443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
Введение
Анализируя итоги 2011 года, можно сказать, что в сознании людей словосочетание «права человека» приобрело новое значение. Традиционные смыслы – дайте жилье, льготы, лекарства – никуда не исчезли. Привычка писать жалобы по поводу протечки канализации Губернатору Самарской области и Президенту Российской Федерации к сожалению, пока сохранилась. Так же, как сохранилась особенность обращаться ко всем и при этом не верить никому: ни чиновникам, ни судам, ни бизнесу, ни левым, ни правым, ни патриотам, ни правозащитникам.
Но вместе с тем появился очень важный субъект доверия – сам человек, точнее, люди, имеющие самостоятельную гражданскую позицию и готовые ее проявлять и отстаивать. И этим людям нужны уже не прибавки к пенсии до 500 рублей в год, не ремонт крыши и даже не бесплатное зубопротезирование. Новый homo aktivius требует уже не колбасы и пряников, а то, что у власти пока не очень получается включить в новую «потребительскую корзину»: больше свободы, больше достоинства, больше правды!
Удивительным образом это ощущение растущего гражданского достоинства распространяется на все сферы правоотношений. И те, кто по-прежнему рассчитывает на защиту со стороны государства больше, чем на собственные силы, также хотят, чтобы выполнение обязательств властными структурами было не снисходительным одолжением, а предполагало уважение к личности человека.
Это требование достоинства личности красной нитью проходит через всю почту Уполномоченного по правам человека в Самарской области, пишут ли люди о невозможности оформить собственность на земельный участок или добиться ремонта дома ветерану Великой Отечественной войны, получить вразумительный ответ от чиновников или прекратить незаконную стройку около дома.
В 2011 году к Уполномоченному по правам человека поступило 3554 обращения (в 2010 году – 3 549).
Статистика обращений поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области в 2011 году |
||||||
№ п/п |
Наименование права |
Количество |
Доля от общего числа |
|||
Письменные |
Устные |
Электронные |
Итого |
|||
1. |
Право на жилище |
370 |
227 |
140 |
737 |
20,7% |
2. |
Права человека в местах принудительного содержания |
228 |
194 |
17 |
439 |
12,4% |
3. |
Право на защиту со стороны государства |
249 |
85 |
22 |
356 |
10,0% |
4. |
Права человека в судебной системе |
238 |
118 |
14 |
370 |
10,4% |
5. |
Право на социальную защиту |
130 |
141 |
40 |
311 |
8,8% |
6. |
Право на собственность |
80 |
135 |
13 |
228 |
6,4% |
7. |
Право на труд |
65 |
67 |
13 |
145 |
4,1% |
8. |
Право на жизнь, неприкосновенность и достоинство личности |
64 |
19 |
6 |
89 |
2,5% |
9. |
Право на благоприятную окружающую среду |
55 |
40 |
15 |
110 |
3,1% |
10. |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
47 |
47 |
9 |
103 |
2,9% |
11. |
Право на обращение в органы власти |
39 |
38 |
30 |
107 |
3,0% |
12. |
Право на образование |
28 |
37 |
16 |
81 |
2,3% |
13. |
Права человека в Вооруженных силах РФ |
5 |
30 |
19 |
54 |
1,5% |
14. |
Право избирать и быть избранным |
2 |
10 |
0 |
12 |
0,3% |
15. |
Право на свободу слова |
2 |
4 |
0 |
6 |
0,2% |
16. |
Право на свободу собраний |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
17. |
Иные |
98 |
306 |
2 |
406 |
11,4% |
18. |
Итого |
1700 |
1499 |
355 |
3554 |
100% |
Подробный анализ проблем в каждой сфере правоотношений приводится в соответствующем разделе доклада. Мы посчитали нужным выделить «хронические» проблемы, которые воспроизводятся из года в год и представить динамику их разрешения, а также выделить те вопросы, которые наиболее остро стояли в обращениях граждан в 2011 году. Их постановка может не совпадать с оценками должностных лиц органов власти, которые мыслят макроэкономическими показателями: проблемы могут показаться несущественными по сравнению с объемами выделяемых денежных средств на социальные нужды; требования общественности могут быть восприняты как избыточные в дополнение к той текущей загруженности, которая свойственна рабочему графику должностных лиц; продвижение ценностей может не совпасть с привычным, сугубо юридическим подходом. Но именно для этого и создан институт Уполномоченного по правам человека, чтобы продвигать решение вопросов, выпадающих из сферы внимания государства.
Насколько органами власти были услышаны требования граждан, отраженные в докладе за предыдущий год, и насколько они соблюдались в ходе избирательных кампаний, состоявшихся на территории области в 2011 году – эти оценки приводятся в разделе доклада «Право избирать и быть избранным».
Положительные и запретительные тенденции в действиях органов власти по согласованию массовых публичных акций и обеспечению общественного порядка в 2011 году отмечены в разделе «Право на свободу собраний».
Положение дел с доступом к информации и свободой слова в Самарской области отражено в одноименном разделе доклада, в котором оценивается динамика коммуникационных процессов органов власти и населения в течение 2011 года и обращается внимание на недостаточность развитых форм диалога органов власти с политически активными группами населения по вопросам, связанным с протестными настроениями и критикой деятельности властных структур.
Особенностью этих сфер является их публичная очевидность, и небольшое количество официальных обращений к Уполномоченному не должно восприниматься должностными лицами органов власти как отсутствие серьезного повода для совместного анализа. Кроме того, Уполномоченный в своих оценках опирается не на домыслы и слухи, а на документально подтверждаемые факты, опросы очевидцев событий, данные социологических исследований, мониторинг средств массовой информации и результаты коллегиальных обсуждений наиболее спорных вопросов с различными группами экспертного сообщества.
Не стоит обнадеживаться и в связи с небольшим процентом жалоб на нарушение чиновниками права граждан на обращение в органы власти – 3% (107 обращений, из них письменных – 39, устных – 38, электронных – 30) человек обратились к Уполномоченному именно по данному предмету, однако большинство жалоб на нарушение социально-экономических и политических прав содержат весьма нелицеприятные оценки качества работы должностных лиц по обращениям, ранее направленным в органы власти.
И по итогам 2011 года приходится констатировать недостаточность содержательного реагирования должностных лиц органов власти по существу поставленных гражданами вопросов – об этом речь в разделе доклада «Право на обращение в органы власти». Анализ положения дел в указанных сферах отражен в Главе I Политические права и свободы граждан на территории Самарской области.
В 2011 году выросло количество обращений лиц, находящихся местах принудительного содержания осужденных, и составило 12,4% (в 2010 году – 8,7%). Однако анализ предметов обращений показывает, что такая динамика связана преимущественно с реформированием уголовно-исполнительной системы (введение практики «социальных лифтов», дифференцированное содержание осужденных по типам учреждений), а не с ростом нарушений их прав со стороны сотрудников ГУФСИН России по Самарской области. В большей степени требовалась разъяснительная работа и содействие реализации социальных прав осужденных. Важным партнером по этой деятельности стала Общественная наблюдательная комиссия за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в Самарской области, в становлении и организационно-методической поддержке которой принимал и принимает участие аппарат Уполномоченного.
Обстоятельства по жалобам осужденных проверяются в ходе совместных выездных проверок Уполномоченного по правам человека, сотрудников его аппарата и членов ОНК в ИВС, СИЗО и колониях. Выявленные нарушения доводятся до сведения руководства учреждений и управлений МВД и ФСИН по Самарской области
А вот количество жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов в 2011 году практически не изменилось - 12,5% от общего количества обращений (в 2010 году – 12,1%). Позитивные тенденции и сохраняющиеся негативные практики по отношению к личным правам человека в системе уголовной юстиции нашли отражение в разделе доклада «Право на жизнь, неприкосновенность и достоинство личности».
Главной проблемой по итогам 2011 года по-прежнему остается отсутствие должного реагирования правоохранительных органов на сведения о причинении насилия при задержании и в ходе предварительного следствия, нежелание признать такие факты, игнорирование подтверждающих их доказательств. Защита прав потерпевших, необоснованное административное и уголовное преследование, недостаточность действенных механизмов защиты прав граждан, пострадавших в результате мошеннических действий, расследование которых оказалось безрезультатным анализируются в разделе «Право на защиту со стороны государства».
В 2011 году Уполномоченным по правам человека в Самарской области совместно с Палатой адвокатов Самарской области, Ассоциацией юристов Самарской области и Государственным юридическим бюро при поддержке Правительства Самарской области был реализован проект, направленный на координацию деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи населению. Отдельной благодарности граждан в этой связи заслуживает и работа, проведенная некоммерческой организацией PILnet, поддержавшей данный проект.
При аппарате Уполномоченного был создан call-центр, сотрудники которого обеспечивали функции первичного консультирования граждан по правовым вопросам и диспетчеризацию заявителей по структурам, в компетенции которой находится оказание соответствующих юридических услуг. Уполномоченный отмечает особо ответственную позицию ПАСО, усилиями которой был создан специальный Центр правовой помощи, специалисты которого обеспечивали юридическое сопровождение граждан, не располагающих достаточными доходами для оплаты труда адвокатов по соглашению.
Благодаря координации действий всех структур, уполномоченных на оказание квалифицированной юридической помощи населению, стала возможной поддержка сотен людей, не имеющих специальных правовых познаний и не имеющих средств на оплату адвокатов
Ежегодно около 10% обращений связано с реализацией прав человека на судебную защиту. Уполномоченный по правам человека не вправе вторгаться в деятельность судов и не может отменить судебные решения. Однако доступ граждан к правосудию и система взаимоотношений представителей органов судебной власти с конкретными гражданами стали в 2011 году предметами очень содержательного и конструктивного диалога уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с представителями судейского сообщества. И если стороны пришли к общему пониманию приемлемых и соответствующих действующему законодательству форм соотношения судебных и несудебных органов власти в защите прав человека, то совершенствование процедурных механизмов выявления и устранения судебных ошибок – это задача на последующий период. Данные разделы объединены в Главу II доклада «Личные права человека в Самарской области».
22-23 ноября 2011 г. в г. Самаре состоялся ежегодный Круглый стол российских уполномоченных по правам человека при поддержке Департамента по правам человека Совета Европы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Правительства Самарской области
Казалось бы, в последние годы на решение жилищных проблем выделяются миллиардные суммы. Однако количество жалоб на нарушение жилищных прав не сокращается: из года в год они составляют от 18 до 25%. Длительность процедур отселения из аварийного жилья, перекладывание ответственности за содержание жилья на собственников, рост оплаты за услуги ЖКХ – все это возмущает людей, неизменно попадающих в воронки несоответствия жизненных обстоятельств и требований законодательства. Но совершенно особых мер реагирования требуют ситуации безысходности, когда человеку невозможно находиться в жилье в силу его ветхости, но непризнанном непригодным для проживания, и некуда переезжать.
Предоставить им жилье ранее других очередников нельзя, а очередь на жилье с неопределенным сроком ожидания в 20-50 лет не заменит крышу над головой, которая нужна сейчас. Уполномоченный предлагает органам власти рассмотреть предложения по решению проблем этой категории граждан.
От 8 до 10% в год составляют жалобы на нарушения прав в сфере социальной защиты населения. Предметами постоянного мониторинга аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области являются величины прожиточного минимума и потребительской корзины, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, права недееспособных граждан. Анализ обращений людей, оказавшихся в тяжелых жизненных и нестандартных социально-правовых ситуациях в 2011 году, свидетельствует о таком препятствии в реализации их прав, как избыточная бюрократизация в предоставлении мер социальной поддержки.
Длящийся характер носят различные виды нарушений права на собственность: необходимость оплаты гражданами разнообразных оформительских процедур, противоречащих идеологии бесплатного предоставления земли нуждающимся в ней людям; волокита с выдачей разрешений на использование земельных участков. Жалобы по этим вопросам стабильно составляют от 6 до 9% в год. По итогам 2011 года Уполномоченный считает необходимым обратить внимание на дискриминационные механизмы в вопросах распоряжения земельными участками и процедурах предоставления их в собственность.
4,1% всех обращений к Уполномоченному по правам человека в Самарской области в 2011 году были связаны с трудовыми правами. Своевременность выплаты заработной платы, размеры оплаты труда бюджетников, безопасность условий труда – все эти вопросы постоянно находятся в сфере внимания Уполномоченного по правам человека. А вот все более распространенным явлением, судя по итогам 2011 года, становится использование работодателями скрытых форм дискриминации работников, лишающих их права на получение заработной платы и социальных выплат.
Хотя обращения, связанные с реализацией права на благоприятную окружающую среду, составили только 3,1% от всей почты Уполномоченного, 2011 год не оставляет удовлетворенности по поводу решения вопросов с вывозом твердых бытовых отходов, состоянием атмосферного воздуха и размещением объектов предпринимательской деятельности в жилых домах. Предметом особого возмущения горожан в 2011 году стало пренебрежение законодательными нормами и общественным мнением в сфере сохранности зеленых насаждений.
Ежегодно 2-3% обращений относятся к проблемам в реализации права на охрану здоровья. В соответствующем разделе доклада представлена информация о реагировании органов власти на проблемы, связанные с длительным ожиданием записи на прием к врачам, доступностью медицинской помощи в сельской местности, незаконным взиманием денежных средств за бесплатные медицинские услуги.
Жалобы, поступившие к Уполномоченному по правам человека в 2011 году, отражают нарастающее противоречие между потребностями в медицинской обеспечении социально-незащищенных граждан и его нормативным регулированием (ограничением).
1,5-2% обращений традиционно связаны с правом на образование. Уполномоченным отражена динамика ситуации с навязываемыми платными услугами, доступностью дошкольного образования, назревающими проблемами в доступности среднего общего образования. Особое внимание по итогам 2011 года обращается на необходимость общественного участия в решении вопросов, связанных с организацией системы образования на муниципальном и региональном уровнях.
Эти вопросы рассмотрены в Главе III «Социально-экономические права населения на территории Самарской области».
В докладе содержится не только анализ проблем в реализации прав граждан на территории региона, но и эффективности мер реагирования должностных лиц на заключения Уполномоченного по правам человека в ходе его текущей деятельности. Институт омбудсмана свободен от издержек «палочной отчетности», но в случае явных и грубых нарушений прав человека Уполномоченный настаивает не только на исправлении ситуации, но и на применении санкций к должностным лицам, допустившим данные нарушения.
В 2011 году по обращению Уполномоченного по правам человека 33 лица были привлечены к административной ответственности, трое привлечены к уголовной ответственности, на 9 человек наложены дисциплинарные взыскания.
На основании обращений Уполномоченного органами прокуратуры было внесено 32 представления по устранению выявленных нарушений. По настоянию омбудсмана были отменены 17 незаконных решений должностных лиц органов власти.
Вместе с тем, Уполномоченный считает гораздо более важным сущностное изменение негативных практик и разрешение системных проблем в реализации прав человека.
В Заключении доклада содержатся предложения и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Самарской области, которые, на его взгляд, могут способствовать улучшению положения дел в указанных выше областях и проблемных зонах. Предложения и рекомендации – это не только несколько заключительных страниц текста. На протяжении 2011 года Уполномоченным совместно с органами власти велась работа по их реализации. В поддержку предложений Уполномоченного по правам человека:
· Самарской Губернской Думой подготовлено и направлено в Экспертно-консультативный совет в Государственной Думе ФС РФ предложение о внесении изменений в статью 133 Трудового кодекса РФ об установлении фиксированной части заработной платы работника не ниже минимального размера оплаты труда, которое уже получило положительную оценку;
- По вопросу предоставления членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, проживающим в двухквартирных домах, коттеджах на две семьи, домах барачного типа и других аналогичных домах, права на получение меры социальной поддержки в виде ремонта таких домов за счёт средств федерального бюджета подготовлено Самарской Губернской Думой и направлено заместителю Председателя Правительства Российской Федерации предложение рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-Ф3 «О статусе военнослужащих»;
- Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и в декабре 2011 г. направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности защиты прав кредиторов первой и второй очереди»;
- рекомендательный характер распоряжений Главы г.о. Самара о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и отселению жителей заменен форматом обязательного исполнения;
- в бюджетах подавляющего большинства муниципальных образований заложены средства для финансирования работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами;
- разрабатываются и принимаются муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок бесплатного и первоочередного предоставления земельных участков гражданам в собственность, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле»;
- разработан и утвержден нормативный акт, определяющий правила аккредитации представителей средств массовой информации при Правительстве Самарской области;
- улучшены бытовые условия в специальном приемнике Управления МВД России по городскому округу Самара;
- в настоящее время рассматриваются варианты создания специального учреждения, предназначенного для содержания иностранных граждан, подлежащих департации и административному выдворению;
- на федеральном уровне решаются вопросы, связанные с изменением рациона питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Более подробная информация о принятых мерах, а также о причинах, не позволивших реализовать некоторые рекомендации Уполномоченного по правам человека, предложенные в предыдущем ежегодном докладе, содержится в текстах разделов.
Считаю нужным также пояснить, что в силу особенностей общественно-административных отношений, реализация инициатив любого субъекта, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, как правило, носит не линейный характер. Поэтому, генерируя предложения на основе анализа обращений и направляя их в органы власти, обладающие распорядительными полномочиями, Уполномоченный по правам человека понимает и подчеркивает, что принятые меры – это не его единоличная заслуга, это огромный труд многих людей – от специалистов до первых должностных лиц муниципалитетов и региона. Конечно, далеко не все проблемы разрешимы на местном и региональном уровнях. Являясь сопредседателем Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека, омбудсман Самарской области принимает участие в постановке вопросов и продвижении предложений на федеральном уровне.
Одно из заседаний Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека в мае 2011 года было посвящено соблюдения прав военнослужащих и членов их семей. Перед руководством Министерства обороны РФ ставились вопросы искоренения казарменного насилия, надлежащего тылового и медицинского обеспечения, реализации жилищных прав военнослужащих, увольняемых в запас, обеспечения мер безопасности военнослужащих по призыву, привлекаемых к уничтожению боеприпасов
Содействуя развитию международного сотрудничества в области прав и свобод Уполномоченный по правам человека в Самарской области в течение 2011 года принимал участие в международных семинарах, конференциях и рабочих встречах с представителями Организации Объединенных наций и Департамента по правам человека и правовым отношениям Совета Европы, а также в деятельности Наблюдательного Совета по проекту развития общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, реализуемого при поддержке Совета Европы.
В ходе Уральского Миграционного Форума в г. Екатеринбурге, состоявшегося в апреле 2011 года, обсуждались вопросы соблюдения прав мигрантов и коренного населения, проблемы и перспективы миграционной политики
Совместная международная конференция Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ и Представительства Фонда им. К.Аденауэра в Российской Федерации в Красноярском крае в сентябре 2011 года была посвящена вопросам социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Методики раскрытия латентных форм дискриминации уязвимых групп населения и пути их преодоления рассматривались в ходе международного семинара в г. Сараево. Сентябрь 2011 г.
Сопредседатель Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека Скупова И.А. представила доклад Верховному Комиссару ООН по правам человека г-же Пиллэй Н. о развитии института государственной правозашиты в субъектах Российской Федерации. Санкт-Петербург, 18 февраля 2011 г.
При всем понимании, что подавляющим большинством должностных лиц читаются только введение и заключение доклада, настоятельно рекомендую руководителям ведомств ознакомиться с примерами по жалобам, отраженным в текстах соответствующих разделов. Это позволит несколько иначе взглянуть на ситуации, которые тонут в масштабе дел, но которые самым очевидным образом показывают, где не срабатывают механизмы целевых программ, наполненных миллионами бюджетных рублей или, казалось бы, самые замечательные управленческие решения.
В отчетных показателях может быть вполне благополучная картина, а в реальности люди остаются с ворохом отписок и горой несбывшихся надежд.
Прочитайте «свой» раздел не глазами чиновника, который должен отбиться от внешней критики, а хотя бы с позиции здравого смысла. А еще лучше – поставьте себя на место человека, который пытается осмыслить всю гениальность юридической мысли вверенного вам подразделения. Вы ведь и сами, уважаемые господа, иногда переходите из статуса государственного служащего в положение родителя учащегося или пациента, а в свободное от исполнения должностных обязанностей время пытаетесь оформить имущество в собственность или добиться наказания виновных в краже барсетки из вашего автомобиля. Вряд ли этот опыт, полученный, разумеется, без всякого использования должностных полномочий, убеждает вас в незыблемом соблюдении конституционных прав во всех сферах нашей жизни. Поэтому при рассмотрении очередных заключений Уполномоченного по правам человека, вспомните, пожалуйста, как вам в различных структурах в свое время объясняли, «кто в доме начальник», «почему ваш номер – сто двадцать пятый» и «что вас много, а я один».
Приведу только один пример, при формальном рассмотрении которого не усматривается нарушений закона. Осужденный Г, находящийся в одной из колоний в г. Уфе, просит вернуть его в Самару для дальнейшего отбытия наказания[1]. Законные основания для этого отсутствуют, так как мест в учреждениях ФСИН соответствующего типа на территории Самарской области нет. Но осужденный просит перевести его в Самару вовсе не из соображений быть поближе к дому, а потому что в ИК-21, где он содержится «работы нет, а без работы я не могу».А сидит он за то, что «украл поросят, так как в селе не платили зарплату». У него трое детей, которых содержит отец-инвалид на костылях (жена пьет, семью бросила), и заработок ему нужен, чтобы хоть как-то помогать семье.
Сублимация собственной вины и отчаяния от безысходности ситуации выплескивается в письме, отправленном сразу после террористического акта в московском аэропорту: «Лучше бы меня взорвали в Домодедово, тогда мои дети хотя бы получали пенсию по потери кормильца!». Так, помимо «норм предоставления» и «основания для перевода» через судьбу одного человека проявляются отдельные черты социальной сферы нашего общества.
Доклад адресован не только должностным лицам, но и широкому кругу читателей. Этим объясняется его стилистика, отличающаяся от принятой в административных структурах. С учетом этой особенности в докладе приводятся статистические данные, характеризующие положение дел в конкретной области и меры, предпринимаемые органами власти, дабы у читателя не сложилось впечатление об исключительно негативных реалиях.
Уполномоченный считает нужным привести эту информацию на страницах доклада не в пропагандистских целях, а исходя из собственного понимания культуры оценочных суждений в области прав человека и стремления к объективному изложению.
Нетрудно предположить, что ряд правозащитников и общественных деятелей придерживаются иных, а иногда и весьма категоричных оценок положения дел в отдельных областях права. Уполномоченный выражает готовность к обмену мнениями со всеми заинтересованными сторонами, но в официальном ежегодном докладе считает нужным придерживаться корректных формул и опираться только на достоверные факты.
Направляя доклад в органы власти, общественные и научно-исследовательские организации, Уполномоченный считает нужным подчеркнуть, что продвижение ценностей прав человека зависит не только от формализованных процедур административного и судебного обжалования, но и от общей работы «на понимание» миссии и приоритетов правозащитной деятельности.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области |
И.А. Скупова |
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03