Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Алексеевский район: от падежа коров к экономическому росту .

17 апреля выездной прием в Алексеевском районе по традиции проводили сразу два омбудсмана:

Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова и Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова.

Пора просыпаться!
За день удалось повидать сотни людей: на установочном совещании и личном приеме, во время посещения больницы и социального центра, пансионата для пожилых людей и фермы, на которой был прогремевший на всю область падеж скота... Впечатление от визита осталось своеобразное 
– Как будто попали в сонное царство,– отметила на итоговом заседании Ирина Скупова. – Анабиоз ощущается и визуально – безлюдные улицы –  и по настроениям жителей. Никаких «типичных» для районов жалоб на коммуналку и ЖКХ, нет претензий к правоохранительным органам. То, что «взорвало» бы почти любой район, здесь воспринимается почти без эмоций. Нет выплат, – значит, и не будет; нет информации, – да и бог с ней... Такое впечатление, что люди со всем смирились.
Татьяна Козлова тоже отметила необычное «молчание» района: за 2013 год к ней тоже не поступило ни одной жалобы из этого района.
– Привыкли,– пояснил глава района Александр Уколов.– И мы людям хорошо объясняем, если объективно проблема пока не решается.
И все же, многое в районе выглядит парадоксально. Алексеевка выглядит опрятно, на улицах чисто, чиновники знают семьи и их проблемы наперечет, а 700 метров дороги для многодетной семьи засыпать гравием никак не могут.  Новое здание социального центра оборудовано прекрасными пандусами, пенсионеры-кружковцы  образцово играют в шашки и украшают пасхальные яйца, все выражают радость по случаю приезда гостей и руководителей района, но при начальстве почему-то не решаются пожаловаться на проблемы с лекарствами и неудобства от реформирования больницы. В район, судя по словам главы, растет приток инвестиций от нефтяников, а молодежь как бежала из района, так и бежит. Порой трудно найти логику и в поступках некоторых жителей.
Семьи  с детьми могут оказаться на улице.

Людей, которые оказались в беде во многом по собственной «инициативе», в этот раз было особенно много.
Семья Ф. с двумя детьми хочет купить дом стоимостью 700 000 рублей, но ипотеку не дают из-за плохой кредитной истории, да и один из двух старых кредитов еще не оплачен. Семья готова вложить в ипотеку в качестве первоначального взноса материнский капитал, но до достижения вторым ребенком 3-летнего возраста этого делать нельзя. Кто даст гарантии, что семья сможет обеспечить оплату ипотеки, непонятно, но дом ей нужен почему-то именно сейчас.
Глава района попросил хозяина продающегося дома подождать, пока семья решит свои проблемы. Уполномоченный по правам человека в Самарской области, в свою очередь,  поддержит ходатайство о возможности предоставить ипотечный кредит семье под возможные гарантии.

Семья О. с тремя детьми взяла ипотеку на строительство дома на 29 лет, но в январе 2014 года доход семьи резко упал. Выплаты сначала пошли с перебоями, а затем и вовсе прекратились. Частично выплаченный долг оброс штрафными санкциями и процентами, и теперь он составляет 650 тысяч рублей (брали 800 000).  Теперь недостроенный дом, который семья приватизировала, чтобы получить материнский капитал, в залоге у банка, и если суд решит, дом придется продавать. А поскольку приватизация уже была, на очередь многодетная семья сможет встать только через 5 лет. Хуже всего то, что если у родителей нет жилья, органы опеки по закону должны будут забрать у них детей.
Единственный выход из ситуации – просить банк о реструктуризации долга до суда, который назначен на 22 апреля. Омбудсман со своей стороны обратится в Самарский областной фонд жилья и ипотеки с ходатайством о реструктуризации, а также попытается убедить семью не отказываться от земельного участка. Для 67 многодетных семей на улице Южной в Алексеевке есть участки с близлежащими коммуникациями.  Кроме того, главе семейства на итоговом совещании пообещали подобрать новую работу с более высокой зарплатой.

Мать пятерых детей, трое из которых совершеннолетние, когда-то получила квартиру в поселке Субботинский. Вскоре семейная жизнь пошла под откос, и женщина сбежала от пьющего мужа.
Квартира превратилась в хлев, из которого постепенно исчезла даже сантехника. Куда санитарке с 6 000 зарплаты и двумя несовершеннолетними идти на старости лет, если дом, который ей по доброте сдают в аренду за символические деньги, хозяйка решит продать? Закон, и юридический, и человеческий, тут один:
– Государство уже давало вашей семье жилье, надо было его беречь, – ответила женщине Ирина Скупова.– На повторное получение жилья законных оснований у Вас нет.
Впрочем, по человеческому закону надо бы спросить у троих взрослых детей, почему бы им не сделать ремонт в квартире, которую у их матери никто не отнимал.
Областное правительство поможет приемным детям-сиротам?
В Алексеевском районе приемных детей в семьи берут охотно. Дело само по себе хорошее, есть положительные примеры, да и при отсутствии работы семьям с детьми – значительная прибавка к бюджету. Но порой непростое прошлое таких ребятишек еще долго усложняет им жизнь.
Семья С. хотела обеспечить приемную дочь пенсией по потере кормильца. Девочка родилась в тюрьме, явно по фальшивому паспорту. Устанавливать, кто ее биологическая мать, можно годами, да и не факт, что «материализация» мамы в жизни девочки не превратится в еще одну проблему.
– Пенсия по потере кормильца  немного больше, чем величина прожиточного минимума, –  пояснила  Наталья Хохлова, начальник отдела по урегулированию социальных споров аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области. – Но в вашем случае придется затратить немало сил и средств, чтобы в суде подтвердить право на эту пенсию. На уровне областных властей рассматривается вопрос о введении для детей такой судьбы доплату в размере прожиточного минимума, а это почти 6 000 рублей. И хотя выплаты начнутся, скорее всего, не в этом году, возможно, вам стоит подумать о таком варианте.
В семье завклубом С. из поселка Ковриновский два приемных сына. У старшего ни кола, ни двора, ни отца ни матери, у младшего в Смышляевке есть  полуразвалившийся дом. Парню скоро 22 года, он учится, получает вторую специальность, но перспективы с жильем неясны.
Уполномоченный посоветовала первому сыну С. дождаться областных выплат для приемных детей-сирот  в размере прожиточного минимума. А второму приемному сыну С. омбудсман окажет помощь с постановкой его на учет в очередь на получение жилья. Правда, сначала ему в администрации Волжского района надо взять справку о признании полуразвалившегося дома в Смышляевке непригодным для проживания.
Непросто сложилась судьба 19-летней В. из Алексеевки. С отцом после смерти матери ни она, ни младшая сестра не общаются, мать умерла, когда В. исполнилось 18 лет. И поскольку биологическая мать аккуратностью в выплате алиментов не отличалась, право на пенсию по потере кормильца еще и доказывать придется.
– Таких детей жаль вдвойне,– прокомментировала ситуацию Ирина Скупова.– Мало того, что при жизни горе-родителей они недополучили внимания и поддержки, теперь и государство отказывает им в помощи, так как они и раньше не были иждивенцами. Эта несправедливость требует корректировки федерального законодательства. Радует, что в случаях судебных разбирательств на сторону таких детей встает и суд, и службы судебных приставов, и органы опеки.
Многодетная семья с 26 приемными детьми – гордость района

Достоинство и деловитость, с которыми  С. , жительница села Самовольно-Ивановка как-то вскользь сообщила о том, что в ее семье 31 ребенок (из них пятеро своих) вызвали невольный трепет.
– Как же Вы на всех готовите?! – ахнули женщины.
– Старшие дети помогают,– спокойно ответила героическая мама. – Затариваемся продуктами два раза в месяц, готовим сами. За одеждой тоже выезжаем организованно, нанимаем машину за 2 000 и закупаемся. Нам так выгоднее. Мы давно привыкли к отлаженному ритму, никаких проблем ни с питанием, ни с одеждой. Вот только с дорогой просим помочь.
На занятия из дома С. автобус вывозит ежедневно десять детсадовцев и двенадцать школьников. Подрастает ребятня у соседей, так что несовершеннолетнего народу в автобусе едет много. Но дорога от дома до асфальта небезопасная.
– Смотрю, как автобус  с ребятней вихляет по размокшей глинистой колее, - сердце кровью обливается,– говорит многодетная мама. – Мы не просим асфальт, понимаем, что дорого. Но гравием-то пусть кто-нибудь эти 700 метров посыплет!
Глава района руками разводит: семью здесь ценят, помогают, чем могут. Холодильник подарили, автобус от области передали, на просьбы отказа нет. Но щебенкой засыпать дорогу не положено, а асфальтировать этот кусок дороги в ущерб другим нецелесообразно.  Единственная надежда – на Правительство Самарской области. Бережное отношение к  многодетным семьям становится одной из ее «визитных карточек». 
Уполномоченный по правам человека считает, что 700 метров безопасности для детей стоят поддержки из облбюджета. 
«Верните нам невролога, окулиста и эндокринолога»!

  

Третий месяц жители Алексеевского района лечатся по новым правилам. Прежде все врачи вели прием в Алексеевке, теперь к узким специалистам людям приходится ездить в Нефтегорск.
Замглавного врача уверена, что от разукрупнения все только выиграли: оборудование в Нефтегорской больнице лучше, зарплаты у алексеевских врачей меньше не стали, 25 % надбавки за сельскую местность у них осталась, да и пациентам удобно: в районе удалось отстоять почти все фельдшерско-акушерские пункты ( на 24 села – 21 ФАП), в которых первичную медпомощь окажут в любое время суток. Также в районе действует три офиса врачей общей практики, при которых есть машины. Кроме того, два раза в неделю специалисты, которых нет в Алексеевке, приезжают из Нефтегорска и принимают всех записавшихся на прием.
– А нет ли проблем с роженицами? – поинтересовались журналисты.– Ведь это отделение теперь тоже в Нефтегорске.
– В последнее время в год у нас принимали всего около 40 родов,– пояснила замглавного врача.– Да и аппаратуры, чтобы принять и выходить, допустим, 500 – граммового малыша, у нас нет.
Средняя зарплата врача – 25 000 рублей, медсестры – 17 000, техперсонала – 11 000. Медики удовлетворены в целом. Да и редкие пациенты в полупустых палатах, судя по опросам, качеством оказываемой медпомощи и отношением персонала вполне довольны.
Но, разговорившись с людьми, слышишь и такое:
– Мы не знаем, в какие именно дни приедет врач из Нефтегорска,– рассказала М. – Старикам, которых здесь много, к окулисту, например, чтобы очки поменять, или к стоматологу из-за примерок приходится ездить несколько раз. Туда и обратно поездка выходит в 140 рублей. Не каждый и поедет. Хуже стало и тем, у кого диабет и радикулит.  Ездить к неврологу и эндокринологу далеко и дорого.
– Верните нам окулиста, невролога и эндокринолога! – поддержали ее остальные. А главное, пусть в Нефтегорске на нас не смотрят, как на чужих!
У электриков зарплата стала в 2 раза меньше, чем у санитарки
В пансионате для пенсионеров порадовали и удивили спортивные тренажеры в комнате отдыха. По контрасту с прибитыми вдоль стен перилами для передвижения они как-то не очень вязались. Пенсионеры, смотревшие по телевизору прямую линию с Путиным, подтвердили: на тренажерах они действительно занимаются, но обычно по утрам.

 Пожилые люди не жалуются на условия в пансионате.

Настроение стариков радужным не назовешь, но вряд ли это связано с персоналом. Питанием и уходом люди в целом довольны. Врачи и медсестры показались нам приветливыми и добродушными. В комнатках на 1-2 человека обстановка комфортная и уютная: есть телевизоры, холодильники, коврики.
–  От пенсии у наших постояльцев остается 25 %, деньги они получают на руки,– рассказали сотрудники. – Если просят нас что-нибудь им купить, оставляем для их детей и внуков чеки, для отчетности.  Родственники стариков приезжают, и  старики им часть денег передают.
– Зарплаты у врачей, медсестер и младшего медперсонала неплохая,– сказал директор пансионата.– А вот технические работники получают все ту же «минималку». Как-то неудобно платить мужчинам, – сантехнику или электрику,– 5 800 рублей, когда санитарка получает 11 000.
На контроле Уполномоченного все обращения граждан района
Мы рассказали не о всех проблемах, с которыми к Уполномоченному обратились жители района.
На контроле Уполномоченного вопросы очередности ветеранов и участников Великой Отечественной войны, вдов и тружеников тыла, которые стоят в очереди на получение компенсаций за уже проведенный ремонт.
Семье М. требуется помощь в решении жилищной проблемы. В ближайшее время ребенку поставят диагноз, и станет ясно, будет ли семья иметь право на внеочередное получение жилья.
Учащейся ПТУ из Нефтегорска, по ее словам, больше двух месяцев не выплачивали пособие для детей-сирот. Девушке, чтобы как-то жить, приходилось работать. Теперь ее за пропуски грозятся отчислить, а «если будет жаловаться – заставить вернуть уже выплаченные «сиротские». Омбудсман намерена выяснить обстоятельства и этой истории, ведь девушка утверждает, что таких, как она, в учебном заведении 15 человек.

В этих коровниках зимовали несчастные буренки.  А это здание прямо на въезде в Сухую Ветлянку как из фильма ужасов  

В селе Сухая Ветлянка не осталось никаких следов от апокалиптической картины массового падежа коров. Разве что воронье не торопится покидать место. Но разрушенные коровники и бывшие совхозные дома, зияющие пустыми окнами без стекол, мрачные покосившиеся строения и ржавеющая брошенная техника напоминают то ли «Сталкер» Тарковского, то ли Верещагинское полотно «Апофеоз войны».
Из былой сельскохозяйственной мощи совхоза – только дом одинокого фермера, пара домиков, где еще теплится жизнь, и жутковатого вида здание ФАП с грязноватыми тюлевыми занавесками. Но посреди этого запустения появляются очаги новой жизни.
Обнаруженные нефтяные месторождения и обновленная энергичная команда в администрации района внушают надежду на его светлое будущее.

 В новеньком Центе социального обслуживания пенсионерам уютно и удобно  В центре Алексеевки симпатичная церковь. Пансионат для пожилых людей хорош изнутри и снаружи.

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03