. № 497/Г-13 от 29.05.2013г.
[41] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., вх. № 3141 от 04.09.2013г.
[42] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[43] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., исх. № 203/4 от 02.07.2013г.
[44] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[45] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.
[46] Письмо руководителя управления организации социально значимой и специализированной медицинской помощи министерства здравоохранения Самарской области Сиротко И.И., исх.№ 456/4 от 09.01.2014г.
[47] Региональной программа «Развитие здравоохранения Самарской области» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области № 258-р от 30.04. 2013 г.
[48] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1075 от14.02.2014г.
[49] В соответствии с методикой, утвержденной Законом Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», исходя из количества вышеуказанных категорий граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования.
[50] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014г.
[51] Жалоба М., вх. № 0873/М-13 от 09.09.2013г.
[52] Письмо первого заместителя Главы муниципального района Похвистневский по социальным вопросам Ятманкина В.А., исх. № 02/2210 от 23.10.2013г.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03