443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20
8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
по сайту
Дата | Анонс |
---|
«Я престарелая женщина, имею ряд хронических заболеваний. У меня небольшая пенсия, при этом большая часть денежных средств уходит на оплату жилого помещения. Остающихся средств не хватает даже на продукты питания и необходимые лекарства».
(Их жалобы Е. Вх.№ 1088/Е-12 от 01.10.2012 г.)
Проблемы социальной поддержки и защиты граждан всегда остаются актуальными. Различается только уровень требований. И если несколько лет назад в Самарской области стояли вопросы неисполнения обязательств государством, то теперь мы говорим о качестве их исполнения. А поддержка требуется более миллиону человек из 3,5 миллионов жителей Самарской области: 934 587 пенсионерам; 247 366 людям с инвалидностью, в том числе, 8915 детям-инвалидам.
223 категориям граждан предоставляется 121 социальная выплата, объем денежных средств которых составил 15 524,8 млн. рублей из бюджетов всех уровней, из них 11 295,3 млн. рублей (72,8%) из областного бюджета, 3 382,9 млн. рублей (21,7%) – из федерального бюджета и 846,6 млн. рублей (5,5%) – из Фонда социального страхования. Из средств областного бюджета в 2012 году жителям Самарской области производилась выплата 55 пособий, компенсаций, доплат к пенсии и других социальных выплат.
В Самарской области в 2012 году получили развитие такие уникальные формы социальной поддержки, как приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, позволяющая проживать им в семейном уюте; оказание социальной помощи по социальному контракту, позволяющее поддержать тех, кто сам стремится улучшить свое материальное положение.
Так по социальному контракту максимальная сумма денежной выплаты увеличена с 25,0 тыс. рублей до 35,0 тыс. рублей, а также увеличен максимальный срок действия социального контракта с 6 до 12 месяцев. Помощь по социальному контракту в 2012 году получили 1783 малоимущих семьи[1].
В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В.Путин указал на необходимость выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующих детей[2].
В то же время, в Самарской области уже действуют такие меры социальной поддержки, как единовременная денежная выплата (семейный капитал) при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей[3], а в 2012 году была установлена новая мера социальной поддержки многодетных семей – ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка, не достигшего возраста трех лет[4].
Губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин в своем Послании депутатам Самарской Губернской Думы и гражданам Самарской области 25 декабря 2012 г. отметил, что значение и смысл любых экономических и технологических преобразований, в конечном счете, определяются достигнутым уровнем и качеством жизни людей, тем, насколько комфортна для них среда.
И самое важное – это отношение к человеку. Не только количество мер социальной поддержки имеет значение, но и то, насколько удобно и не унизительно людям их получить без многочисленного хождения по инстанциям и доказывания своей правоты; насколько должностные лица внимательны к нуждам простого человека; насколько он информирован о своих социальных правах; насколько доступны для него процедуры оформления льгот и субсидий; насколько различные выплаты и субсидии действительно улучшают качество жизни.
Жить стало лучше?
Поскольку уровень жизни и меры поддержки многих граждан зависят от величин прожиточного минимума и потребительской корзины, Уполномоченный по правам человека неоднократно отмечал необходимость существенной корректировки методики расчета прожиточного минимума и потребительской корзины.
Принятый в 2012 году Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» изменил подход к ее формированию. С целью повышения качества питания увеличена норма потребления в среднем на одного человека в год мясопродуктов, рыбопродуктов, молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов, и снижена норма потребления по хлебным продуктам, картофелю и жирам. Также установлены соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания.
Предполагается, что применение нормативно-статистического метода позволит избежать нарастающего несоответствия потребительской корзины фактическим расходам домашних хозяйств. Считается, что использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2013 году на 4,2%, в том числе для трудоспособного населения – 3,3%, пенсионеров – 8,2%, детей – 4,1 %.
Теоретически это выглядит вполне оптимистично. Но это усредненные цифры. И в ежегодных докладах Уполномоченный неоднократно подчеркивал, что статистические данные, цифры роста дохода, величины прожиточного минимума весьма условно отражают реальность материального обеспечения жизни самарцев. Так, в Самарской области утвержден прожиточный минимум пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, на 2013 год – 5 841 рубль[5]. Он действительно увеличился по сравнению с 2012 годом (5487 руб.) на 6,4 %. Однако в абсолютном выражении это увеличение составляет всего 354 рубля.
По информации Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, средний размер пенсии в 2012 году составил в нашей области 8790 рублей 53 копейки, что значительно выше величины прожиточного минимума.
При этом количество пенсионеров, получающих пенсию размером ниже величины прожиточного минимума – 132 905 человек. [6] Из этого количества лиц, теоретически имеющих право на социальную доплату к пенсии, по состоянию на 01.01.2013 года только половина – 65 633 человека – являются фактическими получателями федеральной социальной доплаты[7]. Следовательно, совокупный доход второй половины, из числа имеющих право на доплату, фактически выше величины прожиточного минимума. А значит, если пенсионер, продолжая трудиться, получает зарплату или положенные по закону какие-то выплаты, то при маленькой пенсии у него уже нет права на помощь государства.
И вновь приходится констатировать: меры социальной поддержки можно будет получать только тем, у кого среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В результате получения социальной доплаты таких пенсионеров практически нет. Но это вовсе не означает, что бедные остались, в основном, только среди семей с детьми, а пенсионеры всех категорий перешли в социальный статус людей с достатком.
Немногочисленные эксперименты чиновников и журналистов прожить хотя бы месяц на сумму, эквивалентную прожиточному минимуму, завершались потерей веса на 5-7 килограмм и выводами, что «так жить нельзя». Но, к сожалению, экономисты и законодатели, разрабатывающие параметры потребления, не считают возможным принципиальное изменение порядка расчетов уровня минимального потребления.
Самарская область в рейтинге агентства «РИА-Аналитика» находится на 23 месте по уровню жизни семей из 82 регионов. Примененным инструментом был «критерий бедности»: насколько доходы семьи выше официально утвержденного прожиточного минимума. На руках у среднестатистической самарской семьи с двумя работающими родителями и двумя детьми остается сверх прожиточного минимума чуть более 10 000 рублей в месяц. Именно в пределах этой суммы можно осуществлять мечты об автомобиле, поездке в отпуск, ипотеке, качественном образовании детям и прочих благах. При этом по критерию удовлетворенности населения качеством жизни Самарская область заняла 72 строчку в рейтинге[8].
Но это статистика. А вот что пишет Уполномоченному заявительница И.: «Я многодетная мама 4 детей. Сейчас мой сын студент второго курса и девчонки-тройняшки ученицы 3 класса. Мы с 2009 года живем на съемной квартире, жилье наше сейчас стоит 6 тысяч рублей: 3 тыс. я плачу на руки хозяину и 3 тыс. рублей коммуналка (свет, газ, вода). Я работаю на авиационном заводе 1/3 – контролер. Зарплата 7900 рублей, 3500 детские пособия. Бывает даже денег нет на хлеб. Дети отстранены от школьного питания – нечем платить, питание в школе стоит 1500 рублей за троих. Прошу Вас помогите нам»[9].
Правительство Самарской области предпринимает определенные меры для оказания помощи таким семьям. Семьи с четырьмя и более детьми по инициативе Губернатора Самарской области будут получать еще и единовременные доплаты.
С 1 января 2012 года были увеличены размеры ежемесячных пособий: 200 рублей на ребенка (было 130 рублей); 400 рублей на детей одиноких матерей (было 260 рублей); 300 рублей на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (было 195 рублей)[10], и еще целый ряд мер социальной поддержки. Однако, при учете реальной стоимости жизни этого явно недостаточно. И то, что выливается для распорядителей бюджетных средств в миллионы рублей, для отдельно взятой мамы составляет 200 рублей на месяц – это стоимость одной книги или коробки конфет или одной упаковки противовоспалительного средства. Получается, что при весомых затратах бюджета, размер пособия на одну семью практически никак не решает проблемы, и вся система оказания мер социальной поддержки требует иных подходов, основанных на адресности и ориентированных на реальные потребности семей с небольшими доходами.
В докладе 2012 года Уполномоченный обращал внимание министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на избыточную бюрократизацию при предоставлении гражданам материальной помощи. Были явно несопоставимы моральные и временные затраты граждан, вынужденно собиравших целый пакет документов, с размером получаемой материальной помощи. В 2012 году эта процедура существенно упростилась.
С 1 июля 2012 года для рассмотрения вопроса об оказании единовременной материальной помощи необходимо предоставить в государственное бюджетное учреждение Самарской области – центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по месту жительства заявителя паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. Дополнительно необходимые документы и информация, теперь запрашиваются сотрудниками центра в органах государственной власти и других организациях[11]. Жалоб в адрес Уполномоченного по правам человека в 2012 году по этому вопросу не поступало.
В 2012 году единовременная материальная помощь была предоставлена 1912 гражданам, в том числе освобожденным из мест лишения свободы, на сумму 6 121 999 рублей. Средний размер оказанной материальной помощи составил 3 202 рубля[12].
Неоднократными в 2012 году были обращения в адрес Уполномоченного по вопросу обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение.
Помимо частых жалоб на долгое ожидание путевки, в последние годы участились обращения граждан, не понимающих: почему при получении в соответствии с законом бесплатной санаторно-курортной путевки[13], они должны платить налог. Так заявительница М. в своем обращении к Уполномоченному пишет: «Я получила бесплатную путевку в санаторий им. В.Чкалова. Правда, назвать ее бесплатной нельзя, так как пришлось заплатить за нее 4 931 рубль»[14].
Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, должны платить налог. Путевка на санаторно-курортное лечение, приобретенная за счет бюджета Самарской области, является для получателя данной путевки доходом. Но существует и позиция заявителя: в законе говорится «обеспечение бесплатной путевкой», а при ее получении после нескольких лет ожидания вдруг уведомляют о необходимости заплатить налоги. Гражданам трудно согласиться, что, восстанавливая здоровье, они, тем самым, получают доход.
Во избежание двусмысленности при реализации права на получение обещанной законом бесплатной санаторно-курортной путевки Уполномоченным направлено обращение в Самарскую Губернскую Думу о рассмотрении возможности внесения в Закон № 210-ГД нормы, содержащей конкретизацию понятия «бесплатная путевка» и впрямую указывающую на включение ее стоимости в налогооблагаемую базу. К сожалению, полагаю непродуктивным решать вопрос оплаты налогов за счет выделенного на данные цели бюджетного финансирования – тогда сократится количество путевок, а расходы на «санкур» и без того не соответствуют потребностям.
Существующее финансирование путевок на санаторно-курортное лечение и по федеральному, и по региональному законодательству весьма ограничено. Обеспечение отдельных категорий граждан путевкой осуществляется не чаще одного раза в два года[15]. В 2012 году 9 665 человек были включены в списки учета граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном лечении, но в настоящее время путевками обеспечиваются граждане, подавшие заявление на получение путевки в 2006 году[16].
Для федеральных льготников в 2012 году на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и само лечение было выделено 100 917,0 тыс. рублей. По состоянию на 30.12.2012 г. лишь 6 913 граждан из 32 647 человек, состоящих в списке учета, были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение[17]. В такой ситуации увеличение стоимости выделяемых гражданам путевок для бюджетов всех уровней обернется еще большими сроками ожидания.
Ограниченные возможности здоровья
и ограниченные возможности финансов.
И другие ограничения прав инвалидов.
В Самарской области большое внимание уделяется созданию условий безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
Мониторинг состояния дел по созданию безбарьерной среды показал в 2012 году положительную динамику выявления и оборудования социально-значимых объектов в муниципальных образованиях Самарской области в целях их доступности для маломобильных групп населения. Но работа проводится в основном в крупных городских округах – таких как Самара и Сызрань.
В Самарской области количество территорий жилых домов и входов в жилые здания, где проживают инвалиды-колясочники, в которых отсутствуют условия безбарьерной среды, составляет 728 объектов (69,86%), при этом оборудованные объекты зафиксированы лишь на 17 территориях муниципальных образований. И не везде сооруженные приспособления соответствуют требованиям законодательства, а иногда и здравого смысла.
В г. Похвистнево пандус зачем-то соединяет два офиса – «Почты России»
и отделения Сбербанка, но съехать или подняться по нему невозможно.
Всего 225 квартир по области оборудовано для инвалидов (правда, в 2011 году их было только 201). Выявилась и пока неразрешимая на сегодняшний день проблема. Органы власти и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям[18]. Но текущее управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора с управляющей организацией[19]. Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества за определенную плату. А перечень услуг и работ и размер их оплаты собственники помещений должны утвердить на общем собрании[20]. И, как показывает практика и общественное мнение, собственники жилых помещений не готовы тратить собственные средства на обустройство доступной среды для маломобильных категорий граждан.
Более того, в настоящее время в Самарской области уже есть прецедент, когда в г. Тольятти жители дома на общем собрании отказали инвалиду-колясочнику, проживающему в данном доме, в установке подъездного пандуса. И это при том, что в Тольятти городская программа предусматривает устройство таких пандусов за счет бюджетных средств, даже не за счет жителей! Полагаю уместным в данном вопросе принятие волевых управленческих и нормотворческих решений, которых подчас с избытком хватает по иным «менее гуманитарным» отраслям.
Надо отдать должное, 2012 год был богат проявлениями общественных инициатив, направленных на поддержку людей, пострадавших от пожаров и стихийных бедствий, развитием добровольческого движения. Только в Крымск, пострадавший от наводнения, из Самары было направлено 50 тонн гуманитарной помощи, причем 2 из 7 работавших пунктов сбора гуманитарной помощи от населения открылись по инициативе граждан.
Поддерживая и участвуя в этих гражданских инициативах, хочу рассчитывать, что эти нравственные порывы будут не только действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, о которых становится известно всей стране, но и по отношению к тем, кто живет с нами рядом, в будничной повседневности, когда нет информационного сопровождения гражданских поступков, в которых, тем не менее, нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на миллионные затраты бюджета, так и не решена проблема непрерывного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В 2012 году в Самарской области 69 088 человек нуждались в обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) согласно федеральному и региональному перечням. Почти 600 миллионов рублей поступили на эти нужды из федерального бюджета. Но только 50 060 федеральных льготников было обеспечено ТСР, причем почти 500 миллионов рублей ушло на компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации[21].
Конечно, об использовании в 2012 году по назначению 56 млн. рублей, поступивших в Самарскую область 24 декабря 2012 года, не стоит даже говорить. Однако простые арифметические действия показывают, что остались не использованными 36,6 млн. рублей, имевшиеся в наличии с начала 2012 года. И это уже нельзя объяснить проблемами с поступлением денег в регион. При этом 19 тысяч инвалидов, нуждающихся в обеспечении ТСР, но так и не обеспеченные ими, остались со своими проблемами без положенной по закону помощи. И как объяснить инвалиду, ежедневно остро нуждающемуся в кресле-коляске, ходунках или памперсах, что он не получил их даже при наличии денежных средств.
В адрес Уполномоченного по правам человека поступила жалоба инвалида 2 группы Ж., на невозможность получения двух пар ортопедической обуви, положенной ей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации[22]. При обращении в Кировский ЦСО в начале года заявительница услышала от специалиста Центра, что пришла очень рано; в апреле ей отказали на том основании, что в прошлом году она получила обувь только в октябре, и еще не прошли положенные 6 месяцев. В середине июня Ж. получила направление, но на протезно-ортопедическом предприятии на тот момент заказ на взрослую обувь закончился и шел заказ только на детскую обувь. 27 сентября заявительнице позвонили с предприятия, что открыт заказ на взрослую обувь. После тягостных объяснений со специалистом Центра, считающим правильным для получения актуальной информации не телефонный звонок на протезно-ортопедическое предприятие, а поездку туда с трудом передвигающегося инвалида, Ж., с помощью вникающих в конкретную ситуацию специалистов протезно-ортопедического предприятия, все-таки оформила заказ на первую в 2012 году пару обуви. По логике специалистов и правилам социальной службы вторую пару обуви в 2012 году она получить уже не успевала. Тем не менее, после вмешательства Уполномоченного по правам человека Ж. получила и вторую пару обуви.
Если обычному человеку нужна пара обуви, он идет в магазин и покупает ботинки или туфли.
Если человеку с ограниченными физическими возможностями здоровья нужна специальная обувь, то ему предлагается пройти следующую процедуру, которую выдержит не каждый здоровый человек, адаптированный к бюрократическим реалиям. Четко прописанный порядок предполагает: инвалид или лицо, представляющее его интересы, подает заявление о предоставлении протезно-ортопедических изделий (ПОИ) в Центр социального обслуживания (ЦСО) по месту жительства инвалида; ЦСО рассматривает заявление и в 15-дневный срок уведомляет инвалида о постановке на учет на получение ПОИ. В соответствии со списком учета ЦСО выдает инвалиду направление на получение ПОИ в организацию, которая непосредственно и будет обеспечивать инвалида изделиями. Для открытия заказа на изготовление или получение ПОИ инвалид обращается непосредственно в отобранную организацию. В случае бессрочно разработанной ИПР и истечением сроков пользования ПОИ, замена изделий осуществляется на основании заявления, поданного инвалидом или лицом, представляющим его интересы, в ЦСО по месту жительства[23].
Это – упрощенный пересказ порядка получения протезно-ортопедических изделий инвалидами!
Однако реальность оказывается еще более сложной. Дата постановки на учет и дата непосредственного заказа ПОИ могут разделяться месяцами. Но выдача направления на получение новых изделий начинается только после истечения срока пользования предыдущим – в этом вопросе сотрудники социальной службы непреклонны. Поэтому и получается, как в случае с Ж.: сначала менять обувь не положено, а потом – ее нет.
О сложностях в получении инвалидами ТСР говорит и тот факт, что им сотни раз приходилось добиваться положенного по закону в судебном порядке; в 2012 году было вынесено 310 судебных решений об обязании государственных бюджетных учреждений Самарской области «Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» выдать технические средства реабилитации инвалидам[24].
Министерство социального развития в принципе не видит в этом большой проблемы, так как инвалиды имеют право приобрести протезно-ортопедические изделия за счет собственных средств и обратиться в ЦСО за возмещением понесенных расходов[25]. Однако большинство инвалидов живет от «пенсии до пенсии», и жизнь им овердрафта не представляет.
Свою лепту в создании препятствий для бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ТСР вносит узаконенный громоздкий и долгосрочный механизм проведения закупок. Так, в декабре 2012 года министерством социально-демографической и семейной политики, было направлено 27 заявок на размещение заказов на поставку технических средств реабилитации и оказание услуг по обеспечению федеральных льготников протезно-ортопедическими изделиями на общую сумму 44 079,59 тыс. рублей (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.). Главным управлением организации торгов Самарской области было объявлено 26 конкурсных процедур на поставку ТСР.
По состоянию на 28.01.2013 г. осуществлялось заключение только шести государственных контрактов по итогам открытых аукционов в электронной форме, состоявшихся в январе 2013 года. Поставки ТСР и обеспечение инвалидов запланированы на февраль 2013 года.
В январе 2013 года министерством была направлена заявка на размещение заказа на оказание услуг по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями на сумму 144 790,795 тыс. рублей, готовится документация на поставку других технических средств реабилитации в соответствии с формирующейся потребностью[26]. Соответственно, ближайшая дата, когда изделия поступят инвалидам – конец марта. А в течение I квартала большинству инвалидов придется заниматься самообеспечением.
Проблема организации и проведения госзакупок давно обсуждаема и признана на всех уровнях. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию говорил о проблеме госзакупок как о «питательной зоне» для коррупции и обратился с просьбой к парламенту ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе[27]. В связи с подготовкой данного закона предлагаю Самарской Губернской Думе при поступлении на обсуждение проекта федерального закона о федеральной контрактной системе обратить особое внимание на наличие в нем норм, определяющих возможность ритмичного и непрерывного процесса обеспечения инвалидов ТСР.
В течение трех лет Уполномоченный в докладах поднимал проблему обслуживания инвалидов по зрению в отделениях Сбербанка России, в которых операции по вкладам могут совершать только доверенные лица незрячих граждан по нотариально заверенным доверенностям, что требует дополнительных процедур с участием инвалидов и доставляет им массу неудобств. Данный вопрос, наконец, был проработан Сбербанком России, с участием Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Красного знамени общество слепых» (ВОС), и создана возможность использования факсимильной подписи по оформлению наличных приходных и расходных операций по вкладам физических лиц – инвалидов по зрению. Пока пилотный проект реализуется в ряде отделений Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России», который продлится до 25.05.2013 года. Затем ОАО «Сбербанк России» будет рассмотрен вопрос о возможности использования факсимильной подписи для осуществления операций по вкладам во всех отделениях ОАО «Сбербанк России»[28].
В докладах за прошлые годы Уполномоченный останавливался на проблемах социального обслуживания. При этом уже несколько лет подряд Уполномоченным отмечалось, что вопросы надомного и полустационарного социального обслуживания граждане не поднимают в своих обращениях и на встречах, что является признаком удовлетворенности жителей Самарской области данным видом социальной поддержки в целом.
Так в Самарской области по состоянию на 01.01.2013 года на социальном обслуживании на дому состоит 47 902 человека, из них инвалидов – 18 164 человека, престарелых (80 лет и старше) – 17 335 человек, одиноко проживающих – 32 270 человек.
А вот в стационарном социальном обслуживании усугубляется проблема с нехваткой мест.
В настоящее время в области функционирует 39 пансионатов на 5 080 мест. При этом нельзя не отметить, что средний возраст проживающих в пансионатах – 70 лет, средняя продолжительность жизни в учреждениях соцзащиты составляет 75 лет (в Самарской области средняя продолжительность жизни – 68,7 лет, по Российской Федерации – 70,3). Очередность пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, по состоянию на 01.01.2013 года составляет 616 человек, из них 505 граждан нуждаются в направлении в пансионаты психоневрологического профиля (в 2011 году было соответственно 441 и 359 человек). Срок ожидания путевки в пансионаты общего типа – около 1 года, а в стационарные учреждения психоневрологического профиля составляет около 3 лет[29].
Кроме того, ликвидирован Тимашевский пансионат для инвалидов (дом – интернат для психических больных)[30]. Уполномоченный уже обращал внимание на проблему необходимости реконструкции данного учреждения. И вот выяснилось, что теперь данной проблемы нет. При этом выбран очень «эффективный» вариант ее решения – ликвидация самого объекта.
Длительная очередность в пансионаты психоневрологического профиля порождает еще одну значительную проблему. В Самарской психиатрической больнице на момент подготовки настоящего доклада 169 пациентов состояли в очереди в министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области для получения путевок в пансионаты[31]. Этим людям уже положена была выписка, но направить их, кроме пансионатов, некуда - а значит, все они были ущемлены в условиях проживания (больница есть больница, тем более психиатрическая). А поскольку они занимают койко-места, то другие 169 потенциальных пациентов не могут получить стационарную медицинскую помощь.
Помимо стационарного и нестационарного социального обслуживания большое развитие в Самарской области получило предоставление реабилитационных услуг, которые оказываются 10-ю государственными бюджетными учреждениями – центрами реабилитации. В 2012 году на базе реабилитационных центров услуги получили более 10,5 тысяч инвалидов.
Однако в настоящее время существующая сеть центров реабилитации не может удовлетворить потребность всех граждан, нуждающихся в получении реабилитационных услуг. Очередность по состоянию на 01.01.2013 года составляет около 16,9 тысяч человек (в целом за год потребность возросла на 1,1 тысяч человек), срок ожидания путевки на курсы реабилитации в стационарные реабилитационные центры «Береза», «Новокуйбышевский», «Преодоление», «Доблесть» достигает трех-пяти лет[32].
С целью повышения уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, расширения спектра и обеспечения доступности оказываемых реабилитационных услуг на территории региона считаю актуальным расширение сети реабилитационных учреждений для инвалидов с неврологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, как в условиях стационарного размещения инвалидов, так и в условиях дневного пребывания за счет создания новых реабилитационных корпусов в городах Самара и Тольятти.
Россия 3 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В соответствии со ст.19 Конвенции все инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания, получая для этого необходимые вспомогательные услуги, предоставляемые на дому, по месту жительства, включая персональную помощь, если это необходимо для поддержки жизни инвалидов.
Но! При существующей в Самарской области многообразной системе реабилитации инвалидов, к сожалению, недостаточно учитывается проблема реабилитации и ресоциализации инвалидов вследствие психических заболеваний. За долгое время существования системы психиатрической помощи как абсолютно закрытой от общества вызвало как ее отставание от прогрессивных достижений в области реабилитации и ресоциализации инвалидов, так и непонимание необходимости этих изменений самим обществом. Действующий в Самаре ГБУ Самарской области «Реабилитационный центр для инвалидов вследствие психических заболеваний (центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов) «Здоровье» в течение года может оказать социальные услуги 500 инвалидам. В центре функционируют три производственных цеха, в которых работа максимально приближена к реальным производственным условиям, центр укомплектован квалифицированными кадрами, оборудован тренажерным залом для занятий ЛФК. Однако, ежегодно прохождение реабилитации в этом центре учреждениями МСЭ назначается нескольким сотням человек, только в 2012 году – 411 инвалидам[33]. И далеко не все, кто нуждается в реабилитации и социализации, особенно сельские жители, могут эту помощь получить.
К Уполномоченному обратились члены общественной организации «Новые возможности» с просьбой оказать содействие в рассмотрении вопроса разработки областной целевой программы развития системы психиатрической помощи в Самарской области. Целью данной программы должно стать снижение последствий социальной изоляции инвалидов этой категории, восстановление важных навыков и умений, представление государственной поддержки им и членам их семей по сопровождению проживания в домашних условиях. Появление такой государственной поддержки предоставит этим гражданам шанс на возвращение в общество на доступном для них уровне, при этом поддержка «проживания дома» позволит определенной части больных выйти за пределы больницы, освободив там места, а также снизится потребность в местах в пансионатах психоневрологического профиля. К сожалению, и в массовом сознании, и в сознании распорядителей бюджетных средств относительно приоритетов их вложения нередко имеют место определенные стереотипы: люди, страдающие психическими отклонениями, рассматриваются как бесполезная для общества социальная группа, а создание условий для их существования – как бессмысленная трата денежных средств (здоровым и нормальным не хватает).
Примером стигматизации по отношению к людям с нестойким психическим здоровьем является ситуация, описанная в жалобе заявителя А.[34] В ходе личного приема руководителем департамента здравоохранения г. Тольятти по вопросу лечения травмированных конечностей она была принудительно госпитализирована в психиатрическую больницу. Основанием для госпитализации послужило поведение А., по заявлению сотрудников департамента агрессивное, неуправляемое, демонстративно суицидальное. Получается, что работать с данной категорией людей не всегда умеют даже представители органов власти.
Вместе с тем проблема существования таких людей для общества в целом имеет иные аспекты. Во-первых, проявление гуманизма по отношению к лицам, страдающим психическими заболеваниями – это показатель морального здоровья общества. Во-вторых, поддержка таких людей способствует коррекции агрессивного и депрессивного поведения не только их самих, но и их родственников, соседей и других лиц, вовлеченных в общение с людьми с альтернативной психикой. В-третьих, количество таких лиц растет. По данным Росстата по Самарской области, заболевание населения психическими расстройствами и расстройством поведения составляет: в 2009 году – 22 688 человек, в 2010 году – 24 620 человек, в 2011 году – 26 888 человек[35]. И это, при отсутствии соответствующих мер, несет в себе угрозу благополучию населения.
Не случайно в некоторых регионах вопросы оказания психиатрической помощи поставлены в контексте региональной безопасности. С учетом межведомственного характера проблем, связанных с психиатрической помощью, полагаю своевременным рассмотреть возможность формирования при Правительстве Самарской области межведомственной комиссии по развитию психиатрической помощи и разработки соответствующей комплексной программы. При этом неотъемлемой частью программы развития психиатрической помощи в Самарской области должен стать вопрос удовлетворения потребностей Самарской психиатрической больницы. В настоящее время значительная часть лечебных корпусов ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» располагается в деревянных корпусах, построенных в конце 19 века, крайне изношенных и не соответствующих действующим санитарным и противопожарным нормам. Сотрудниками МЧС неоднократно выносились предписания по фактам нарушений Правил пожарной безопасности и Санитарных норм и правил в части размещения корпусов больницы в зданиях ниже 3 степени огнестойкости.
Необходимость строительства лечебных корпусов также обусловлена чрезвычайной скученностью в палатах (до 25 – 30 человек), что исключает возможность полноценного наблюдения за больными и существенно осложняет возможность их эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. В больнице на 1 койку приходится лишь 3,8 кв. м палатной площади вместо нормативных 7,5 кв. м. В настоящее время в ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» проходят лечение 1 342 пациента, из них 500 больных располагаются в деревянных корпусах. На обращения главного врача по данной проблеме в адрес министерств здравоохранения, строительства, экономического развития, инвестиций и торговли, департамента общественной безопасности, заместителя председателя Правительства Самарской области признается целесообразность строительства, однако в бюджете Самарской области на текущий год и плановый период расходные обязательства на указанные цели не предусмотрены. Учитывая социальные риски пребывания больных людей в недопустимых для их состояния здоровья условиях, считаю необходимым Правительству Самарской области рассмотреть вопрос финансирования строительства.
2012 год: проблемы, требующие внимания!
С каждым годом растет число обращений к УПЧ, связанных с отсутствием архивных документов, что нарушает права граждан на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.
Так к Уполномоченному обратились граждане Т. и Н.,[36] проработавшие более десяти лет в ГУП «347 Военпроект МО РФ» и уволившиеся оттуда в 1996 и 1993 годах. При обращении в управление Пенсионного фонда РФ по вопросу назначения пенсии заявители узнали, что первичные бухгалтерские документы за указанные периоды, необходимые для расчета размера пенсии, в организации отсутствуют. А по их утверждениям, зарплата в данной организации была наиболее выгодна для расчета размера пенсии. Заявители пишут Уполномоченному: «В чем наша вина? Почему из-за халатности руководства (а может и преднамеренного деяния) мы должны влачить жалкое существование».
Руководитель нынешней организации, правопреемника ГУП «347 Военпроект МО РФ», был готов оказать всяческое содействие заявителям, однако в соответствии с нормативными правовыми документами управление Пенсионного фонда, учитывая их трудовой стаж в ГУП «347 Военпроект МО РФ», не смогло для расчета размера пенсии принять наиболее выгодный для заявителей вариант зарплаты.
Подобная ситуация сложилась и у гражданки Р., которая с 1971 по 1974 годы работала на заводе Силикатного кирпича в г.Самаре, что подтверждено записями в трудовой книжке. Однако справку по заработной плате она получить не может ввиду полной утраты бухгалтерской документации за этот период в связи с затоплением архива в результате прорыва системы отопления[37].
На это же жалуется в обращении к Уполномоченному заявитель Л.[38], работавший в 1978 году в ЖКК треста «Куйбышевтранстрой», документы которого на архивное хранение в трест не были переданы. Аналогичная жалоба поступила Уполномоченному и от заявителя И[39]., работавшего с 1972 по 1975 годы в ВПО «Тюменьгазпром», откуда документы по личному составу за эти годы на архивное хранение не поступали, местонахождение их неизвестно – а в результате И. утратил по чьей-то халатности четыре года «северного» стажа и информацию о заработке, очень важные при расчете пенсии.
Вообще-то, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей – его бывших коллег по работе, которые могут подтвердить, что человек действительно работал в коллективе[40]. Однако в реальности в подобных случаях весьма сложно в судебном порядке установить факт работы и стажа, так как обычно прошло уже много лет, и свидетелей найти очень сложно. А уж если человек переехал из бывших союзных республик и бывший работодатель находится в настоящее время в другом государстве доказать факт и стаж трудовой деятельности практически невозможно.
В то же время действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок установления среднемесячного заработка для лиц, документы о заработке которых не сохранились по тем или иным причинам. Исключение составляют случаи, когда документы не сохранились в результате наводнений, землетрясений, ураганов. Органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии[41]. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и членов комсомола, партийные и профсоюзные билеты, расчетные книжки (расчетные листы), приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Предлагаю Отделению Пенсионного фонда РФ по Самарской области обратиться в Правление Пенсионного фонда РФ с просьбой о повторном рассмотрении вопроса возможности учета факта работы и заработка по косвенным доказательствам. А поскольку данная проблема касается граждан на всей территории Российской Федерации, предлагаю подключиться к ее решению представителям органов законодательной власти, избранным от Самарской области.
Проблема местного значения, но от этого не менее острая – это судьба 126 квартирного специализированного жилого дома № 365 для ветеранов в г. Самара проспекту Кирова 365.
В специализированном жилом доме, построенном в 2000 году в рамках мероприятий, проводимых в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне, квартиры могут быть предоставлены только инвалидам и участникам войны[42]. На сегодняшний день объективно освободившиеся квартиры пустуют, из 126 квартир заселены только 51. В жалобе на имя Уполномоченного ветеран К., проживающий в данном доме, с тревогой сообщает, что «всех одолевает страх неизвестности» [43]. Уполномоченным была запрошена информация о предполагаемом использовании освободившихся жилых помещений в Доме ветеранов.
Администрация г.о. Самара со ссылкой на статьи 92, 98, 109 Жилищного кодекса, вполне обоснованно полагает, что не вправе устанавливать порядок предоставления жилых помещений в специализированных домах в силу отсутствия таких полномочий у органов МСУ[44]. Но и на региональном уровне вопрос пока тоже не решен[45]. До настоящего времени изменения в Положение, расширяющие круг лиц, имеющих право на вселение в специализированный жилой дом по проспекту Кирова не внесены. Квартиры пустуют, дом постепенно приходит в негодность. И это при наличии в г. Самаре многотысячной очередности на обеспечение жильем.
В то же время в Самарской области имеется пример мудрого решения подобной проблемы. В городском округе Сызрань введен в эксплуатацию в 2006 году специализированный жилой дом, Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 23.01.2007г. № 104 отнесенный к специализированному дому социального обслуживания населения – дому для инвалидов, участников ВОВ и лиц, приравненных к ним. В данном доме 120 квартир, освобождающиеся квартиры заселены семьями инвалидов боевых действий, семьями погибших (умерших) инвалидов, ветеранов боевых действий. В настоящее время все жилые помещения в доме распределены, на учете на предоставление жилых помещений в данном специализированном доме состоят 18 очередников вышеуказанной категории граждан.
Пример сызранского спецжилдома доказывает востребованность данного вида жилья и острую необходимость принятия областных нормативных актов, делающих легитимными действия органов местного самоуправления.
На территории Самарской области специализированные жилые дома ветеранов функционируют в городских округах Самара, Новокуйбышевск, Тольятти, Сызрань, Чапаевск. Во всех этих городах нуждаются в обеспечении жильем граждане, имеющие особые заслуги перед Отечеством. Но есть и многолетний успешный опыт бюрократического ухода властей от поиска решения их проблем. В связи с изложенным считаю целесообразным предложить Самарской Губернской Думе разработать порядок предоставления жилых помещений в специализированных жилых домах на территории Самарской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
[1] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013г.
[2] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // http://президент .рф/news/17118
[3] Закон Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД (ред. от 23.11.2011) «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»
[4] Закон Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД (ред. от 31.10.2012) «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»
[5] Закон Самарской области от 10.10.2012 № 91-ГД «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области на 2013 год»
[6]В соответствии с Законом Самарской области от 06.10.2011 № 88-ГД «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области на 2012 год» (5 487 рублей 00 копеек).
[7] Письмо заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Нефедовой С.М. исх. № 12.0/13-710 от 24.01.2013 г.
[8] Сайт РИА РЕЙТИНГ. 25 мая 2012 г. // http://ria.ru/research_rating/20120525/657260250.html.
[9] Жалоба И. вх. № 0052/И-13 от 23.01.2013 г.
[10] Закон Самарской области от 21.11.2011 № 119-ГД «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»; письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. Исх. № 5/62 от 01.02.2013 г.
[11] В соответствии с дополнением, внесенным в постановление Правительства Самарской области от 18.08.2004 № 45 «Об утверждении Положения об оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Самарской области» (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
[12] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013г.
[13] Закон Самарской области от 08.12.2005 № 210-ГД «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение».
[14] Жалоба М. вх. № 3864 от 28.12.2012г.
[15] Закон Самарской области от 08.12.2005 № 210-ГД «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение».
[16] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013г.
[17] Письмо заместителя министра – руководителя департамента социальной защиты населения Низовцевой О.О. исх. № 9 от 07.02.2013г.
[18] Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
[19] Ст. 163 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
[20] Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
[21] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013 г.
[22] Жалоба Ж. вх. № 1160/Ж-12 от 19.10.2012
[23] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1666н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями»; письмо заместителя министра – руководителя департамента социальной защиты населения Низовцевой О.О. исх. № 9 от 07.02.2013 г.
[24] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013г.
[25] Письмо заместителя министра – руководителя департамента социальной защиты населения Низовцевой О.О. исх. № 9 от 07.02.2013 г.
[26] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013 г.
[27] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. http://президент .рф/news/17118
[28] Письмо и.о. председателя банка, первого заместителя председателя банка Поволжского банка ОАО «Сбербанк России» С.В.Тютина вх. № 415 от 08.02.2013г.
[29] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013 г.
[30] Постановление Правительства Самарской области от 07.07.2010 № 305 «О ликвидации государственного учреждения Самарской области «Тимашевский пансионат для инвалидов» (дом – интернат для психических больных)».
[31] Письмо главного врача ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» Шейфера М.С. исх. № 371 от 05.02.2013 г.
[32] Письмо министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Антимоновой М.Ю. исх. № 5/62 от 01.02.2013г.
[33] Письмо и.о.руководителя –главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» К.А.Борисова исх. № 9-2/45 от 05.02.2013 г.
[34] Жалоба А. вх. № 884/А-12 от 22.08.2012 г.
[35] http://www.samarastat.ru/digital/region13/osnpokaz/08_раздел.pdf. Данные за 2012 год на момент подготовки доклада отсутствовали
[36] Жалоба вх. № 0532/Кол.-12 от 05.06.2012 г.
[37] Жалоба Р. вх. № 72/К-12 от 27.01.2012г.
[38] Жалоба Л.вх.0961/Л-12 от 05.09.2012г.
[39] Жалоба И. вх.0867/И-12 от 20.08.2012г.
[40] Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
[41] Разъяснения Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда России от 27.11.2001 г.
[42] Положение «О порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилом доме для инвалидов и участников Великой Отечественной войны в г. Самаре по пр.Кирова 365», утвержденное решением Самарской городской Думы от 29.12.2000 № 30.
[43] Жалоба К. вх. № 1360/К-12 от 30.11.2012г.
[44] Письмо первого заместителя Главы городского округа Самара В.В.Кудряшова исх. № 39-15-01/10520 от 27.12.2012г.
[45] Письмо председателя комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы Н.А.Ренца исх. № 5.6-09/1247 от 28.02.2013г.
Самарские студенты узнали, что такое «открытое правительство».4 апреля 2013 Ирина Скупова обозначила проблемы и задачи развития гражданского общества нашего региона. |
Елена Владимировна
Уважаемые посетители сайта!
Рада приветствовать вас на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области.
Здесь вы можете найти всю необходимую информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека и сотрудников аппарата, а также о проводимой в Самарской области правозащитной работе.
Напомню, что основными направлениями нашей деятельности являются:
Сегодня вызовы времени требуют от всех уровней исполнительной власти, депутатского корпуса, правозащитного сообществ постоянного взаимодействия, направленного на достижение главной цели – защиты конституционных прав и свобод наших граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены – обращайтесь к Уполномоченному по правам человека. Каждое обращение рассматривается нами всесторонне, объективно, своевременно, с привлечением уполномоченных органов для разрешения той или иной ситуации.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Елена Владимировна Лапушкина
443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
Телеграм канал
ВКонтакте
г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03