Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Анонсы

Дата Анонс
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Право на социальную защиту"

Из доклада 2013

Раздел 1.4. Право на социальную защиту

 

«Некоторые законы, направленные на защиту прав

детей-инвалидов, уже давно есть, но они должны работать,

а не лежать мертвым грузом на полках у чиновников».

 (Из обращения Т. Вх. № 260/Т-13 от 13.03.2013 г.)

 

Все хотят справедливости – и наши требовательные граждане, и первые лица государства. Президент России В.В.Путин публично заявил, что ключевое направление деятельности любого государства, и нашего в частности – достижение справедливости, а это равный доступ к социальным благам[1].

В качестве мер социальной поддержки в 2013 году в Самарской области предоставлялось 123 социальные выплаты, в том числе 57 за счет областного бюджета, получателями выплат являлось более 1,1 млн. человек. В 2013 году были установлены и новые выплаты: семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, одиноким матерям, воспитывающих двух и более несовершеннолетних детей[2], одиноким родителям и родителям-инвалидам школьников – к началу учебного года[3]; студенческим семьям[4]; приемным семьям для граждан пожилого возраста и инвалидов[5] и другие.

Опыт Самарской области в данной сфере характеризуется оценкой простой пенсионерки: «…она (речь шла о министре соцзащиты в самые трудные 90-е годы) сделала из собеса соцзащиту!..». Авторитет региональной системы социальной защиты населения сегодня подтверждается проведением в 2013 году именно в Самаре межрегиональных и общероссийских мероприятий по различным вопросам развития социальной сферы, а также заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в Череповце 17 февраля 2014 г, посвященного вопросам реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, на котором Губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин презентовал опыт Самарской области, и в итоговый протокол которого вошли четыре предложения, подготовленные Самарской областью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Самарская область в 2013 году стала одним из трех пилотных регионов по проведению независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В 21 учреждении были созданы общественные советы, в которые вошли представители общественных и профсоюзных организаций, клиенты учреждений, заинтересованные граждане и т.д. Сейчас такие советы созданы уже во всех 209 учреждениях социального обслуживания. С учетом замечаний и предложений, полученных от общественных экспертов, руководители учреждений, в свою очередь, скорректировали деятельность своих организаций[6].

Мы с уважением относимся к деятельности наших коллег из органов соцзащиты, без которых невозможно было бы определить беспомощных людей в учреждения, помочь со средствами реабилитации инвалидам и финансами – семьям в трудной жизненной ситуации и считаем их надежными партнерами в помощи людям. Но, поднимая проблемы реализации права на социальную защиту, мы оцениваем показатели и факты не только с точки зрения предоставления услуг, а с точки зрения социальной справедливости, частью которой является уважение к личности человека, независимо от его социального статуса. И рассчитываем на сущностное реагирование на системные проблемы, которые пока не разрешены или которые возникают вновь.

По вопросам нарушения прав граждан на социальную защиту в 2013 году к Уполномоченному по правам человека обратились 216 человек, что составило 6,9% от общего количества обращений. При этом в 2012 году таких обращений было 206, что составило 6,12% от общего количества обращений.

 

1.      Как живется за гранью прожиточного минимума?

(уровень жизни наименее защищенных слоев населения)

 

Официальная оценка социально-экономического положения Самарской области весьма высока. По данным Самарастата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократились на 0,6 процента, при этом среднедушевые денежные доходы в декабре 2013 года составили 34 784 рубля. Средний размер пенсии в 2013 году в целом по области составлял 9 806 рублей 27 копеек.[7]

Вместе с тем, в нашей области проживает немало пожилых людей, имеющих унизительный размер доходов ниже прожиточного минимума, определенного для пенсионеров в 2013 году 5 841 рубль. Таких пенсионеров у нас, на минуточку - 132 024 человека! Правда, 65 316 человек из них получали федеральную социальную доплату, доводящую их доходы до прожиточного минимума[8]. Почему ее не получали остальные? – Да потому что опять пошли работать и получали заработную плату. А социальная доплата назначается, исходя из дохода пенсионера: если он работает или получает меры социальной поддержки в денежном выражении, то все это суммируется в доход и влияет на право получения социальной доплаты. Кстати, из 952 900 пенсионеров в нашей области трудятся 353 500 человек7.

В IV квартале 2013 года величина прожиточного минимума для пенсионеров составила 5854 рубля[9]. При этом соотношение среднего размера назначенных пенсий и данной величины прожиточного минимума пенсионера на январь 2014 г. составило 167,5%7.

Областные органы власти поддерживают наименее защищенных граждан: областное правительство пересчитало субсидии и ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг[10]. Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, у которых по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Самарской области, за счет средств областного бюджета предоставляются социальные пособия[11].

Но при всех мерах социальной поддержки, количество граждан, живущих в Самарской области с доходом ниже прожиточного минимума, стабильно до 2013 года превышало общероссийские показатели:

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Российская Федерация

 

13,0%

 

12,5%

 

12,7%

 

11%

Январь-сентябрь

12,6%

Самарская область

 

16,1%

 

15,1%

 

15,2%

 

12,4%[12]

12,6%[13]

(предварительная оценка)

При этом у нас вновь имеет место отрицательное соотношение незначительного роста прожиточного минимума, доходов граждан и реальной инфляции, которая снижает уровень жизни граждан, а тем более малообеспеченных слоев населения, и их покупательскую способность.

Согласно данным Росстата, инфляция в России с начала года набрала 6,5%, что выше официального прогноза властей[14]. Продовольственные товары в целом за год выросли в цене на 6,6%. Наиболее существенно подорожали яйца – на 30,4%, молоко – на 10%, хлеб – на 11,4%. В среднем цены на топливо выросли на 17,6%. Услуги ЖКХ подорожали на 9,7%, медицинские услуги – на 6,8%, услуги пассажирского транспорта – на 8,7%. А рост назначенных месячных пенсий по состоянию на январь 2014 года по сравнению с январем предыдущего года составил только 104,3 процента7. И при всех положительных официальных инфляционных прогнозах, официальная статистика имеет слабое отношение к жизни подавляющей части населения: реальные темпы роста цен для 70% россиян с доходами менее 24 000 рублей так и остались в диапазоне 12-15%.

В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека заявители приводят расчеты соотношения своих доходов и расходов. Так на личном приеме Уполномоченного гражданка П. сформулировала свое мнение, что законодательство несправедливо по отношению к пенсионерам, когда повышают коммунальные платежи, народ не спрашивают, а размер пенсий остается на низком уровне, несмотря на незначительное его повышение. По информации П., размер ее трудовой пенсии – 11000 рублей. 1 800 рублей она получает как инвалид, за коммунальные услуги оплачивает 2000, а возвращают только 900 руб. Тем самым, считает П., ее права на достойную старость нарушаются[15].

Еще более выразительные расчеты существования своей сестры – инвалида 2 группы приводит в обращении к Уполномоченному гражданка А.: «У моей сестры пенсия 4 500 рублей, размер субсидии 450-500 рублей. После оплаты всех коммунальных платежей у нее остается 1000 – 2000 рублей на хлеб да на воду. Сама она неходячая, чтобы субсидию оформить, нужно оплатить доверенность. А с чего она будет оплачивать доверенность? Представители Самараэнерго требуют заменить счетчик. А откуда у нее деньги на счетчик?»[16]. Даже если наши пожилые заявители поначалу не разобрались в расчетах единовременных денежных выплат, положенных инвалидам, ни у кого язык не повернется сказать, что их старость достойно обеспечена.

Компенсационные выплаты на установку приборов учета в каждом муниципалитете свои, по областной программе субсидируют установку общедомовых приборов учета. И все-таки обращаем внимание социальных служб, у которых подобные одиноко проживающие граждане должны быть на особом учете: в случаях крайней ситуации человек не должен остаться один на один со своими бедами.

 

2.      Да не оскудеет рука дающего!

(поддержка нуждающихся и задачи развития благотворительности)

 

В наше достаточно сложное для жизни время огромное значение имеет собственный настрой человека на свое жизнеустройство, обеспечение, решение проблем. И стремление человека к самостоятельному решению возникающих у него проблем вызывает несомненное уважение. Но и от государства требуется поддержка и соучастие в судьбах людей, оказавшихся в тяжелом, а нередко – безвыходном положении.

Есть направления, в которых наша область успешно продвинулась. Хорошей возможностью улучшить свое материальное положение является оказание малоимущим гражданам социальной помощи на основании социального контракта – и это очень действенная мера: поддержка особенно хороша, если она позволяет человеку обрести независимость в дальнейшем. В 2013 году с малоимущими гражданами было заключено 1647 социальных контрактов на сумму 51 993,7 тыс. рублей. При этом по сравнению с 2012 годом произошло увеличение максимальной суммы денежной выплаты до 35 тысяч рублей. Это позволило увеличить среднедушевой доход малоимущих семей в среднем на 25,89%. Наибольшего роста среднедушевого дохода достигли заявители, получившие денежную выплату на развитие личного подсобного хозяйства.        К примеру, заявительница Б., имевшая до заключения социального контракта среднедушевой доход семьи 4 053,64 рублей, получила денежную выплату в размере 35 000 рублей на приобретение коровы. По окончании социального контракта не только ощутимо повысился среднедушевой доход в семье заявительницы, но были созданы условия для дальнейшего развития подсобного хозяйства[17].

У нас в регионе активно создаются рабочие места для инвалидов. В 2013 году было создано 226 специализированных рабочих мест, на которые трудоустроены 216 инвалидов. Рабочие места для инвалидов появились в сфере услуг – 53,7%, производственной сфере – 44,4%, на дому – 1,9%, в оптовой и розничной торговле – 21,3%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 16,7%, в сфере обрабатывающих производств – 11,1%; в транспортной сфере – 5,6% и в других сферах. Всего до конца 2013 года запланировано создание 350 рабочих мест (в 1,5 раза больше, чем 2012 году) с выделением на эти цели более 23 млн. рублей[18].

Большую работу по содействию в трудоустройстве инвалидов проводят и общественные организации. Так, еще в 2004 году в СГООИК «Десница» людьми, не понаслышке знающими, что такое проблемы с самореализацией и самоутверждением, был создан Клуб ищущих работу. Деятельность клуба на протяжении нескольких последних лет поддерживается Администрацией г.о. Самара путем предоставления субсидий из городского бюджета некоммерческим организациям, оказывающим содействия инвалидам в трудоустройстве и поддержки предпринимательства[19].

 

Молодые люди с инвалидностью на занятиях обучающего лагеря «От мечты к действительности» в городском спортивно-оздоровительном центре «Олимп» 19-22 октября 2013 г.

Но сами же организаторы этой деятельности признают наличие проблем, возникающих в процессе поиска работы у представителей самых разных возрастных групп соискателей с инвалидностью: Это - «одинокость» соискателей, то есть, поиск в одиночку, без задействования уже существующих ресурсов, государственных и общественных, часто по причине отсутствия информации даже об их существовании. Это – болезненное переживание нескольких отказов работодателей, отсутствие опыта продуктивного общения с работодателями и, соответственно, депрессивное неверие в его успех. Это – недостаточный образовательный и профессиональный уровень потенциальных соискателей, либо утрата имевшихся ранее профессиональных навыков. Это – хлопотность оформления документов для постановки на учет в Службу занятости.

Такое положение дел может быть преодолено только при повышении общественного воздействия на сложившуюся ситуацию[20]. Инвалидам требуется информационная, организационная и морально-психологическая поддержка в поисках работы. Представляется также целесообразным решение проблем трудоустройства соискателей с инвалидностью в специально созданных подразделениях на базе ГБУ СО ЦЗН, которые будут заниматься инвалидами как отдельной категорией клиентов Центров занятости населения, с включением в эти подразделения в качестве сотрудников людей с инвалидностью, которые хорошо поймут проблемы соискателей.

В то же время маломобильные граждане смогут реализовать право на улучшение своей жизни лишь при условии возможности безбарьерного передвижения в социуме. В Самарской области в этой части проводится большая планомерная работа, оборудуются социально значимые объекты муниципальной собственности с целью обеспечения их доступности для инвалидов.             Однако более, на мой взгляд, сложные и важные задачи так и остаются нерешенными – это обустройство подъездов и лифтов в многоквартирных жилых домах. Если человек не может выйти из подъезда, ему не нужен пандус в театре или в банке. А вот как раз с выходом из дома у инвалидов получаются большие проблемы.

Ставшие уже привычными формы заботы о наименее защищенных гражданах, не охватывают тех, кто попадает в нестандартные ситуации. Так средства массовой информации, например, утверждают, что количество лиц без определённого места жительства в Самаре составляет, по неофициальным данным, от четырех до шести тысяч человек. И количество бездомных постоянно растет[21]. При этом никто не назовет количества лиц БОМЖ, ставших в холодное время года ампутантами.

Принятие взвешенного и продуманного решения по любой проблеме возможно лишь при оценке масштаба данной проблемы. Именно поэтому премьер-министр Медведев Д.А. в апреле 2013 года на расширенной коллегии Минтруда РФ поручил на федеральном уровне создать единую систему учета социального положения граждан в целях обеспечения индивидуального подхода и адресной поддержки нуждающихся[22]. При подготовке данного Доклада Уполномоченный запросил у министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области информацию о разработке подобных систем учета в Самарской области. Однако выяснилось, что такая информация в области отсутствует.

Очень острой является и проблема оперативного получения благотворительной помощи. При наличии Закона Самарской области «О благотворительности», множества действующих фондов и большом количестве полученных некоммерческими организациями грантов человеку практически невозможно срочно получить остро необходимую благотворительную помощь. Даже интернет-активность по инициативам отзывчивых людей предполагает время для сбора средств.

Уполномоченному и сотрудникам его аппарата ежедневно приходится сталкиваться с невообразимыми правовыми коллизиями и жизненными ситуациями, которые требуют немедленных решений и буквально сиюминутного выделения денежных средств.

Так обратившаяся к Уполномоченному гражданка А. сообщила, что по решению суда ее семью с двумя малолетними детьми выселили из дома, в котором они проживали, и при выселении пропали многие вещи. А. с детьми своевременно органами опеки была помещена в стационарное учреждение, однако неработающей А. нужны были одежда, предметы гигиены, игрушки для детей[23]. Собрали всем миром.

Гражданка П., оставшаяся в одночасье после пожара без крыши над головой, денег, документов и вещей, просила обратиться от ее имени к людям в рубрике «Нужна экстренная помощь»[24]. Помогли с вещами.

Средства массовой информации обратились к Уполномоченному за содействием в ситуации с гражданкой С., которая с шестимесячным сыном оказалась в больнице, нуждаясь в дорогостоящем лечебном питании для ребенка, на которое у нее просто не было средств. Средства нашлись благодаря неравнодушным журналистам и сотрудникам органов опеки.

В приемную граждан Уполномоченного по правам человека регулярно приходят граждане, нуждающиеся в еде и одежде, которые им не на что купить. И не все они относятся к категории асоциальных лиц. Жизнь – сложная штука, и от сумы, бывает, не уберечься.

Конечно, мир в Самарской области не без добрых людей. Только Самарское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в 2013 году оказало благотворительную помощь 1 643 людям – это и материальная помощь, и одежда, и продуктовые наборы, и медицинские принадлежности[25]. Но все вопросы, связанные с оказанием этой помощи, решались и утверждались на заседаниях президиума Самарского Красного Креста, которые проводились ежеквартально. Таким образом, чтобы получить материальную помощь в размере 50 рублей остро нуждающийся в ней человек должен три месяца ждать заседания правления президиума. Понятно, что о своевременности получения помощи говорить не приходится. Примерно такой же порядок принятия решения об оказании помощи действует и в других благотворительных организациях.

Да, в области действовала Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2013 год[26]. Да, Самарская область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКО. По состоянию на 1 сентября 2013 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены около 4 600 действующих на территории Самарской области общественных организаций. И наиболее значимую долю их составляют НКО, реализующие проекты социальной направленности: в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной политики и культуры - 47,8%, а также религиозные организации - 12,7%, профсоюзы - 10,5% и благотворительные организации - 4,9%.

По итогам конкурса социальных проектов в 2013 году победителями признаны 35 проектов с географией реализации на территории всех муниципальных образований Самарской области с общим объемом финансирования более 32 млн. рублей.

 

Вручение дипломов и «оскаров благотворительности» на вечере «Путешествие в страну «Благодария» 27 ноября 2013 года

 

29-30 августа 2013 года благотворительный марафон «ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ!», целью которого является ремонт и оборудование детских игровых комнат в больницах города, проходил в городских больницах  № 1 и № 2

И все-таки изо дня в день возникают ситуации, когда человеку негде переночевать, когда у него утрачены все документы, когда он абсолютно потерялся в личной и социальной жизни, когда нужны деньги на срочную операцию, на лекарства, на проезд до дома в другом регионе. Интересные предложения и готовность работать в данном направлении есть у представителей благотворительного фонда «Губерния» и АНО «Открытая альтернатива», наверняка и других НКО. В связи с этим предлагаем министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области совместно с общественностью рассмотреть вопрос о создании системы «скорой» социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 

3.      Ei incumbit probacio, qui dicit, non qui negat

бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает

(о сложностях в установлении инвалидности)

 

Судя по жалобам, связанным с оформлением инвалидности, практика ее назначения идет по пути римского права: доказывать обязан тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает. Вот и пытаются наши граждане, не отличающиеся крепким здоровьем, нередко перенесшие тяжелые операции, получить положенные по закону меры социальной поддержки, продираясь через труднопреодолимые бюрократические барьеры.

Так, в адрес Уполномоченного обратился гражданин К., перенесший инсульт еще в 2011 году, после чего ему была установлена 3 группа инвалидности[27]. В 2012 году ему была вновь установлена та же группа, а в 2013 году бюро медико-социальной экспертизы он уже инвалидом признан не был, при этом эксперты установили лишь незначительные ухудшения здоровья. Прямо из помещения бюро МСЭ К. был «Скорой помощью» госпитализирован с диагнозом «гипертонический криз». После выписки из стационара К. опять пришел в бюро МСЭ, однако освидетельствовать его отказались, посоветовав при возвращении домой опять вызвать «Скорую». И гражданин К. вновь был госпитализирован. Обжалование решения бюро МСЭ в установленном законом порядке результата не дали. В обращении к Уполномоченному К. написал: «При этом меня обвинили, что я редко обращался к врачу по месту жительства. Но в нашей поликлинике второй год отсутствует врач-невролог. К терапевтам и врачам общей практики талон на прием можно получить лишь раз в неделю. При такой ситуации рассчитывать на врачебную помощь крайне сложно».

Если гражданина дважды увозит «скорая» с комиссии бюро МСЭ, а инвалидность не устанавливают, это, наверное, не только отсутствие заботы человека о своем состоянии здоровья и несвоевременное лечение, но и жесткие нормы установления инвалидности, определенные нормативно-правовыми актами, которые не учитывают отсутствие врачей в поликлиниках, доступность медицинской помощи и многие другие обстоятельства, которые де-факто формируют стойкую утрату жизненно важных функций, а де-юре не влекут оснований назначения инвалидности.

Подтверждением этому служит обращение В., которое никого не может оставить равнодушным: «В 2008 году я был вынужден обратиться в медсанчасть, после длительного обследования был поставлен диагноз: атрофирован зрительный нерв, я был признан инвалидом 3 группы. В 2009 году инвалидность продлили и сказали, что если будет ухудшение, группу усилят. Но в 2010 году меня освидетельствовали уже в Самарской области. И хотя зрение стало еще хуже – инвалидность сняли. На работу меня никуда не берут, а если и берут, то вскоре увольняют. Я теряю зрение с каждым днем, мне не подходят очки, я не узнаю людей по лицам, не узнаю свои вещи. Каждый год меня возят на освидетельствование, но все зря: меня не лечат и инвалидность не дают. Левый глаз у меня совсем не видит, правый очень плохо. Как мне жить?»[28].

Порой объективное возмущение граждан вызывает необъяснимый отказ медицинских работников выполнить законную просьбу человека. Заявительница Ю. в своем обращении в адрес Уполномоченного пишет: «Прошу помочь в получении справки от ЦГБ г. Октябрьска для усиления группы инвалидности. Мой муж ходил на прием к врачу по поводу усиления группы инвалидности в связи с ухудшением здоровья. Врач накричал, не стал выслушивать жалобы больного и написал в амбулаторной карте, что данных для усиления группы нет. Мы узнали, что можно самостоятельно обратиться в МСЭ, имея на руках справку, что нет критериев и посыльный лист не оформляется. Сотрудники МСЭ посмотрели карту, объяснили, что и как, а именно обратили внимание на отсутствие диагноза. Однако в больнице в выдаче справки отказали. Мы ведь ничего противозаконного не просили. Что решит состав МСЭ - это уже другой вопрос. Почему же мы должны зависеть от желания или нежелания врача?» [29].

Еще до самого процесса освидетельствования граждане уже сталкиваются с весьма ощутимыми для них трудностями. Так в обращении к Уполномоченному жительница Тольятти А. пишет: «Моя дочь – ребенок-инвалид по зрению, 18 декабря ей исполнится восемнадцать лет и будет переосвидетельствование. На комиссию нам надо везти девочку в Самару. Почему у нас в Тольятти не смотрят инвалидов по зрению? Девочка плохо себя чувствует»[30].

Конечно, специализированная глазная МСЭ № 8 одна в области, по графику она проводит выездные приемы по городам и районам области, и в Тольятти как раз проводился прием незадолго перед необходимостью переосвидетельствования дочери А. Строго говоря, по логике и по закону все обоснованно. Но почему нужно ехать с нездоровым ребенком в другой город или самому инвалиду на освидетельствование ехать через всю область, затрачивая достаточно ощутимые средства, людям объяснять достаточно сложно.

В адрес Уполномоченного обращался инвалид М. с жалобой на длительные сроки переосвидетельствование «по слепоте»[31]. В ходе работы над жалобой было установлено, что как раз в период переосвидетельствования М. эксперты бюро ушли в отпуск, из отпуска их отозвали на учебу, а затем они, имеющие полное право на отдых, догуливали отпуска. И чьей-либо вины объективно в данной ситуации нет, однако в пропущенные месяцы М. пенсию по инвалидности не получал, а иного дохода у него не было.

Бюро медико-социальной экспертизы – федеральные государственные учреждения. И вся их деятельность регулируется федеральными нормативными актами: 1 бюро, как правило, создается в расчете на 70 - 90 тысяч населения и должно экспертировать в год от 1800 до 2 000 человек. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться исходя из иного расчета численности населения и количества проведенных медико-социальных экспертиз в год[32]. Но та же нормативная база предусматривает возможность избирательно подходить к вопросу о количестве в регионе бюро МСЭ. В связи с этим обращаюсь к главному эксперту Самарской области с предложением проанализировать соответствия количества бюро МСЭ в Самарской области реальным потребностям и интересам жителей.

 

4.                  Большие потребности людей с ограниченными возможностями

(о проблемах в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и жильем)

 

Жалобы, поступающие к Уполномоченному по правам человека, показывают, что реализация прав людей не умещается во временные рамки, установленные чиновниками для получения помощи, определенной законом. Проблема обеспечения инвалидов ортопедической обувью поднималась Уполномоченным в прошлогоднем Докладе. Но, к сожалению, проблемы граждан в этой части сохраняются.

В 2013 году право на получение ортопедической обуви имели 7 410 инвалидов, проживающих в Самарской области. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе ортопедической обувью, осуществляется с учетом определенных сроков пользования[33]. В соответствии с нормативными актами срок пользования сложной ортопедической обувью для взрослых составляет не менее шести месяцев, для детей – не менее трех месяцев, малосложной ортопедической обувью для взрослых – не менее одного года, для детей – не менее шести месяцев.

В рамках заключенных министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области государственных контрактов 2 956 человек были обеспечены 5 432 парами обуви на сумму 40 313,044 тысяч рублей. Еще 3 421 человек получили компенсации за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь на общую сумму 27 254,196 тысяч рублей – за 3795 пар обуви. Таким образом, реализовали свое право на получение ортопедической обуви в 2013 году 5 573 человека[34]. За этими большими цифрами «остались в тени» 2000 инвалидов, нуждающихся в ортопедической обуви.

Но конкретный инвалид I группы с потребностью в конкретной утепленной обуви, пользующийся услугами протезного завода с 1945 года (!), с горечью пишет Уполномоченному: «Раньше все было просто, каждый год я без нервотрепки просто заказывала 2 пары обуви, а когда не надо было – ничего (в зависимости от состояния обуви). Последний раз я получила прописанные в ИПР две пары обуви 11 ноября 2011 г. В Самарском отделении соц. защиты (ул. Фрунзе, 111) весь 2012 год говорили, что год еще не прошел, т.е. нет еще 11 ноября 2012 года и дали разрешение на 1 пару обуви только в конце февраля 2013г., т.е. 1 год и 4 месяца я не могла заказать нужную мне обувь, хотя начиная с весны, я все время звонила и раза 3 заезжала к ним. Смогла заказать в марте только летнюю обувь. Просила сразу дать мне направление на заказ двух пар, так как в 2012 не могла заказать ни одной, но мне ответили, что дадут не раньше августа. А покупать в магазине обувь я объективно не могу»[35]. На запрос Уполномоченного министерство проинформировало, что в мае 2013 года С. выдано направление на вторую пару ортопедической обуви на утепленной подкладке[36].

Имеет место очень существенное недофинансирование. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 2013 года неоднократно направляло предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ о выделении дополнительных денежных средств из федерального бюджета в сумме 271 077,01 тысяч рублей. Но Самарской области были выделены дополнительные денежные средства только в сумме 59 120,6 тысяч рублей. Таким образом, дефицит денежных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2013 году составил свыше 200 миллионов рублей[37].

Но уж если нет денег на обувь, так хоть по-человечески надо попытаться объяснить это инвалиду и при первой возможности позвонить и пригласить за направлением. Наверное, в большинстве учреждений социальной защиты так и делают, потому что жалобы к Уполномоченному по данному вопросу ежегодно приходят только из Самары.

Не всегда наши граждане могут получить и компенсации за оплаченный проезд на лечение. Причины этого порой не укладываются в рамки здравого смысла. Мать ребенка-инвалида Д. обратилась к Уполномоченному по правам человека в Самарской области за содействием в выплате ей, как лицу, сопровождавшему ребёнка-инвалида в июле 2013г. на лечение в медицинское учреждение Москвы, возмещения расходов на самостоятельно приобретённые билеты на проезд в железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно[38]. По возвращении из Москвы в связи с тяжёлым состоянием ребёнок был госпитализирован в Самарский кардиодиспансер, где в конце сентября умер. Заявительница обратилась в ЦСО Центрального района г.о. Тольятти с документами для возмещения расходов на проезд к месту лечения и обратно, но получила отказ со ссылкой на то, что права на получение возмещения она не имеет, так как ребёнка уже нет в живых. Оно, конечно, меры социальной защиты не наследуются, их может получить только льготополучатель. Но дело ведь даже не в стоимости проезда до Москвы и обратно, а в нравственных нормах закона по отношению к матери, потерявшей ребенка, которая безуспешно пыталась собрать уйму документов и получить поддержку от государства. В данном случае остроту ситуации сняло желание помочь человеку со стороны сотрудников социальной службы: по просьбе Уполномоченного семье Д. была оказана материальная помощь[39].

Вопрос конституционного равноправия при получении мер социальной поддержки является «большим больным вопросом». При четко прописанных в законе мерах социальной поддержки из-за недостаточного финансирования граждане не могут реализовать свое право. Так, например, можно говорить о декларированности такой меры социальной поддержки, как право на санаторно-курортное лечение. По Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в соответствии с ИПР инвалид имеет право на получение санаторно-курортного лечения, но для человека реальное получение путевки зависит от объема выделенных средств и очередности постановки в списки.

В адрес Уполномоченного по правам человека обратился инвалид Г. с жалобой на неполучение санаторно-курортной путевки[40]. В своей жалобе Г. пишет, что признан инвалидом в 2008 году, с 2010 года состоит на учете в Центре социального обслуживания, однако за пять лет ни разу не получил путевки. На запрос Уполномоченного министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области проинформировало, что по состоянию на август 2013 года в списке очередности на санаторно-курортное лечение в Самарском районе состоит 267 человек, а Г. в списке очередности состоит за № 34[41]. Подойдет очередь – будет и путевка.

По состоянию на январь 2014 года потребность граждан в санаторно-курортном лечении у нас в области составляет 35 432 человека. Предусмотренные из федерального бюджета денежные средства в 2013 году составили 127 496,4 тысяч рублей, из которых 8 577,3 тысяч рублей дополнительно поступили 17 декабря 2013 года и в связи с длительностью конкурсных процедур не были освоены. В рамках поступивших денежных средств приобретена 5 831 путевка, что составляет 20% от нуждаемости (для сравнения – в 2012 году были обеспечены 21% нуждающихся)[42]. По имеющейся в распоряжении Уполномоченного информации, и в других субъектах Российской Федерации складывается аналогичная ситуация с недофинансированием государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения, вызывающим нарушения прав федеральных льготников.

Во избежание роста социальной напряженности предлагаю Самарской Губернской Думе рассмотреть вопрос подготовки обращения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансирования государственного обязательства – санаторно-курортного лечения федеральных льготников.

При этом, на мой взгляд, немаловажным в условиях недофинансирования является то, что система выделения путевок на санаторно-курортное лечение остается непрозрачной. Заявитель Г. не признал утверждений специалистов ЦСО о ежегодном предложении ему путевок, от которых он, якобы, отказывался. И у Уполномоченного есть все основания доверять заявителю: ведь если в августе 2013 года Г. числился в списках очередности под номером 34, то на каком основании ему, по утверждению специалистов Самарского ЦСО, предлагались путевки в 2011 и в 2012 годах[43]?

Аналогичная ситуация складывается и с региональными льготниками. Самарская область всегда по праву гордилась Законом Самарской области от 08.12.2005 № 210-ГД «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение», в соответствии с которым ветераны Великой Отечественной войны – труженики тыла, ветераны труда, лица, пострадавшие от политических репрессий и реабилитированные лица, а также получатели трудовой пенсии по старости имеют право на санаторно-курортное лечение.

Несмотря на высокую потребность населения в данной мере социальной поддержки, оздоровление всех состоящих на учете граждан не представляется возможным в связи с недостаточностью денежных средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете. В 2012-2013 годах на «санкур» для тружеников тыла и других региональных льготников выделялось по 38 898,00 тысяч рублей ежегодно. В 2013 году выделенные средства позволили приобрести 1 349 путевок, при этом в целях «оптимизации» расходов и увеличения количества приобретаемых путевок курс лечения был сокращен с 21 до 18 дней. Учитывая, что фактическая потребность значительно выше объема бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в 2013 году выходило с инициативой по увеличению бюджетных ассигнований по данному расходному обязательству, однако дополнительные средства в объеме 85 351,00 тысяч рублей выделены не были. По состоянию на январь 2014 потребность граждан в санаторно-курортном лечении Самарской области составляет более 46 000 человек. В каждом городском округе и муниципальном районе Самарской области ведется очередность как общая, так и по профилям заболевания. На 2014 год требуется дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 79,9 млн. рублей[44]. Пока прогноз неутешителен: доля обеспеченных путевками граждан составит только 2,9 % от общей потребности.

В Самарской области сохраняется высокий уровень очередности на прохождение курсов реабилитации в 10 реабилитационных центрах, действующих на территории области в 2013 году. За прошедший 2013 год на базе центров услуги получили более 10 600 инвалидов, было проведено более 7800 тысяч курсов реабилитации и более 24 000 срочных социально-адаптационных услуг. Вместе с тем по состоянию на январь 2014 года очередность в центры составляет более 17 700 человек. В целом за год потребность возросла.

 

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в 2013 году принимали участие в комплексных проверках пансионатов психоневрологического профиля Самарской области на предмет законности помещения граждан в данные учреждения. Нарушений закона выявлено не было

на 700 человек. Срок ожидания путевки на курсы реабилитации в стационарные реабилитационные центры «Береза», «Новокуйбышевский», «Преодоление», «Доблесть» достигает трех – пяти лет[45].

Расширение сети реабилитационных учреждений не просто актуально, оно остро необходимо. Ведь проведение курсов реабилитации раз в пять лет крайне недостаточно. А действующий в Самаре реабилитационный центр для инвалидов вследствие психических заболеваний «Здоровье» - вообще единственный в области, при этом он является центром дневного пребывания, а не стационарным. Значит инвалиды, проживающие в далеких населенных пунктах, вообще лишены возможности реализации своего гарантированного права на реабилитацию.

Крайне остро в Самарской области стоит и вопрос недостаточности стационарных учреждений социальной защиты. На это Уполномоченный обращает внимание руководства области последние несколько лет. В 2013 году на территории области действовало 39 стационарных учреждений социального обслуживания на 5 082 места.

Очередность граждан, нуждающихся в предоставлении стационарного социального обслуживания по состоянию на январь 2014 составила 576 человек, в том числе 73 – в пансионаты общего типа (срок ожидания путевки около года) и 503 – в учреждения психоневрологического профиля (срок ожидания путевки составляет от трех до четырех лет). А если понимать, что за путевками в пансионат обращаются в тех случаях, когда самостоятельно уже не выжить, то годы ожидания превращаются для людей в пытку. При таком дефиците мест в пансионатах считаю недооцененной помощь государства приемным семьям для пожилых и инвалидов, о которых уже говорилось в Докладе. Годовой объем финансирования, необходимый для содержания одного гражданина в стационарном учреждении социального обслуживания, составляет в среднем 375 986,5 рублей. При этом размер ежемесячной оплаты труда лицу, оказывающему социальные услуги в рамках приемной семьи, составляет 3196 рублей в месяц. Может, если бы оплата тяжелого и социально-значимого труда была весомее, уменьшилась очередность в пансионаты?

К сожалению, вынуждена заметить, что некоторые вопросы, поднятые в прошлогоднем Докладе, остались нерешенными. Не получено никаких подтверждений о планировании разработки Программы развития психиатрической помощи в Самарской области. В то же время гражданка М, которая является ярым инициатором развития психиатрической помощи в Самарской области, обращавшаяся по данной проблеме и в адрес Уполномоченного, и в адрес Губернатора Самарской области, предоставила полученные ею ответы из министерства здравоохранения и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Из министерства здравоохранения М. ответили, что в настоящее время принято придерживаться так называемой биопсихосоциальной модели реабилитации, которая включает следующие этапы: медико-психиатрический (биологический), психотерапевтический (психологический) и социальный. Первые два выполняются в Самарской области в полном соответствии с теми реалиями, которые существуют в России, и даже на порядок лучше, чем в других регионах[46]. На этом, согласно логике министерства, можно успокоиться.

При этом предусмотрено создание 5 медико-реабилитационных отделений в структуре психиатрических учреждений, и выделение средств на приобретение "жилья с поддержкой" для самостоятельного проживания лиц, страдающих психическими расстройствами[47]. Но ведь планируемые реабилитационные общежития и жилье с поддержкой, которых на сегодня в Самарской области пока нет, не появятся сами собой с уже профессионально подготовленными сотрудниками! Все это должно быть «заложено» в программу «Развитие здравоохранения Самарской области» на 2013-2020 годы.

В реальности семьи, в которых есть психически нездоровые родственники, чаще всего не являются клиентами социальных служб. А о количестве граждан, которые по состоянию здоровья смогут самостоятельно жить при наличии социального патронажа, могут знать только врачи-психиатры. Для формирования наиболее полной картины необходимо соединить медицину и социальную защиту – и это тоже нужно учитывать в региональной программе.

В последние несколько лет вопросы, связанные с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, являются не только вопросами материального права, но и нравственной категорией. Внимание к ним и со стороны руководства области, и со стороны общества самое большое. Одним из значимых социальных мероприятий в 2013 году было выявление всех ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Ветеранам, которые не имели правовых оснований для включения в список нуждающихся на получение жилья, но могли приобрести это право в судебном порядке, уделялось особое внимание, им оказана помощь в сборе документов для обращения в суд, прокуратуру. В результате проведенной работы было выявлено и поставлено на учет 1 836 человек, социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2013 году получили 897 ветеранов Великой Отечественной войны. А на 1 января 2014 года на учете состоит 939 ветеранов.

Но есть категории граждан, перед которыми также имеются государственные обязательства по обеспечению жильем, которые относятся к наименее защищенным слоям населения, но по отношению к которым государственная забота не так активна и последовательна. Законодательством также предусмотрена помощь инвалидам в обеспечении жильем. Так, согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» лица, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на получение социальной выплаты на получение жилья. В 2013 году благодаря данной выплате в Самарской области 67 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, улучшили свои жилищные условия[48].

 В этих целях денежные средства федерального бюджета распределяются между органами местного самоуправления Самарской области[49]. Но получили целевые субсидии на жилищные нужды инвалидов в 2013 году только 11 муниципальных образований области. А, например, городским округам Октябрьск и Отрадный финансовых средств на эти цели предусмотрено не было. Хотя в Октябрьске в 2013 году числилось 18 инвалидов, принятых на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. А первоочередник в списке и вовсе был принят на учет аж 23 февраля 1995 года! Алексеевский, Большеглушицкий, Красноярский, Пестравский, Ставропольский муниципальные районы данные субсидии вообще не получали последние три года [50].

По действующей ранее методике распределения бюджетных средств между органами местного самоуправления на выделение социальной выплаты инвалидам использовалось число льготников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании. Но при любом раскладе муниципальным образованиям выделялись средства в размере не менее, чем размер социальной выплаты на одного человека. В настоящее время средства федерального бюджета распределяются между органами местного самоуправления Самарской области исходя из количества граждан указанных категорий, проживающих на территории конкретного муниципального образования.

Без внесения изменений в действующую на сегодня методику распределения денежных средств инвалиды в муниципальных образованиях, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут ожидать социальную выплату еще много лет, не продвигаясь по очереди нуждающихся. Получается, что возможность реализации права зависит от того, где проживает гражданин: если живет в большом городе, то сможет реализовать свои права, а если в небольшом населенном пункте, то останется со своими правами наедине.

Печальной иллюстрацией сказанного является обращение к Уполномоченному гражданки М.: «Негодование, обида за мужа, его прогрессирующая болезнь (болезнь Паркинсона), мои страдания и болезнь, связанные по уходу за ним, не дают покоя. Как у чиновников хватает смелости наказывать инвалида, который не в состоянии защитить себя, ходить обивать пороги, доказывать свои права. Муж являлся непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций. Сначала пренебрежение к испытателям ядерного полигона скрывалось под грифом секретно, а теперь равнодушие чиновников на местах подкрепляется ссылкой на законы»[51]. А администрация Похвистневского района на запрос Уполномоченного об обеспечении М. жильем ответила: «М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 18.03.2002г. М. - единственный инвалид, зарегистрированный в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. на территории района. В течение 2013 г. средства федерального бюджета, потупившие в бюджет Самарской области, направленные на обеспечение жильем инвалидов, в муниципальный район Похвистневский не направлялись».[52]

Предлагаю Правительству Самарской области рассмотреть возможность изменения методики распределения средств на обеспечение жильем инвалидов, вставших в очередь до 1 января 2005 года с учетом справедливого принципа распределения субсидий по муниципальным образованиям.



[1] Сайт Президент России. 29 марта 2013г. В.В.Путин. Конференция Общероссийского народного фронта.

[2] Постановление Губернатора Самарской области от 03.04.2013 № 80 «О ежегодной денежной выплате в связи с празднованием Светлого Христова Воскресения - Пасхи»,

[3] Закон Самарской области от 15.07.2013 № 70-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».

[4] Постановление Губернатора Самарской области от 27.09.2013 № 243 «О ежемесячном пособии на ребенка в студенческой семье».

[5] Закон Самарской области от 10.11.2008 г. № 121-ГД «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области».

[6] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[7] Самарастат // samarastat.gks.ru/

[8] Письмо заместителя управляющего Отделением ПФР по Самарской области Нефедовой С.М., исх. № 12.0/13-646 от 22.01.2014г.

[9] Постановление Правительства Самарской области от 29.01.2014 № 36 «Об установлении величины прожиточного минимума в Самарской области за IV квартал 2014 года в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам».

[10] Постановление Правительства Самарской области от 05.08.2013 № 364 «Об установлении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям в Самарской области»»

[11] Закон Самарской области от 06.05.2000 № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области».

[12] Сайт Росстата РФ // gks.ru/

[13] Письмо руководителя Самарастата Бажуткина Д.Г., исх. ДБ-64-2.8/1054ДР от 20.03.2014

[14] «Газета.Ru» 31.12.2013 // gazeta.ru/

[15] Личный прием Уполномоченного по правам человека в Самарской области вх. № 064/ЛП-13 от 22.03.2013г.

[16] Жалоба А., вх. № 0039/А-13 от 21.01.2013г.

[17] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[18] Самарская область занимает второе место в Приволжском федеральном округе по созданию рабочих мест для инвалидов. Информационное агентство Regions.ru. 11 октября 2013г. // regions.ru/

[19] В рамках целевой программы городского округа Самара «Формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан и их социальная интеграция в общество» на 2011-2013 годы.

[20] Письмо председателя Правления Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» Печерских Е.А., исх. № 7 от 28.01.2014г.

[21] Антонов Г. Бомжи заполонили Самару. Газета «Аргументы и Факты» 20.01.2014 // samara.aif.ru/

[22] Кривякина Е. Нуждающихся пересчитают. Комсомольская правда. 13 апреля 2013г.

[23] Жалоба А., вх. № 163/А-13 от 20.02.2013г.

[24] Жалоба П., вх. № 099/П-13 от 04.02.2013г.

[25] Письмо председателя Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Подлужной Г.Н., исх. № 5 от 31.01.2014г.

[26] Распоряжение Правительства Самарской области от 13.05.2013 № 272-р «Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области».

[27] Жалоба К., вх. № 960/К-13 от 30.09.2013

[28] Жалоба В., вх. № 921/В-13 от 20.09.2013г.

[29] Жалоба Ю., вх. № 295/Ю-13 от 29.03.2013г.

[30] Жалоба А., вх. № 1092/А-13 от 01.11.2013г.

[31] Жалоба М., вх.№ 831/М-13 от 29.08.2013г.

[32] Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».

[33] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 215н. «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации , протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» .

[34] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[35] Жалоба С., вх. № 434/С-13 от 06.05.2013г.

[36] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., исх. № 1579 от 04.06.2013г.

[37] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014 г.

[38] Жалоба Д., вх. № 1055/Д-13 от 24.10.2013г.

[39] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., вх. № 3365 от 04.12.2013г.

[40] Жалоба Г., вх. № 497/Г-13 от 29.05.2013г.

[41] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., вх. № 3141 от 04.09.2013г.

[42] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[43] Письмо заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Низовцевой О.О., исх. № 203/4 от 02.07.2013г.

[44] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[45] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю., исх. № 5/97 от 13.02.2014г.

[46] Письмо руководителя управления организации социально значимой и специализированной медицинской помощи министерства здравоохранения Самарской области Сиротко И.И., исх.№ 456/4 от 09.01.2014г.

[47] Региональной программа «Развитие здравоохранения Самарской области» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области № 258-р от 30.04. 2013 г.

[48] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1075 от14.02.2014г.

[49] В соответствии с методикой, утвержденной Законом Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», исходя из количества вышеуказанных категорий граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования.

[50] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/1061 от 14.02.2014г.

[51] Жалоба М., вх. № 0873/М-13 от 09.09.2013г.

[52] Письмо первого заместителя Главы муниципального района Похвистневский по социальным вопросам Ятманкина В.А., исх. № 02/2210 от 23.10.2013г.

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03