Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Анонсы

Дата Анонс
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Право избирать и быть избранным"

Из доклада 2013

Раздел 3.2. Право избирать и быть избранным

 

На нарушение избирательных прав в 2013 году

никто  не жаловался: не было нарушений

 или людям это безразлично?

 

Масштабы проведенных в 2013 году избирательных кампаний и их характер не позволяют говорить о массовых нарушениях избирательных прав и избирательного законодательства. Это были так называемые «локальные» избирательные кампании, не охватывающие территорию всей Самарской области. Так, по данным Избирательной комиссии Самарской области в 2013 году было проведено 46 избирательных кампаний, в том числе, дополнительные выборы в Самарскую Губернскую Думу по Отрадненскому и Похвистневскому одномандатным избирательным округам, выборы в органы местного самоуправления, включая глав отдельных муниципальных районов, городских округов и сельских поселений Самарской области, депутатов представительных органов городских округов Тольятти и Сызрань, дополнительные выборы депутатов представительных органов иных муниципальных образований Самарской области.

Характер данных избирательных кампаний, их меньшая политизированность и наличие лишь информации о реагировании уполномоченных органов на отдельные жалобы избирателей и избирательных объединений в 2013 году не позволяют с уверенностью делать выводы о том, улучшилась ли принципиально ситуация в сфере соблюдения избирательных прав и избирательного законодательства, созданы ли достаточные предпосылки к тому, чтобы избежать повтора нарушений, свойственных ранее проведенным выборным кампаниям федерального и общеобластного уровня.

 

1. Законность или политическая целесообразность?

(об отказах в регистрации кандидатов в депутаты)

 

Руководством Избирательной комиссии Самарской области утверждается, что «практика применения избирательного законодательства вырабатывается, в том числе, в результате деятельности избирательных комиссий, выстроенных в систему компетентных субъектов, направленной на толкование законодательства о выборах в единстве с накопленным социально-правовым опытом»[1]. Проверить обоснованность этого тезиса, пожалуй, можно только эмпирическим путем, пройдя значимые, в том числе по своему накалу и политической остроте, избирательные кампании.

Вместе с тем, даже при меньшей политизированности проведенных выборов достаточно распространенными были необоснованные отказы избирательных комиссий в заверении и регистрации списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями на выборах депутатов представительных органов городских округов Тольятти и Сызрань по соответствующим единым избирательным округам, а также отказы в регистрации кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам. Подобные отказы, бесспорно, являются препятствием в реализации пассивного избирательного права гражданами. По результатам рассмотрения жалоб на подобные отказы по информации Избирательной комиссии Самарской области ею были признаны обоснованными и удовлетворены 9 жалоб. Две жалобы были удовлетворены судом.[2]

В докладе Уполномоченного по правам человека в Самарской области за 2012 год предлагалось дополнить компетенцию Избирательной комиссии Самарской области полномочием по осуществлению методической помощи избирательным объединениям, кандидатам на выборные должности, наблюдателям, средствам массовой информации по их участию в процедурах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Данное изменение в Закон Самарской области от 13.03.2001 № 23-ГД «Об Избирательной комиссии Самарской области» так и не было внесено. Между тем, очевидно, что можно было бы избежать судебных разбирательств, связанных с удовлетворением упомянутых жалоб, окажи Избирательная комиссия Самарской области своевременную методическую помощь избирательным объединения (кандидатам) в защите их прав и в исправлении допущенных нижестоящими избирательными комиссиями ошибок, препятствующих законной конкуренции кандидатов и избирательных объединений за голоса избирателей. Достаточное количество удовлетворенных жалоб (11 штук) – это не лучшая характеристика деятельности избирательных комиссий, раз уж последние в нарушение законодательства отказываются заверять и регистрировать списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, или регистрировать отдельных кандидатов.

Впрочем, мотивы незаконных решений избирательных комиссий об отказе заверения и регистрации списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, или регистрации отдельных кандидатов не «лежат на поверхности». И в каждом отдельном случае следует разбираться, каковы истинные причины подобных решений избирательных комиссий: отсутствие достаточной юридической грамотности членов избирательной комиссии, принявшей соответствующее решение, или тенденциозность, направленная на так называемый «отсев ненужных» кандидатов или списков кандидатов. И в том, и в другом случае избирательные комиссии должны занимать позицию, ориентированную на неукоснительное соблюдение требований законодательства нижестоящими избирательными комиссиями, а не политическую целесообразность.

В то же время нельзя не отметить положительные начинания Избирательной комиссии Самарской области в сфере организации правовой и методической помощи как нижестоящим избирательным комиссиям, так и участникам избирательных процессов. К подобным начинаниям следует отнести создание Центра онлайн-обучения Избирательной комиссии Самарской области.

 

2. Агитпроп в законе

(нарушения порядка ведения предвыборной агитации)

 

 «Традиционными» нарушениями, проявившимися, в том числе и в ходе избирательных кампаний в 2013 году, стали нарушения порядка проведения предвыборной агитации. Так, по данным Избирательной комиссии Самарской области, из 11 адресованных Избирательной комиссий Самарской области жалоб на нарушения порядка проведения предвыборной агитации 4 подтвердились[3].

Сотрудниками полиции в период подготовки и проведения различных выборных кампаний в 2013 году выявлено 27 административных правонарушений. Практически все они связаны с нарушением порядка ведения предвыборной агитации:

- по статье 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах») составлено 23 протокола об административных правонарушениях (все судами рассмотрены, наложены штрафы на общую сумму – 17 500 рублей);

- по статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах) составлено 3 протокола об административных правонарушениях (все судами рассмотрены, наложены штрафы на общую сумму – 2 500 рублей);

- по статье 5.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму) составлен 1 протокол об административном правонарушении (судом рассмотрен, наложен штраф на сумму 500 рублей).[4]

 По-прежнему нарушения порядка проведения предвыборной агитации зачастую представляют собой не столько незнание нарушителями требований избирательного законодательства к предвыборной агитации, сколько проявление недостаточной культуры в ведении борьбы за выборную должность. В большинстве случаев нарушений порядка проведения предвыборной агитации имеются признаки правового нигилизма субъектов, вполне сознательно допускающих подобные нарушения.

Вместе с тем, в целом можно отметить относительно спокойное проведение выборных кампаний в 2013 году. Так, по данным прокуратуры Самарской области в 2013 году по инициативе прокуратуры граждане и организации к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах не привлекались. Кроме того, в 2013 году отсутствуют факты привлечения граждан к уголовной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах[5]. В то же время в ходе (по результатам) избирательных кампаний, проводимых в 2013 году, возбуждено 3 уголовных дела: 2 – по части 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Клевета»), 1 – по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации («Кража»).

Следует также отметить, что 2013 год может быть отмечен принятием Закона Самарской области от 14.05.2013 № 39-ГД «О наказах избирателей Самарской области». И, хотя традиционно наказы относят к так называемому «императивному мандату»[6], которым мандат депутата Самарской Губернской Думы не является, все же представляется позитивным с точки зрения установления связи между правом избирателей вносить депутатам Самарской Губернской Думы предложения, направленные на улучшение деятельности органов власти Самарской области по вопросам экономического, социального, политического и культурного развития, и обязанностей рассмотрения таких предложений Самарской Губернской Думой. В таком значении «наказы избирателей» по существу представляют собой своего рода канал обратной связи, институт, обязывающий органы государственной власти аккумулировать и всесторонне изучить предложения избирателей Самарской области.

Официально-формальная сторона избирательных процессов в Самарской области в 2013 г. не порождала каких-либо существенных нарушений граждан, что создает в целом общее положительное впечатление. Однако оно может быть обманчивым, если брать избирательные процессы 2013 г. в контексте и в продолжении избирательных кампаний 2011 и 2012 гг., когда в обществе сложилось убеждение невозможности судебного пересмотра результатов голосования даже в случаях очевидных нарушений.

Тогда, в условиях невозможности решать вопросы в рамках правового поля, сложилось некое неустойчивое равновесие сил между обществом и властью, когда исчезает смысл заявлять о нарушениях и обращаться за защитой гражданских прав.

Поэтому побуждение к гражданской активности, особенно ярко появившееся в ходе избирательной кампании в г.о. Тольятти в 2013 году, должно стать залогом реального участия населения в выборах власти и действенного контроля за результатами ее работы.

 



[1] Письмо исполняющего обязанности председателя Избирательной комиссии Самарской области Солдатова А.Н., исх. № 01-18/105-04 от 07.02.2014 г.

[2] Письмо исполняющего обязанности председателя Избирательной комиссии Самарской области Солдатова А.Н., исх. № 01-18/105-04 от 07.02.2014 г.

[3] Письмо исполняющего обязанности председателя Избирательной комиссии Самарской области Солдатова А.Н., исх. № 01-18/105-04 от 07.02.2014 г.

[4] Письмо исполняющего обязанности начальника штаба Главного управления МВД РФ по Самарской области Андреева А.Г., исх. № 16/31-210 от 24.02.2014.

[5] Письмо исполняющего обязанности прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф., исх. № 6022-14/15-нн-14 от 27.02.2014 г.

[6] См., например, Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглая по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы», прилагаемое к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.1996 № 21-П.

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03