443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
26 января прошло заседание Оперативного штаба МВД РФ по профилактике правонарушений, посвященного подготовке органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период проведения выборов Президента Российской Федерации.
Заседание прошло под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева с участием председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Владимира Чурова, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина, председателя Общественного совета при МВД России Ильи Резника, члена Общественной палаты Российской Федерации Анатолия Кучерены, заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха.
От Самарской области в мероприятии в режиме видеоконференции участвовали: заместитель начальника ГУ МВД РФ по Самарской области Николай Турбовец, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова, председатель областной избирательной комиссии Самарской области Вадим Михеев, заместитель руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Валерий Золотарев, заместитель руководителя департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара Игорь Рудаков, начальник ЦПЭ ГУВД по Самарской области Алексей Максимов.
В ходе заседания обсуждались вопросы координации и взаимодействия правоохранительных органов, избирательных комиссий, органов государственной власти и общественных организаций в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
Рашид Нургалиев сообщил, что МВД России уже определен комплекс мер по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения президентских выборов. Так, одной из важнейших задач является реализация комплекса мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений, в том числе в отношении кандидатов, их представителей, органов государственной власти, избирательных участков и граждан, участвующих в голосовании.
В ходе заседания рассматривался вопрос об оснащении избирательных участков и других объектов проведения выборов техническими средствами безопасности, в том числе металлодетекторами и web-камерами. На сегодняшний момент на компанию по техническому оснащению всех участковых избирательных кампаний затрачено 12 млрд. рублей
На сегодняшний момент в России: 2 437 Территориальных избирательных комиссий Более 95 000 Участковых избирательных комиссий В Самарской области : 1710 Участковых избирательных комиссий |
Сейчас остается открытым вопрос о том, кто будет нести ответственность за сохранность оборудования до начала выборов и после их окончания.
В своем выступлении В.П. Лукин выделил два основных блока вопросов, стоящих перед органами внутренних дел в период выборов -обеспечение общественного порядка и безопасности на улицах и обеспечение порядка на избирательных участках.
Под первой задачей Уполномоченный имел ввиду действия полиции при проведении публичных мероприятий, так как любая предвыборная кампания влечет всплеск политической активности граждан. Митинги и иные публичные мероприятия в это время достаточно распространенное явление. Обеспечить правопорядок и общественную безопасность во время проведения публичных мероприятий - основная задача органов внутренних дел. Но надо понимать, что митинги — это атрибут не только выборов. Граждане вполне могут пожелать в любое иное время собраться и высказаться по тем или иным вопросам общественной жизни, что согласуется с конституционным правом на мирные собрания. И постепенно такая культура в обществе формируется. В свою очередь и региональные власти и органы полиции должны научиться воспринимать такие мероприятия как обыденное явление, а не как форс-мажор. И, разумеется, органы полиции должны быть готовы к их проведению в любое время.
Руководству МВД Уполномоченный по права человека в РФ предложил перенять и распространить опыт столичной полиции по привлечению общественных наблюдателей на митинги из числа членов общественного совета при УВД (ГУВД, МВД региона), региональной общественной палаты, аппарата регионального Уполномоченного, журналистов. Опыт показал, что при таком подходе картина митинга и его обеспечения более объективна, и в большинстве случаев наличие наблюдателей сдерживает обе стороны от чрезмерных и крайних форм поведения. Как считает Уполномоченный, это будет способствовать формированию у сотрудников полиции устойчивого навыка корректного и доброжелательного восприятия публичных мероприятий и акций, требующих силового вмешательства лишь при их перерастании в массовые беспорядки.
Во всех прочих случаях роль полиции сводится к оказанию помощи гражданам в реализации их права на мирные собрания.
В качестве примера омбудсман привел опыт собственного участия в качестве наблюдателя на прошедших в Москве 10 и 24 декабря 2011 года митингах. Уполномоченный отметил, что они были хорошо организованы и обошлись без привычных массовых задержаний. В данных случаях действия полиции следует признать близкими к образцовым.
Что касается нареканий на действия сотрудников полиции, то перечень проблем при проведении согласованных публичных мероприятий и публичных мероприятий, место и время проведения которых не были согласованы, несколько различается. Вопросы возникают в связи с:
- разгоном акции;
- задержанием участников акции;
- работой с задержанными после их доставления в органы внутренних дел.
Эти вопросы, разумеется, необходимо изучить. Методические руководства по действиям полицейского во время публичных мероприятий необходимо разрабатывать не только в русле тактико-специальной подготовки, но и правового контроля. В этой связи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации готов оказать поддержку и содействие.
Прошедшие в Москве в декабре 2011 года митинги выявили еще две проблемы, на которых Уполномоченный хотелось бы остановиться отдельно. Первая касается условий содержания задержанных за нарушения во время публичных мероприятий. Полиция оказалась не готова к работе по оформлению и содержанию подозреваемых, когда доставление в отдел 30-40 задержанных не только фактически парализовывало работу полиции, но и делало невозможным должное соблюдение ряда установленных процедур.
В частности, задержанным не предоставлялись для ознакомления материалы дела, не вручались копии протоколов, не разъяснялись права, не уведомлялись родственники и т.д. На суд задержанных привозили прямо из ОВД, при этом люди не имели при себе даже бумаги и ручки. Учитывая, что все ходатайства подаются в административном процессе только письменно, это является существенным нарушением права на защиту.
Вторая проблема связана с обеспечением задержанных питанием. Несмотря на установленные законодательством нормативы, питание в Москве не было организовано должным образом. В тех органах внутренних дел субъектов Российской Федерации в которых отсутствуют финансовые, инфраструктурные и кадровые возможности для этого, данный вопрос необходимо согласовать с органами исполнительной власти субъектов.
Рассматривая второй блок вопросов, касающийся обеспечения сотрудниками полиции общественного порядка на избирательном участке, В.П. Лукин отметил весьма пассивную реакцию сотрудников полиции, обеспечивающих общественный порядок на избирательных участках на заявления граждан о нарушениях избирательного законодательства. По словам очевидцев, в подавляющем большинстве
случаев, сотрудники полиции отсылали граждан с их заявлениями о нарушениях к председателям комиссий. В то же время, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязанность именно органов внутренних дел составлять протоколы по девяти составам административных правонарушений в области избирательного законодательства. Например, нарушение права наблюдателя на осуществление наблюдения, своевременное получение информации и копий избирательных документов (ст. 5.6 КоАП РФ). Такой подход не способствует росту уважительного отношения со стороны населения, которые видят в сотруднике внутренних дел защитника своих прав.
Вместе с тем, как считает Уполномоченный, нужно учитывать, что в состав лиц, обеспечивающих порядок на избирательном участке, как правило, не входят сотрудники, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. В этой связи В.П. Лукин предложил рассмотреть вопрос о возможности создания мобильных групп немедленного реагирования, в состав которых будут входить должностные лица, обладающие правом составления протоколов (каждая группа - 4-5 человек на 10-15 избирательных участков).
Сотрудники полиции, дежурящие в УИК, в обязательном порядке должны пройти инструктаж по этим девяти составам административных правонарушений. Им необходимо уметь отличать данные нарушения от иных смежных составов и знать о том, какие доказательства и как необходимо зафиксировать в момент обращения. Любые обращения граждан к сотрудникам полиции на избирательном участке должны статистически фиксироваться. Обобщенная статистика по обращениям - должна централизоваться. Обращения по подведомственным нарушениям, должны влечь не только статистическую фиксацию, но и процессуальную с вызовом МГНР.
Кроме того, в целях обобщения и получения достоверной и независимой информации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предложил сформировать при Оперативном штабе при МВД России на период выборов информационную группу, в которую направить поток статистической информации об обращениях и жалобах на нарушения избирательного законодательства независимо от подведомственности.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03