443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Раздел 1.7. Право на образование
(Из обращения Т. №1448/Кол-12 от 21.12.2012 г.)
2013 год для системы образования Самарской области стал этапным по разрешению проблем, связанных с обеспечением мест в детских садах, переходом на новые стандарты обучения в средних образовательных учреждениях, а также непростым временем налаживания жизни образовательных учреждений в условиях вступления в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Педагоги области, наконец, ощутили внимание власти не на словах, а в реалиях: молодые учителя стали получать ежемесячную денежную выплату в размере 5000 рублей; учителей, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады, ждет ежемесячное поощрение в размере от 2 500 рублей до 67500 рублей[1]. Во взаимодействии областного правительства с ведущими профессиональными учебными заведениями решаются задачи повышения конкурентоспособности региональной системы профессионального образования. Наш знаменитый «Аэрокос» (Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева) вошел в число 15 вузов – победителей конкурсного отбора на получение государственной поддержки с надеждой вхождения в сотню лучших мировых вузов. Пять вузов области в 2013 году вошли в топ-100 лучших вузов России.
На фоне этих достижений и амбициозных планов рутинными кажутся извечные проблемы ремонта зданий сельских школ и школьных поборов. Но они никуда не делись – и это местами отодвигает наше образование в архаичное прошлое, из которого невозможно попасть на передовые интеллектуальные позиции. В аппарат Уполномоченного в истекшем году поступило 37 обращений, связанных с нарушением права на образование (в 2012 году – 35 обращений).
1. Очередь сокращается…, сокращается… и превращается…
(о повышении доступности дошкольного образования, способах достижения результатов)
Правительством Самарской области на протяжении последних лет реализуется комплексный подход к решению данной проблемы. В 2013 году было создано 15 538 мест в образовательных учреждениях Самарской области для детей дошкольного возраста, что позволило в условиях роста рождаемости обеспечить услугами дошкольного образования 92,3% детей в возрасте от 3 до 7 лет (в 2012 году охват составил 87%)[2].
С 2011 года на территории городского округа Самара идет реализация долгосрочной целевой программы по развитию системы дошкольного образования «Дошкольное детство» на 2011 – 2016 годы (далее – программа «Дошкольное детство»). В рамках реализации программы продолжается возвращение ранее изъятых из системы образования зданий. В октябре 2013 года в муниципальную собственность городского округа Самара передано здание бывшего детского сада на улице Подшипниковая, ранее находившееся в собственности Министерства обороны Российской Федерации и пришедшее в разрушенное состояние. Его ждет ремонт и использование по первоначальному назначению. Всего за период 2012 – 2013 годов в муниципальную собственность возвращено 3 здания детских садов, 2 из которых были введены в эксплуатацию в 2012 году[3].
В 2013 году на территории г.о. Самара построено три новых здания детских садов на общее количество 650 мест. При этом выбор площадки для строительства осуществляется с учетом реальных потребностей жителей и инфраструктуры местности: микрорайоны Волгарь и Крутые Ключи заселены, в основном, молодыми семьями, и без дошкольных образовательных учреждений там не обойтись.
Охват детей дошкольным образованием в г.о. Самара в 2013 году[4]
|
Количество детей (зачислено в 2013 году) |
% от общего числа очередников на 01.01.2013 г. |
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее – МДОУ) |
15 397 |
91,5% |
Семейные воспитательные группы при МДОУ |
54 |
0,32% |
Группы дневного пребывания на базе МДОУ |
50 |
0,3% |
«билдинг-сады» |
978 |
5,8% |
ВСЕГО |
16 479 |
97,92% |
Многочисленные подозрения родителей, измотанных ожиданием мест в предыдущие годы, сегодня во многом сняты прозрачностью постановки и движением очереди[5]. Предполагается возможность подачи родителями заявления на зачисление ребенка в дошкольное образовательное учреждение через автоматизированную систему «Е-УСЛУГИ. ОБРАЗОВАНИЕ» – и родителям уже не надо зависеть от подходов и настроения заведующих детсадами и чиновников районных администраций.
В целях сохранения кадров законодатели Самарской области предусмотрели возможность внеочередного приема в детские сады детей педагогических работников данных организаций, не забыв и детей одиноких родителей (усыновителей)[6].
В то же время, нужно отметить, что с учетом затратности строительства новых зданий и слабой приживаемости альтернативных форм дошкольного образования среди самарцев, открытие дополнительных групп и мест в существующих ДОУ происходит, в основном, за счет «оптимизации пространства» с учетом действующих СанПиНов.
В дошкольных образовательных учреждениях городского округа Самара по состоянию на 01.01.2013 функционировало 228 групп для детей до 3 лет, по состоянию на 01.01.2014 – 84 группы для детей указанного возраста. В период комплектования на 2013-2014 учебный год дети в возрасте до 3 лет (по состоянию на 01.09.2013) были также зачислены в переоборудованные группы (справочно: количество детей, зачисленных в ДОУ в возрасте до 3 лет, в 2012-2013 учебном году составило 4338 человек, в 2013-2014 учебном году – 2485 человек)[7]. Таким образом, одним из неоднозначных путей сокращения очередности является уменьшение числа групп для детей в возрасте до 3 лет.
Стремление любой ценой пристроить дошкольников в детские сады порой сопряжено с тем, что условия нахождения их в дошкольных образовательных учреждениях не соответствуют предъявляемым требованиям.
В частности, организация питания детей оказалась делом второстепенным для некоторых дошкольных учреждений – и это тем более удивительно, если учесть, что денежные средства они получают не только от родителей, но и из муниципального бюджета.
Так, проверкой, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области по просьбе Уполномоченного в связи с жалобой К.[8], установлено, что питание, предоставляемое ООО «Фортуна» воспитанникам ДОУ «Планета детства», не соответствует обязательным требованиям санитарных правил и нормативов: не соблюдаются нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах, фактически в меню допускается необоснованная замена блюд, объем блюд по отдельным приемам пищи не соответствует нормативам[9]. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда за качество питания воспитанников частных детских садов не отвечают ни Департамент образования Администрации городского округа Самара, ни министерство образования и науки Самарской области.
Между тем ДОУ «Планета Детства» является получателем субсидии из бюджета городского округа Самара в целях финансового возмещения затрат на содержание детей, будучи негосударственным дошкольным образовательным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования[10]. Субсидии предоставляются ежемесячно на возмещение затрат, фактически понесенных по присмотру и уходу за каждого из детей, посетивших негосударственное дошкольное образовательное учреждение в отчетном месяце. Департамент образования Администрации г.о. Самара, как главный распорядитель бюджетных средств, имеет право только на осуществление проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, в том числе документов – актов выполненных работ, выставленных счетов, платежных поручений и т.п., подтверждающих произведенные затраты за истекший период. Таким образом, Департамент образования не наделен правом проведения контроля за организацией питания в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях. А к компетенции министерства образования и науки Самарской области относится контроль соответствия деятельности утвержденным федеральным государственным образовательным стандартам качества дошкольного образования, реализуемого как в государственных и муниципальных, так и негосударственных образовательных организациях, получивших такое право (лицензию). Поскольку аналогичные нарушения могут иметь место и в других дошкольных образовательных учреждениях, а ситуация до боли напоминает поговорку «У семи нянек дитя без глазу», Уполномоченный обращается к депутатам Самарской Губернской Думы и к членам Общественной палаты Самарской области с предложением проведения совместного мониторинга качества питания в дошкольных образовательных учреждениях и обсуждением вопросов контроля за питанием в ДОУ с участием специалистов системы образования, Роспотребнадзора и заинтересованной общественности.
2. «Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий».
(проблемы технического состояния зданий образовательных учреждений)
Если ситуация с предоставлением мест в дошкольных образовательных учреждениях в области ощутимо улучшается, то уровень технического состояния зданий учебных заведений вызывает все больше опасений у жителей.
В 2013 году фактически ремонтные работы за счет субсидий областного бюджета были проведены в 69 зданиях образовательных учреждений. Доля отремонтированных зданий образовательных учреждений, от общего количества зданий, нуждающихся в проведении капитального ремонта, составила 39,9%. По состоянию на январь 2014 года муниципальными образованиями заявлена потребность в проведении капитального ремонта 102 зданий образовательных учреждений[11]. Вопрос уровня технического состояния зданий образовательных учреждений требует внимания со стороны не только учредителя учебных заведений, но и местных властей.
В то время как Правительство вполне успешно решает задачу, поставленную Губернатором Самарской области, по подключению школ к высокоскоростному интернету (подключены уже все 865 образовательных учреждений области[12]), содержание некоторых обращений от родителей сельских школьников поражают картинами допотопных условий учебы, больше похожий на конец XIX столетия, чем на начало XXI века.
Таким оказалось обращение родителей первоклассников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (далее - ГБОУ СОШ) «Образовательный центр» с. Лопатино м.р. Волжский[13]. Как указали заявители, уже не первый год ученики начальной школы вынуждены были заниматься в одежде, так как отопления в кабинетах практически не было. По мнению и.о. Главы м.р. Волжский Будака И.И., три тепловые завесы, приобретенные в начале декабря 2012 года (!), позволяют обеспечить «нормальный тепловой режим» в наиболее холодных помещениях образовательного учреждения[14]. Однако понятие нормального теплового режима у родителей первоклашек Лопатинской школы существенно отличалось от того, как его понимали чиновники районной администрации.
Вмешательство Уполномоченного позволило ускорить процедуру включения здания начальной школы ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Лопатино м.р. Волжский в перечень мероприятий на 2013 год по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений. Проведенный сотрудниками аппарата Уполномоченного осмотр здания подтвердил фактическое проведение работ, нацеленных на приведение здания в состояние, позволяющее продолжить учебный процесс. Стены здания и фундамент укреплены, произведена замена окон и радиаторов отопления, произведен ремонт в туалетах.
«Тепловой режим» в школе с. Лопатино после проведенного капитального ремонта теперь, действительно, нормальный
Еще один пример столь неторопливого проведения капитального ремонта зданий образовательных учреждений – ситуация вокруг здания начального отделения МБОУ гимназия «Перспектива» в городском округе Самара. Еще в 2009 году здание было закрыто на ремонт, часть работ была выполнена к 2011 году, бюджетом городского округа Самара на 2012 год на завершение обследовательских работ и проведение капитального ремонта были предусмотрены денежные средства в размере 5 млн. рублей[15].
В июне 2012 года проектной организацией ООО НТЦ «Зодчий» было выдано заключение о нецелесообразности проведения дополнительных изыскательских работ и работ по восстановлению эксплуатационных характеристик существующего здания по причине значительных финансовых затрат, соизмеримых со строительством нового здания. Но в 2013 году Администрация городского округа Самара вновь посчитала «наиболее целесообразным» проведение повторного обследования здания для принятия «окончательного» решения о возможности восстановления его эксплуатационных характеристик или строительства нового здания на соответствующем земельном участке[16].
И пока представители Департамента образования Администрации городского округа Самара в очередной раз принимают «окончательное» решение относительно судьбы здания, родители и дети должны терпеть неудобства и строить свой день в зависимости от расписания с учетом двух смен, самарских пробок и необходимости работать.
В городском округе Самара одной из причин беспокойства родителей за судьбу образовательного учреждения является реконструкция школьных зданий, особенно в центре города. Уже несколько лет не утихают страсти вокруг здания МБОУ СОШ №81, расположенного в границах улиц Самарской и Ярмарочной и признанного непригодным для организации учебного процесса.
Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» финансирование работ по проведению капитального ремонта здания предусмотрено начиная с 2015 года в объеме 40740 тыс. руб. В сентябре 2014 года планируется заключение муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ. Ориентировочный срок приемки обновленного здания – 01.01.2016 года[17]. Для принятия окончательного решения потребовалось почти 4 года и, если бы не постоянное внимание к теме Уполномоченного и общественности, возможно, сейчас на месте школьного здания город имел бы очередной торговый комплекс.
Особенную обеспокоенность вызывает судьба учебных заведений, располагающихся в небольших селах Самарской области и, соответственно, имеющих статус малокомплектных.
В феврале 2013 г. в адрес Уполномоченного обратились жители села Молгачи Красноярского района Самарской области в связи с отсутствием в их селе не только школы, но даже и детского садика[18]. И это при том, что в селе проживает 140 детей, 80 из которых школьного возраста. Свое «хождение по инстанциям» заявители начали еще в 2011 году, узнав, что за два года администрация района даже не подала заявку на выделение субсидии на проектирование здания школы, жители решили обратиться к Уполномоченному.
В настоящее время министерство строительства Самарской области готово выступить главным распорядителем бюджетных средств по объекту «Проектирование и строительство малокомплектного образовательного учреждения школы – детского сада на 8 школьников и 40 детских мест в с. Молгачи муниципального района Красноярский». Однако включение в перечень финансируемых мероприятий капитального строительства новых объектов возможно лишь при наличии полного пакета документов, сформированного совместно министерством образования и науки Самарской области и Администрацией муниципального района Красноярский[19].
Министерство образования и науки Самарской области свою часть документов представило. Зато Администрации муниципального района Красноярский представила документы, не соответствующие требуемым. Складывается парадоксальная ситуация, сначала Глава района обращается к Губернатору Самарской области с просьбой субсидировать строительство образовательного учреждения, на это находятся деньги в областном бюджете - а Администрация района не может толком оформить документы.
3. Ученье – свет, а учебников - тьма
(навязывание платных услуг в учреждениях образования)
По-прежнему, жалобы родителей в этой связи чаще находят выражение не в официальных обращениях в органы власти, а в переписке на форумах и в социальных сетях. Понять их можно: и доказать – ничего не докажешь, а возмездие за жалобы в виде занижение оценок – вполне реальные перспективы.
Вот как сами родители относятся к «благотворительным пожертвованиям» в школах[20]
Обращает на себя внимание стремление администрации учебных заведений скрыть поборы за невинной формулировкой «добровольное пожертвование родителей». При этом невольно возникает вопрос: почему добровольные пожертвования разных родителей выражены в одинаковой сумме и сдаются приблизительно в одно время?
Есть и откровенно незаконные «пожертвования». В частности, родители учащихся МБОУ СОШ № 168 Кировского района решились обратиться в прокуратуру, когда получили предложение от администрации учебного заведения сдать денежные средства на замену оконных блоков в холле учебного заведения. Реакция прокуратуры Кировского района г. Самары однозначна: «Ремонт в школе должен делаться на бюджетные средства, а не на деньги родителей»[21]. В прокуратуре Самарской области на постоянном контроле находится вопрос о злоупотреблениях в сфере образования, препятствующих праву граждан на общедоступное образование. Прокуратурой Красноглинского района г. Самары в ходе проверки МБОУ СОШ №164 установлено, что родителям учащихся образовательного учреждения расчетным отделом учреждения выдаются расчетные листы, в которых указывается вид платежа — «пожертвование», расчетный счет образовательного учреждения, открытый в Сберегательном банке России, с указанием конкретных сумм «добровольного пожертвования», одинаковых для всех родителей, что свидетельствует о принудительном характере сбора так называемых «пожертвований»[22].
И даже недостаточность бюджетных средств на соблюдение требований пожарной и эпидемиологической безопасности порой компенсируется родителями.
В отличие от частных детских садов школы находятся под бдительным оком государственных контролирующих органов, которые проверили в 2013 году почти 95% образовательных учреждений. Нарушения выявлены, учреждения получили предписания об их устранении и… квитанции об оплате административных штрафов. Откуда берутся средства на их погашение? Штрафы, наложенные на должностных лиц, были оплачены из их собственных средств. А вот штрафы, наложенные на юридические лица, то есть сами образовательные учреждения, были оплачены, как сообщает министерство образования и науки Самарской области, из внебюджетных средств учреждений и средств, полученных на обеспечение государственного заказа[23]. Параллельно Уполномоченному поступила неофициальная информация от родителей учащихся, что им объявили о необходимости сбора денег на выплаты штрафов. Подобные факты подтверждены прокуратурой Советского района г. Самары, которая в ходе проверки МБОУ СОШ №123 г.о. Самара установила, что в нарушение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» денежные средства, поступающие от родителей учащихся на внебюджетный расчетный счет образовательного учреждения, расходовались не только на нужды школы и обеспечения образовательного процесса, но и на оплату различных штрафов и пени. Аналогичные факты расходования денежных средств, поступающих на расчетные счета от законных представителей несовершеннолетних, образовательными учреждениями не только на нужды школы и обеспечения образовательного процесса, но и на оплату различных штрафов, пеней и т.д. выявлены также прокурорами Октябрьского, Промышленного, Ленинского, Советского, Куйбышевского районов г. Самары, Автозаводского, Центрального района г. Тольятти. А по данным ГУ МВД России по Самарской области, за 2013 год в сфере образования выявлено 38 преступлений коррупционной направленности, из них: по ст.159 УК РФ (мошенничество) — 7, по ст.292 УК РФ (служебный подлог) - 13, по ст.290 УК РФ (получение взятки) —8, пост. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) — 1, по ст.160 — 1, по ст.286 —4[24]. Отдельного внимания заслуживает факт покупки учебников и учебных пособий за счет средств родителей. В школах области нередки ситуации, когда накануне учебного года родителям сообщаю о необходимости покупки определенных изданий за собственный счет.
Министерство образования и науки Самарской области признает проблему, сложившуюся с обеспечением учебниками образовательных учреждений области. Причиной недоукомплектованности школьных библиотек называют нехватку денежных средств, а также необходимость подготовки материальной базы для перевода начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты и, соответственно, приобретения 100% новых учебно-методических изданий. В частности, в одной из гимназий городского округа Самара на 2012 – 2013 учебный год обеспеченность учебниками из фонда библиотеки по каждому классу составила 87%. Потребность в учебниках на 2012-2013 учебный год составила 3240 экземпляров, а получено было 1887; на 2013 – 2014 учебный год потребность составила 3083 экземпляра, получено было 1384[25].
Можно понять предложения по приобретению индивидуальных тетрадей, особенно в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Но нужно отметить и такое обстоятельство: нынешнее законодательство никак не ограничивает свободу педагога в выборе учебно-методических комплексов. В настоящее время педагог может выбрать любой УМК из числа одобренных Рособрнадзором. По одному предмету подобных линий, как правило, минимум 5. И помешать педагогу в середине учебного года перейти на УМК других авторов может только здравый смысл или сила убеждения методического совета образовательного учреждения. А смена УМК автоматически влечет за собой необходимость закупки новых учебников.
Прокурорами городов и районов регулярно выявляются факты недостаточного обеспечения учебниками образовательных учреждений. По фактам выявленных нарушений прокуратурой области в 2012 году внесено представление, по результатам рассмотрения которого в настоящее время ежегодно увеличивается сумма на приобретение учебников. Так, в 2011 году министерством приобретено учебников на сумму 60328 тыс, рублей, в 2012 году — на сумму 143 726 тыс. рублей, в 2013 году – сумму 151 595 тыс. рублей. В 2014 году планируется приобретение учебников на сумму 192 785 тыс. рублей[26].
4. Процесс пошел! Болонский процесс
Реформирование системы образования
В 2013 году депутаты Самарской Думы и научная общественность неоднократно возвращались к обсуждению вступившего в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ)[27]. Общественность широко заговорила о полной переориентации всей образовательной политики государства, в том числе о переходе к двухуровневой системе высшего образования, в результате которого обучающихся и обучающих ждут различные негативные последствия.
С сентября 2003 года Российская Федерация является участником Болонского процесса, который направлен на формирование единого европейского образовательного пространства и достижение высокого уровня мобильности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава. Модернизация отечественного высшего образования и законодательства в настоящее время осуществляется в контексте Болонского процесса, производится унификация законодательства в сфере образования. Однако, поскольку на сегодняшний день Закон № 273-ФЗ не содержит необходимых и достаточных правовых механизмов перехода на европейские стандарты, в обществе, в том числе и в нашем регионе, широко обсуждаются плюсы и минусы внедрения в России бакалавриата и магистратуры.
Поскольку реалии регионального высшего образования в полной мере отражают особенности и последствия правоприменительной практики Закона № 273-ФЗ, то считаем нужным изложить основные оценки и опасения на основе мнений вузовской общественности.
Так, среди плюсов выделяют упрощение процедуры признания дипломов российских выпускников в Европе, близость к европейским стандартам обучения, что позволит бакалавру претендовать на получение образования по программам магистратуры в странах Европейского союза. Отдельно встречается указание на то, что за 4 года обучения по программе бакалавриата гражданин может более четко очертить свои интересы и потребности и, исходя из этого, выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Возможность получить диплом магистра в ином ВУЗе, чем тот, в котором гражданин получил диплом бакалавра, также указывают среди преимуществ двухуровневой системы высшего образования.
Среди недостатков указывают на необходимость получения диплома магистра в рамках системы второго высшего образования для поступления в аспирантуру, то есть на необходимость повторно поступать в ВУЗ при одновременном сокращении бюджетных мест.
Неоднозначность позиций и накал страстей от «вперед к цивилизации» до «полного развала системы образования», безусловно, связан еще и с тем, что переход к двухуровневой системе образования скажется на правах и обязанностях профессорско-преподавательского состава, поскольку от них потребуется повышение компетенции и переориентация на новые методы преподавания, в том числе на новую систему оценку знаний бакалавров и расширение свободы студентов в выборе дисциплин, что не характерно для существующей российской системы образования. А любая реформа, как и всякое изменение, порождает сопротивление и недовольство в силу отказа от привычных способов деятельности. Вместе с тем, суммируя общие оценки реформирования системы образования Самарской области, нельзя не отметить, что практически во всех контентах присутствовала констатация негативной направленности преобразований на расширение коммерциализации, ориентацию на прикладной характер и сокращение длительности обучения.
В частности:
1. В системе среднего общего образования по-прежнему значительное числе нареканий вызывает проведение единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ). ЕГЭ из инструмента измерения результатов обучения в средней школе превратился на практике в конечную цель школьного образования, разрушает его системность, приводит к вынужденной ранней и не очень осмысленной профессиональной ориентации большинства учащихся и нарушает их права на получение качественного общего образования.
2. В системе высшего профессионального образования «Болонский процесс», в который включилась Россия, в том числе и Самарская область, исходит из примата общеевропейских ценностей и отказа от российской культурно-ценностной специфики; на создание условий для безбарьерной интеграции лучших выпускников российской системы образования в западную и мировую экономику; из признания перспективной ориентации российского общества на развитие экономики услуг и доиндустриальных видов производства.
2013 год стал этапом активного перевода высшего профессионального образования на двухуровневую систему, которая предполагает сокращение времени обучения для большинства студентов на 20%. Магистратура, которая должна была бы позволить получить законченное высшее профессиональное образование, не предполагает системного обучения по фундаментальным дисциплинам в области данной специальности, а ориентирована на определенную «программу» – то есть узкую область в рамках данной специальности. На практике это приводит к резкому понижению качества образования. Отказ от подготовки «специалиста» как основного уровня высшего образования лишает в будущем человека возможности реализовать право на труд и достойную жизнь, а Самарскую область возможность реализовывать масштабные инвестиционные проекты в связи с низким уровнем кадрового потенциала, поскольку выпускник вуза по направлению "бакалавр" может выполнять лишь вспомогательные функции под руководством "специалистов".
Отказ от фундаментальности высшего профессионального образования и ориентация его на современную конъюнктуру рынка не учитывает, что полученный студентом потенциал знаний должен работать в будущем 30-40 лет и позволять ему эффективно учитывать потребности меняющейся рыночной экономики. В этом случае, полагаю, мы имеем дело с ярко выраженными предпосылками нарушения прав человека и гражданина на фундаментальное высшее образование и подмены его прикладными профессиональными курсами.
Коммерциализация системы образования, в том числе и высшего, превращает процесс воспитания и обучения гражданина в предоставление «образовательных услуг», лишает его высокого духовного смысла, создает условия для коррупционности в системе образования. Нравственные отношения Учителя и ученика заменяются коммерческим обменом, разрушаются научные школы, которые были историческим достижением и спецификой российской науки. В результате вузовское и послевузовское образование приобретает тенденцию купли-продажи дипломов и диссертаций, что лишает гражданина и на качественное послевузовское профессиональное образование.
Другой тенденцией в развитии высшего образования Самарской области является его регионализация, то есть ориентация на тенденции и потребности развития не всего российского общества, а исключительного региона. В этом случае происходит разрушение системы фундаментального образования, особенно гуманитарного. Фундаментальная наука теряет социальный заказ, который не может быть сформулирован, исходя лишь из потребностей региона.
В этих условиях возникает разрыв между признанием прав гражданина и человека на современное и качественное высшее образование, могущее быть востребованным на международном рынке, и созданием духовных, правовых, административных и экономических условий, который порождает систему прикладного, фрагментированного и низкокачественного «высшего» образования, соответствующего краткосрочным курсам, но не ориентированным на перспективы стратегического развития региона в ближайшие десятилетия.
На наш взгляд, более соответствующим уровню, характеру и исторической специфике развития российского общества и его экономики, в том числе и Самарской области, стало бы преобразование уровня бакалавриата из профессионального в общее высшее образование (с соответствующим изменением содержания образования) и предоставлению вузам права определять количественное соотношение подготовки "специалистов" и "магистров" на база "бакалавриата", исходя из потребностей региона и страны в целом.
[1] Письмо заместителя министра образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е., исх. № 16/226 от 07.02.2014 г.
[2] Письмо заместителя министра образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е., исх. № 16/226 от 07.02.2014 г.
[3] Письмо руководителя Департамента образования Администрации городского округа Самара Колесниковой Н.Б., исх. № 22-12-01/314 от 01.02.2013 г.
[4] Письмо руководителя Департамента образования Администрации городского округа Самара Колесниковой Н.Б., исх. № 22-12-01/374 от 03.02.2014г.
[5] Приказ Министерства образования и науки в Самарской области от 6.11.2012 г. № 381-од «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством образования и науки Самарской области государственной услуги «Предоставление дошкольного образования по основной общеобразовательной программе».
[6] Закон Самарской области от 16.07.2004 N 122-ГД (ред. от 17.03.2014) "О государственной поддержке граждан, имеющих детей"
[7] Письмо руководителя Департамента образования Администрации городского округа Самара Колесниковой Н.Б., исх. № 22-12-01/374 от 03.02.2014г.
[8] Жалоба К. №1117/К-13 от 11.11.2013 г.
[9] Письмо заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Жернова В.А., исх. № 05-05/33601 от 19.12.2013г.
[10] Постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 г. № 94 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям)».
[11] Письмо заместителя министра образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е., исх. № 16/226 от 07.02.2014г.
[12] Там же
[13] Жалоба Т. № 1448/Кол-12 от 21.12.2012 г.
[14] Письмо и.о. Главы муниципального района Волжский Самарской области Будака И.И., исх. № Кол-17/16(5-1) от 25.01.2013 г.
[15] Письмо первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В., исх. № 22-12-01/2854 от 12.05.2012 г.
[16] Письмо первого заместителя Главы городского округа Самара Кудряшова В.В., исх. № 22-12-01/6874 от 29.07.2013 г.
[17] Письмо заместителя министра образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е., исх. № 16/226 от 07.02.2014 г.
[18] Жалоба И. х. №191/Кол-13 от 28.02.2013 г.
[19] Письмо первого заместителя министра строительства Самарской области Крикуненко А.А., исх. № 3/10341 от 29.10.2013 г.
[20] Сайт газеты «Волжская коммуна» //vkonline.ru/
[21] Сайт информационного портала «ВолгаНьюс.РФ» //vninform.ru/
[22] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-44-14 от 21.02.2014г.
[23] Письмо заместителя министра образования и науки Самарской области Загребовой Л.Е., исх. №16/226 от 07.02.2014 г.
[24] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-44-14 от 21.02.2014 г.
[25] Письмо прокурора города Самары Шевцова А.Ю., исх. №1099ж13 от 28.06.2013 г.
[26] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-44-14 от 21.02.2014 г.
[27] 24.09.2013 г. состоялось заседание постоянно действующей рабочей группы по внесению предложений и замечаний в Федеральный закон №273-ФЗ при Комитете по образованию и науке Самарской Губернской Думы; 25.04.2013 г. состоялось совместное заседание «круглого стола» комитета по образованию и науке и комитета по культуре, спорту и молодежной политике Самарской Губернской Думы на тему «Дополнительное образование детей в Самарской области: проблемы и перспективы развития».
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03