443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
22 мая в Международном институте рынка (МИР) Уполномоченный по правам человека в Самарской области встретилась с государственными и муниципальными служащими органов власти. Специалисты пришли на лекцию омбудсмана в рамках программы по повышению квалификации. Речь шла о повышении эффективности в работе с обращениями граждан.
В краткой исторической справке Ирина Скупова вспомнила времена, когда уполномоченных по правам человека в России можно было пересчитать на пальцах. В 2004 году их было всего 20. Сейчас омбудсманы есть практически в каждом субъекте Федерации. В чем секрет «живучести» этого института? Ведь властные полномочия омбудсменов невелики, а их замечания и предложения носят рекомендательный характер. Даже законодательная инициатива есть далеко не у всех.
– Восполнение дисфункций органов власти, – вот чем занимается Уполномоченный по правам человека, – сказала Ирина Скупова. – Перефразируя Достоевского, – напоминает миру о цене слезы ребенка. Ведь, как правило, к нам обращаются люди, «загнанные в угол». Причем, на каждом отдельном этапе все действия властей вроде бы законны, а в итоге – грубое попрание прав.
Причины разные. Дело не обязательно в коррупции или злонамеренности чиновников, хотя и такое бывает. Порой «сбоит» система. Ведь властные полномочия госструктур всегда четко ограничены, функции каждого звена строго формализованы. Тотальное «упорядочивание» порой приводит к реальному «непересечению» функций, неспособности решить проблему «строго по инструкции». И если, заметив тупиковую проблему, никто даже не пытается выходить на другой уровень, искать иные способы и подходы, она ведет себя как раковая опухоль, о которой не знают и поэтому не лечат. Чем дольше системный «сбой» не признается, тем больше времени и средств потребуется на его устранение.
– Умный госслужащий понимает, что два «нерешаемых» обращения по одной и той же проблеме, – это уже признак «системного сбоя»,– подчеркнула Ирина Скупова. – Это повод для размышления и, возможно, подачи «сигнала» наверх.
Ирина Скупова привела примеры того, как неумение или нежелание видеть за фактом событие, а за повторяющимися проблемами – системный сбой, привели к росту социального напряжения в нашей области.
– В 2006 году пошли жалобы молодых мам на недостаток детсадов,– напомнила она. – «Продвинутые» и хорошо образованные мамы не паниковали, они изучали опыт соседних регионов и предлагали конкретные пути решения проблемы. Но тогда вместо немедленного реагирования власти ссылались на отсутствие средств, расписывали, кому переданы здания садиков. В 2008 году раздосадованные бездействием властей, мамы пошли на митинги, но их опять не услышали, а на теме лишь спекулировали, кому не лень, в ходе выборных кампаний. И только в 2010 году, когда проблема детских садов буквально «взорвалась» по всей стране, начали думать о реальных путях решения проблемы. В ближайшем будущем история может повториться со школами. В 2011 году мы обратили внимание на грядущий дефицит мест в школах. Это было очевидно: «беби-бум» на фоне сотен закрытых детсадов, зданий, отданных под офисы и коммерческие структуры. От этой назревающей проблемы тогда отмахнулись, а в этом году министерство образования заявило, что она в регионе уже обозначилась.
В конце концов, «разгребать» застарелые «больные» проблемы все равно приходится государству, а значит, и рядовым чиновникам тоже. Но если работать с обращениями граждан не по принципу «это не моя компетенция» и «как же вы все мне надоели», а с пониманием непременной связи между жалобой и системным «сбоем», – кризисных моментов станет меньше.
Начальство, мыслящее свершениями и достижениями, оперирующее макропоказателями, подписывающее в день десятки документов, может не вникнуть в суть каждого обращения граждан, заметить «системность» проблемы. А вот вдумчивый и грамотный подчиненный может вникнуть, систематизировать и доложить начальству, обосновать необходимость решения. В этом и должна заключаться суть эффективной работы с обращениями граждан.
Не все проблемы с нарушением прав «закладываются» беспечностью и недальновидностью чиновников. Пробелы в законодательстве – не менее частая причина.
– В 2005 году из списка льготников, которым предоставляется внеочередное право получения жилья, исчезли одинокие мамы, – привела пример Ирина Скупова.– Как объяснить самарчанке Б., которая буквально накануне получения квартиры в одночасье оказалась в конце очереди? Что ответить бабушке К., которая попыталась отстоять полноценное питание для внучки в частном детском садике, за что получила тумаков от директора комбината питания, а в результате выяснилось, что качество питания в частных детсадах ни город, ни область не контролируют, потому что это нигде не прописано? Какого мнения о власти будет самарчанка П., которую не один год «водили за нос» в минимуществе, методично отказывая ей в предоставлении земельных участков, которые она самостоятельно находила и ставила на кадастр? «Отмазка», за которую прятались чиновники, – «нигде не прописано, что мы обязаны ей помогать в поисках участка»!
– А какие пути решения этих проблем видите Вы? – спросили из зала.
– Участок у самарчанки П. все равно появится, – сказала Ирина Скупова.– И хотя кто-то из чиновников, похоже, пошел на принцип, поверьте, правдивая информация и факты порой гораздо сильнее амбиций и интриг. По питанию в частных детских садах мы уже обратились в Губдуму. Думаю, депутаты не отдадут питание ребятни на откуп недобросовестным людям. Ситуация с самарчанкой Б. сложнее. Мы пытаемся помочь, ищем подтверждение статуса ветерана ВОВ для ее отца. Если это удастся, Б. получит жилье как член его семьи. А пока ее поддержат материальной помощью. Это не решит проблему, но помощь и поддержка для этой семьи тоже очень важны.
– А что делать, если госчиновник высокого уровня злостно не исполняет решение суда, – задали из зала еще один вопрос, – заявляя, что никакие решения ему не указ?
– Для начала надо разобраться в ситуации, – ответила Ирина Скупова.– И если это действительно так, то неисполнение решения суда для чиновника вполне может стать причиной отстранения его от должности.
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03