443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Раздел 2.5. Право на гражданство, свободу передвижения и выбор места жительства
«Сколько раз мы обращались в миграционную службу, каких только справок не приносили, и все нам тянут резину и гражданство не дают. Мой сын закончил школу, в настоящее время не может ни учиться, ни работать, ни в армию пойти….Проживаем мы в гараже…Я Вас очень прошу, я Вас умоляю, помогите нам пожалуйста.»
(Из обращения К. Вх. № 1135/К-13 от 15.11.2013 г.)
Общественное согласие во многом определяется уровнем социально-экономического развития страны и отдельных ее территорий, а этническая нетерпимость, прежде всего, является следствием социального недовольства. Неудовлетворенному и незащищенному в социальном плане человеку, независимо от сферы его деятельности или степени образованности, сложно быть толерантным. Именно внутренние проблемы общества и региона усиливают риски в межэтнических отношениях, именно поэтому люди болезненно воспринимают последствия происходящих и во многом неконтролируемых миграционных процессов.
Поэтому принципиально важно, чтобы и интересы местного населения, и защита прав мигрантов в равной степени были обеспечены на основе соблюдения закона, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина, невмешательства в личную жизнь, бережного отношения к историческим традициям и духовной жизни в целях поддержания межнационального мира и согласия.
По вопросам, связанным с получением гражданства Российской Федерации, реализацией социальных прав мигрантов и защитой прав местного населения к Уполномоченному по правам человека в Самарской области в 2013 году поступило 55 жалоб и обращений, что составляет 1,8% от их общего числа. Это значительно меньше, чем в 2012 году – 143 обращения (4,25%). Это объясняется изменениями в миграционном законодательстве и, прежде всего, упрощением порядка вступления в российское гражданства для лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся: граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, и их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве; граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Указанные лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства Российской Федерации или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации, но у которых впоследствии не было определено наличие гражданства Российской Федерации, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации.
1. Все ли мигранты на одно лицо?
(законная и незаконная миграция; права мигрантов и совершаемые ими правонарушения)
Массовое сознание не склонно разбираться в законной и незаконной миграции. Упрощенные оценки содержат общий негатив по отношению к «приезжим» в принципе. Вместе с тем, миграция является значимым источником трудовых ресурсов в условиях естественной убыли населения – таковы печальные реалии нашего региона. По данным УФМС России по Самарской области, в 2013 году поставлено на миграционный учет 272 088 (в 2012 году – 258 804, +5,1%) иностранных граждан и лиц без гражданства. Оформлено 20 955 (+42,6%) разрешений на работу и 34 943 (+42,3%) патента.
На территории области по разрешению на временное проживание проживают 6982 иностранных гражданина и лица без гражданства и 7 641 человек, имеющих вид на жительство[1].
Органы государственной власти на территории Самарской области предпринимают меры, как направленные на создание условий для нормальной трудовой деятельности мигрантов, так и на гарантированную защиту прав самарцев. В 2013 году в Самарской области состоялись первые выездные совещания с работодателями, привлекающими иностранных работников, организованные министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области в целях недопущения нарушений трудового законодательства по отношению к привлекаемым иностранным работникам.
Новостные ленты и сайты миграционной службы и силовиков пестрели сообщениями о новых и новых нелегалах, «обнаруженных» в разных городах и регионах.
В Самаре бурная борьба с незаконной миграцией прошла в виде «зачистки» овощной базы, нескольких «резиновых квартир» и задержанием нелегалов в переполненных автобусах, перевозивших мигрантов. Как сообщает региональный орган ФМС России, в 2013 году активно проводилась работа по проверке крупных строительных объектов с большим количеством иностранных работников и фирм подрядчиков. Тем не менее, на всех уровнях власти и со стороны общественности звучат взвешенные оценки недопустимости межэтнического напряжения.
Но обыденная жизнь оказывается сложнее как для приезжих, так и для местного населения. Самарцы видят вокруг себя – на рынках и в магазинах, на стройках и улицах, живущих порой целыми анклавами выходцев из стран СНГ и могут только догадываться о масштабах нелегальной миграции.
Официальные данные гласят, что за 2013 год сотрудниками УФМС России по Самарской области составлено 56 136 административных протоколов и направлено 3 760 (+211,3%) представлений о закрытии въезда, вынесено 386 решений о сокращении срока временного пребывания иностранцев на территории региона. Подвергнут административному выдворению 621 иностранный гражданин (+58,8%), депортировано – 14 иностранных граждан[2].
Из сравнительного анализа данных об общем количестве иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет в Самарской области в 2013 году (272 088 человек), а также о количестве выданных в регионе за 12 месяцев 2013 года иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу (20 955) и патентов на осуществление трудовой деятельности (34 943) следует, что большинство из прибывающих в регион на заработки иностранцев официально не трудоустроены, а в тени находится сектор экономики с занятостью более 100 тыс. человек[3].
Значительное количество лиц из числа незаконно находящихся на территории региона мигрантов, в отношении которых решения об административном выдворении уже были приняты ранее, не выезжают из страны и, соответственно, продолжают оставаться в регионе. По закону выдворение происходит за счет средств самого гражданина. Но ситуация такова, что у многих нет таких сумм. К примеру, цена билета до Таджикистана на поезд сегодня доходит до 20 000-22 000 рублей – и людям просто некуда деваться. В процессе анализа информационных материалов двух служб – УФМС по Самарской области и УФССП по Самарской области мы обнаружили тот факт, что в 2013 году самарские судебные приставы из аэропорта Курумоч на родину выдворили 289 незаконно находящихся на территории России мигрантов. Иностранцев привлекли к административной ответственности, назначили денежный штраф и запретили въезд в Россию в течение ближайших пяти лет[4].
Решение проблемы незаконной миграции не должно заменяться разного рода кампанейщиной. Как пишут СМИ, примечательно, что представители УФМС так и не обратили свое внимание на строительные площадки Самары и территорию Барбошиной поляны, где, по мнению наблюдателей, проживают, не особенно скрываясь, и работают сотни выходцев из бывших республик СССР. Прокуратурой Самарской области также отмечалось, что работа миграционной службы не включает комплексный мониторинг ситуации, охватывающий все области, где используется труд мигрантов. Объектом проверок органов контроля, прежде всего, должна быть деятельность недобросовестных предпринимателей, использующих нелегальный труд мигрантов.[5]
Еще одна категория иностранных граждан и лиц без гражданства является «невидимой» для российского государства, причем лиц, способных причинить массу беспокойства местному населению. Это – бывшие осужденные, отбывавшие наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации. После освобождения они в силу отсутствия денежных средств или документов не спешат покинуть территорию России, а в рамках существующего механизма направления материалов в многочисленные инстанции и проведения проверок невозможно оперативно получить решение о нежелательности пребывания таких лиц в Российской Федерации.
Соответствующие документы оформляются администрацией учреждения, исполняющего наказание, за 6 месяцев до освобождения[6]. И это крайне малый срок для поступления необходимых документов из стран исхода в условиях неторопливого информационного обмена между государствами СНГ.
В этой связи по результатам обсуждения данной проблемы на заседании Координационного Совета при Управлении Минюста России по Самарской области направлено обращение Уполномоченного в адрес Министерства юстиции Российской Федерации с предложением о внесении изменений в указанный ведомственный нормативный правовой акт и установлении соответствующего 12-месячного срока[7].
Но ситуация такова, что и иностранные граждане, приезжающие на заработки на законных основаниях, испытывают ущемление их трудовых прав, а нередко и просто выталкиваются в нелегальное, неправовое поле самими условиями их пребывания на территории российских регионов.
К сожалению, отношение работодателей к иностранным работникам у нас основано на своеобразной презумпции неравноправия в сфере труда, на возможности неприменения к мигрантам основных принципов и норм трудового законодательства наравне с гражданами Российской Федерации. Работодатели нередко отказываются заключать трудовой договор (контракт) с мигрантами, устанавливают им ненормированный рабочий график, иногда изымают документы (уведомление, разрешение на работу, миграционную карту, паспорт).
Казалось бы, с января 2013 года иностранные граждане, которые имеют разрешение на временное проживание в России, могут трудиться в нашей стране без оформления специального разрешения в УФМС. Однако работодатели нарушают закон и не принимают на работу такую категорию граждан. При виде национального паспорта, как правило, работодатели сразу говорят «нет».
По свидетельству юристов программы «Миграция и право», в 2013 году 24 человека из обратившихся в пункт приема трудовых мигрантов сообщали о подобных отказах работодателей в приеме иностранцев на работу. Но даже те, кому посчастливится устроиться на работу, оказываются в ущемленном положении: их труд оплачивается очень низко, взимается большой подоходный налог, условия жизни – более чем скромные. Кроме того, «квазилегальным» трудовым мигрантам практически невозможно сменить работодателя, большинство из них работает без трудового договора, у них часто возникают проблемы по выплате заработной платы[8].
На сегодняшний день главным условием легальности трудовых отношений работодателя с мигрантами являются квоты на иностранную рабочую силу. В условиях меняющегося миграционного законодательства и формирующейся правоприменительной практики большую роль играют нелегальные посредники (в том числе из числа самих мигрантов), которые оказывают платные услуги в теневом секторе на рынке труда. Из-за отсутствия квоты работодатели привлекают на работу иностранцев без разрешительных документов и без оформления трудовых отношений. Главный риск в такой ситуации – невыплата зарплаты. Нередко задолженность работодателя составляет крупные суммы либо люди и вовсе не получают оплату за свою работу. Такие факты юристом сети «Миграция и Право» установлены в 2013 году по 17 коллективным и индивидуальным обращениям трудовых мигрантов.
Каждый третий трудовой мигрант, обратившийся на прием, не имел на руках трудового договора. На практике лишь в единичных случаях трудовые споры с участием мигрантов доводятся до суда, в том числе по причине того, что на территории Российской Федерации трудовые мигранты находятся временно и ограничены в сроках пребывания.
Косвенным барьером на пути легального оформления работодателями трудовых отношений с мигрантами является отличный от применяемого по отношению к физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, порядок определения налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц. По общему правилу, налоговая ставка для иностранных работников составляет 30% в отношении всех доходов, получаемых физическим лицом.
В то же время доходы иностранных граждан, работающих по найму у физических лиц и предоставляющих услуги для личных, бытовых и иных подобных нужд, а также доходы от осуществления трудовой деятельности иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов и участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников облагаются налогом по ставке 13%[9]. Повышенный по сравнению с единой ставкой налога для российских граждан «подоходный» налог для иностранцев, за исключением указанных отдельных категорий работников, налоговый режим должен создать преференции в трудоустройстве для российских граждан, но фактически создает предпосылки для нелегальных, то есть неоформленных должным образом и недокументированных трудовых отношений работодателей с мигрантами.
Одна из проблем – получение квоты на разрешение на временное проживание (далее – РВП). РВП – это первый шаг на пути получения гражданства Российской Федерации, его преимущество в том, что иностранные граждане имеют право проживать на территории определенного субъекта РФ в течение трех лет. Не все обратившиеся трудовые мигранты получают квоту, на комиссии по распределению квот им часто отказывают[10]. Но по действующему законодательству временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания[11].
Однако для многих экономически целесообразнее не тратиться на кратковременное возвращение в страну исхода и повторные въезды на территорию России. Поэтому, не получив квоту и не имея достаточных средств на бессмысленный для них вояж, они остаются на территории области нелегально.
При этом законно продлить срок своего временного пребывания в Российской Федерации мигранты могут при условии выдачи иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при условии продления срока действия разрешения на работу или патента[12]. В этой связи в рамках полномочий исполнительных органов государственной власти Самарской области по подготовке предложений для утверждения Правительством России ежегодной квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации представляется целесообразным рассмотреть возможность коррекции объема соответствующих квот с учетом демографической ситуации в регионе и возможностей Самарской области по обустройству иностранных граждан.
У многих иностранных граждан возникают проблемы с легализацией из-за отсутствия средств для оформления документов и оплаты госпошлины.
Наконец, еще одна проблема – посредники при получении разрешения на работу – они взвинчивают цены на свои услуги, продают очереди. У нас ведь часто мигранты ищут работу среди знакомых, родственников, посредников. Невозможно проконтролировать, кто приехал и зачем. Да и сами мигранты от этого страдают: их часто обманывают, не платят зарплату, живут они, где придется. В этой связи в регионе должна быть создана система легальных посредников на рынке найма труда – служб найма мигрантов, служб юридического сопровождения, информационных агентств. Необходимо создание специализированных служб, занимающихся профессиональной подготовкой, переквалификацией и трудоустройством мигрантов[13].
Одной из самых актуальных проблем для иностранных мигрантов на сегодняшний день является регистрация по месту жительства и по месту пребывания. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации предусматривают, что иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны обратиться в миграционный орган с заявлением о регистрации по месту жительства в течение 7 рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживания или вида на жительство, либо с даты прибытия иностранца в населенный пункт России[14]. Однако у прибывающих к нам трудовых мигрантов чаще всего отсутствует реальный механизм регистрации по месту жительства, без которой они не смогут устроиться на работу, не смогут получить разрешение на временное проживание или вид на жительство и уж тем более не смогут реализовать социальные права.
Такая ситуация – раздолье для посредников, которые взвинчивают до небес цены за свои услуги. Следствием такого положения дел становятся «резиновые» квартиры, в которых отчаянными владельцами регистрируется по несколько десятков, а то и сотен мигрантов.
По данным самарской полиции, в нашем регионе насчитывается несколько квартир, в которых прописано от 1000 до 2000 человек одновременно. Печальную статистику возглавляет Куйбышевский район Самары, где число «резиновых» адресов достигает 30 процентов от всего жилого фонда района[15].
Изменить ситуацию можно только, если регистрация по месту временного пребывания станет для граждан, в том числе для собственников жилых помещений и прибывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан простой, понятной, удобной и не обременительной государственной услугой, предоставление которой направлено как на защиту прав собственников жилых помещений, сдающих жилье в аренду (наем), так и прав нанимателей жилых помещений.
Кроме того, необходимо также создать условия, при которых будет легализован теневой рынок найма квартир, и гражданам – собственникам помещений проще будет официально сдать квартиру в аренду и зарегистрировать жильцов, чем укрываться от уплаты налогов и нарушать правила регистрации граждан.
Наконец, есть категории приезжих, которым, напротив, нужно помогать в их стремлении остаться на территории области – это те, кто по распределению или по семейным обстоятельствам много лет назад уехал в республики единой страны, которые мы тогда называли братскими.
Теперь они готовы вернутся назад, а историческая родина должна быть готова их принять. В 2014 – 2018 годах Самарская область готова потратить более 70 млн. рублей на обустройство возвращающихся соотечественников[16].
Планируется принять 1800 соотечественников (600 участников государственной программы и 1 200 членов их семей) – это наши люди! И важно, чтобы самарцы об этом знали.
Не можем мы быть безучастными и к сегодняшним процессам, происходящим на территории Украины, и не остаемся равнодушными к судьбе русских в этой стране. Политика самопровозглашенной «евромайдановской» власти с ее попытками создать этнически чистое украинское государство может привести к увеличению числа русскоязычных граждан, пожелавших, либо вынужденных по тем или иным обстоятельствам покинуть Украину. И мы должны быть готовы к возможному прибытию этих граждан в наш регион, создать благоприятный морально-психологический климат и необходимые условия для их размещения, адаптации, трудоустройства, обеспечения прав и социальных гарантий.
2. А собственно, чьи рабочие места занимают мигранты?
(соотношение трудовой миграции и интересов коренного населения Самарской области)
В 2013 году в Самарскую область приезжали из 40 стран мира. Наибольшее количество иностранных граждан, по прежнему, прибывают из стран СНГ: 83 812 человека – из Узбекистана, 40 961 – из Таджикистана, 14 768 – из Армении, 14 318 – из Азербайджана. По 10 000 и более приезжих поставляют нам Кыргызстана и Казахстана. Но только 23% из приехавших и вставших на миграционный учет, по данным УФМС России по Самарской области, указали целью въезда ведение трудовой деятельности. Формально, исходя из заявленной цели въезда в Россию иностранцев, следует, что за 2013 год в Самарскую область прибыли 48173 только иностранных трудовых мигранта.[17] Хотя довольно трудно поверить, что к нам на заработки приехали только 3 773 человека из Таджикистана и 10 935 – из Узбекистана[18].
На 2014 год Правительство Российской Федерации утвердило квоту на привлечение иностранной рабочей силы в Самарскую область в количестве 29746 человек[19], хотя желающих приехать сюда на заработки было около 100 000 человек[20]. По сравнению с прошлым годом квота на использование труда мигрантов увеличилась почти на 10 000 человек. В рамках патентной системы в 2014 году в регион ожидается приезд 25-30 тысяч мигрантов. Таким образом, всего в 2014 году в регионе планируется около 60 тыс. трудовых мигрантов.
Миграционный фактор имеет большое значение для пополнения численности населения Самарской области в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста, прогнозируемым в 2014 - 2018 годах.
В основном трудовые мигранты заполняют многие не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители, в сферах строительства, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, в сельском и лесном хозяйствах. И только 94 разрешения на работу выдано высококвалифицированным специалистам.
Официальные данные по заработной плате иностранных работников основаны на информации, указываемой работодателями при оформлении заявки в квоту на выдачу разрешений на работу. Как сообщило министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области, в 2013 году заявленная заработная плата иностранных работников по различным отраслям промышленности составляла от 5 000 рублей до 19 500 рублей по профессиям, не требующим квалификации (подсобный рабочий, уборщик производственных и служебных помещений, кухонный рабочий, грузчик, дворник и т.д.).
«Коренные» самарские дворники постоянно недовольны своей зарплатой, а приезжие молчат – они и этим деньгам рады. Есть и те, кто получает до 200000 – 350000 рублей – это квалифицированные работники руководящего состава (директор по экономике, директор департамента, директор по производству, спортсмен-инструктор и др.).[21] Но типичный социальный портрет трудового мигранта в Самарской области: это мужчина 25-40 лет, который приехал в нашу область без семьи, чтобы заработать на стройке или уборке территорий денег для родных, оставшихся на родине[22].
Министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области Олег Фурсов подчеркнул в интервью ведомственному изданию «Миграция NEWS»: «Мнение о том, что мигранты занимают наши рабочие места, неверно. Сейчас вакансий в региональной службе занятости в три раза больше, чем зарегистрировано безработных. Проблема в том, что зарплата по этим вакансиям и условия труда отличаются от современных представлений о том, какими они должны быть. Местное население такие заработки не устраивают, потому эти вакансии заполняются трудовыми мигрантами»[23]. В то же время в последние годы появились и новые тенденции: иностранные граждане и лица без гражданства начали активно трудоустраиваться в организации, которые никогда прежде не рассматривались в качестве места приложения сил гастарбайтеров. В стране появились тысячи мигрантов-водителей, в основном выходцы из стран Средней Азии и Закавказья. А профессия водителя считается неплохо оплачиваемой (зарплата - до 30 000 рублей в месяц).
Анализ муниципальной статистики выявил удручающую картину: в городах-миллионниках иностранцы заняли значительную долю рабочих мест в автопарках. По сведениям УФМС России по Самарской области, 576 иностранных граждан были привлечены в качестве водителей транспортными организациями и другими работодателями в Самарской области, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки.[24]
С мая 2014 года в стране вступит в силу полный запрет на использование труда водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. О действенности указанной меры можно будет судить по истечении определенного промежутка времени. Но уже сейчас рассматриваются предложения о дополнении федерального законодательства нормой о том, что право на управление общественным транспортом, включая такси, предоставляется только гражданам Российской Федерации.
Немаловажный вопрос для самарцев: кто будет задействован в строительстве спортивных сооружений и объектов инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Недоговорки и противоречия в информации могут породить как беспочвенные интерпретации, так и волну обоснованного возмущения. А почва для этого уже появляется.
В конце ноября 2013 года министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области заявило о том, что на строительстве объектов для чемпионата мира по футболу 2018 года будет задействовано до 60 тысяч иностранных рабочих, для которых планируют построить «легковозводимые общежития блочного типа для временного размещения иностранной рабочей силы на условиях государственно-частного партнерства»[25]. В то же время в ответе на официальный запрос Уполномоченного то же министерство сообщило, что в настоящее время заявок на привлечение иностранных работников от работодателей, участвующих в строительстве объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года, в министерство не поступало, и вопрос о привлечении мигрантов для подготовки объектов Чемпионата мира на территории Самарской области не рассматривается[26].
Однако задачи экономического развития региона и реальные форс-мажорные обстоятельства масштабного строительства в короткие сроки делают вопрос о привлечении трудовых мигрантов вполне логичным, тем более, что из года в год свыше 50% всех прибывающих в Самарскую область гастарбайтеров трудятся как раз в сфере строительства[27]. А обтекаемая формулировка об отсутствии в настоящее время заявок от работодателей на привлечение иностранных работников и вовсе выглядит то ли отговоркой, то ли попыткой ввести Уполномоченного в заблуждение, поскольку привлечение иностранцев к трудовой деятельности при подготовке ЧМ-2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года осуществляется без учета квоты на выдачу им разрешений на работу и квоты на приглашений для въезда в Россию[28]. То есть, закон и не предусматривает никаких специальных требований о направлении заявок работодателями, участвующими в строительстве объектов к мундиалю.
В обнародовании информации о привлечении иностранцев к подготовке к ЧМ – 2018 нужно учитывать ожидания самарцев, которые связывают это событие с резким рывком в экономическом развитии региона, в благоустройстве, в создании качественной транспортной инфраструктуры, в изменении облика города – от всего этого, в конечном счете зависит социальное самочувствия населения. Им не безразлично, чьими руками это будет сделано: окажутся ли востребованными они сами или знаковые объекты будут создаваться руками иностранцев, смогут ли они заработать на строительстве стадиона и дорог или заработная плата мигрантов потечет рекой за пределы России. Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области целесообразно не только владеть полной информацией о привлечении иностранных работников к строительству объектов в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, но и своевременно предоставлять достоверную информацию обществу.
Собственно, проектирование миграционных потоков и влияние на них актуально не только применительно к возможному наплыву иностранной рабочей силы к Чемпионату мира по футболу. Сегодня единственный инструмент для квотирования – это заявки работодателей. Но до сих пор нет внятного объяснения той или иной квоте, нет анализа социальных рисков в связи с наплывом дешевой иностранной рабочей силы.
Такова ситуация во всех регионах, не только в Самарской области. Регулирующие органы не знают, какова реальная потребность экономики в иностранных работниках. А, значит, нет и убедительного объяснения для местного населения – почему нам нужно именно столько приезжих, занимающих рабочие места. Нам необходимо создавать предпосылки для притока мигрантов с определенными возрастными, образовательными, профессиональными и иными важными для региона характеристиками. И это должно происходить не только на основании запросов работодателей, а на основе специальных исследований мониторингового типа, которые позволят систематически выявлять сферы экономики, отрасли, типы и группы предприятий, нуждающиеся в притоке иностранной рабочей силы, который при этом не создаст препятствий и неудобств для местного населения.
Вместе с региональными и зарубежными коллегами, законодателями и миграционщиками, научной и правозащитной общественностью обсуждали вопросы трудовой миграции в субъектах РФ. Г. Екатеринбург, 27-28 мая 2013 г.
Самарцы обеспокоились не только тем, что приезжие занимают «их» рабочие места, но и тем, что те лечатся и рожают за счет российских налогоплательщиков. Вообще-то объем и порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства зависит от статуса их проживания. И только скорая медицинская помощь данным незастрахованным лицам оказывается бесплатно и безотлагательно без определения порядка возмещения расходов российских медицинских организаций на экстренную медицинскую помощь, госпитализацию, лечение, родовспоможение и другие медицинские услуги, оказанные незастрахованным иностранным гражданам и лицам без гражданства[29].
При этом зачастую на практике оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства не гарантируется и зависит от степени понимания сторонами законодательства, ставя самих иностранных граждан и лиц без гражданства в положение нежелательных пациентов. В результате недовольны и приезжие, и местные.
Характерно, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если, в частности, иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования[30].
Вместе с тем анализ сложившейся ситуации показывает, что данная норма на практике не работает, так как отсутствует механизм ее реализации.
В этой связи следует положительно оценить предложения законопроекта депутатов Самарской Губернской Думы, направленные на определение порядка получения полисов Правительством Российской Федерации.
Это позволит снизить нагрузку на российских налогоплательщиков и медицинские организации, а также выработать цивилизованную и понятную обществу миграционную и экономическую политику, способствующую как защите интересов граждан Российской Федерации, так и прибывающих в нашу страну иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. От дружбы народов до бытового национализма
(о равенстве прав и свобод человека и гражданина в контексте межэтнических отношений на территории Самарской области )
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещая любые формы ограничения прав[31]. В Российской Федерации предусмотрена административная ответственность граждан и юридических лиц и даже уголовная ответственность граждан за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина[32]. Но между высшими ценностями и конкретными фактами лежит огромный пласт противоречивых общественных настроений, влияющий на понимание первых и отношение ко вторым и, несомненно, влияющих на положение с правами человека применительно к сфере межэтнических отношений.
Проблемы внутренней и внешней миграции обсуждались на Координационном совете уполномоченных с участием руководителя Федеральной миграционной службы России Ромодановского К.О. 9 декабря 2013 года в Москве (фото слева) и научно-практическом семинаре уполномоченных «Поощрение равенства и борьба с дискриминацией» в Санкт-Петербурге 30-31 октября 2013 года (фото справа).
Самарская область по-прежнему занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по количеству мигрантов. В последние годы в Самарской области отмечается рост численности и удельного веса нетрадиционных для региона национальностей. За 21 год, прошедший между переписями населения, количество выходцев с Кавказа, Закавказья и из Средней Азии увеличилась в регионе в три раза.
По данным департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области на декабрь 2013 года, большинство жителей региона не испытывают проблем во взаимоотношениях с представителями различных национальностей, что не отменяет необходимости последовательной работы по предупреждению конфликтов[33].
Областные власти признают потенциал напряженности в национальном вопросе и видят выход в повышении уровня жизни населения[34].
Самарские журналисты оказались в числе лучших среди тех, кто умеет профессионально и корректно писать об острых межнациональных проблемах
Согласно оценкам, основанным на данных федеральных исследований, уровень этнической терпимости среди населения Самарской области по отношению к приезжим, не такой уж и высокий: по данным за 2012 год он составил 22%, причем наибольшие показатели толерантности проявились в сфере занятости – 35% и учебы – 32% (внимание! – это касается настроений в молодежной среде!). А вот среди тех, кто отвечает за реализацию государственной политики и прав граждан показатель удивляет: в сфере власти и управления уровень этнической терпимости составил всего 12%[35].
Действительно, часть населения региона воспринимает активизацию миграционных процессов довольно болезненно, нередко как несущих в себе неопределенную опасность. Напряженность в этой части то увеличивается, то снижается. Она обуславливается, прежде всего, социально-экономическими факторами. Бытующие представления, что мигранты безобразничают, несут болезни, занимают рабочие места накладываются на общий фон социального недовольства. И как только усиливаются проблемы, например, начинается очередной рост цен в ЖКХ, на продукты питания, тогда недовольство рикошетом отражается на конкретных группах людей. Проявление этнической нетерпимости свойственны самарцам, которые сильнее других ощутили на себе влияние экономического кризиса, лишившись работы, постоянного заработка и склонных винить в своих неудачах других, в том числе, мигрантов.
По мнению прокуратуры Самарской области, напряжение в сфере межэтнических отношений, возникает и как реакция на локальные конфликты в других регионах России или даже за рубежом, возникших из-за нежелания приезжих соблюдать местные традиции[36]. Действительно, своеобразный «паритет» между местным населением и мигрантами на определенном этапе не отменяет конфликтогенного потенциала отношений. Мы видим, как зоной риска возникновения межэтнических конфликтов становятся вполне «благополучные» в этом отношении территории, а события в Пугачеве и Бирюлево свидетельствуют о том, что для социального взрыва на фоне межнациональных отношений, сопровождающегося массовыми беспорядками и погромами, достаточно буквально единичного повода.
Суть этих конфликтов охарактеризовал Президент России В.В.Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию, отметив, что их провоцируют «люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы. Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит, единство нашего общества, единство и целостность Российского государства» [37]
То, что конфликты провоцируют не приезжие, а националисты, скинхеды и провокаторы, подтверждают и лидеры национальных диаспор в Самарской области – председатель «Лиги азербайджанцев Самарской области Ширван Керимов, президент самарского узбекского НКЦ «Алишер Навои» Исраилжан Нурматов[38].
В то же время «завороженность» общественного сознания межнациональным вопросом порой подталкивает население, а нередко, и журналистов, оценивать обычные бытовые конфликты исключительно через призму межнациональных отношений, как это было применительно к событиям в селе Сухие Аврали Елховского района и в селе Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области.
Нам нужно научиться различать природу различных конфликтов, не разжигая надуманные страсти и в то же время не доводя до противостояния людей там, где действительно накапливается напряжение. И уж тем более нельзя создавать его искусственно.
Отдельные политики и журналисты любят поднимать на щит тезис о росте этнической преступности. Да, статистика правоохранительных органов гласит, что в 2013 году в Самарской области возросло число преступлений, совершенных иностранными гражданами – убийств, случаев причинения вреда здоровью легкого и средней тяжести, побоев, угроз убийством, краж, мошенничеств, разбоев, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, подделкой документов и организацией незаконной миграции.
Но в корне неверным является понимание, что именно это и обеспечивает общий рост преступности в регионе. По данным УФМС России по Самарской области, доля совершенных иностранными гражданами преступлений составляет 2% от общего числа зарегистрированных в Самарской области преступлений[39]. По данным Главного управления МВД России по Самарской области за 2013 год, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории области совершено 1 081 противоправных деяний, что составляет 3,7% от всех раскрытых преступлений[40]. Но это только часть вопроса: одновременно выросло и число преступлений, в которых мигранты оказывались пострадавшими. В 2013 году выявлено 11 (+83,3%) преступлений экстремистской направленности, предусмотренных статьями 112 (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Уголовного кодекса Российской Федерации[41].
Следственными органами Самарской области возбуждено 9 уголовных дел по преступлениям, совершенным по мотивам национальной ненависти и вражды[42].
Судами Самарской области за год рассмотрено 12 уголовных дел экстремистской направленности (в том числе уголовные дела, направленные в суд в 2012 году) в отношении 14 лиц[43], в том числе громкое дело, связанное с преднамеренным убийством в июле 2013 года в Тольятти водителя такси совершенным четырьмя молодыми людьми, создавшими неформальную группу, пропагандировавшую идеи ненависти к лицам неславянской национальности.[44]
Вместо рассуждений об абстрактной этнической преступности нужны конкретные действия, направленные на устранение криминогенной обстановки по совершенно конкретным точкам, которые знают все самарцы. Густо заселены выходцами из Средней Азии дома на Заводском шоссе, под мостом у Кировского рынка, где мигранты уже считают себя полновластными хозяевами.
Или известная всему городу «Овощебаза № 3» на Дальневосточной улице, причем не только тем, что тут продаются дешевые фрукты-овощи. В одиночку сюда лучше не соваться – база живет по своим законам. Негласно ее именуют «самарским черкизоном».
В закоулках Зубчаниновки время от времени появляются провокационные надписи на стенах домов: «Русские, убирайтесь вон!». Подобная надпись некоторое время «украшала» фасад православной церкви в районе Воронежских озер. Не факт, что это дело рук гастарбайтеров. Но о том, что в Самаре есть силы, которым выгодно межнациональное напряжение, эта надпись красноречиво свидетельствует.[45]
Обращениям жителей к органам власти и в полицию с просьбой отреагировать на факты нарушения законодательства, защитить их права и интересы должно придаваться особое внимание. А нередко такие сигналы остаются по существу без ответа, меры не принимаются.
Так, никакой реакции не последовало на многочисленные обращения жителей дома № 83 по улице Степана Разина г.о. Самара в правоохранительные органы, органы местной администрации о незаконном проживании в их доме нелегальных мигрантов, антисанитарном состоянии и неудовлетворительном содержании помещений и оборудования дома, поступающих в адрес жителей угрозах, проявлении самоуправства, причинении вреда имуществу граждан, захвате придомовой территории и незаконном ведении строительных работ[46].
Среди поступивших к Уполномоченному документов по коллективному обращению граждан можно было увидеть только отписки. В историческом центре Самары, прямо под носом у городской администрации проживают нелегальные мигранты, а жители в течение года не могут добиться действенных мер реагирования! Даже после обращения Уполномоченного совместная проверка УФМС и органов внутренних дел выявила проживание одного мигранта, хотя жители указывали на десятки проживающих. И это понятно: проверка проходила днем, когда мигранты задействованы на работе, а по ночам скопление приезжих по-прежнему досаждает жителям дома № 83 по улице Степана Разина.
Ответственное реагирование на конкретные сигналы – это возможность своевременного предупреждения конфликта. Между тем, прокуратура Самарской области справедливо отметила недостаточность работы участковых уполномоченных по выявлению проживающих на обслуживаемой ими территории лиц, придерживающихся экстремистских взглядов, и проведению профилактической работы. За 2013 год только 2 лица привлечены полицейскими к ответственности по статье 20.3 КоАП РФ за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики. По постановлениям прокуроров более 30 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности за несвоевременное удаление нацисткой символики с фасадов зданий и сооружений[47].
В связи с этим можно рекомендовать Главному управлению МВД России по Самарской области рассмотреть целесообразность проведения инструктивно-методических занятий для участковых отделов полиции по организации необходимой работы по вопросам межнациональных и межэтнических отношений, противодействия экстремизму на вверенной им территории в качестве одной из первостепенных задач участковых отделов полиции, от решения которой зависит благополучие не только отдельных граждан, но и всего общества.
Но главное, нужна систематическая работа по оказанию правовой и социальной помощи инокультурным мигрантам, их адаптация к жизни в нашем регионе, как это определено в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. На областном уровне это предусмотрено двумя программами - «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 – 2018 годы» и «Содействие занятости населения Самарской области на 2014 – 2020 годы», включающей подпрограмму «Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 – 2016 годы».
В рамках других областных программ финансируются также мероприятия по этнокультурному развитию народов Самарской области. С 2014 года в нашем регионе устанавливается новый праздник – День народов и национальных культур, который будут отмечать 12 сентября.
Правда, программа адаптации мигрантов, подготовленная региональным министерством труда, рассчитана на 5,5 тысяч человек[48], а в область, как мы видим, прибывают десятки тысяч – и здесь требуется понимание и соучастие диаспор и некоммерческих организаций, инициирование ими проектов, направленных на правовое просвещение и социальную адаптацию мигрантов, включая специальные программы толерантности и медиапроекты.
Важна поддержка самарцев и создаваемых Федеральной миграционной службой России общественных дружин. Хочу подчеркнуть принципиальную идею их создания: их деятельность направлена не на контроль за пребыванием иностранцев, а на формирование правового сознания иностранных граждан. Надеюсь, и у нас найдутся добровольцы для распространения информационных материалов и консультаций.
Эти и многие другие конструктивные системные меры гораздо полезнее для обеспечения общественного согласия на территории региона, чем меры запретительные. Так, в частности, предлагалось запретить иностранным гражданам и лицам без гражданства (заметим, легальным трудовым мигрантам!), находиться с 23 часов до 7 часов местного времени на территориях общего пользования[49]. За нарушение «комендантского часа» предполагалось наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. Но это вступает в противоречие с федеральным законодательством[50].
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[51]. Права человека в принципе не могут быть ограничены по принципу национальных, социальных и иных различий[52]. В этой связи принципиально важно, чтобы формирование и совершенствование законодательства в сфере межнациональных отношений происходило в полном соответствии с принципами и нормами российского и международного права.
[1] Основные показатели работы УФМС России по Самарской области. Информация с сайта УФМС России по Самарской области //ufms63.ru/
[2] Там же
[3] Послание Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона от 26.12.2013 // Сайт Правительства Самарской области //samregion.ru/
[5] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-44-14 от 21.02.2014 г.
[6] Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденная Приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171.
[7] Обращение Уполномоченного по правам человека в Самарской области к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову от 10.02.2014 № 628.
[8] По материалам расширенного заседания Совета по межнациональным отношениям при Администрации Губернатора Самарской области, Общественной палаты Самарской области, Общественного совета при УФМС России по Самарской области. 20 декабря 2013 г. Информация с сайта УФМС России по Самарской области: //ufms63.ru/; информационное письмо юриста сети «Миграция и Право», члена Общественного совета при УФМС России по Самарской области Сабининой Т. П. в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области., вх. № 893 от 06.03.2014 г.
[9] Пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
[10] В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. В отношении Самарской области на 2014 год квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации установлена в размере 2000 (квота на 2013 год составляла 1500).
[11] Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
[12] В указанных случаях срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
[13] Экспертный доклад «Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе», под общ. редакцией академика В.А. Тишкова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Распределенный научный центр межнациональных и межрелигиозных проблем, Москва-Ижевск-Оренбург, 2013. С. 74.
[14] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
[15] Информация с сайтов: //rg.ru и //samara.aif.ru.
[16] Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Постановлением Правительства Самарской области от 04.02.2014 № 48 утверждена государственная программа Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014 - 2018 годы.
[17] Характерно также, что на сегодня для трудоустройства, в том числе для возможности получения разрешения на работу иностранные граждане при въезде в Российскую Федерацию не обязательно должны указывать в миграционной карте целью своего въезда именно осуществление трудовой деятельности. И скорее всего, действительно, не всегда это должно быть только так. Но в установлении четкого статуса трудового мигранта должны быть заинтересованы все – и государство, и работодатели, и сами иностранные работники. В этом смысле, конечно, федеральное законодательство, регламентирующее правила учета и выдачи разрешений (патентов) на работу для иностранных мигрантов, нужно комплексно совершенствовать, в том числе с учетом оценки как действующих инструментов квотирования рабочих мест для мигрантов, так и механизмов защиты прав граждан.
[18] Основные показатели работы УФМС России по Самарской области. Информация с сайта УФМС России по Самарской области: //ufms63.ru/
[19] Приказ Минтруда России от 16.12.2013 № 739н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
[20] Информация ИА «REGNUM» //regnum.ru/
[21] Письмо заместителя министра – руководителя департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Зверева Н.М., исх. № 38/727 от 12.03.2014 г.
[23] Газета «Новости миграции» («Миграция NEWS»), публикация от 09.01.2014. Информация с сайта: //facebook.com/ и сайта УФМС России по Самарской области //ufms63.ru/
[24] Письмо врио заместителя начальника УФМС России по Самарской области Акимова Д.В., исх. № 1/9-1643 от 11.03.2014 г.
[25] Информация ИА «REGNUM» //regnum.ru/
[26] Письмо и.о. министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Тимреча С.А., исх. № 38/376 от 03.02.2014 г.
[27] По данным министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, в разрезе отраслей экономики в региональной квоте на привлечение в 2014 году иностранных работников большая часть (55% из 29 746 мигрантов) запланирована для работы в строительстве. В 2013 году доля иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в строительстве, в регионе составила 59,8%.
[28] Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[29] Статья 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
[30] Подпункт 5 части первой статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
[31] Статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации.
[32] Статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.
[33] Информация ИА «REGNUM» от 16.12.2013 с сайта: //regnum.ru/
[34] Выступление Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. на заседании Совета Приволжского федерального округа 19 декабря 2013 года в г. Ульяновске // regnum.ru/
[35] Экспертный доклад «Межэтнические и конфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе», под общ. редакцией академика В.А. Тишкова, Министерство образования и науки Российской Федерации, Распределенный научный центр межнациональных и межрелигиозных проблем, Москва-Ижевск-Оренбург, 2013. С. 73.
[36] Информация с сайта УФМС России по Самарской области //ufms63.ru/
[37] Из Послания Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013.
[38] Информация с сайта: //tltpravda.ru/
[39] Информация с сайта УФМС России по Самарской области //ufms63.ru/
[40] Состояние преступности и правопорядка на территории Самарской области по итогам 2013 года. Главное управление МВД России по Самарской области. Самара, 2014.
[41] Состояние преступности и правопорядка на территории Самарской области по итогам 2013 года. Главное управление МВД России по Самарской области. Самара, 2014
[42] Материалы пресс-конференции старшего помощника прокурора Самарской области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Д.С.Салищева // пресс-центр «Комсомольской правды» 18.12.2013 // «Новая Газета» //pda.novayagazeta.ru/, //novayasamara.ru, //parkgagarina.info/
[43] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-44-14 от 21.02.2014 г.
[44] Информация с сайта Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области //samara.sledcom.ru/
[45] Информация с сайта: //samara.aif.ru.
[46] Коллективное обращение Вх. № 1241/Кол-13 от 16.12.2013 г.
[47] Об итогах работы органов прокуратуры Самарской области за 2013 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2014 г. Расширенное заседание коллегии прокуратуры Самарской области, Самара, 28.01.2014
[48] Послание Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона от 26.12.2013 г. Сайт Правительства Самарской области: //samregion.ru/
[49] Проект закона Самарской области № 8012-13 «О порядке нахождения иностранных работников на территории Самарской области и о внесении изменений в Закон Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» . Октябрь 2013 г.
[50] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
[51] Статьи 55 Конституции Российской Федерации.
[52] Статья 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03