Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В центре внимания – дети-сироты

27 августа 2015 года состоялось расширенное заседание Общественного Совета и Экспертного совета по вопросам прав и свобод при Уполномоченном по правам человека в Самарской области. Главная тема обсуждения – обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем.

В заседании также приняли участие представители министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, прокуратуры Самарской области, Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области, представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, а также муниципалитетов.

По состоянию на 1 июля 2015 года в списках на получение жилья в Самарской области стоит 4001 человек из числа детей-сирот, из них 2276 - это лица, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло, но до сих пор не реализовано. То есть права этих 2276 человек уже нарушены.

По состоянию на 1 августа 2015 года обеспечено жилыми помещениями 117 детей-сирот (109 человек - за счет средств 2014 года и 8 человек за счет средств 2015 года). Всего в 2015 году планируется обеспечить 635 человек. На эти цели из бюджета Самарской области выделено 519,2 млн рублей (в том числе 94,6 млн рублей – из федерального бюджета). Реальная потребность в несколько раз выше.

Помимо недостаточного объема финансирования, есть и другая проблема, не позволяющая вовремя обеспечить жильем детей-сирот, - это отсутствие достаточного количества готового жилья на рынке, которое бы соответствовало установленным критериям (квартира должна быть не менее 33 квадратных метров общей площади). Из-за изменения законодательства в 2013 году, добавилась ещё одна причина, тормозящая процесс обеспечения жильем: у муниципалитетов нет специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам.

Кроме того, сегодня в преимущественном положении оказываются дети-сироты, стоящие в очереди на получение жилья, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Решение суда об обеспечении сироты (уже включенного в список) жилым помещением вне очереди, ставит в худшее положение других детей-сирот, включенных в список ранее и также нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

И такие жалобы есть у Уполномоченного по правам человека в Самарской области. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка М, которая стоит на учете для предоставления жилого помещения в г. Кинель. На 1 января 2013 года в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, заявительница стояла под номером 15. В 2013 году по искам Кинельского межрайонного прокурора Кинельским районным судом вынесено 25 решений об обязании администрации городского округа Кинель предоставить детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда. В интересах М. иск прокуратурой подан не был. На выделенные в 2013 году городскому округу Кинель субвенции, были приобретены 19 однокомнатных квартир, которые были предоставлены лицам из числа детей-сирот в соответствии с вступившими в законную силу решениями судов. Соответственно, М. жилым помещением не была обеспечена.

«Необходимо рассмотреть вопрос о том, чтобы на исполнение судебных решений были предусмотрены отдельные средства в бюджете, чтобы соблюсти принцип справедливости при реализации права на жилище для детей-сирот» - считает О.Д. Гальцова.

Стоит отметить, что даже наличие судебного решения – не гарантия скорого получения квартиры. По состоянию на 1 августа 2015 года в Самарской области вынесены, но не исполнены 864 решения суда. На их исполнение необходима сумма в 1 млрд рублей.

Обсуждая эту непростую тему, собравшиеся пришли к выводу, что необходимо действовать в нескольких направлениях.

Члены Общественного Совета и Экспертного Совета решили обратиться к губернатору Самарской области Николаю Ивановичу Меркушкину, председателю Самарской Губернской Думы Виктору Федоровичу Сазонову, главам муниципальных образований с просьбой взять под личный контроль вопрос с обеспечением детей-сирот жильем и по возможности выделить дополнительные средства на эти цели.

Также необходимо вносить изменения в законодательство. Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда средств на исполнение решений суда нет, а судебные приставы накладывают штрафные санкции. Муниципалитеты вынуждены эти штрафы оплачивать, а проблема по обеспечению детей-сирот не сдвигается с места.

«Нецелесообразно выходить с исками в суд, если ребенок уже стоит в списке очередников. Если по каким-то причинам ему отказали в постановке в очередь, тогда вопрос нужно решать через суд. Муниципалитетам сколько денег выделили, столько квартир и приобрели. До 2013 года детям-сиротам предоставлялась социальная выплата на приобретение жилья и очередь двигалась гораздо быстрее. Лица их этой категории покупали квартиры в обычных домах, где прежние хозяева оставляли им мебель, технику. Соседи по дому помогали им адаптироваться. Мы предлагали вариант, чтобы на 5 лет накладывать мораторий на продажу квартиры ребенка-сироты. Это был бы хороший вариант, как сохранить имущество детей-сирот от мошенников и помочь им адаптироваться в обществе» - отметила руководитель департамента семьи, опеки и попечительства г.о. Самара С.А. Найденова.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области О.Д. Гальцова считает, что со стороны муниципалитетов есть определенная недоработка и вопрос можно решить с помощью частно-государственного партнерства.

«Я не понимаю почему у нас нет жилья при таких огромных темпах строительства. Кто выдает разрешение на строительство? Кто выделяет площадки под строительство? Кто диктует условия заказчикам? Муниципалитеты. Денег никогда не хватало. Надо плотнее работать с застройщиками, чтобы хотя бы 1% построенных площадей передавали муниципалитету для обеспечения детей-сирот. Раньше уже такое было: 10% квартир в новых домах передавались муниципалитету под социальные нужды. Не решить  проблему по детям-сиротам, значит расписаться в собственном бессилии» - считает омбудсмен.

Позицию О.Д. Гальцовой поддержал член Общественного Совета, основатель ГК «Амонд» Р.Е.Хугаев. По его словам, любой уважающий себя застройщик, который крепко стоит на ногах, может 3-4% построенных площадей выделить на социальные нужды. Но для этого должны хорошо поработать муниципалитеты и максимально сократить сроки получения разрешения на строительство. «Если сроки выдачи сократятся при условии, что все документы готовы, любой застройщик это поддержит» - считает Хугаев.

Член Общественного Совета А.А. Латкин считает, что необходимо обратиться к опыту Белоруссии: «На аукцион выставляется площадка, уже обеспеченная инженерными сетями, но с обременением: какое количество жилья застройщик должен передать для льготной категории граждан. И любой застройщик для себя решает покупать или нет такой участок на аукционе. Деньги, вырученные на аукционе, имеют целевое назначение. Подрядчик, получая площадку, знает, что обязан продать муниципалитету определенное количество квартир по специально установленной цене» - говорит Латкин.

Частно-государственное партнерство предлагается не только строителям. По словам О.Д. Гальцовой, Торгово-промышленная палата Самарской области могла бы поработать с бизнесменами в этом направлении и взять шефство над детьми-сиротами в плане бытового обустройства, да и просто моральной поддержки. Пример в этом плане покажут члены Общественного Совета и Экспертного Совета. В ходе дискуссии О.Д. Гальцова предложила за каждым членом советов закрепить по одному подопечному. Заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области О.Рубежанский пообещал подобрать кандидатуры.

«Надо начать это движение в Самарской области, возрождать традиции наставничества. Общество должно почувствовать, что мы не бросаем детей-сирот. У нас много волонтеров, которые бы с удовольствием поддержали эту инициативу» - отметила О.Д. Гальцова.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "28 августа 2015"

28 августа 2015


О.Д. Гальцова награждена почетным знаком Думы городского округа Самара

28 августа 2015


Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03