Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Жилищные права граждан при проведении капитального ремонта нарушались

Прокуратурой Самарской области рассмотрен доклад Уполномоченного по правам человека в Самарской области «О реализации прав граждан при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области». Как говорится в письме первого заместителя прокурора Самарской области А.Ф. Хусаинова «в докладе обозначены наиболее острые проблемы реализации на территории региона системы капитального ремонта, недостатки и нарушения в работе регионального оператора – фонда «Региональный оператор Самарской области – Фонд капитального ремонта» (далее – ФКР), указаны конкретные факты ненадлежащего ремонта в многоквартирных домах».

Деятельность ФКР также была проверена прокуратурой. В ходе проверки была проанализирована деятельность регионального оператора по реализации программы капитального ремонта, расходование бюджетных средств в рамках государственных программ Самарской области, дана оценка эффективности надзорной деятельности контролирующих органов.

Проведенная проверка свидетельствует о ненадлежащей организации ФКР возложенных на него функций, неэффективном осуществлении государственной жилищной инспекцией Самарской области и попечительским советом ФКР предоставленных законом контрольных полномочий, что повлекло нарушение жилищных прав граждан и системное нарушение сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), определенных постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707 (далее - Региональная программа).

Установлено, что Региональным оператором допущено нарушение сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, ненадлежащим образом исполняются обязанности по контролю за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями, несвоевременно направляются собственникам жилых помещений предложения о проведении капитального ремонта.

Так, в прошедшем году работа по направлению предложений о ремонте ФКР фактически начата лишь в ноябре 2015 года, в текущем году с нарушением срока направлены предложения собственникам 77 домов, подлежащих ремонту в 2017 году.

Системное нарушение сроков ФКР при реализации Региональной программы стало возможным ввиду несовершенства регионального законодательства, а именно отсутствия утвержденного порядка подготовки документации на ремонт общего имущества МКД и отсутствия законодательного запрета (ограничения) на изменение существенных условий договоров с подрядными организациями.

До настоящего времени региональным законодательством не урегулирован порядок подготовки сметной документации на ремонтные работы, которая необходима для направления собственникам в составе предложений о проведении ремонта и последующего отбора подрядных организаций.

В 2015 году порядок подготовки указанных документов был определен поручением Губернатора Самарской области, в 2016 году - решением Попечительского совета ФКР.

Учитывая, что в соответствии с п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, Правительству области прокуратурой Самарской области указано на необходимость разработки и утверждения порядка взаимодействия органов местного самоуправления, государственной жилищной инспекции Самарской области, Регионального оператора при подготовке указанных документов.

В силу положений ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 14.10.2016 порядок привлечения ФКР подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту МКД регулировался ст. 25 Закона № 60-ГД и самостоятельно разработанным Региональным оператором Положением о закупках, которыми не ограничивалась возможность Регионального оператора на заключение дополнительных соглашений к договорам подряда, в том числе в части изменения существенных условий.

Фактическое отсутствие данного запрета в региональном законодательстве привело к формированию негативной практики в деятельности Регионального оператора по неоднократному изменению (увеличению) сроков выполнения работ, увеличению первоначальной цены договора с подрядными организациями.

При этом в соответствии с новыми положениями жилищного законодательства с 14.10.2016 закупки Региональным оператором товаров, работ, услуг должны осуществляться в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, который прямо запрещает изменение предмета договора, сроков выполнения работ (услуг), видов работ (услуг), перемену подрядчика, увеличение цены договора допускается не более чем на 10 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, услуг.

Вместе с тем, до настоящего времени положения ст. 25 Закона № 60-ГД не приведены в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ; Положения о закупках, разработанные ФКР, недействующими не признаны.

Вышеозначенным правонарушениям в деятельности Регионального оператора способствовал также недостаточный контроль со стороны Попечительского совета и государственной жилищной инспекции Самарской области.

Анализ контрольной деятельности государственной жилищной инспекции Самарской области показал, что данный контролирующий орган на протяжении 3 месяцев (август-октябрь 2016 года) проявил бездействие по выдаче ФКР обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, что повлекло не только неэффективность контрольной деятельности, но и способствовало халатному отношению Регионального оператора к реализации возложенных на него функций.

Проверка законности положений Устава Регионального оператора показала, что его нормы не приведены в соответствие с действующими нормами жилищного законодательства.

По результатам проверки прокуратурой области 08.11.2016 внесены представления Губернатору Самарской области и руководителю Регионального оператора с предложениями об устранении нарушений законодательства и совершенствованием регионального законодательства. Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокуратурой области проверена законность исключения ряда многоквартирных домов городского округа Самара из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 707 (далее - Региональная программа).

Проверкой было установлено, что Правительство региона, основываясь на ошибочном понимании норм жилищного законодательства (п. 1 ч. 2 ст.168 ЖК РФ) в апреле 2016 года необоснованно исключило из Региональной программы в 2016 году ряд многоквартирных домов городского округа Самара (всего 2 339 домов), в отношении которых, по мнению Правительства области, органами местного самоуправления городского округа Самара принято решение о сносе и реконструкции.

В качестве такого решения Правительством области рассмотрено решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 540 «Об утверждении адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов на территории городского округа Самара» (далее - Адресная программа). Однако, указанная Адресная программа городского округа Самара не является решением о сносе или реконструкции многоквартирных домов, которое может быть признано основанием для их исключения из Региональной программы.

Адресная программа муниципалитета необходима для реализации полномочий органов местного самоуправления по развитию застроенных территорий (ст.ст. 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса РФ) и содержит адресный перечень многоквартирных домов, планируемых для сноса и реконструкции на основании договоров о развитии застроенных территорий, заключенных по результатам проведенных аукционов на право заключения соответствующих договоров.

Адресная программа городского округа Самара включает перечень домов, планируемых к сносу или реконструкции в случае принятия решения о развитии застроенной территории муниципального образования. Таким образом, данное решение органа местного не может являться основанием для исключения данных домов из Региональной программы капитального ремонта.

В связи с многочисленными обращениями граждан постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 дома, исключенные на основании Адресной программы городского округа Самара, восстановлены в Региональной программе с ранее запланированными видами и сроками выполнения работ.

Вместе с тем, в нарушение требований закона пунктом 4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 определено, что данные изменения вступают в силу после исключения жилых домов из Адресной программы городского округа Самара.

Таким образом, Правительством области фактически жилые дома, включённые в Адресную программу городского округа Самара, не включаются в Региональную программу капитального ремонта, что противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает права собственников помещений указанных многоквартирных домов.

Прокуратурой области в Самарский областной суд направлено административное исковое заявление о признании п.4 постановления Правительства Самарской области от 12.07.2016 № 370 не действующим. Исковое заявление принято к производству.

Лапушкина

Елена Владимировна

Уважаемые посетители сайта!

Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.

Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:

  • Рассмотрение обращений и организация личных приемов граждан. Содействие в восстановлении нарушенных прав.
  • Правовое просвещение граждан.
  • Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина.
  • Взаимодействие и сотрудничество с органами власти всех уровней и общественностью.

Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.

Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

Елена Владимировна Лапушкина

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03